- Преподавателю
- История
- Природа и люди Древней Индии 5 кл
Природа и люди Древней Индии 5 кл
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Прохорова А.В. |
Дата | 19.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: «Природа и люди Древней Индии» 5 кл.
Цель: познакомить учеников с природно-климатическими условиями долин р. Инд и р. Ганг, жизнью и занятиями населения; определить особенности религиозных представлений Древней Индии.
Планируемые результаты:
предметные: научиться использовать приемы исторического анализа на основе различных источников информации; объяснять причинно-следственную связь природно-климатических условий и жизнедеятельности человека.
метапредметные УУД: формировать собственную точку зрения; слушать и слышать друг друга; самостоятельно формулировать учебную проблему; находить пути решения поставленным задачам; давать определения понятий; уметь выделять информацию из текстов разных видов;
личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность культурно-нравственного наследия для современного человека и общества в целом.
Основные понятия: п-ов Индостан, джунгли, вера в переселение душ.
Оборудование: учебник по истории Древнего мира, мультимедийная доска, карты: «Древние государства мира», «Индия и Китай в древности» (приложение 1).
Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос (беседа)
- С помощью карты «Древние государства мира» вспомните, с какими государствами Древнего мира мы познакомились? (Египет, государства Передней Азии)
- Если посмотреть на карту, что общего у перечисленных государств? (наличие крупных рек)
- Какие государства есть еще на нашей карте? (Др. Греция, Рим, Индия и Китай)
III. Формирование учебной проблемы.
- Сегодня мы начнем изучение Древней Индии. Какие ассоциации вызывает у вас эта страна? (ученики перечисляют свои ассоциации)
Учитель повторяет прозвучавшие ассоциации в классе и подводит итог, что Индия - «страна -загадка». Знания об этой стране минимальны и обрывочны, поэтому данный урок является путем формирования основы знания об этом государстве в древности.
IV. Изучение нового материала
Местоположение и природные условия Индостана. Занятия жителей
Работа с картой:
Учитель показывает на карте п-ов Индостан, описывая его природно-географические особенности.
- С помощью карты давайте определим основные водные артерии п-ова Индостан? Чему они способствуют?
Ученики называют основные реки п-ова Индостан - Инд и Ганг. А наличие источника влаги способствует развитию земледелия - основы экономики государства.
Учитель дает краткую характеристику долина рек Инд и Ганг:
- северо-западная часть Индостана - долина р. Инд и ее притоков. Здесь плодородные равнины чередуются с полупустынями;
- северо-восток - бассейн р. Ганг. Здесь, в условиях повышенной влажности, растут тропические джунгли - непроходимые заросли деревьев и кустарников. В сезон дождей часто бывают наводнения, а в дельте реки есть много болот.
- Какая из речных долин Индии была раньше заселена земледельцами. Почему?
Боги и животные. Вера в переселение душ
Учитель организует работу с п. 4, 5 § 20, документом «Сказание о Раме» (время, четко контролируется учителем, отведенное на знакомство с текстом).
Беседа по вопросам:
1) Каким было отношение индийцев к змеям, слону, обезьяне, корове?
2) В чем заключалась вера в переселение душ?
3) «Сказание о Раме». Кто в этом сказании олицетворяет добро и кто - зло?
V. Закрепление изученного материала
Учитель возвращается к проблеме, поставленной в начале урока.
- Индия - «страна-загадка». Ваши аргументы «за» и «против» (доска делится на две половины «за» и «против», где ученики отображают свои аргументы)
VI. Рефлексия
- Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках?
- О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?
VII. Домашнее задание
§ 20, дайте ответ на вопрос: Какие человеческие качества героев
«Сказания о Раме» привлекли вас?
Приложение 1.