Урок на тему Реформы Петра I

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Реформы Петра»

Урок изучения нового материала раздела «Россия при Петре I»

Цель урока: сформировать представления о преобразованиях Петра I, об их глубоком историческом значении.

Задачи:

1.образовательная

- знать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления;

-знать основные преобразования Петра;

-знать даты важнейших исторических событий;

-выявление последовательности развертывания событий;

2. развивающая

- уметь применять полученные исторические знания, анализировать, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока;

3.воспитательная

- способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.

Метапредметные результаты:

знать:

- сущность реформ Петра I;

уметь:

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, объяснять смысл понятий и терминов (коллегии, Сенат, Синод, подушная подать, губерния, Табель о рангах);

- осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельно

7.Форма работы учащихся: фронтальная, групповая

8.Средства обучения: изучение нового материала с использованием составленной презентации и видеофильм.

9. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Постановка целей, задач урока.

Знакомство учащихся с планом работы.

1. Учитель знакомит учащихся с темой урока. Акцентирует внимание учащихся на актуальности данной темы: «Изучаемый нами период петровского правления созвучен с новейшей историей России. Радикальные экономические и политические реформы, проводимые сегодня в России, воспринимаются гражданами страны так же неоднозначно, как и реформы XVII - XVIII века. Прочные знания об эпохе Петра I, понимание их важности, дальновидности, помогут вам разобраться и в современной обстановке, определить свое отношение к реформам сегодняшнего дня, к реформаторам, т.е. определить свою гражданскую позицию».

2. Постановка учителем целей и задач урока.

3. Учитель проводит инструктаж по организации работы,

ПЛАН УРОКА:

1.Причины и цели проведения реформ.

2.Реформы военные.

3.Преобразования центральных органов.

4.Реформы местных органов.

5.Указы о дворянстве.

6.Усиление крепостного права.

7.Правительственная экономическая политика.

8.Преобразования в области культуры и быта.

1.Учащиеся знакомятся с темой, целью и задачами урока.

2. Проходят инструктаж по организации работы на уроке.

Изучение нового материала.

Причины и цели проведения реформ.

Формы:

1)Работа по вопросам.

2)Беседа.

3)Монолог учителя.

Вопросы для определения причинно-следственных связей в изучении нового и уже изученного материала:

  1. Вспомните, каким было внутреннее положение в России на начало правления Петра I?

  2. Что продемонстрировала Нарвская битва в начале войны?

  3. Каким было положение высших слоёв общества?

  4. Каким было положение низших слоёв общества?

  5. Что мешало развиваться экономике страны в начальный период правления Петра I?

Таким образом, сделаем вывод по поводу развития России в конце XVII начале XVIII веков и попытаемся самостоятельно сформулировать причины проведения Петром I реформ в России. Необходимо отметить необходимость и необратимость проводимых реформ, отметить то, что реформы были вызваны временем.

*Ученики сами делают выводы и называют причины, вызвавшие проведение реформ, учитель корректирует ответы, причины учащиеся записывают в тетрадь.

Запись в тетрадь:

Причины реформ:

1. Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от стран Западной Европы.

2. Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости.

1. Анализируя результаты, дают оценку своей учебной деятельности на 1 этапе работы, называют трудности, с которыми столкнулись, формулируют причины возникших трудностей.

Первичное закрепление материала.

(вставить таблицу предпосылки)

1. Учащиеся задают вопросы учителю.

2. Учащиеся отвечают на вопросы.

Самостоятельная, групповая работа

1.Реформы военные. Преобразования центральных органов. Реформы местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права. Правительственная экономическая политика. Преобразования в области культуры и быта. (показ фильма)

Форма:

1) Объяснение.

2) Беседа.

3) Демонстрация наглядного материала.

4) Творческая самостоятельная работа по группам с текстом § 15 и с документальным материалом.

5) Ответы учащихся.

*Перед самостоятельной работой учитель проводит инструктаж.

Творческое задание. Представьте себе, что вы находитесь на заседании «круглого стола». Тема: «Реформы Петра Великого: развитие или тормоз страны?». Разделившись на творческие группы, проведите собственное исследование и скажите, какую роль сыграли реформы для страны в тот исторический период, была ли в них крайняя необходимость?

*Учащиеся делятся учителем на равные по способностям группы и самостоятельно разбирают проведённые Петром I реформы в каждой области жизнедеятельности страны.

1-я группа: «Реформы военные».

2-я группа: «Преобразование центральных органов. Реформы местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права».

3-я группа: «Правительственная экономическая политика».

4-я группа: «Преобразования в области культуры и быта».

По истечении времени представители каждой группы зачитывают свои работы. Учитель корректирует ответы, отмечает наиболее полные, лучшие работы.

