Рабочая программа 6 класс история Средних веков и история России ФГОС

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

142300, Московская область, г. Чехов, ул. Лопасненская, стр. 1/1

Телефоны: 8 (49672) 6-52-74, 8 (49672) 2-38-70





Утверждена

приказом директора

МБОУ СОШ №3

от «28 » августа 2015 г.

№ 51.о.



Рабочая программа по истории (Всеобщей истории)

(базовый уровень)

6 в - класс




Составитель: Самсонова Марина Вениаминовна,

учитель истории и обществознания,

высшей категории




2015 год

Пояснительная записка

к рабочей программе по истории (Всеобщей истории)

в 6 классе (базовый уровень)


Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии:

1. с образовательной программой основного уровня общего образования МБОУ СОШ №3, утвержденной приказом директора школы от 26.08.2014г. №68.о.

2. с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);

  1. с методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области (Шмагина, А.В. Методические рекомендации по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области / А.В. Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко. - АСОУ, 2012)

В основе рабочей программы:

1. Примерная программа по истории. 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект - М: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

2.Рабочая программа по Всеобщей истории 5-9 классы. - Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников «Сферы», 5-9 классы общеобразовательной школы авторов В.И.Уколовой, В.А. Ведюшкина.Д.Ю.Бовыкина и др. (М.: Просвещение, 2012).

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Класс, в котором будет реализовываться рабочая программа, разноуровневый. Выделяются учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации и высокими показателями результата изучения предмета за курс начальной школы; учащиеся с активной учебной позицией, но меньшим уровнем подготовки; учащиеся с невысокими познавательными и результативными показателями. Программа позволяет дифференцировать методические приемы и подходы с целью индивидуального развития каждого ребенка.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Она включает в себя программу по истории (Всеобщей истории) - и истории (истории России). Программа по Всеобщей истории - полностью соответствует стандарту основного общего образования по истории и за ее основу взята Рабочая программа предметной линии учебников «Сферы», 5-9 классы общеобразовательной школы авторов В.И.Уколовой, В.А. Ведюшкина.Д.Ю.Бовыкина и др. (М.: Просвещение, 2012).

Данная программа ориентирована на учебник В. А. Ведюшкина «История Средних веков» и является частью учебно-методического комплекта по истории Средних веков, в который входят также «Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков». 6 класс» (автор: В. А. Ведюшкин), « Тетрадь-тренажер по истории Средних веков» и «Тетрадь-экзаменатор по истории Средних веков» (УМК «Сферы») Ведюшкин В.А.,Ведюшкина И.В.) Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год и рекомендован МО РФ. Данная рабочая программа предполагает 28 часов на изучение истории средних веков (2 часа в неделю).

Краткая характеристика учебного курса

Основная цель курса Всеобщей истории в 6 классе - дать школьникам знания о средневековом прошлом зарубежных стран, которые служат одной из основ их общей образованности. Главным критерием отбора фактов и явлений является их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Даётся представление об общем и особенном, анализируются крупнейшие события и процессы того времени. Учащиеся, получают представление об истории средневековья, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов, усваивают УУД в соответствии с ФГОС.

Личностные результаты по истории, содержащиеся во ФГОС

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Предметные результаты по истории, содержащиеся во ФГОС

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД), содержащихся во ФГОС

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Содержание учебного курса «История Средних веков»

№ п/п

Разделы программы

Колличество часов

Разделы рабочей программы

Колличество часов

1

Введение

1

Введение

1

2

Раздел I. Раннее Средневековье

11

Раздел I. Раннее Средневековье

10

3

Раздел II. Расцвет Средневековья

8

Раздел II. Расцвет Средневековья

8

4

Раздел III. «Осень» Средневековья

7

Раздел III. «Осень» Средневековья

6

5

Раздел IV. Вдали от Европы

8

Раздел IV. Вдали от Европы

2

6

Итоговое повторение

1

Итоговое повторение

1

всего

36

всего

28























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

п/п

Тема урока

Основное содержание (решаемые проблемы)

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Дата

Введение - 1 час

1

1

Что и как изучает история Средних веков

Средние века: понятие и хронологические рамки. Особенности изучения прошлого.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника. Отвечать на вопросы. Знать хронологические рамки средневековья знать и давать характеристику основным периодам истории Средних веков, уметь работать с лентой времени. Определять по ленте времени хронологические рамки средневековья.

