Конспект урока по истории 6ласс на тему Первые киевские князья

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Борисовская ООШ»

Учитель истории 1 категории

Составитель: Жанбаева Э.Ю.

Конспект учебного занятия в 6 классе по истории «Первые киевские князья»

Цель: знакомство учащихся с деятельностью первых киевских князей.

Задачи:

  1. Воспитание у детей коммуникативности, интереса к истории своего государства

  2. Формирование у учащихся представлений об основных направлениях внутренней и внешней политики первых киевских князей; закрепление знаний о государстве.

  3. Содействие учащимся в развитии познавательных интересов, логического мышления, потребностей самостоятельного приобретения знаний.

Основные понятия и даты: погост, уроки, реформа, 882-912гг, 912-945гг, 945-957гг, 957-972гг

Оборудование и средства обучения:

  • Мультимедийный проектор с экраном;

  • Учебная картина «Полюдье»

  • Карточки «Вставь пропуски в текст»,

  • Карточки с отрывками из текстов документов

  • Жетоны

Демонстрационный материал:

  • CD «Энциклопедия России с древнейших времен до 16 в»

  • Настенная карта «Киевская Русь в 9-11вв»

  • Мультимедийная презентация

Использованная литература:

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России: с древнейших времен до конца 16в. 6кл» - М.., Просвещение, 2005

  • Агафонов С.В. «Тематическое и поурочное планирование по истории России с древнейших времен до конца 16в. К учебнику Данилова…» - М., Экзамен, 2005

  • Хрестоматия по истории России

Ход учебного занятия

  1. Организационный этап (приветствие, проверка отсутствующих)

  2. Этап проверки домашнего задания

А) Рассказать с помощью плана о возникновении Древнерусского государства

(Приложение 1);

Б) Задания в парах на местах «Вставь пропуски в текст» (Приложение 2);

В) Фронтальная разминка (пока учащиеся готовят задания у доски и на местах):

  • «Путаница» (какие понятия зашифрованы на слайде + дать их определение) - Приложение 3

  • Каким историческим термином мы назовем эту картину? (демонстрация слайда или учебной картины «»Полюдье»)

  • Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Этот город будет матерью городов русских»?

В процесс каждого этапа учащиеся получают за свои ответы жетоны.

3. Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала

- Сегодня на уроке мы будем говорить о начальном периоде в развитии Древнерусского государства, о первых киевских князьях (записывают тему урока). Мы будем работать с учебником, документами, картой и узнаем, что общего было в их деятельности и что особенного. А чтобы вам легче было разобраться по ходу урока, мы будем заполнять таблицу.

Демонстрируется слайд. Таблица «Первые киевские князья» (только названия колонок).

Учащиеся переносят ее в тетради.


  1. Этап усвоения новых знаний

- Как звали 1-го киевского князя, который объединил Новгород и Киев?

(Слайд. Портрет Олега.)

О нем нам расскажет Кристина Б. А ваша задача слушать внимательно, заполнять по ходу ее сообщения 2 и 3 графы, но итоги правления должны быть записаны в 3-х предложениях (не более).

-Сообщение об Олеге Вещем.

Примерный текст сообщения: «Олег - первый киевский князь. Правил в Киеве в 882-912гг. по разным версиям, был или знатным военачальником в дружине Рюрика или близким его родственником. Именно Олег перенес центр княжества в Киев, убив Аскольда и Дира. Он постепенно объединил большую часть земель восточных славян. Весь путь из «варяг в греки» оказался под его властью.

В 907 году Олег повел воинов на Царьград - столицу Византии. В этом походе участвовало 80 тысяч русских воинов, которые плыли на 2 тыс. ладьях. Византийцы перегородили гавань огромной цепью, чтобы русские корабли не смогли подойти к городу. Тогда Олег приказал вытащить корабли на берег и поставить их на колеса. Подняли паруса, и попутный ветер погнал корабли к стенам Царьграда.

Византийцы испугались и запросили мира. В знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит. А еще был подписан выгодный для русских купцов торговый договор. Но византийцы попытались его нарушить. И тогда Олег совершил в 911 г еще один поход в Константинополь, и все права русских купцов были не только восстановлены, но и еще больше расширены. Например, купцов должны были кормить и поить бесплатно, устраивать баню, когда им захочется. Русские купцы могли приезжать в Византию без своих товаров, только за греческими товарами.

В народе Олег получил прозвище Вещий. Он правил в Киеве 33 года, потом умер от укуса змеи. А по другой версии, он уплыл за море, и следы его затерялись».

- Каковы же итоги правления Олега? Символ правления?

Демонстрация слайда с частью заполненной таблицы.

- О деятельности других киевских князей вы будите готовить рассказ сами, работая в группах.

Группа № 1

- Прочитайте учебник на стр 30, пункт «Правление Игоря и Ольги», абзац 1-3.

- Что известно о князе Игоре?

- Запишите 3 предложения - итоги его деятельности

Группа № 2

- Прочитайте учебник на стр 31, 2-3 абзац и документ (Историк С.М.Соловьев о княгине Ольге «…И в Константинополе, во дворце императорском, … Ольга отличалась ловкостию, находчивостию, хитростию; перехитряет императора, как прежде перехитрила древлян. Император, говорит предание, предложил Ольге свою руку; та не отреклась, но прежде потребовала, чтоб он был ее крестным; император согласился но когда после таинства повторил свое предложение, то Ольга напомнила ему, что по христианскому закону крестный не может жениться на своей крестнице. «Ольга! Ты меня перехитрила!» - воскликнул изумленный император и отпустил ее с богатыми дарами»)

- Что известно об Ольге? Как характеризует ее случай в Византии?

