- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории на тему: Крещение Руси (6 класс)
Конспект урока по истории на тему: Крещение Руси (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баюшева Н.И. |
Дата | 15.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
| Тема урока | Крещение Руси. |
| Автор учебника, по которому ведётся обучение | Учебник «История России» авторы: А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, 6 класс
|
| Классификация урока | Открытие новых и закрепление ранее полученных знаний. |
| Психолого-педагогическая характеристика особенностей класса | В Лазазейском филиале Помринской ОШ Дальнеконстантиновского района в 6 класс обучается 7 учащихся: 3 девочки и 4 мальчика. Основная масса обучающихся имеет удовлетворительные оценки по всем предметам. На «4» обучается один ученик - Головкина Анжела. Все учащиеся одного возраста, есть дети из неблагополучных, многодетных и малообеспеченных семей. В нашем филиале обучаются дети из 9 деревень, в 6 класс на учебу приезжают ученики из 4 деревень. Это накладывает отпечаток на успеваемость учащихся из отдаленных деревень. История России изучается первый год, особый интерес вызвала тема крещение Руси, с которой учащиеся частично познакомились 1 сентября на уроке посвященном Владимиру Святославовичу. |
| Цели проекта | Выявить основные направление внешней и внутренней политике князя Владимира, дать представление о принятии христианства на Руси, объяснить огромную роль и принципиальность принятия христианства в истории русского народа. |
| Задачи проекта | На основании знаний учащихся о сущности и причинах возникновения религии выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством на Руси. Развить умения работать с картой и тестом учебника |
| Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят ученики | Основные понятия - православие, митрополит, епископ, епархия, монастырь, десятина. Важнейшие даты - 946-принятие христианства Ольгой, 980 - Владимир становится великим князем киевским, 988г. - крещение Руси. |
| Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Владимир Святославович. Принятие Христианства. |
8. Цель урока: Познакомить учащихся с Крещением Руси и его значением для нашего общества.
9. Задачи:
- предметные - создать условия для осмысления и анализа учащимися процесса принятия христианства на Руси.
-метапредметные - формировать навыки коллективной работы, развивать воображение, навыки сравнительного анализа, творческие способности.
- личностные - подвести учащихся к осознанию себя как члена религиозной группы, воспитывать понимание и уважение к культуре своего народа.
10.Тип урока - Открытие новых и закрепление ранее полученных знаний.
11.Формы работы учащихся - индивидуальная, работа в парах, групповая.
12.Необходимое техническое оборудование - компьютеры с выходом в Интернет, видеопроектор.
13. Актуальность темы - значение духовного единства народа в настоящее время.
14.Структура и ход урока (план)Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов
Время
1
2
5
6
7
1
Организационный момент
Приветствие учителем обучающихся, проверка отсутствующих.
Обучающиеся рассаживаются на свои рабочие места, настраиваются на работу
1 мин.
2
Мотивация учебной деятельности.
Актуализация знаний, целеполагание.
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Начинается урок с просмотра видеофрагмента, изображающего церковь, слышится звон, перезвон колоколов.
После просмотра задает вопрос: «Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?»
Продолжает: «Вспомним пантеон богов Древнего Рима, Греции. Ребята назовите славянских богов Руси».
Учитель продолжает беседу:
А какое количество богов на сегодняшний момент в России?
В какого Бога верят русские сейчас?
А хотели бы вы узнать, как и когда произошла смена религий?
Ребята ответьте: «Что означает крестик, висящий на груди у многих из вас?»
Учитель вносит коррекцию в ответы, что Крещение - это таинство принятия христианской веры.
Так давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Предлагайте ваши варианты?
Фиксирует варианты ответов.
Учитель демонстрирует слайд с темой урока: «Крещение Руси». Просит в рабочих тетрадях написать число и тему урока.
Совместно с учениками составляют план.
-
Зачем нужна новая религия?
-
Причины принятия христианства
-
Крещение Руси
-
Значения принятия христианства
Учащиеся высказывают свои мнения:
- о церкви, религии, христианстве, о боге и т.д.
Учащиеся вспоминают и дают общее определение религии Др. Греции, Рима, Руси - язычество
Отвечают:
Один бог.
Это - И. Христос.
Да, очень хотели бы знать
Ответ: То, что нас окрестили; теперь мы крещеные.
Предполагаемые ответы учеников: принятие новой веры, переход от язычества к христианству, наконец, Крещение Руси.
Учащиеся записывают
Для пунктов планирования ученики задают вопросы: как, где, когда, зачем…?
Коммуникативные: готовность к сотрудничеству;
умение полно и ясно формулировать свои мысли. Личностные: осознание своей идентичности как члена религиозной группы.
Регулятивные: выдвижение гипотезы (при постановке цели урока).
Познавательные: способность применять, ранее полученные знания, для связи с действительностью.
