Конспект урока по истории на тему: Крещение Руси (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока

Крещение Руси.

Автор учебника, по которому ведётся обучение

Учебник «История России» авторы: А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, 6 класс


Классификация урока

Открытие новых и закрепление ранее полученных знаний.

Психолого-педагогическая характеристика особенностей класса

В Лазазейском филиале Помринской ОШ Дальнеконстантиновского района в 6 класс обучается 7 учащихся: 3 девочки и 4 мальчика. Основная масса обучающихся имеет удовлетворительные оценки по всем предметам. На «4» обучается один ученик - Головкина Анжела. Все учащиеся одного возраста, есть дети из неблагополучных, многодетных и малообеспеченных семей. В нашем филиале обучаются дети из 9 деревень, в 6 класс на учебу приезжают ученики из 4 деревень. Это накладывает отпечаток на успеваемость учащихся из отдаленных деревень. История России изучается первый год, особый интерес вызвала тема крещение Руси, с которой учащиеся частично познакомились 1 сентября на уроке посвященном Владимиру Святославовичу.

Цели проекта

Выявить основные направление внешней и внутренней политике князя Владимира, дать представление о принятии христианства на Руси, объяснить огромную роль и принципиальность принятия христианства в истории русского народа.

Задачи проекта

На основании знаний учащихся о сущности и причинах возникновения религии выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством на Руси. Развить умения работать с картой и тестом учебника

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят ученики

Основные понятия - православие, митрополит, епископ, епархия, монастырь, десятина.

Важнейшие даты - 946-принятие христианства Ольгой, 980 - Владимир становится великим князем киевским, 988г. - крещение Руси.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Владимир Святославович. Принятие Христианства.



8. Цель урока: Познакомить учащихся с Крещением Руси и его значением для нашего общества.

9. Задачи:

- предметные - создать условия для осмысления и анализа учащимися процесса принятия христианства на Руси.

-метапредметные - формировать навыки коллективной работы, развивать воображение, навыки сравнительного анализа, творческие способности.

- личностные - подвести учащихся к осознанию себя как члена религиозной группы, воспитывать понимание и уважение к культуре своего народа.

10.Тип урока - Открытие новых и закрепление ранее полученных знаний.

11.Формы работы учащихся - индивидуальная, работа в парах, групповая.

12.Необходимое техническое оборудование - компьютеры с выходом в Интернет, видеопроектор.

13. Актуальность темы - значение духовного единства народа в настоящее время.

14.Структура и ход урока (план)Деятельность учителя


Деятельность ученика

УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Время


1

2

5

6


7

1

Организационный момент

Приветствие учителем обучающихся, проверка отсутствующих.

Обучающиеся рассаживаются на свои рабочие места, настраиваются на работу

1 мин.

2

Мотивация учебной деятельности.

Актуализация знаний, целеполагание.

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Начинается урок с просмотра видеофрагмента, изображающего церковь, слышится звон, перезвон колоколов.

После просмотра задает вопрос: «Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?»


Продолжает: «Вспомним пантеон богов Древнего Рима, Греции. Ребята назовите славянских богов Руси».

Учитель продолжает беседу:

А какое количество богов на сегодняшний момент в России?

В какого Бога верят русские сейчас?

А хотели бы вы узнать, как и когда произошла смена религий?

Ребята ответьте: «Что означает крестик, висящий на груди у многих из вас?»

Учитель вносит коррекцию в ответы, что Крещение - это таинство принятия христианской веры.

Так давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Предлагайте ваши варианты?

Фиксирует варианты ответов.

Учитель демонстрирует слайд с темой урока: «Крещение Руси». Просит в рабочих тетрадях написать число и тему урока.

Совместно с учениками составляют план.

  1. Зачем нужна новая религия?

  2. Причины принятия христианства

  3. Крещение Руси

  4. Значения принятия христианства


Учащиеся высказывают свои мнения:

- о церкви, религии, христианстве, о боге и т.д.

Учащиеся вспоминают и дают общее определение религии Др. Греции, Рима, Руси - язычество

Отвечают:

Один бог.

Это - И. Христос.

Да, очень хотели бы знать

Ответ: То, что нас окрестили; теперь мы крещеные.


Предполагаемые ответы учеников: принятие новой веры, переход от язычества к христианству, наконец, Крещение Руси.

Учащиеся записывают

Для пунктов планирования ученики задают вопросы: как, где, когда, зачем…?

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству;

умение полно и ясно формулировать свои мысли. Личностные: осознание своей идентичности как члена религиозной группы.

Регулятивные: выдвижение гипотезы (при постановке цели урока).

Познавательные: способность применять, ранее полученные знания, для связи с действительностью.

5 мин.

2




2.1.



























