Конспект урока по теме Образование и грамотность на Руси

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образование и грамотность на Руси

Демченко Лариса Александровна, учитель

Статья отнесена к разделу: Преподавание истории и обществознания, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (13,68 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель

Дать представление о распространении грамотности и образования в Киевской Руси.

Задачи

Образовательные: довести до понимания учащихся, что понятие "культура" связано с деятельностью людей в материальной и духовной областях; отметить, что изобретение славянской азбуки было необходимым условием распространения грамотности на Руси; показать, что сделано Ярославом Мудрым для распространения грамотности.

Коррекционно-развивающие: продолжать работу над формированием умений давать полные ответы на постановленные вопросы, навыков работы с тетрадью по истории; учить слушать отрывки из художественной литературы.

Воспитательные: вызвать чувство уважения к людям труда; развивать у учащихся чувства любви к родному языку и культуре.

Основные знания

Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности;

славянская азбука, книжное дело, школы, рукописные книги.

Основные термины и понятия

Переписчики, устав, Библия, библиотека, пергамен, писало.

Оборудование и материалы

Презентация, карточки, словарные слова, предметное письмо (мешочек с землёй, стрела, след из кожи), кора берёзы, карточки с буквами, Библия.

Тип урока

Сообщение новых знаний

Ход урока

I. Организационный момент

Приложение.

1. Мативационное начало урока

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами переместимся в давние времена и попутешествуем по лабиринтам истории. Мы узнаем, из каких источников современные люди могут узнать о событиях, которые произошли в истории Руси давным-давно.

(Слайд 1) Откроем дверь в прошлое

В этом учебном году мы начали изучать новую для вас науку, что это за наука? (Слайд 2)

(История)

Давайте вспомним, что изучает история?

(История - наука, которая изучает прошлое.)

Историю, какого государства мы изучаем?

(Историю России)

Почему следует изучать и знать историю своего государства?

(Ответы детей)

А как ученые - историки узнают о событиях, которые произошли давным-давно?

( Им помогают различные документы, вещи, сохранившиеся до наших дней)

Какая наука помогает нам раскрывать тайны земли? (Слайд 3)

(Археология)

Именно археологи находят то, что скрывает от нас наша земля. Это различные вещи, документы, сохранившиеся до наших дней, и помогают нам больше узнать о давно минувших событиях. Огромную роль в изучении истории играют различные документы. Но документы появились не сразу.

Как же люди передавали друг другу сообщения, пока не возникла письменность?

(Слайд 4)

(Ответы детей)

II. Актуализация опорных знаний, сообщение темы и целей урока.

Откроем следующую дверь в прошлое славян (Слайд 5)

1. Введение в тему

Тему нашего урока мы определим после анализа двух ситуаций.

Ситуация первая:

Из уст в уста передавали в древности состав сборов трав, из которых готовили целебные отвары. Но бывало, что лекарственный отвар мог стать ядом и принести не выздоровление, а смерть больному.

Догадайтесь, почему могли происходить такие случаи.

Придумайте способ, с помощью которого можно было бы избежать такой ситуации.

(Записать состав сбора.)

Теперь ознакомимся со второй ситуацией. (Слайд 6)

Однажды молодой князь получил от своего отца через иностранного купца предметное письмо: стрелу, мешочек с землей и след, вырезанный из кожи.

Сын понял послание отца так: "Вскоре надо ждать отца в гости, так как след его уже простыл на родной земле, и он стрелой мчится ко мне".

Долго ждал сын отца, а отец, тем временем, ждал сына. Ведь своим посланием старый князь просил о помощи: "Выручай, враги топчут нашу родную землю, а их стрел так много, что они затмили собою солнце". Показ предметов

Как вы считаете, удобным ли, совершенным ли, было предметное письмо?

(Нет.)

Почему? Объясните свой ответ.

(Предметное письмо можно "прочитать" по-разному.)

2. Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы продолжим изучать историю Древней Руси и познакомимся с распространением грамотности и образования в Киевской Руси, узнаем, что было сделано Ярославом Мудрым для просвещения русского народа.

Тема нашего урока Образование и грамотность на Руси. (Слайд 7)

(Записывают число и тему урока в тетрадь)

III. Изучение нового материала

(Слайд 8) Мы подошли с вами к следующей двери, которая встретилась нам в лабиринте истории.

3. Объяснительная беседа.

Точной даты возникновения славянской письменности мы не знаем. Но есть основания полагать, что в IX веке она существовала, т.е. она зародилась ещё до принятия христианства на Руси.

В каком году христианство проникло на Русь? Определите век.

( 988 году, X век)

При каком князе началось крещение Руси?

(При князе Владимире Святом)

Кто научил славян грамоте? (Слайд 9)

(Кирилл и Мефодий)

В 60-е г.г. IX века два брата из византийского города Салоники - Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, в основе которой лежала греческая азбука. У славян существовала легенда о создании славянского алфавита в V веке христианским проповедником Иеронимом, об этом свидетельствует глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском.

(Слайд 10) На нём написано ГОРУШНА, т.е. сосуд для пряностей.