- Составьте 3 предложения - итоги ее деятельности

Группа № 3

Внимательно рассмотрите карту в учебнике на стр 33 и прочитайте документ ( В лето 964, когда князь Святослав вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походах не возил с собой ни обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину ли, зверину, или говядину, жарил ее на углях и ел. Не имел походного шатра, но спал подстелив подклад и положив седло в головах. Таковы были и другие его вои. «Повесть временных лет»)

- Какие славянские земли подчинил Святослав?

-Какие походы совершил(когда и куда0?

-Почему так удачно воевал?

- Составьте 3 предложения - итоги его деятельности

Итогом работы каждой группы является небольшой рассказ, который сопровождается показом слайдов с портретами князей.

После выступления 1 группы учитель дает небольшую справку о гибели Игоря в земле древлян и мести Ольги.

- Почему так страшно и жестоко отомстила Ольга?

- Только ли этой местью запомнилась Ольга на Руси?

- Рассказ 2 группы.

- Почему РПЦ считает 24 июля днем памяти княгини Ольги?

- Какой символ правления мы внесем в таблицу?

- В 957г Ольга передала правление своему сыну Святославу. Выступление 3 группы.

- Почему Святослав смог разгромить таких сильных противников? Символ правления?

Рассказ учителя:

Святослав завоевал огромные земли. Он решил перенести столицу из Киева в г. Переяславец (на Дунае). А как Византия отнесется к усилению своего соседа - Древнерусского государства?

Византийский император уговорил печенегов напасть на Киев. Узнав об этом Святослав поспешил на помощь, отогнал врагов. Но не захотел оставаться в Киеве. Тогда киевляне упрекнули его:»Князь, ты ищешь чужих земель, а своей Роной пренебрегаешь». И тогда Святослав посадил на киевский престол своего старшего сына Ярополка., а сам отправился на Дунай.

Но в 971г Византия начала войну со Святославом. Была очень жестокая битва («Да не посрамим земли русской. Ляжем тут костьми. Ибо мертвые сраму не имут»). Обе стороны несли большие потери заключили перемирие. Святослав отправился в Киев, но печенеги подстерегли его в засаде и убили. Хан приказал вставить череп Святослава в золотую оправу и использовал его как чашу (в знак признания доблести князя).


  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала

- Так что же общего было в деятельности первых русских князей? Демонстрация слайда полностью заполненной таблицей

5. Этап закрепления нового материала

«Древо познания»

На доске нарисован ствол дерева. «Листья» - карточки с вопросами. На каждом «листе» указана стоимость вопроса. Учащиеся по желанию снимают карточку. (Приложение 5)


  1. Этап инструктажа учащихся по выполнению домашнего задания

Прочитать § 4, выучить новые слова и даты


  1. Этап подведения итогов

Что нового мы узнали сегодня на уроке? Деятельность первых киевских князей укрепила авторитет Руси или нет? Докажите.

Подсчет жетонов у ребят, выставление оценок

Приложение 1

План ответа на вопрос «Возникновение Древнерусского государства»

  1. Что такое государство.

  2. Когда возникло Древнерусское государство?

  3. Предпосылки образования государства у восточных славян.

  4. Причины образования государства.

  5. Зачем славяне пригласили варягов?

  6. Какие 2 центра заняли (основали) варяги?

  7. Как и когда произошло их объединение.

Приложение 2

Задание для работы в парах

Вставьте пропущенные слова в текст.

Главой Руси был ……(1) ….. . Он опирался на свое войско - …(2).. . Все племена, признавшие власть Киева, заключали с великим князем …(3).. . С ноября по апрель киевский князь с дружиной объезжал подвластные земли и собирал дань. Это называлось …(4)…. . Во время войны собиралось ….(5) ….. . Им руководил …(6). . В городах все важнейшие вопросы решало …(7). .

Приложение 3

«Путаница»

чеев (вече)

вочестязы (язычество)

заниколоция (колонизация)

Приложение 4


Игорь

912-945

Подчинил древлян,

941, 944 -походы на Царьград

(неуд) (догов)


Ольга

945-957

Провела реформу (погост, уроки), приняла христианство


Святослав

957-972

Подчинил вятичей, уличей, тиверцев; походы в Болжскую БулгариюЮ Хазарию, на Дунай


Приложение 5

«Древо познания»

- Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Как повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его» (1 б)

- Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Иду на Вы!» (1 б)

- Как погиб князь Игорь? (1 б)

- Какому князю посвятил А.С.Пушкин свою поэму? (1 б)

- Какие изменения внесла княгиня Ольга в управление Древнерусским государством? В чем их значение? (3 б)

- Что общего было в деятельности первых русских князей? (3 б)

- Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей? (2 б)

- Что такое полюдье? (1 б)

- Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь» (1 б)

- Что такое погост? (1 б)

- Покажите на карте направление походов Святослава и опишите их словами. (3 б)

5

© 2010-2022