Организационно-деятельностный этап

Работа с документом в парах

Учитель предлагает открыть учебник и найти в тексте, при каком князе осуществилось Крещение Руси и, когда это было.

Задает проблемный вопрос: «А был ли у Владимира выбор веры?»

Чтобы ответить на заданный вопрос, учитель предлагает интерактивную работу в парах - ознакомиться с отрывком из текста «Повесть временных лет» (в переводе Д.С. Лихачева), ЕКЦОРОтрывок из "Повести временных лет"

(О крещении Руси) (N 111932)

school-collection.edu.ru/catalog/res/47dc9da3-a5e0-41d4-9bb5-0d5c3ef695eb/?interface=pupil

обсудить в парах вопросы к источнику.


Учитель ставит перед учащимся новую проблему: «Почему выбор пал на византийскую религию?»

Дети находят необходимую информацию, зачитывают верный ответ - при Владимире в 988 году, делают пометку в тетрадях.




Осуществляют чтение документа, готовятся к самостоятельному выводу

После обсуждения в парах вопросов в Интернет- источнике, дают ответ.

Ответ учащихся:

Ислам был отвергнут «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети,

стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как

безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий…» и из-за запрета на спиртное, немцев …«Не добр закон

их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты

не видели никакой», иудаизм из - за отсутствия у евреев единого государства. Убедительны были доводы византийского священника.

1. Близость по - духу;

2. Наиболее близкие связи с Византией

3. Красота храмов

4. На Руси были первые крещенные, при чем, - близкие родственники и т.д.

.."Если бы плох был закон греческий, то не

приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей".

Личностные: Понимание культурного и религиозного многообразия мира;

Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству с соучениками;

Познавательные: Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации.

8 мин.

2.2

Коллективная работа

На слайде выдержка:

При Крещении Новгорода появилась поговорка «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Учитель спрашивает: «Ребята, а почему кого - то водой, некоторых огнем, мечом?»

Используя Фонд «Русский мир» «Крещение святого князя Владимира» и «Крещение Руси»,

ЕКЦОР, Русская история в картинках files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f6c785be-8beb-4aea-876d-8cf46ac00dc9/RusskajaIstorijatxt.pdf

раздел «Крещение Руси», где продемонстрированы картины художников (Л. Чулановой; В.И. Перова; Н.У. Мартынова; В. Васнецова) по теме и предлагает, после просмотра, обсудить изображенное.

Учитель добавляет информацию по процедуре Крещения в 988 году и объясняет причину смешения языческих и православных праздников.




Работа учащихся с визуальным источником. Выделяют героев; главных героев; какие происходят действия; какие краски, тона; как изображен Владимир т.д.

Коллективно обсуждают увиденное и приходят к выводу, о том, что не все были согласны принять новую веру.

Коммуникативные: Развитие навыков к сотрудничеству в коллективной работе;

Познавательные: Умение составлять описание исторических объектов художественного творчества

6

мин.

2.3.

Физ. минутка

Учитель ставит электронную физ. минутку для глаз.

2 мин

2.4.

Групповая работа

Учитель условно делит учащихся на две группы (их можно назвать «язычники», «христиане») и предлагает каждой группе заполнить свой раздел в таблице, для последующего сравнения.

Раздаточный материал учитель готовит заранее. Вопросы для сравнения:

1. отношение к Богу;

2. отношение к людям;

3. культура религии;

4.отношение к семье;


На слайде презентации появляются два новых слова полигамия и моногамия.

Учитель предлагает открыть словарики в рабочей тетради (последние три листа) и записать определение.

Учащиеся самостоятельно заполняют раздел в таблице

«Христиане»:

1.единобожие;

2.по библейским законам;

3.храмы, грамота, обряды, таинства и т.д.

4.патриархальный, укрепление брака.

«Язычники»

1.многобожие;

2.«кровавая месть»;

3.идолопоклонничество, жертвоприношение;

4.деспотичный, со стороны мужчины, многоженство

Учащиеся записывают

Полигамия (от греч. polys - «многочисленный» и hamit «брак»), многобрачие.

Моногамия (от греч. мonos - единый и hamit - брак) - единобрачие, историческая форма брака.

Личностные:

Определение своей позиции в современном мире;

Познавательные: Способность к сравнительному анализу, выявлять их сходство и различие

12 мин

3

Рефлексия

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии изображен на следующем слайде презентации

Учитель предлагает заполнить кластер

«Заповеди»

Просит учащихся взять на заметку информацию кластера, т.к. она пригодится в 7 классе при прохождении раздела «Древняя литература» - литературные источники



Вывод, совместно с учащимися: Образ христианина - образ другого человека. Христианство способствовало развитию культуры, расширению связей с Византией, грамотности; укреплению семьи; создавало единство страны.

