Всемирная история Страны Азии в современном мире

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План занятия №14

Дата _08.12.2016__ Группа _ТЭ-16-9_
Дисциплина Всемирная история

Тема урока: Страны Азии в современном мир

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: Дать общее понятие о развитии стран Азии, о ключевых исторических событиях в Азиатском континенте после II мировой войны

Задачи урока:

Образовательная:

  • Раскрыть содержание понятия о Корейской войне, Вьетнамской войне, Шестидневной войне. НОД народов Азиатских стран на пути независимости. Индустриальное развитие азиатских «тигров».

  • Познакомить студентов с новейшей историей азиатских стран

  • Сформировать представления о Японии и новых индустриальных странах, модернизации и реформы Китая, Исламском мире и Индии

  • Развивающая:

  • Развивать культуру устной, диалогической, письменной речи

  • Развивать познавательный интерес

  • Расширять кругозор студентов

Воспитательная:

  • Содействовать формированию мировоззренческих понятий

  • Показать связь предмета с реальной действительностью

Межпредметная связь Основы политологии и социологии, культурология, история Казахстана

Методы обучения: Словесный рассказ, наглядно-демонстрационный

Материально-дидактическое оснащение: компьютер, интерактивная доска

Литература:_1. Нуржарова М.А. «Всемирная история» Астана 2007г.

2. Лекенов Д.М. «Всемирная история» Алматы 2008г.

Ожидаемые результаты:

Студент должен знать: понятия об истории стран Азии после 2 мировой войны

Студент должен уметь: определить различия развития стран Азии

Студент должен владеть: научиться самостоятельно работать с учебным материалом, при этом правильно подбирать материал по данной теме

Ход занятия

1.Организационный момент: поприветствовать студентов, проверить посещаемость

2. Проверка домашнего задания, опрос студентов

3.Объяснение нового материала. Лекция 14. Страны Азии в современном мир

4.Закрепление изученного материала: заполнение рабочей тетради, игра «Брейн-ринг», игра «Дебаты».

5. Подведение итогов: выставить оценки

6.Домашнее задание: выписать и прочитать конспект.

Ход занятияЭтапы занятия

Дозировка времени

Управленческая деятельность преподавателя

Деятельность учащихся на каждом этапе

Средства каждого этапа занятия

1.Организационный момент

3 мин

Рапорт дежурного (дата, кто отсутствует, что задано на дом)

Наличие конспектов

Журнал

2.Проверка дом.задания

15 мин

Опрос студентов

Наличие конспектов

Вопросы

презентация

3.Объяснение нового материала

27 мин

Ознакомление студентов по новой теме: Страны Азии в современном мир.

Показ видеоматериалов, работа с картой.

Объяснение темы преподавателем

Всемирная история Нуржарова М.А. «Всемирная история» Астана 2007г.

Презентация

4.Закрепление изученного материала

35 мин

Заполнение рабочей тетради, игра «Брейн-ринг», игра «Дебаты»

Заполнение тетради, игра


Рабочая тетрадь

5. Подведение итогов

5 мин

Выставление оценок

Выставление оценок

Журнал

6. Домашнее задание

5 мин

Тема для самостоятельной работы: Страны Азии в современном мир

Преподаватель записывает на доске дом.задание: Нуржарова М.А. «Всемирная история» Астана 2007г.

Книги, интернет ресурсы

Закрепление прошлого материала:Всемирная история Страны Азии в современном мире

  1. Генеральные секретари ЦК КПСС (отгадать имена)

Всемирная история Страны Азии в современном миреВсемирная история Страны Азии в современном миреВсемирная история Страны Азии в современном миреВсемирная история Страны Азии в современном миреВсемирная история Страны Азии в современном мире

  1. Знаменательные даты в истории СССР

  • 1941-1945 г. - Великая Отечественная война

  • 1946 г. 5 марта - начало «Холодной войны»

  • 1953 г. 5 марта - смерть И.В.Сталина

  • 1955-1965 г. - освоение целины

  • 1961 г. 12 апреля - полет Ю.А.Гагарина

  • 1980 - Олимпийские игры в Москве

  • 1986 - Чернобыльская катастрофа

  • 1991 г. 21 декабря - распад СССР

Изучение нового материала:

Азия - самая большая часть Старого Света,

треть всей суши земного шара, колыбель

человеческого рода и хранительница

древнейших исторических воспоминаний

Николай Гоголь

Тема урока:

Страны Азии в современном мире

Цель урока: Дать общее понятие о развитии стран Азии, о ключевых исторических событиях в Азиатском континенте после II мировой войны

Задачи урока:

Образовательная:

  • Раскрыть содержание понятия о Корейской войне, Вьетнамской войне, Шестидневной войне. НОД народов Азиатских стран на пути независимости. Индустриальное развитие азиатских «тигров».