Работы учащихся могут выглядеть следующим образом:

Исследования 1-й группы, работавшей по теме «Реформы военные».

Создание русской национальной регулярной армии и флота;

Рекрутские наборы - основа регулярной армии ( к концу 1721 г. в России существует 200-тысячная регулярная армия);

Создание мануфактур обеспечивающих армию;

Создание однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии;

Создание единой системы воинского обучения и воспитания, регламентированной уставами;

Проведена централизация военного управления, военные приказы заменены Военной коллегией и Адмиралтейств коллегией, учреждена должность главнокомандующего, при котором открыт полевой штаб;

Открылись военные школы для подготовки офицерских кадров, регламентировалась служба офицеров.

Исследования 2-й группы, работавшей по теме «Преобразование центральных органов. Реформа местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права». (Использование учащимися таблицы «Табель о рангах», документов: «Генеральный регламент, или Устав» от 28 февраля 1720 года о создании коллегий, «Именной указ Петра I от 27 апреля 1722 года», «Указ Петра I об учреждении губерний. Не ранее 3 февраля»).

Прекратились пожалования в бояре, на должность - по уму, образованию, практическим умениям.

1708 г. - губернское деление страны:

создано 8 губерний, во главе каждой губернии - губернатор;

губернии делятся на провинции - 50 провинций;

провинции разделены на уезды, во главе провинций и уездов назначенные местные дворяне.

1711 г. - создан Сенат - высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе (в состав Сената входили 9 человек назначенных царем, таким образом, фактическая функция Сената - законосовещательный орган при царе).

1714 г. - издан «Указ о единонаследии», по которому дворяне передавали в наследство поместья только одному наследнику, остальные сыновья должны жить за счет получения жалования за службу.

1720 г. - городская реформа - создан главный магистрат, ведавший делами городских магистров.

1718 - 1720 гг. - упразднены приказы, взамен созданы коллегии, ведающие важнейшими отраслями государственной жизни на всей территории страны.

1722 г. - введена должность генерал-прокурора - «Ока государева».

Церковь становится частью государственного аппарата и полностью подчиняется государству. Ликвидировано патриаршество, вместо этого установлена Духовная коллегия - Святейший правительственный Синод, который возглавлял президент Синода. В 1722 году для надзора за Синодом была введена должность обер-прокурор Синода.

1722 г. - создание «Табеля о рангах» - законодательный акт, определявший систему чинов и порядок продвижения по службе - 14 классов служебной лестницы. Главный принцип «Табеля» - образованность, способности и практичность дворянина. Это нововведение ликвидировало деление господствующего класса на сословия.

1722 г. - «Указ о престолонаследии» - император сам назначал преемника. Результат - неограниченная абсолютная власть монарха. А также опровержение концепции о божественном происхождении власти.

Введение паспортной системы для крестьян, отправлявшихся на приработки, увеличился штраф за сокрытие беглых крестьян.

Исследования 4-й группы, работавшей по теме «Правительственная экономическая политика».

Краткий анализ итогов экономических реформ:

За первую четверть XVII века было построено около 200 новых мануфактур (прежде всего для нужд армии и флота) по выработке парусного полотна, канатов, сукна, текстиля.

Освоен новый промышленный район - Урал.

Возникла литейная промышленность в Карелии.

Возникли новые отрасли промышленности - постройка морских кораблей, шелкопрядение, фаянсовое производство, производство бумаги.

В Сибири у Нерчинска возник первый сереброплавильный завод.

На Урале открыто месторождение мадии и пущены медеплавильные предприятия.

Выплавка чугуна к 1725 году увеличилась в 5,5 раз. До Петра I ввозили железо, в его правление стали вывозить.

Петром I приветствовалось развитие различных видов мануфактур, поэтому возникают помимо государственных и частные мануфактуры.

Мануфактуры по форме собственности:

  • Казённые (государственные);

  • Купеческие;

  • Помещичьи.

Трудились на мануфактурах категории людей разных сословий.

Труд на мануфактурах:

Вольнонаёмный

Принудительный

Наёмные рабочие

«Приписные крестьяне»

«Посессионные крестьяне»

Посадские ремесленники, рекруты, каторжане, дети солдат и матросов, крестьяне, гулящие, беглые люди.

Целые округа государственных крестьян приписывались к мануфактурам для «черных» работ на государственных предприятиях.

1721 году был издан указ по которому было разрешено покупать крепостных крестьян и навечно закреплять их за мануфактурой.

Произошли грандиозные изменения в торговле:

Были открыты новые российские торговые порты - Санкт-Петербург, Нарва, Выборг и др.

