- Преподавателю
- История
- Конспект урока Гражданская война 9 класс история России
Конспект урока Гражданская война 9 класс история России
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Цыганова Т.П. |
Дата | 30.07.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Гражданская война в России»
Предмет: история 9 класс
Цель урока: сформировать представление о Гражданской войне как величайшей трагедии народа; раскрыть причины Гражданской войны и ее основные этапы; раскрыть цели и политическую программу Белого движения, определить его социальный состав.
Ключевые знания: причины и сущность Гражданской войны, ее основные этапы; события первого этапа Гражданской войны; начало формирования Белого движения; создание Красной Армии.
Основные виды деятельности ученика:
Раскрывать причины Гражданской войны; характеризовать социальные и политические силы, противостоявших большевикам в первый период Гражданской войны; объяснять эволюцию взглядов большевиков на проблему создания профессиональной Красной Армии; рассказывать используя историческую карту, о наиболее значительных военных событиях начала Гражданской войны; давать характеристику Белого и Красного движений (цели, участники, методы борьбы), используя учебник и другие источники информации; составлять характеристику ( исторический портрет) А.В. Колчака и А.И. Деникина. Используя материалы учебника и другие источники информации.
Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.
Работа с исторической картой: показать на карте «Гражданская война в России 1918-1920гг» районы вооруженного сопротивления против советской власти в начальный период Гражданской войны.
Работа над понятиями:
-
гражданская война - это вооруженное столкновение различных политических сил, социальных и этнических групп, отдельных личностей, отстаивающих свои требования под знаменами различных цветов и оттенков.
-
Интервенция - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.
-
Террор - форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов вплоть до физического уничтожения противника.
Ход урока:
Эпиграфы: И здесь и там между рядами
Звучит один и тот же глаз:
«Кто не за нас - тот против нас,
Нет безразличных правда с нами».
(М. Волошин.)
Белым был - красным стал,
Кровь обагрила.
Красным был - белым стал
Смерть победила.
(М. Цветаева.)
- Ребята, вашему вниманию предложены строки известных вам писателей: Максима Волошина, Марины Цветаевой. Скажите, какому событию российской истории они посвящены?
План:
1. Причины и особенности гражданской войны в России.
2. Временные рамки Гражданской войны: периодизация
3. Война «внутри демократии».
4. Красные против белых.
5. «Военный коммунизм» и его последствия.
6. Итоги и последствия Гражданской войны.
ППЗ: Каковы причины победы «красных» над «белыми»?
-
Понятие, причины и особенности, участники гражданской войны:
- Ребята, а как вы думаете, что же такое гражданская война?
Гражданская война - период острых классовых столкновений, и начинается она с октября 1917 года, а заканчивается осенью 1922 года, когда белая армия была разгромлена на Дальнем Востоке.
Гражданская война - способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил - начинается с середины 1918 года и продолжается до конца 1920 года, хотя военные действия продолжались и после 1920 года.
Гражданская война - это противостояние классов и общественных групп, в отличие от обычных войн, она не имеет четких границ - ни временных, ни пространственных.
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию.
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир перековать.
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
"Кто не за нас, тот против нас.
Нет безразличных, правда с нами".
Максимилиан Волошин.
- Ребята, обратите внимание, как точно определил автор настроение той эпохи…Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, гуманизм, терпимость, отодвинуты в эти годы на второй план, уступая принципу: «Кто не с нами, тот против нас».
Причинами Гражданской войны послужили большевистские преобразования:
-
Октябрьская революция 1917 г., взятие власти партией большевиков;
-
Национализация всей земли (Декрет о земле), конфискация помещичьих земель;
-
Попытки помещиков и буржуазии вернуть дореволюционный порядок;
-
Разгон большевиками Учредительного собрания; меньшевики и эсеры требовали созыва Учредительного собрания.
-
Глубокий общенациональный кризис в России к началу 1917 г. (голод в столичных городах, безработица, национализация предприятий)
-
Заключение Брестского мира, потеря обширной территории России.
Основные противоборствующие силы: «красные» и «белые»;Сторонники "красных"
Сторонники "белых"
Рабочие
Малообеспеченное крестьянство
большевики
Помещики, капиталисты, торговцы
Офицерство
Зажиточное крестьянство
Казачество
Представители разных партий - от правых социалистов до монархистов.
Каковы основные идеи противоборствующих сил?
Основные идеи:
"красных" " белых"
Защита завоеваний
Октябрьской революции возрождение "великой, неделимой России",
восстановление боеспособной армии для отпора большевизму.
Были еще "зеленые", что это за сила? в основном представители крестьянства (дезертиры всех мастей, махновцы, «зеленые», повстанцы Антонова, моряки Кронштадта).
Особенности Гражданской войны:
1. Исключительно длительные и кровопролитные военные действия проходили практически на всей территории бывшей Российской империи.