  • Познакомить студентов с новейшей историей азиатских стран

  • Сформировать представления о Японии и новых индустриальных странах, модернизации и реформы Китая, Исламском мире и Индии

  • Развивающая:

  • Развивать культуру устной, диалогической, письменной речи

  • Развивать познавательный интерес

  • Расширять кругозор студентов

Воспитательная:

  • Содействовать формированию мировоззренческих понятий

  • Показать связь предмета с реальной действительностью

Лекция №14

Более 170 государств Азии, Африки и Латинской Америки, многие из которых в недавнем прошлом являлись колониальными и зависимыми странами, после второй мировой войны в той или иной форме столкнулись с необходимостью поиска путей модернизации. Не случайно одним из общих определений для этих государств является термин «развивающиеся». Всемирная история Страны Азии в современном мире

ЯПОНИЯ И НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ

Для многих развивающихся государств большую притягательность имел опыт послевоенного восстановления и модернизации Японии, ускоренного развития Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Гонконга - четырех азиатских «тигров», как их называли.
Япония после второй мировой войны. Япония, первая индустриальная страна Азии, понесла большой урон от бомбардировок в годы войны, от послевоенного развала экономики. Ее территория была оккупирована американскими войсками. Производство национального дохода на душу населения в 1950 г. было ниже уровня середины 1920-х гг. Впервые в XX веке по этому показателю Япония уступала России (СССР). Инфляция достигла 1500%. Тем не менее, Япония располагала квалифицированной и дисциплинированной рабочей силой, опытом индустриального развития. Реформы, проведенные американской администрацией, также в известной мере содействовали будущему экономическому росту страны.
Согласно конституции 1947 г., разработанной с участием оккупационных властей, Япония была монархией, но император был лишен реальной власти, оставшись символом единства нации. Был создан двухпалатный парламент, избиравшийся на основе всеобщего и равного избирательного права. Впервые право голоса получили женщины. Правительство формировалось парламентским большинством. Это подразумевало, что в стране должна была сложиться система европейского типа политических партий, отражающих интересы различных социальных групп и слоев общества.
С проведением земельной реформы, ограничившей предельный размер угодий, была подорвана система помещичьего землевладения. К 1950 г. крестьянство стало собственником 80% арендуемой им земли, в стране сложился слой свободных фермеров. Были отменены привилегии бывших феодалов, ликвидированы дзайбацу - олигархическо-клановые объединения, контролировавшие промышленность. Новые законы о труде сняли ограничения на создание профсоюзов, утвердили их право на заключение коллективных договоров, ввели восьмичасовой рабочий день. Проведенные преобразования ознаменовали собой преодоление наследия феодализма в Японии, переход ее в русло буржуазно-демократического развития.
С подписанием 8 сентября 1951 г. мирного договора полномочия американской администрации прекратились, вся полнота власти перешла к избранному гражданскому правительству. В то же время на территории Японии, согласно «договору безопасности», остались американские войска, базы военно-воздушных и военно-морских сил США. Всемирная история Страны Азии в современном миреВсемирная история Страны Азии в современном мире

КИТАЙ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ

1 октября 1949 г. с победой коммунистов в гражданской войне в Китае было провозглашено создание Китайской Народной Республики (КНР). Остатки войск гоминдана отступили под прикрытием американского флота на остров Тайвань, часть их отошла в Бирму.
Председателем созданного в КНР правительства стал Мао Цзэдун. Политический режим, утвердившийся в Китае, определил себя как «демократическая диктатура народа».
Строительство основ социализма в Китае. Первые меры нового правительства были связаны с распространением на всю территорию Китая законов, которые уже действовали в освобожденных районах. Была проведена аграрная реформа. Земли помещиков, монастырей, собственников, не обрабатывавших их самостоятельно, а также скот и инвентарь были распределены между крестьянами на уравнительной основе. Необрабатываемые земли, недра земли, леса и т.д. стали собственностью государства. Особое внимание уделялось развитию системы образования, строительству железных дорог, предприятий тяжелой индустрии.
Эти меры соответствовали историческим традициям деятельности центральной власти Китая прежних веков. Они встретили поддержку большинства населения, особенно крестьянства, составлявшего свыше 80% населения страны. Взяв курс на строительство социализма, соответствующего советской модели, руководство КНР вступило на путь кооперации крестьянства, включая обобществление земли. За счет национализации экономика почти полностью перешли под контроль государства.
Большую помощь Китаю оказывал Советский Союз. Китаю был передан Порт-Артур, предоставлены кредиты на льготных условиях. Оказывалась помощь в перевооружении армии, особенно в связи с войной в Корее, в создании тяжелой промышленности, в частности машиностроения, автомобилестроения. Готовились кадры для народного хозяйства Китая, советские специалисты работали на китайских предприятиях. Постепенно, однако, отношения между СССР и Китаем начали ухудшаться.
Развенчание XX съездом КПСС культа личности И.В. Сталина, преступлений, совершенных в годы сталинизма, вызвало раздражение в руководстве Компартии Китая. Мао Цзэдун считал, что КПСС не имела права единолично оценивать деятельность Сталина - лидера всего коммунистического движения. Всемирная история Страны Азии в современном миреВсемирная история Страны Азии в современном мире

ИНДИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКАВсемирная история Страны Азии в современном мире

В годы второй мировой войны в Индии усилилось движение за достижение независимости. Партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) начала кампанию гражданского неповиновения, призывая не поддерживать военные усилия англичан. Кампания была подавлена, однако с завершением войны Индия оказалась на грани восстания. Тяготы военного времени, голод, вызванный необходимостью снабжения фронтов, истощили терпение населения. Летом 1945 г. в некоторых крупнейших городах Индии начались восстания. Они распространились на воинские части, сформированные из индийских подданных Британской монархии.
Предоставление независимости и раздел страны. В начале 1946 г. в Индии с согласия колониальных властей были проведены выборы в законодательное собрание. Большинство получила партия ИНК, которая и сформировала временное правительство страны. В то же время те провинции и княжества Индии, где преобладало мусульманское население, отказались признать власть ИНК. Представляющая их интересы Мусульманская лига провозгласила начало борьбы за создание на территории бывшей Британской Индии исламского государства.
В 1947 г. колониальная администрация заявила о предоставлении Индии независимости. Единая прежде колония разделялась на два государства по религиозному признаку - индуистскую Индию и исламский Пакистан, которые получали статус доминионов. Княжествам и провинциям (штатам) Британской Индии следовало определиться, в состав какого из государств они войдут.
В результате миллионы человек оказались вынуждены переселяться из родных мест. Многие города стали ареной кровопролитных столкновений между сторонниками индуизма и ислама. Жертвой покушения фанатика-исламиста пал лидер освободительного движения М. Ганди. Осенью 1947 г. на территорию княжеств Джамму и Кашмир на севере Индии из Пакистана вторглись отряды племени пуштунов. На помощь княжествам, выразившим желание войти в состав Индии, пришли индийские войска. Началась индо-пакистанская война 1947-1949 гг., прекращенная после вмешательства ООН на основе компромисса - раздела Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном.

ИСЛАМСКИЙ МИР: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕВсемирная история Страны Азии в современном мире

Исламский мир - понятие довольно широкое, охватывающее страны с населением около 750 млн. человек, где ислам является господствующей религией, где он оказывает значительное влияние на общественно-политическое развитие, характер политической жизни.
Вплоть до второй мировой войны исламские государства, в основном, входили в состав колониальных империй Великобритании и Франции, находились на положении колоний и зависимых государств.
Национально-патриотическая модель развития. В послевоенные годы наметились две основные модели развития этих стран. Первая связана с подъемом антиколониального движения, в результате которого к власти приходят национально-патриотические режимы.
В Египте в 1951 г. развернулось массовое движение за отмену договора 1936 г. с Великобританией, по которому она держала войска в зоне Суэцкого канала, пользовалась авиабазами и портами Египта, а английские офицеры входили в командный состав египетской армии. В 1952 г. власть в Каире захватила группа молодых офицеров во главе с Г.А. Насером. Опиравшийся на поддержку англичан, король Фарук отрекся от престола, и в 1956 г. Египет был провозглашен республикой.
В ответ на национализацию компании Суэцкого канала, несмотря на обязательство Египта обеспечить свободу судоходства, уплатить компенсацию, в 1956 г. Великобритания, Франция и Израиль начали войну против Египта. Угроза СССР применить ракетно-ядерное оружие против агрессоров заставила их отступить. Египет же утвердился на пути реформ.
Победа революции в Египте оказала большое влияние на соседние государства региона. Судан, с 1899 г. находившийся под англо-египетским управлением, получил независимость. В 1955 г. его территорию покинули иностранные войска.
Потеря влияния в Египте обусловила особое внимание Великобритании к Ираку, с которым она с 1930 г. имела такой же неравноправный договор, как с Египтом. В 1955 г. монархический режим Ирака вступил в Багдадский пакт - договор с участием Ирана, Турции и Пакистана. Великобритания сохранила контроль над вооруженными силами Ирака и его внешней политикой.
В 1958 г. революционно настроенные офицеры свергли монархический режим. Ирак вышел из Багдадского пакта. После серии военных переворотов в 1970 г. Ирак был провозглашен народно-демократической республикой.
В бывших колониях Франции власть также перешла в руки патриотически настроенных военных. В Сирии после нескольких переворотов к власти пришли лидеры, ориентирующиеся на реформы. В 1958 г. Сирия объединилась с Египтом в единое федеративное государство - Объединенную Арабскую Республику (ОАР), президентом которой стал Г.А. Насер.
Недовольство положением, когда руководящие посты в администрации ОАР оказались в руках египтян, привело в 1961 г. к расторжению союза, но ориентация на реформы в Сирии сохранилась. Всемирная история Страны Азии в современном мире