Значение принятия христианства изображены на слайде

На слайде изображена схема управления православной церкви

Последствия принятие православной веры.

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3526afd5-1cd8-de29-ce90-0eb846c0b612/Uch_G1_p05.pdf

Ученики изображают схему кластера и заполняет ее (при необходимости, с помощью класса)

Остальные дети в тетрадях

Схема «грозди»:

1 я -один Бог, нет других;

2 почитай родителей;

3 не сотвори кумира;

4 не убивай;

5 не прелюбодействуй;

6 не желай добра (дома, жены) ближнего своего;

7 не произноси ложного свидетельства;

8 седьмой день - Богу, шесть - работай;

9 не кради;

10 не произноси имя Бога напрасно.



Самостоятельный анализ

Личностные:

Осмысление ответственного поведения в современном мире;

Познавательные: Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации.

Регулятивные:

умение структурировать информацию; Овладение логическими действиями обобщения

7

мин.

4

Самооценка

Критерии изображены на слайде:

1.Какое было задание?

2.Удалось ли добиться результата?

3.Сделали ли все правильно?

4. Самостоятельно или с помощью?

Самооценку осуществляют учащиеся, выполнявшие индивидуальные задание и наиболее активные учащиеся в группах

Регулятивные:

Объективность в оценивании своей деятельности

2 мин

5

Дифференцированное домашнее задание.

Учитель предлагает творчески- мыслящим учащимся приготовить рассказ «Владимир - креститель», а остальным выполнить задание № 3 в р/т на печатной основе.

Фиксируют д/з.


2мин.

Перечень, используемых на уроке ЭОР:

  1. Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, раздел «Крещение Руси» (информационный, иллюстративный материалы), фонда «Русский мир».

  2. Видеофрагмент «Колокольный звон», включенный в общую презентацию.

  3. Электронная физминутка для глаз (автор Наталья Комарова).

Примечание: Для составления технологической карты урока в основу были взяты основные дидактические единицы из фундаментального ядра содержания общего образования по истории: Древняя Русь. Христианство и язычество, отображены элементы знаний из кодификатора ГИА 2015 года.




Самоанализ урока истории в 6 классе.



Тема: Владимир Святославович. Принятие христианства.

Урок проводился в классе, где 1 человек имеет хорошие, прочные знания, умения, навыки, хотя, конечно, есть и такие у которых отсутствует познавательный интерес. У 6-х человек в классе - большие пробелы в фактических знаниях и умениях.

Это 5 урок в системе уроков по теме «Древняя Русь». Дети знают и могут показать по карте границы Руси в 1Х-Х11 вв. Также дети знают первых русских князей, имеют общее представление о религии древних славян.

Такая форма проведения урока была выбрана не случайно, в слабом классе учащиеся хорошо воспринимают работу в коллективе, самостоятельную работу с учебником и визуальным источником.

Крещение Руси занимает одно из ведущих мест во всей истории Руси, при изучении дальнейшего материала учебника мы будем неоднократно возвращаться к этой теме.

На уроке были подробно рассмотрены причины и обстоятельства принятия христианства, значения принятия христианства, что соответствует программе, в ходе урока решались задачи, поставленные при изучении истории России в 6 класса: - воспитание учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков;

- развитие способностей учащихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях и правовых документах.

Специфичность урока заключалась в том, что большинство учащихся обучается на удовлетворительно, и заинтересовать таких учащихся очень сложно, нужно приложить максимум усилий, чтобы они заинтересовались темой и смогли воспроизвести его на следующем уроке. Поэтому все приемы, используемые, в ходе урока в первую очередь направлены на достижения этой цели.

Воспитательный и развивающий аспекты урока раскрываются через использование частично-поискового метода, через всю атмосферу урока.

Все эти запланированные задачи были реализованы на уроке.

В ходе урока изменений не вносилось.

Организационный момент позволил быстро и четко организовать детей на работу.

Самостоятельная работа на уроке позволила показать учащимся , что выбор религии, политики государства оказывал влияние на культуру Древней Руси, а также внести в урок элемент творчества и исследовательской деятельности.

Домашнее задание дифференцированно: учитель предлагает творчески- мыслящим учащимся приготовить рассказ «Владимир - креститель», а остальным выполнить задание № 3 в р/т на печатной основе.

В конце урока был сделан вывод о роли личности в развитии государства, о выборе пути развития

С большинством заданий на уроке учащиеся справились.

Структура урока была подчинена целям урока и содействовала достижению поставленных целей. 3 ученика получили - «4», 4 ученика - «3», каждый ученик был включен в познавательную деятельность. Этапы урока взаимосвязаны. На уроке была создана дружеская творческая атмосфера, доброжелательное отношение учителя и учеников.

Считаю, что урок представляет единую целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.

© 2010-2022