Урок истории Появление в Казахстане кочевой цивилизации

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зайцева Е.П.,

учитель истории Майской СШ

Тарановского района

Костанайской области



Тема: «Появление кочевой цивилизации и её развитие».


ТЦУ: 1) раскрыть созидательную роль кочевников в материальной культуре; уточнить знания учащихся о формах скотоводства; доказать на основе фактов, что в древнем государстве существовали государственные объединения; охарактеризовать систему общественного устройства кочевников; познакомить с особенностями военного дела кочевников;

2) учить работать в парах, совместно создавать картину исторических явлений; способствовать самостоятельной творческой реализации замысла, нацеливая на поиск нескольких вариантов решения одной задачи; способствовать построению логически правильных суждений и умозаключений;

3) способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию интереса к предмету; формировать функциональную грамотность.

СО: 1). Жолдасбаев С. и др. История Казахстана. Учебник для учащихся 10 класса ЕМН. - Алматы, «Мектеп», 2006.

2). Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы.,2000

3). Козыбаев М. Казахстан на рубеже веков. - Алматы, Комплекс, 2000.

4). Карта «Казахстан в древности».

5). Технологическая карта на каждого учащегося.

МО: частично-поисковый, алгоритмический, метод рассуждения, работа в парах, работа в группах.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-практикум.


План урока:


I. Оргмомент. Мотивация учащихся:

Проблема изучения цивилизаций кочевников является одной из актуальных в современной историографии Казахстана. До сих пор мы имели дело с обоснованием их права на существование в историческом летописании. Благодаря усилиям отечественных исследователей М. К. Ко­зыбаева, К. М. Байпакова, К. А. Акишева, И. Н. Тасмагам­бе­това и ряда известных историков, археологов, этнографов, в целом обществоведов, к настоящему времени создана цельная концепция существования на территории Казахстана степной цивилизации кочевников.

Особое место среди работ, посвященных рассматриваемой теме занимают труды Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. В частности, в работе «В потоке истории» он рассматривает казахскую степь как часть «Великого тюркского эля». И в этом заложен большой смысл. По сути, пояс степей и пус­тынь Казахстана действительно представлял собой родину великих кочевых государ­ств и империй древности. «Именно на территории нынешнего Казах­стана и сопредельных с ним регионов возникли различные культуры, которые оказали едва ли не определяющее влияние на развитие многих народов мира».

Сегодня на уроке мы вспомним уже знакомый вам материал, изученный в 6-7 классах, и попробуем осмыслить его на более высоком уровне, какая-то информация для вас окажется новой. Через некоторое время вам предстоит поступать в вузы и колледжи, где с источниками придётся зачастую работать самостоятельно и пригодятся ваши умения и навыки, полученные в школе.

На уроке вы должны освоить различные техники чтения. Работать с текстом учебника мы будем в парах. У каждого из вас есть «Технологическая карта», которую необходимо заполнить по ходу выполнения заданий. Каждое задание сопровождается инструкцией.

II. Изучение новой темы:

1. Древние скотоводы и земледельцы в Казахстане.

- упражнение «Самое главное»:

1) быстро и внимательно прочитать текст, придумать одно наиболее

подходящее слово, характеризующее данный текст - всего ОДНО СЛОВО!

2) охарактеризовать текст ОДНОЙ ФРАЗОЙ;

3) найти СЕКРЕТ, без которого данный текст лишается смысла;

4) обсудить и выбрать самый точный ответ.

информация для учителя:

I период - оседлое скотоводство и земледелие

II период - одомашнивание животных, полукочевое скотоводство

III период - кочевое скотоводство


  1. Развитие кочевого скотоводства.

класс делится на 4 группы «введение», «основная часть», «заключение», «дополнение»; группа «дополнение» задаёт вопросы по тексту

- упражнение «Части текста»:

  1. прочитать текст раздела;

  2. пересказать основное содержание своей части текста;

  3. ответить на вопросы.


  1. Появление кочевой цивилизации в Казахстане.

- упражнение «Составь текст»:

1) прочитать текст раздела и написать вопрос на листочке, отдать учителю;

2) вытащить один из листочков и ответить на вопрос;

3) выстроиться в таком порядке, в каком идёт текст.


  1. Общественный строй.

- упражнение «Заметки на полях»:

1) прочитать текст раздела, по ходу чтения делать заметки (символы, значки, схемы); они должны быть оригинальными, интересными и привлекательными;

2) заполнить схему «Общественный строй кочевников»


  1. Военное дело кочевников.

- упражнение «Пойми меня»:

1) прочитать пункт параграфа «по диагонали»;

2) закрыть учебник и по памяти написать не более 10 ключевых слов, отражающих смысл текста;

2) сравнить с ключевыми словами учителя, подсчитать количество совпавших ответов.