Раннее Средневековье - 10 часов

2

1

Западная Европа в IV-VII веках. Образование германских королевств

Общественный строй германских народов в раннее Средневековье. Остготское и Франкское королевства. Деятельность Теодориха и Хлодвига. Система управления Франкским государством.

Знать понятия: варвары, великое переселение, христианство. Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье.

Уметь сравнивать Остготское и Франкское королевства с опорой на текст и карту, определять общее и различия в деятельности Теодориха и Хлодвига. Анализировать схему управления Франкским государством, работать с контурной картой. Понимать целостность исторической информации.


3

2

Западная Европа в IV-VII веках. Христианская церковь в раннее Средневековье.

Первые Вселенские соборы. Разработка христианской догматики. Символ веры. Ереси. Христианская церковь на Западе и на Востоке.

Знать понятия: вероучение, символ веры, догматы, католики, православные, духовенство, церковная десятина, монахи. Уметь работать с контурной картой. Характеризовать католическую церковь как самую влиятельную силу в Западной Европе в Х1-ХШ вв. Выявлять причины и определять последствия разделения церквей. Описывать взгляды еретиков и историю их противостояния папской власти. Понимать целостность исторической информации.

4

3

Византийское тысячелетие.

Раздел Римской империи. Образование Восточной римской империи. Византия в эпоху Великого переселения народов. Византия и славянский мир

Знать основные факты, даты, термины. Показывать на карте территорию Византийской империи, называть соседствовавшие с ней народы и государства. Сравнивать данные разных картографических источников о территории империи, выявлять их сходство и различия. Характеризовать внешнюю политику Византии, её отношения с соседями. Формулировать и обосновывать вывод о месте Византии в мире раннего Средневековья. Проводить поиск информации о византийской дипломатии в источнике. Составлять исторический портрет. Уметь составлять таблицу отличия славянских государств. Понимать целостность исторической информации.

5

4

Культура Византии.

Роль античного наследия в достижениях византийской культуры раннего Средневековья. Устроиство храма. Базилика, мозаика, фрески. Основные этапы в развитии византийской архитектуры.

Знать основные факты, даты, термины. Уметь составлять таблицу отличия славянских государств.

Понимать целостность исторической информации. Характеризовать влияния византийской науки и искусства на многие страны, прежде всего православного мира.

6

5

Иран в IV-VII веках. Византия и Иран.

Иран в IV-VII веках. Держава сасанидов. Войны с Византией. Расцвет и падение Ирана.

Знать: историю создания державы Сасанидов, период её расцвета. Уметь: раскрывать значение торговых и культурных контактов в развитии Ирана. Понимать целостность исторической информации.

7

6

Аравия и ее обитатели в VI-XI веках. Возникновение новой религии.

Возникновение новой религии. Природные условия, хозяйство Аравии. Мухаммад и возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения.

Знать о занятиях и образе жизни арабских племён. Характеризовать основы мусульманского вероучения, правила и традиции ислама. Анализировать и синтезировать текст об Аравии, самостоятельно достраивая недостающие компоненты. Сопоставлять религиозные системы (мусульманство, иудаизм, христианство, язычество) по выделяемым параметрам занятия и образ жизни арабов, знать правила и традиции ислама; даты. Уметь характеризовать основы мусульманского вероучения. Понимать целостность религиозного мира.

8

7

Арабский халифат, его расцвет и распад. Мир ислама. Арабская культура.

Создание арабского халифата. Период могущества и распада. Достижение арабской культуры.

Знать основные термины: халиф, халифат, мечеть, мусульманин, Коран; даты. Показывать на карте территории, населённые и завоёванные арабами в период раннего Средневековья. Устанавливать последовательность и длительность арабских завоеваний и стадии существования Халифата. Излагать суждения о причинах и следствиях арабских завоеваний. Уметь характеризовать достижения арабской культуры и её вклад в развитие мировой культуры, составлять схему управления арабами. Понимать целостность исторической информации.