(Слайд 11) Сохранились сведения и о том, что буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их РЕЗАМИ.

Письменность созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IXв., на Русь проникла в X веке.

(Слайд 12) Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.

(Слайд 13) Карточка с записями


(Слайд 14) Данные таблички располагаются следующим образом

Так, например, на письме обозначалось звучащее слово [баба].

Найдите в этом слове букву а и покажите ее. (Показывают нужную карточку)

Сейчас название этой буквы "а", а в IX веке её называли "аз".

Найдите в этом слове букву б и покажите ее.

Сейчас название этой буквы "бэ", а в IX веке ее называли "буки"

Расположите названные буквы в алфавитном порядке и назовите их.

(аз, буки) (Слайд 15)

Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой?

(По названию первых букв.)

Эта азбука называлась глаголица - слово глагол переводится как слово, речь.

4. Задание на слайде

(Слайд 16) Вставьте в предложение пропущенное слово, предварительно проанализировав информацию, данную в скобках.

С помощью глаголицы можно было ... устную речь. (Для записи речи были нужны специальные значки-буквы.) (С помощью глаголицы можно было записать устную речь.)

В настоящее время мы с вами пользуемся другим вариантом славянской азбуки. Его называют кириллицей. Он вам знаком (Слайд 17)

Кем была создана славянская азбука?

(Кириллом и Мефодием)

Вывод: Создание азбуки Кириллом и Мефодием является важнейшим историческим событием, создавшим благоприятные условия для развития культуры народа.

5. Работа в тетрадях (Слайд 18)

Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности.

(Записывают в тетрадь)

До принятия христианства умеющих писать и читать на Руси было мало, но с 988г. грамотность начала распространяться: грамотными были духовенство, выучились писать князья, многие бояре и горожане.

(Слайд 19) В XI веке Ярослав Мудрый повелел создать школы при храмах и монастырях. В школах священники учили детей и взрослых.

(Слайд 20) Учили писать, считать и читать. При Ярославе Мудром многие жители страны стали грамотными. Научившись писать, люди стали записывать договора и важные документы, писать друг другу письма, записки, вести деловые бумаги. (Слайд 21)

(Слайд 22) До наших дней сохранились изделия гончаров, на которых они ставили свою подпись.

(Слайд 23) Часто на стенах храмов горожане оставляли надписи, которые также сохранились до наших дней.

Вам, наверное, будет интересно знать, на чём и чем писали в Древней Руси?

Для этого мы откроем следующую дверь (Слайд 24)

(Показ бересты) В древности на Руси самым дешёвым и распространенным материалом для письма была береста. Её снимали со ствола ровной полосой, варили в солёной воде и клали под пресс. На влажной внутренней стороне коры писалом (острой костяной или металлической палочкой) выцарапывались тексты. (Слайд 25)

Словарная работа: писало

Писала находят во многих городах нашей страны, хотя берестяные свитки встречаются редко. Ведь береста - очень непрочный материал. Свитки получили название берестяных грамот. (Слайд 26)

До нашего времени дошло более 500 берестяных грамот, но, конечно, их было гораздо больше. Содержание их разнообразно - это записи о хозяйственных делах, письма членов семей друг к другу и даже детские каракули и рисунки.

Известны берестяные грамоты мальчика Онфима. (Слайд 27) На них мальчик обучался грамоте, а когда уставал забавлялся рисованием. На грамоте - сам Онфим верхом на коне и с мечом в правой руке поражает копьём врага. Однако все берестяные грамоты очень интересны для учёных. Они донесли до нас разговорный язык древних славян, как бы перенесли нас в прошлое. (Слайд 28)

Большинство сохранившихся до нашего времени древних книг написано на пергаменте, который делали из телячьей кожи. Для изготовления пергамента кожу подвергали тщательной обработке: вымачивали, втирали мел, чтобы он впитывал жир, выглаживали пемзой, сушили. (Слайд 29)

(Слайд 30) Пергамент был очень дорогим материалом на книгу, требовалось целое стадо. Из-за дороговизны пергамента нередко написанный когда-то текст выскабливали или смывали, а затем записывали новый. На пергаменте писали пером.

Словарная работа: пергамент

На чём и чем писали в Древней Руси?

(Ответы детей)

6. Работа по карточке (Слайд 31)

На Руси писали на : и :, используя для этого : и : .

(Слайд 32) Переписывать и переводить книги на Руси стали при Владимире Святом продолжил это дело его сын Ярослав Мудрый

(Слайд 33) В построенном по его воле Софийском соборе в Киеве в 1037 г.

(Слайд 34)Завели мастерскую по созданию книг и книгохранилище при ней.

Там стали трудится монахи - переписчики, которые не только переводили книги с греческого языка на славянский, но и переписывали их.

7. Звучит монолог Пимена из оперы М.П. Мусоргского "Борис Годунов".

Закройте глаза и представьте себе монастырскую узкую келью. В четырех глухих стенах сидит монах. Перед ним свеча. (Слайд 35)

Послушайте запись и определите, чем он занят в этот момент?

(Пишет книгу.)

Как вы это определили?

(Слышится скрип пера.)