С 1700 по 1719 годы - система запретов высоких пошлин и налогов. Государственная монополия почти на все виды товаров. Результат: 1. Получение значительных средств в казну направленных на нужды армии и флота. 2. Разрушение старых деловых связей купечества, разорение торговых фамилий.

Переход к политике меркантилизма и протекционизма; накопление денег в стране с помощью покровительства отечественной торговли. Результат: 1. Развитие торговли. Превышение вывоза товаров над ввозом их в страну. 2. Накопление капитала. 3. Рост молодой российской промышленности.

1704 г. - Денежная реформа - введение серебряных рублей и медных мелких монет.

Проведена налоговая реформа, которая была необходима для регулярного поступления средств в казну:

  • 1719 г. - перепись всего мужского податного населения (ревизия): цель которой - постоянный сбор налогов в казну и рекрутский набор в регулярную армию;

  • 1724 г. - введение подушной подати (взамен всех налогов), причем, размер подати с государственных крестьян и посадских людей больше чем с помещичьих крестьян.

1714 г. - указ об окончательной ликвидации разницы между поместьем и вотчиной; в результате все земли становятся наследственными.

Исследования 5-й группы, работавшей по теме «Преобразования в области культуры и быта». (Использование учащимися указов Петра Великого о создании Кунсткамеры, и об учреждении Нового года).

Декабрь 1699 г. - Указ о новом летоисчислении (ранее было от Сотворения мира) и о праздновании Нового года с 1 января (вместо 1 сентября).

Январь 1700 г. - введение запрета на ношение национального платья, обязательным становится ношение одежды европейского образца. Обязательное для бояр, дворян и всех горожан брадобритие (от брадобрития освобождалось духовенство).

Январь 1703 г. - выход в свет первого номера печатной газеты «Ведомости» (полное название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестный странах».

16 мая 1703 г. - заложена крепость в устье реки Невы названная Санкт-Питер-Бурх. Основание Санкт-Петербурга.

Январь 1708 г. - введение упрощенного гражданского алфавита.

1709 г. - введение первого гражданского календаря.

1714 г. - реформа образования.

1718 г. - учреждены Ассамблеи - собрания, на которых гости из высших слоев общества развлекались на европейский лад.

1719 г. - открыт первый русский музей - Кунсткамера.

1724 г. - издан Указ об учреждении Российской Академии Наук (открыта в 1725 году при Екатерине II).

2. Учитель наблюдает за работой учащихся.

3. Учитель корректирует ответы учащихся, дополняет их, делает пояснения.

1.Учащиеся знакомятся с заданиями и выполняют его.

2. Анализируя результаты, дают оценку своей учебной деятельности на 2 этапе работы, называют трудности, с которыми столкнулись, формулируют причины возникших трудностей.

3. Эта таблица в увеличенном виде вывешивается на доску, учащемуся, отвечающему по этому блоку задания, рекомендуется использовать ее при объяснении материала.

4. Представители творческих групп рассказывают о проведенных Петром I реформах в стране, делают выводы, определяют свое отношение к «Петровским реформам».

5.Ребята выписывают значения .

Подведение итогов урока.

Оценивание знаний

4. «В ходе проделанной работы нам с вами надо выявить значение петровских преобразований

Прочтите ст.120 и выпишите значение петровских реформ.

-создание регулярной армии и морского флота укрепило безопасность страны:

-Российское государство стало великой европейской державой;

-усовершенствование местного самоуправления

-церковь окончательно превратилось в один из государственных инструментов.

1. Учитель формулирует вопросы: «Какова цель урока? Достигли мы поставленной цели? Все ли справились с заданиями? Какие трудности испытывали на уроке? В чем, на ваш взгляд, их причина? Как можно преодолеть возникшие трудности? С каким настроением вы уходите с урока? Объясните».

2. Учитель оценивает учебную деятельность учащихся, объясняет оценку на основе критериев.

1.Учащиеся отвечают на вопросы.

1. Учащиеся анализируют результаты, дают оценку

Домашнее задание.

Учитель сообщает домашнее задание:

Задание выполняется по желанию, выбирается любой из 3-х вариантов работы:

1) параграф 15, ответить на вопросы ;

2) параграф 15, написать мини-эссе по теме: «Значение реформ Петра I для России».

3)Составить тестовую работу по параграф 15

Основные понятия, написанные на доске. Найдите и спишите их значение, к следующему уроку

  • Реформа;

  • Сенат;

  • Синод;

  • Коллегии;

  • Аристократия;

  • Бурмистр;

  • Ранг;

  • Абсолютизм.





Урок на тему Реформы Петра IУрок на тему Реформы Петра IУрок на тему Реформы Петра IУрок на тему Реформы Петра IУрок на тему Реформы Петра IУрок на тему Реформы Петра I

© 2010-2022