2. Внутрироссийский конфликт усугубила его интернационализация.
3. В обществе отсутствовали политические традиции мирного разрешения социальных противоречий.
4. В общественном сознании ценность человеческой жизни упала до самой низкой отметки - «человек с ружьём».
-
Временные рамки Гражданской войны.
А я вас попрошу обратить внимание, как автор учебника А.А.Данилов и Л.Г. Косулина определяет этапы гражданской войны.
Учащиеся работают с учебником и выделяют этапы гражданской войны:
-
октябрь 1917 - весна 1918 гг.
-
май 1918 - март 1919 гг.
-
март 1919 - март 1920 гг.
-
апрель 1920 - ноябрь 1920 гг.
-
конец 1920 -1922 гг.
Большинство историков выделяют четыре этапа гражданской войны:
I этап - май - ноябрь 1918 года;
II этап - ноябрь 1918 года - весна (март) 1919 года;
III этап - весна (март) 1919 года - весна (март) 1920 года;
IV этап - апрель - ноябрь 1920 года.
Интервенция - насильственное вмешательство одной или нескольких стран во внутренние дела другой страны или во взаимоотношения с третьими странами.
1. Кто, на ваш взгляд, виновен в развязывании Гражданской войны в России? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос?
Гражданская война в России - процесс необыкновенно сложный. Говоря о виновниках Гражданской войны в России, мы не можем дать однозначный ответ. Диалектически так не бывает, чтобы в многосторонней борьбе не на жизнь, а на смерть была виновна одна группа людей, один класс, одна сторона. Так что виновны в общероссийском побоище 1918-1922 гг. и красные, и белые, и «зеленые», и целый ряд стран, осуществлявших интервенцию в Россию.
Гражданская война и военная интервенция
(по материалу учебника и рассказу учителя)Периоды
Основные события и участники Гражданской войны
Результаты, общая характеристика периода
Рассмотрим их и дадим краткую характеристику.
1 этап. октябрь 1917 - весна 1918 гг. - локальный характер войны. начало гражданского противостояния.
В первые месяцы после октября 1917 г. возникли отдельные очаги сопротивления большевикам и развития белого движения. Наиболее крупный из них сложился на Дону и Кубани. Как вы думаете, почему?
Ответ: большая часть казачества была зажиточной, а Советская власть вела разказачивание, уравнительное перераспределение земли.
На Дону во главе антибольшевистского движения встал войсковой атаман А.М.Каледин. Ноябрь 1917 г. - начало формирования Добровольческой Армии, которое положило начало белому движению. Армию возглавил Корнилов, затем А.И.Деникин. Украина, Закавказье - здесь у власти находились антибольшевистские силы. Краснов создает угрозу Петрограду. На Южном Урале действуют казаки Дутова. В Забайкалье - атаман Семенов. Как вы видите, складывалась очень тяжелая обстановка для большевиков.
2 этап. Май 1918 - март 1919 гг. - начало полномасштабной Гражданской войны: Советская республика оказалась в кольце фронтов.
27 мая 1918 г. - мятеж чехословацкого корпуса. Работая с учебником, ответьте на вопрос: из кого состоял корпус? С.103
Ответ: пленные военнослужащие, чехи, словаки.
Эшелоны чехословаков растянулись от Самары до Владивостока. Выступление чехов привело к падению Советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. К осени чехи нанесли ряд поражений Красной Армии и вышли к Волге. Войска Краснова осадили Царицын. Юденич усилил влияние на Севере. Колчак - во главе Уфимской Директории. Деникин - закрепился на Дону. Десанты Антанты (200 тысяч человек). За этими скупыми словами - ожесточенные сражения двух враждебных сил, не на жизнь, а на смерть, когда по разную сторону баррикад оказывались родные люди - сын против отца, брат против брата. В этом - страшная трагедия Гражданской войны.
Дальше давайте рассмотрим основные направления деятельности советского руководства, так как для большевиков складывалась очень тяжелая обстановка.
Работа с учебником:
Просмотрев весь материал, предлагаю вам ответить на вопрос: Как большевикам в довольно короткие сроки удалось сформировать боеспособную армию? Какие средства для этого применялись?
Ответы:: 15 января 1918 года - день создания Красной Армии, которая изначально формировалась на добровольческой основе.
- отвергнут принцип добровольности;
- введена всеобщая обязанность (10 июля 1918 г., м = 18-40 лет)
- дисциплина, создавались концлагеря (для врагов советской власти, перебежцев)
- централизация структуры управления войсками (сентябрь 1918 г. учрежден Революционный военный совет - РЕВВОЕНСОВЕТ (РВС), во главе с Л. Д. Троцким)
- началась политика Красного террора осенью 1918 года. С.106 курсив внизу.
