• Преподавателю
  • История
  • Урок истории 7 класс по теме Борьба с польскими и шведскими интервентами. Автор: Тищенко Анастасия Юрьевна

Урок истории 7 класс по теме Борьба с польскими и шведскими интервентами. Автор: Тищенко Анастасия Юрьевна

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок истории в 7 классе по теме «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов».

Тип урока: комбинированный.

Задача урока: показать разнообразие форм и методов работы обучающихся на уроке.

Цель урока: Дать знания обучающимся о событиях конца Смутного времени.

  1. Определить причины свержения Шуйского и приход к власти «семибоярщины», дать оценку её деятельности; показать роль и заслуги народного ополчения в борьбе за независимость; дать оценку значения для России воцарения новой династии.

  2. Развивать аналитическое мышление, речь, умение работать самостоятельно и в группе, умение работать с текстом исторического документа, обобщать, делать выводы.

  3. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордости за своё Отечество и его героев.

Оборудование:

Презентация «Смутное время в России», карта «Смутное время в России начала XVII в.», раздаточный материал, учебник «История России», А.А. Данилов, Л.Г. Косулин.

План урока:

  1. Актуализация знаний по пройденному материалу.

  2. Заговор против В. Шуйского и приход к власти «семибоярщины».

  3. Формирование Первого ополчения и его итоги.

  4. Роль Второго ополчения в освобождении России.

  5. Земский собор 1613 г., его итоги.

  6. Актуализация знаний по изученному на уроке материалу.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

- У нас в стране есть календарь государственных праздников. Среди относительно молодых праздничных дней есть день 4 ноября.

- Как называется этот государственный праздник? (День народного единства)

- Этот день стал государственным праздником с 2004 года.

-Почему именно в этот день, какие события в истории нашей страны легли в основу этого праздника, его названия? Сегодня на уроке мы найдем ответы на эти вопросы.


  1. Актуализация знаний по пройденному материал.

Устный опрос по домашнему заданию.

Фронтальный опрос.

-У вас на столах перед каждым лежат цифры 1,2,3. На слайдах будут появляться вопросы по содержанию домашнего параграфа, а вы поднимаете цифру правильного, на ваш взгляд, ответа.

  1. Изучение нового материала.

Комментарии учителя. Неудачи в боевых действиях со Скопиным-Шуйским привели к резким конфликтам внутри «тушинского» лагеря. Польский король Сигизмунд III вторгся в пределы России и больше не нуждался в помощи Лжедмитрия II. В 1609 г. «Тушинский» лагерь развалился. Сам Лжедмитрий бежал в Калугу и, собрав новые силы, готовился к походу на Москву.

Какие же новые проблемы встали перед Россией? Что ещё придётся пережить нашему государству в этот период времени?

Самостоятельная работа. Работа с историческим документом и ответы на вопросы к тексту.

Обсуждение и обобщение материала.

Комментарии учителя. В августе 1610 г. «семибоярщина» договорилась с гетманом Жолкевским о приглашении на русский престол сына польского короля королевича Владислава с обязательным принятием им православия. Но против данного решения выступил патриарх Гермоген. Бояре тайно впустили в Москву поляков.

В 1610 г. в Смоленск к польскому королю Сигизмунду по настоянию Жолкевского отправилось посольство от русских бояр во главе с Филаретом. Сигизмунд предъявил требования на русский престол.

Вопрос классу: Что данный факт мог означать?

Комментарии учителя. Посольство было арестовано и отправлено в Речь Посполитую. А в декабре 1610 г. был убит Лжедмитрий, на которого всё ещё возлагались надежды русского народа в деле спасения Отечества. Русское государство оказалось на краю гибели. Осознание этого факта привело к пробуждению сознания русского народа, который поднялся на борьбу за освобождение Отечества.

На слайде вы видите изображение памятника, работу скульптора Ивана Петровича Мартоса, изготовленную в 1818 г. Стоит этот памятник в Москве, на Красной площади рядом с Покровским собором (храмом Василия Блаженного). На постаменте возвышаются фигуры двух людей: нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского. На постаменте из красного гранита можно увидеть высеченную бронзовыми буквами надпись: "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия". За что так благодарна Россия этим людям? Что они сделали, чтобы остаться навечно в памяти русского народа?

-Итак, мы знаем, что страшное время пришло на Русь. Ни власти, ни боеспособного войска, ни казны - ничего не было. Остался лишь русский народ с его мощным патриотическим настроем.

-И первой на защиту русского государства от иностранных интервентов встала Русская Православная Церковь. Игумен Троице-Сергиевского монастыря Дионисий и монах Авраамий Палицын стали рассылать письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры от врагов. (Зачитать текст обращения)

-Самостоятельная работа с текстом учебника.

( сюжет фильма)

вопросы для обсуждения после просмотра фильма

Работа с картой. Учитель показывает путь движения сил Второго ополчения на Москву.

В июле 1612 г. ополчение вступило Москву. 24 августа 1612 г. проходит главное сражение сил Второго ополчения с отрядом гетмана Ходкевича, который шёл на помощь полякам. В тяжёлой схватке ополченцы одержали победу.

22 октября ополченцы взяли Кремль. Москва была спасена. Всё время в руках ополченцев находился чудотворный образ иконы Казанской божьей матери.

Освобождение Москвы вызвало мощный патриотический подъём всенародной борьбы против оставшихся на территории интервентов. Известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина.

5. Комментарии учителя. С освобождение Москвы стал вопрос о восстановлении государственности и избрании нового царя. В январе 1613 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялся Земский собор. На русский престол после долгих уговоров и просьб был избран сын «тушинского» патриарха Филарета 16-летний Михаил Романов. В России начинает своё существование новая царская династия - династия Романовых.

Обучающиеся делают вывод.

-Таким образом, благодаря героической борьбе русского народа против иностранных захватчиков была восстановлена российская государственность. Смутное время закончилось.

V. Обобщение полученных знаний.

Разгадывание кроссворда


  1. Домашнее задание.

П. 3, вопросы устно

* написать историческое эссе на тему:

-Мое отношение к празднику 4 ноября

- Смута-трагедия, очищение и возрождение России


© 2010-2022