информация для учителя:

1. необходимость военной подготовки

2. военные традиции скифов

3. особые кавалерийские части у саков

4. тяжёлая конница

5. отравленные стрелы

6. 5 видов оружия

7. структура войска

8. тактика ведения боя

9. ставка хана, знамя

Вывод: Будучи создателями основ цивилизации, оригинальной геополитики и идеологии своего времени, обитатели Великой степи вольно обитали и приумножали славу на огромных географических и культурных просторах. Как отмечал академик М. К. Козыбаев: «И постепенно в те далекие времена саки, гунны, кангюи, усуни, дулаты, аргыны, алшыны, жалаиры, кимаки-огузы, кыпчаки, кыргызы, карлуки и другие родственные им роды и племена составили основу будущего казахского этноса. Они сумели сохранить свою самобытность, несмотря на переселение в степь персов, арабов, тунгусских племен жужанов (аваров) и других народов... Но столь же глупо забывать о величии Азии. Мы несколько склонны увлекатьсяблеском Европы и забывать о прошлом. Сле­дует помнить, что именно Азия далавеликих идейных вождей, которые, возможно, оказали на мир большое влияние,чем кто-либо другой или что-либо другое, где бы то ни было. Азия дала великихоснователей главных религий. Христос, Мухаммед, вели­кие китайские философыКонфуций и Лао-цзы - можно было бы заполнить целые страницы именами великих мыслителей Азии. Можно заполнить также целые страницы именами великих деяте­лей Азии. Я мог бы показать тебе, насколько великим и жизне­способным и во многих других отношениях был наш древний кон­тинент в прошлом»

III. Закрепление:


  1. Когда появилась кочевая цивилизация?

  2. Перечислите периоды в развитии скотоводства.

  3. Какие формы скотоводства существовали у кочевников?

  4. Что послужило причиной возникновения кочевого скотоводства?

  5. Как можно доказать, что в древнем Казахстане существовали государственные объединения?

  6. Что представляла собой система военного руководства?

  7. Назовите виды вооружения кочевников.

IV. Домашнее задание: § 13, составить тесты 5-ю вариантами ответов.



Технологическая карта. 10 класс.


Тема: «Появление в Казахстане кочевой цивилизации и её развитие».


Цели:

1). Познакомиться с созидательной ролью кочевников в материальной культуре, периодами развития и формами; доказать на основе фактов, что в древнем государстве существовали государственные объединения; охарактеризовать систему общественного устройства кочевников; познакомиться с особенностями военного дела кочевников.

2). Закрепить умения работы с текстом, выделять основную мысль и ключевые слова, составлять схемы.


- упражнение «Самое главное»:

1) быстро и внимательно прочитать текст, придумать одно наиболее подходящее слово, характеризующее данный текст - всего ОДНО СЛОВО!

2) охарактеризовать текст ОДНОЙ ФРАЗОЙ;

3) найти СЕКРЕТ, без которого данный текст лишается смысла;

4) обсудить и выбрать самый точный ответ.

1. Слово: ______________________________

2. Фраза: _____________________________________


3. «Секрет»: ____________________________________


2. Развитие кочевого скотоводства

- упражнение

«Части текста»:

1)прочитать текст раздела;

2)пересказать основное содержание своей части текста;

3)ответить на вопросы.

Общественный строй.

Урок истории Появление в Казахстане кочевой цивилизации


Урок истории Появление в Казахстане кочевой цивилизации



Урок истории Появление в Казахстане кочевой цивилизации



Урок истории Появление в Казахстане кочевой цивилизации




Урок истории Появление в Казахстане кочевой цивилизации



Урок истории Появление в Казахстане кочевой цивилизации




Урок истории Появление в Казахстане кочевой цивилизации









Факты, доказывающие существование в древнем Казахстане государственных объединений:


1. _____________________________________________

2. ______________________________________________

3. _____________________________________________



3. Появление кочевой цивилизации в Казахстане

- упражнение

«Составь текст»:

1) прочитать текст раздела и написать вопрос на листочке, отдать учителю;

2) вытащить один из листочков и ответить на вопрос;

3) выстроиться в таком порядке, в каком идёт текст.

4. Общественный строй

- упражнение

«Заметки на полях»:

1) прочитать текст раздела, по ходу чтения делать заметки (символы, значки, схемы); они должны быть оригинальными, интересными и привлекательными;

2) заполнить схему «Общественный строй кочевников»

5.Военное дело кочевников

- упражнение

«Пойми меня»:

1) прочитать пункт параграфа «по диагонали»;

2) закрыть учебник и по памяти написать не более 10 ключевых слов, отражающих смысл текста;

2) сравнить с ключевыми словами учителя, подсчитать количество совпавших ответов.





© 2010-2022