Закрепление нового материала:

Заполнение рабочей тетради

А) хронологическая карта

В) Тесты

1. Какие государства в 1970-е годы называли НИС - «новыми индустриальными странами»:

А) Таиланд, Филиппины, Индонезию, Малайю

Б) Тайвань, Южную Корею, Сингапур, Гонконг

В) Японию, Индию, Китай, Иран

Г) Китай, Южную Корею, Таиланд, Японию

2. Какая из партий пришла к власти в результате гражданской войны в Китае:

А) Коммунистическая партия Китая В) Китайская демократическая партия

Б) Гоминьдан Г) ни одна из перечисленных

3. Китайская народная республика (КНР) образовалась:

А) в 1947 В) в 1949

Б) в 1954 Г) в 1953

4. Мероприятия, проведенные в КНР в 1958 году во имя перехода к коммунизму в кратчайшие сроки, вошли в историю под названием:

А) «культурная революция» В) новый курс

Б) стратегия большого скачка г) прагматические реформы

5. Как называли в Китае молодежь, на которую в годы «культурной революции» Мао Цзэдун возложил задачу борьбы с «контрреволюционными» элементами:

А) «красные кхмеры» В) хунвейбины

Б) ихэтуани Г) «красные бригады»

6. С каким лидером в Китае связывают переход к курсу «прагматических реформ»:

А) Дэн Сяопин В) Сунь Ятсен

Б) Мао Цзэдун г) Чан Кайши

7. Когда Индия и Пакистан получили независимость:

А) в 1945 В) в 1946

Б) в 1947 Г) в 1950

8. Какая из стран Азии в 1978 году была провозглашена демократической республикой, а в 1996 году - исламской республикой:

А) Афганистан В) Саудовская Аравия

Б) Иран Г) Индия

9. Решение ООН о создании государства Израиль было принято:

А) в 1945 году В) в 1967 году

Б) в 1947 году Г) в 1953 году

С)Глоссарийменее развитые страны

Индустриализация

процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике.

ВВП

макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг

Модернизация

Процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения развития.

Реформирование

совокупность реформ, направленных на осуществление задач перехода к новому типу общества, построенного на принципах рыночной экономики и политической демократии.

КПСС

правящая политическая партия в Союзе Советских Социалистических Республик.

Социализм

экономическая система и общественный строй, где на первый план выдвигается идея всеобщего равенства и справедливости, нет классового разделения общества.

Империя

могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство с единым политическим центром, играющая заметную роль в регионе или даже во всем мире.

Средний класс

часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классом.

Зеленая революция

комплекс изменений в сельском хозяйстве развивающихся стран, имевших место в 1940-х - 1970-х годах и приведших к значительному увеличению мировой сельскохозяйственной продукции.

Холодная война


мировая конфронтация между двумя военно-политическими блоками во главе с СССР и США, не дошедшая до открытого военного столкновения между ними.

Игра «Брейн-ринг»

Игра «Дебаты». На тему: Демократия эффективней авторитарного режима

Самостоятельная работа:

Командам показать преимущества каждой модели исторического развития

Япония, Китай, Индия, Исламский мир

Рефлексия:

Работа в социальной сети ВКонтакте. Вопрос-ответы. Обсуждение.

Домашнее задание:

Конспект на тему: «Страны Азии в современном мир». Ответить на вопросы для самопроверке в рабочих тетрадях.



© 2010-2022