5 мин.
2
2.1.
Организационно-деятельностный этап
Работа с документом в парах
Учитель предлагает открыть учебник и найти в тексте, при каком князе осуществилось Крещение Руси и, когда это было.
Задает проблемный вопрос: «А был ли у Владимира выбор веры?»
Чтобы ответить на заданный вопрос, учитель предлагает интерактивную работу в парах - ознакомиться с отрывком из текста «Повесть временных лет» (в переводе Д.С. Лихачева), ЕКЦОРОтрывок из "Повести временных лет"
(О крещении Руси) (N 111932)
school-collection.edu.ru/catalog/res/47dc9da3-a5e0-41d4-9bb5-0d5c3ef695eb/?interface=pupil
обсудить в парах вопросы к источнику.
Учитель ставит перед учащимся новую проблему: «Почему выбор пал на византийскую религию?»
Дети находят необходимую информацию, зачитывают верный ответ - при Владимире в 988 году, делают пометку в тетрадях.
Осуществляют чтение документа, готовятся к самостоятельному выводу
После обсуждения в парах вопросов в Интернет- источнике, дают ответ.
Ответ учащихся:
Ислам был отвергнут «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети,
стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как
безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий…» и из-за запрета на спиртное, немцев …«Не добр закон
их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты
не видели никакой», иудаизм из - за отсутствия у евреев единого государства. Убедительны были доводы византийского священника.
1. Близость по - духу;
2. Наиболее близкие связи с Византией
3. Красота храмов
4. На Руси были первые крещенные, при чем, - близкие родственники и т.д.
.."Если бы плох был закон греческий, то не
приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей".
Личностные: Понимание культурного и религиозного многообразия мира;
Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству с соучениками;
Познавательные: Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации.
8 мин.
2.2
Коллективная работа
На слайде выдержка:
При Крещении Новгорода появилась поговорка «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Учитель спрашивает: «Ребята, а почему кого - то водой, некоторых огнем, мечом?»
Используя Фонд «Русский мир» «Крещение святого князя Владимира» и «Крещение Руси»,
ЕКЦОР, Русская история в картинках files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f6c785be-8beb-4aea-876d-8cf46ac00dc9/RusskajaIstorijatxt.pdf
раздел «Крещение Руси», где продемонстрированы картины художников (Л. Чулановой; В.И. Перова; Н.У. Мартынова; В. Васнецова) по теме и предлагает, после просмотра, обсудить изображенное.
Учитель добавляет информацию по процедуре Крещения в 988 году и объясняет причину смешения языческих и православных праздников.
Работа учащихся с визуальным источником. Выделяют героев; главных героев; какие происходят действия; какие краски, тона; как изображен Владимир т.д.
Коллективно обсуждают увиденное и приходят к выводу, о том, что не все были согласны принять новую веру.
Коммуникативные: Развитие навыков к сотрудничеству в коллективной работе;
Познавательные: Умение составлять описание исторических объектов художественного творчества
6
мин.
2.3.
Физ. минутка
Учитель ставит электронную физ. минутку для глаз.
2 мин
2.4.
Групповая работа
Учитель условно делит учащихся на две группы (их можно назвать «язычники», «христиане») и предлагает каждой группе заполнить свой раздел в таблице, для последующего сравнения.
Раздаточный материал учитель готовит заранее. Вопросы для сравнения:
1. отношение к Богу;
2. отношение к людям;
3. культура религии;
4.отношение к семье;
На слайде презентации появляются два новых слова полигамия и моногамия.
Учитель предлагает открыть словарики в рабочей тетради (последние три листа) и записать определение.
Учащиеся самостоятельно заполняют раздел в таблице
«Христиане»:
1.единобожие;
2.по библейским законам;
3.храмы, грамота, обряды, таинства и т.д.
4.патриархальный, укрепление брака.
«Язычники»
1.многобожие;
2.«кровавая месть»;
3.идолопоклонничество, жертвоприношение;
4.деспотичный, со стороны мужчины, многоженство
Учащиеся записывают
Полигамия (от греч. polys - «многочисленный» и hamit «брак»), многобрачие.
Моногамия (от греч. мonos - единый и hamit - брак) - единобрачие, историческая форма брака.
Личностные:
Определение своей позиции в современном мире;
Познавательные: Способность к сравнительному анализу, выявлять их сходство и различие
12 мин
3
Рефлексия
Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии изображен на следующем слайде презентации
Учитель предлагает заполнить кластер
«Заповеди»
Просит учащихся взять на заметку информацию кластера, т.к. она пригодится в 7 классе при прохождении раздела «Древняя литература» - литературные источники
Вывод, совместно с учащимися: Образ христианина - образ другого человека. Христианство способствовало развитию культуры, расширению связей с Византией, грамотности; укреплению семьи; создавало единство страны.