Действительно, в записи слышится скрип пера по пергаментной бумаге.

(Слайд 36) Переписчики разлиновывали лист пергамента специальным приспособлением, чтобы получилась ровная строчка. Почерк у писцов был крупный, чёткий, такой почерк именуется уставом. Каждая буква стояла отдельно одна от другой, текст писался сплошной строкой, разделения его на слова и фразы ещё не было. Первую букву на каждой странице обязательно украшали узорами и писали красной краской. (Слайд 37)

Чернила изготовлялись из чернильных орешков, вишнёвого клея и других веществ. Писали монахи - переписчики в основном гусиными перьями, подвергая их особой обработке: втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужное и остро затачивали.

(Слайд 38) А до чего же красиво выглядела готовая книга! Страницы её украшены миниатюрами, переплёт у неё - из тонких деревянных досок, обтянутых кожей, застёжки у переплёта золотые, а на уголках - металлические наугольники, чтобы кожа не стиралась. Неудивительно, что на книгу наши предки смотрели как на сокровище.

До наших дней дошло всего 493 книги 11-13 веков.

8. Работа с учебником

Прочитайте первый абзац на стр.163 и ответьте на вопрос

Какие книги переписывали переписчики? (Слайд 39)

(Библию, церковные книги)

Библия - главная книга всех христиан. (Показ Библии, книга)

Какие книги считались рукописными?

(Книги, которые переписывали от руки)

Кто переписывал книги?

(Монахи - переписчики)

Почему рукописные книги считаются величайшей ценностью?

(Ответы детей)

Словарная работа: переписчик, устав, Библия

(Слайд 40) В старые времена часто описывали жизнь известных людей. Эти записи получили названия Жития. До наших дней дошли Жития многих святых людей, воинов, князей: Изборник Святослава, Остромирово Евангелие, Житие Фёдора Печёрского, Мстиславово Евангелие.

(Слайд 41, 42) Ярослав Мудрый сам любил читать церковные книги и собирал их. Так постепенно у него образовалась большая библиотека

Библиотека Ярослава Мудрого стала первой русской библиотекой. Книги из неё хранились при главном храме Киева - Софийском соборе и ими могли пользоваться все жители

Словарное слово: библиотека

Где хранились книги?

(В библиотеке Софийского собора)

(Слайд 43, 44) Для укрепления православной веры и распространения просвещения на Руси Ярослав Мудрый стал строить новые храмы и монастыри. Приглашал художников и строителей из Византии. Они обучали русских мастеров строить храмы, писать иконы, фрески.

9. Работа с учебником

Прочитайте на стр.163 последний абзац

Что сделал Ярослав Мудрый для просвещения людей?

(Открыл школы, создавал книги, строил храмы, монастыри)

IV. Закрепление

Откроем последнюю дверь далёкого прошлого. (Слайд 45)

1. Фронтальная беседа

Какие события ускорили создание славянской письменности?

(Возникновение христианства на Руси)

Как звали первоучителей славян? (Слайд 46)

(Кирилл и Мефодий)

И будет славить Русь родная

Святых апостолов славян,

И, сладким звуком их имён

Свои молитвы оглашая,

Из века в век, из рода в род

Она их память соблюдает! Д. С. Лихачёв

Какую роль сыграл для развития грамотности и образования на Руси Ярослав Мудрый?

(Слайд 47)

(При Ярославе Мудром распространилась грамотность и христианское просвещение на Руси)

2. Игра "Третий лишний" (Слайд 48)

Кирилл - Мефодий - Владимир.

Переписчик - писец - художник.

Береста - бумага - пергамент.

Кириллица - глаголица - иероглифика.

3. Работа по карточкам

Соедините понятия с их определениями

4. Задание (Слайд 49)

Что получится, если: "взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде:, а потом кинуть кусок железа, подлить поварёшку щей покислей да кружку кваса медового" (Чернила)

5. Таинственная грамота (Слайд 50)

В этой таинственной грамоте в словах рассыпались и перепутались все буквы.

ГАНКИ, КУБВА, НУЧЕКИ, БУАКЗА, ОЛСАПИ (Книга, буква, ученики, азбука, писало)

(Подчёркнутая буква начало слова)

V. Итог

С какой темой мы сегодня познакомились на уроке?

(Образование и грамотность на Руси)

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

(Ответы детей)

VI. Выставление оценок

(Слайд 51) Мы успешно прошли по лабиринтам истории, открыли все двери и нашли ларец знаний.

VII. Домашнее задание

Прочитать текст стр. 161-163

Разукрасить первую букву вашего имени (Приложение 1)

(Слайд 52) Спасибо за работу!

Список литературы.

1. Герасимова В.А. Классные часы и беседы о российской истории:7-11 класс.- М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64с.

2. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Исторические темы курса "Окружающий мир": Деятельностный развивающий подход. 4 класс.- М.: ВАКО, 2006.-320 с.- (Мастерская учителя).

3. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: Учеб. Для 7 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 312 с.: ил.

4. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. - метод. пособие / Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 215 с. - (Коррекционная педагогика)

© 2010-2022