- к каждому командиру КА были представлены военкомы, наделенные чрезвычайными полномочиями.
Вопрос: Как вы думаете, почему было много военных специалистов, перешедших на сторону большевиков.
Ответ на вопрос:- Быстрый рост численности армии давал возможность выдвижения молодым людям;- примыкали те, кто считал, что в старой армии они не реализовали свои профессиональные способности.
Говоря о Гражданской войне, мы не можем упомянуть о терроре. Что такое "террор"? Отвечая на крестьянские мятежи, активизацию враждебного подполья, провалы на фронтах, в сентябре 1918 г. был принят Декрет "О красном терроре". Но террор был и красным и белым. Предлагаю учащимся таблицу "Террор".
Ответ: "Террор" - это форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов, вплоть до физического уничтожения.Красный террор
Белый террор
Расстрел царской семьи
Покушение на жизнь Ленина
3 этап. Март1919 - март 1920 гг.
Учащиеся работают с учебником , составляя таблицу.
Разгром основных сил белых. Эвакуация основных сил иностранных войск.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно рассмотреть основные события этапа, работая с учебником и составив таблицу:
"Решающие победы красных"
Событие
Фронт
Май 1919 г.
Красная Армия под командованием С.С.Каменева остановила под Уфой силы армии Колчака и перешла в контрнаступление.
Восточный фронт
Июль-август 1919 г.
Красная Армия под командованием М.Н.Тухачевского разбила белых и овладела Уралом (Златоустовская и Челябинская операции)
Восточный фронт
Октябрь 1919 г.
Конница С.М.Буденного прорвала фронт белых под Воронежом и Касторной и вышла в тылы деникинских войск.
Южный фронт
Март 1920 г.
Войска Красной Армии под командованием М.Н.Тухачевского, используя боевые возможности Первой Конной Армии, завершили разгром деникинских войск.
Кавказский фронт
4 этап. Апрель 1920 - ноябрь 1920 г.
Главные события этапа:
-
Война с Польшей - но для большевиков, которые стремились к мировой революции, она сложилась неудачно. Ее результат: мирный договор, по которому к Польше отошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии.
-
Борьба Красной Армии с армией генерала Врангеля, укрепившегося в Крыму.
В ноябре 1920 г. войска Южного фронта под командованием М.В.Фрунзе штурмом овладели укреплениями на Перекопе и Чонгаре, форсировали залив Сиваш. Вооруженное столкновение закончилось победой красных.
5 завершающий этап предлагается учащимся разобрать в качестве домашнего задания.
Учитель: Ребята, самым сложным вопросом в истории гражданской войны является вопрос о месте и роли крестьянского движения. Охарактеризуйте поведение крестьян в ходе гражданской войны: Почему в конечном счете крестьянство поддержало красных?
Ответ: Важнейшим фактором, определившим исход войны, была позиция крестьянства. Прекратив войну, передав помещичью землю крестьянам, большевики обеспечили себе их поддержку. Но с появлением комбедов отношение крестьян к Советской власти стало резко ухудшаться. Крестьяне ждали прихода белых армий. Но это вызвало опасения крестьян, что в случае победы белого движения будут восстановлены права помещиков, что и происходило. И колебания крестьян сместились в сторону большевиков.
Причины победы "красных" и поражения "белых" в вооруженном противостоянии.
Итак, ни у одной из сил, участвовавших в Гражданской войне, не было бесспорных шансов на успех. Победили все же большевики. Давайте выясним, почему?
Причины победы "красных":
-
Создание большевиками мощного государственного аппарата, мобилизация населения, террор.
-
Агитационно-пропагандистская работа в массах.
-
Популистские лозунги и политика, поддержанная бедняцкой частью населения.
-
Нахождение в руках большевиков промышленной базы страны.
А почему белое движение потерпело поражение?
Причины поражения "белых":
-
Отсутствие единства в рядах белого движения.
-
Отсутствие социальной связи белого движения с большинством населения.
-
Отсутствие единого командования между белыми армиями и войсками интервентов.
Рассмотрим теперь итоги гражданской войны.
Итоги гражданской войны:
-
Власть красных (большевиков).
-
Большевики сохранили суверенитет России.
-
Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд. золотых рублей.
-
Производство сократилось в 7 раз, сокращение посевных площадей
-
Людские потери составили около 13 млн. человек.
-
Деформировалось общественное сознание под воздействием небывалой жестокости.
-
Около 2 млн. человек эмигрировало.
Д/з Параграф 14, записи в тетради +
«Военный коммунизм» и его последствия.
Задание для учащихся: заполните рабочий лист, используя материал учебника. (Приложение№2)
Рефлексия: Закончите предложения одним словом.
Сегодня я узнал ….
Мне было трудно ….
Теперь я могу ….
Меня удивило …
Учитель: Цыганова Т.П