Значение принятия христианства изображены на слайде
На слайде изображена схема управления православной церкви
Последствия принятие православной веры.
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3526afd5-1cd8-de29-ce90-0eb846c0b612/Uch_G1_p05.pdf
Ученики изображают схему кластера и заполняет ее (при необходимости, с помощью класса)
Остальные дети в тетрадях
Схема «грозди»:
1 я -один Бог, нет других;
2 почитай родителей;
3 не сотвори кумира;
4 не убивай;
5 не прелюбодействуй;
6 не желай добра (дома, жены) ближнего своего;
7 не произноси ложного свидетельства;
8 седьмой день - Богу, шесть - работай;
9 не кради;
10 не произноси имя Бога напрасно.
Самостоятельный анализ
Личностные:
Осмысление ответственного поведения в современном мире;
Познавательные: Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации.
Регулятивные:
умение структурировать информацию; Овладение логическими действиями обобщения
7
мин.
4
Самооценка
Критерии изображены на слайде:
1.Какое было задание?
2.Удалось ли добиться результата?
3.Сделали ли все правильно?
4. Самостоятельно или с помощью?
Самооценку осуществляют учащиеся, выполнявшие индивидуальные задание и наиболее активные учащиеся в группах
Регулятивные:
Объективность в оценивании своей деятельности
2 мин
5
Дифференцированное домашнее задание.
Учитель предлагает творчески- мыслящим учащимся приготовить рассказ «Владимир - креститель», а остальным выполнить задание № 3 в р/т на печатной основе.
Фиксируют д/з.
2мин.
Перечень, используемых на уроке ЭОР:
-
Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, раздел «Крещение Руси» (информационный, иллюстративный материалы), фонда «Русский мир».
-
Видеофрагмент «Колокольный звон», включенный в общую презентацию.
-
Электронная физминутка для глаз (автор Наталья Комарова).
Примечание: Для составления технологической карты урока в основу были взяты основные дидактические единицы из фундаментального ядра содержания общего образования по истории: Древняя Русь. Христианство и язычество, отображены элементы знаний из кодификатора ГИА 2015 года.
Самоанализ урока истории в 6 классе.
Тема: Владимир Святославович. Принятие христианства.
Урок проводился в классе, где 1 человек имеет хорошие, прочные знания, умения, навыки, хотя, конечно, есть и такие у которых отсутствует познавательный интерес. У 6-х человек в классе - большие пробелы в фактических знаниях и умениях.
Это 5 урок в системе уроков по теме «Древняя Русь». Дети знают и могут показать по карте границы Руси в 1Х-Х11 вв. Также дети знают первых русских князей, имеют общее представление о религии древних славян.
Такая форма проведения урока была выбрана не случайно, в слабом классе учащиеся хорошо воспринимают работу в коллективе, самостоятельную работу с учебником и визуальным источником.
Крещение Руси занимает одно из ведущих мест во всей истории Руси, при изучении дальнейшего материала учебника мы будем неоднократно возвращаться к этой теме.
На уроке были подробно рассмотрены причины и обстоятельства принятия христианства, значения принятия христианства, что соответствует программе, в ходе урока решались задачи, поставленные при изучении истории России в 6 класса: - воспитание учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков;
- развитие способностей учащихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях и правовых документах.
Специфичность урока заключалась в том, что большинство учащихся обучается на удовлетворительно, и заинтересовать таких учащихся очень сложно, нужно приложить максимум усилий, чтобы они заинтересовались темой и смогли воспроизвести его на следующем уроке. Поэтому все приемы, используемые, в ходе урока в первую очередь направлены на достижения этой цели.
Воспитательный и развивающий аспекты урока раскрываются через использование частично-поискового метода, через всю атмосферу урока.
Все эти запланированные задачи были реализованы на уроке.
В ходе урока изменений не вносилось.
Организационный момент позволил быстро и четко организовать детей на работу.
Самостоятельная работа на уроке позволила показать учащимся , что выбор религии, политики государства оказывал влияние на культуру Древней Руси, а также внести в урок элемент творчества и исследовательской деятельности.
Домашнее задание дифференцированно: учитель предлагает творчески- мыслящим учащимся приготовить рассказ «Владимир - креститель», а остальным выполнить задание № 3 в р/т на печатной основе.
В конце урока был сделан вывод о роли личности в развитии государства, о выборе пути развития
С большинством заданий на уроке учащиеся справились.
Структура урока была подчинена целям урока и содействовала достижению поставленных целей. 3 ученика получили - «4», 4 ученика - «3», каждый ученик был включен в познавательную деятельность. Этапы урока взаимосвязаны. На уроке была создана дружеская творческая атмосфера, доброжелательное отношение учителя и учеников.
Считаю, что урок представляет единую целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.