Урок истории в 6 классе

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 6 классе

«Господин Великий Новгород»

Цель: дать представление о последствиях распада Руси на отдельные княжества, об особенностях развития государственности на территории Восточной Европы.

Планируемые результаты: учащиеся рассказывают об основных занятиях жителей Новгородской земли, особенностях политического устройства Великого Новгорода, правильно показывают объекты на исторической карте, объясняют роль вече в Новгороде, используют схемы, выполняют познавательные и проблемные задания работают в группах, научатся оперировать словами: посадник, тысяцкий, архиепископ.

Оборудование : схемы, таблицы; мультимедийная презентация.

Форма урока: исследование.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационный этап.

Сегодня у урока необычная тема. «Господин Великий Новгород» .Почему «Господин?» почему «Великий»? Предлагаю в конце урока ответить на эти вопросы.

На доске эпиграф урока : На заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие как есть, что мы русские…»

Д.Лихачев.

План урока

  1. Природа края и основные занятия жителей Великого Новгорода

  2. Население Новгорода

  3. Управление Новгородской землей

  4. Соперничество Новгорода и Владимиро - Суздальского княжества.

Вступительное слово учителя: Красота края, богатые земли, удачное расположение Новгорода манили купцов и торговцев. Знаменитые сказы о Садко..вечевые порядки..много нового и интересного мы узнаем сегодня на уроке.

Давайте отправимся в путешествие по Новгородской земле и ближе с ней познакомимся.

Как вы думаете , почему авторы учебника предлагают начать наш разговор о Новгороде с изучения природных условий края?

(Дети высказывают свои предположения).

Итак, мы исследуем природные условия и определяем основные занятия жителей.

*Работа с учебной картой (от Балтийского моря до Урала; от Сев.Ледовитого океана до Верховьев Волги)

Предположите какой климат? Можно ли заниматься земледелием?

Какой важный торговый путь здесь проходил?

Какие занятия могли быть у жителей края?(ученики высказывают предположения)

Проверяем свои догадки в тексте параграфа .Рисуем схему «Занятия жителей Новгорода» (слайд 3)

Слайд презентации 4.

Торговля. Стр. 97 Рассмотрите картину. Выписываем в тетрадь товары ,которые ввозили в Новгород и которые вывозили.

Слайд 5. Новгородская гривна. Ученик, заранее получивший задание подготовить рассказ о гостиных дворах для купцов, монетах, найденных на раскопках земли.

  1. Население Новгорода

Слышите голоса, мы приближаемся к торговой площади Новгорода, как вы думаете. кого мы здесь можем увидеть?(ребята предполагают)

Делю класс на группы:

Бояре

Гости

Новгородские ремесленники

Меньшие люди-земледельцы, охотники, бортники, рыболовы.

п.3 параграфа . Какие разговоры мы могли бы услышать? Придумайте речь от имени разных слоев населения.

3. Управление Новгородской землей.

Вспомните что такое вече? Какие вопросы там решали.(работа с текс-

том параграфа)

  • Вопросы войны и мира

  • Избирали должностных лиц

  • Приглашали князя

Какие функции выполняли:

  • Посадник

  • Тысяцкий

  • Архиепископ

  • Князь

В тетради появляется схема .О князе читаем документ на стр.102

Чем новгородский князь отличался от киевского?

Подведем итог: Как называется правление в Новгородской земле?

Чем отличается правление Великого Новгорода от Киевского княжества, от Владимиро-Суздальского?

  1. Соперничество Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества.

Используя карту, назовите ближайших соседей Новгородской земли

  • Как вы думаете, почему на новгородских землях выросло много крепостей: Изборск?Корела?Ладога?

  • От кого защищались новгородцы?

Заключительный этап урока.

Ученик читает стихотворение.

Борис Благодатный.

Великий Новгород, жемчужина Руси,

Культуры древней древняя столица

Твой путь к свободе, вере и любви

Пускай в делах великих воплотиться!

Великий Новгород, жемчужина Руси

По всей земле от новгородской вече

До наших дней идет молва

Мы слышим близко и далече

От новгородцев добрые слова.

Россия до сих пор гордиться

Той красотой душевной без прикрас

Торговая, культурная столица,

Путь из варяг шел в греки через нас.

Новгород-центр великой культуры. Искусно ,сделанные из металла и дерева изделия новгородских ремесленников славились не только в русских землях, но и за границей. (слайды с храмами и церквями Новгорода)

Почему «Господин»?- вежливое обращение, владыка, повелитель, независим, богат, «сам себе господин», с Новгорода начинал править Рюрик…

Почему «Великий»?- Культура города хранит лучшие традиции русского народа, многонациональная земля, поражает красотой не одно поколение.

Давайте подведем итоги

  • Интересно ли было на уроке?

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Что осталось непонятным

Составить синквейн.

Новгород.

Прилагательные: независимый, гордый, знаменитый, особенный

Глаголы: Сохранил, одарил, показал

Предложение: Новгород -торговый центр Древней Руси.

Вывод: Великий.

Дом. Задание: читать параграф10-11 стр.97-99

Вопросы к параграфу №5,6 Вопросы из рубрики «Учимся быть историками»,стр.102



© 2010-2022