9

8

Империя Карла Великого: возникновение, расцвет, распад

«Ленивые короли» и майордомы. Карл Мартелл и его реформы. Правление ПипинаКороткого.Образование папского государства. Походы Карла Великого, коронация императора. «Каролингское возрождение»

Знать: даты, термины: феод, бенефиций, кто такой Карл Великий. Составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы, высказывать суждения о том, почему его назвали Великим. Проводить поиск информации об образовании Франкской империи в источнике. Уметь называть причины помощи франкских королей папе римскому в образовании Папского государства. Сравнивать данные разных картографи ческих источников о создании и распаде Франкской империи, выявлять их сходство и различия, работать с контурной картой, заполнять таблицу.

10

9

Западная Европа в IX-XI веках: среди невзгод и опасностей

Норманы-Викинги. Нападение на английское побережье. Правление Капетингов. Особенности развития Германии.

Знать термины: норманны, варяги, викинги, феодал, феодальная раздробленность. Уметь показывать на карте завоеванные норманнами земли. Комментировать и формулировать понятия: государство. Разъяснять причины и значение распространения христианства в Европе в раннее Средневековье. Понимать единство исторических фактов и общие явления.

11

10

Возникновение Славянских государств.

Контрольная работа по теме «Раннее Средневековье»

Возникновение Славянских государств. Моравия, Болгарское царство, Чехия, Польша. Отношения с Европой и Византией.

Знать основные положения темы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения и обосновывать известные; работать с текстом, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Рассцвет Средневековья - 8 часов

12

1

Новое устройство общества. Феодальная иерархия.

Сеньоры и вассалы. Сословное деление. Рост неравенство в европейском обществе. Понятие феодализма.

Знать основные термины: сословие, сеньор, вассал, рыцарь, турнир. Уметь: использовать иллюстрации и текст учебника при описании феодала и рыцаря. Понимать целостность исторической информации.

13

2

Рыцарство.

Понятие рыцарь, вооружение, воспитание. Геральдика. Замок и его значение. Рыцарская культура.

Знать основные термины: рыцарь, рыцарский турнир, герб, кодекс рыцаря. Уметь: описывать условия и образ жизни средневекового рыцаря. Характеризовать рыцарство как важнейший элемент европейского средневекового общества. Описывать вооружение рыцаря, основные возрастные этапы рыцарской жизни, мир турниров и гербов. Выделять основные признаки этического кодекса рыцаря. Проводить поиск и анализ информации о вооружении рыцарей в иллюстративном источнике. Систематизировать информацию о замках на основе различных источников, готовить презентацию (сообщение).

14

3

Средневековья деревня и средневековый город

Положение крестьян. Феодальное поместье. Повинности крестьян.

Знать основные термины: крестьяне, натуральное хозяйство, община, мастер, гильдия, ярмарка, товарно - денежные отношения. Уметь: описывать условия и образ жизни, занятия средневекового человека. Характеризовать место крестьянства в средневековом европейском обществе. Описывать виды крестьянской зависимости и круг обязанностей крестьян по отношению к сеньорам. Систематизировать информацию о крестьянских повинностях, представлять результаты в виде схемы. Выделять основные черты крестьянской культуры. Раскрывать смысл понятия натурального хозяйства, излагать суждения о причинах его господства в средневековой Европе. Проводить поиск и анализ информации о крестьянском быте.

15

4

Католическая церковь Х1-Х111вв.: путь к вершине могущества.

Положение Католической церкови в Западной Европе в ХI-ХШ вв.

Клюнийская реформа. Претензии Григория VII на папскую теократию.

Разделение церквей и его последствия.

Знать основные термины: ересь, индульгенция, инквизиция. Уметь составлять схему церкви. Характеризовать католическую церковь как самую влиятельную силу в Западной Европе в Х1-ХШ вв. Обосновывать необходимость и сущность клюнийской реформы, высказывать суждения о её воздействии на претензии Григория VII на папскую теократию. Выявлять причины и определять последствия разделения церквей. Описывать взгляды еретиков и историю их противостояния папской власти. Приводить оценки Иннокентия III,изложенные в учебной литературе. Объяснять влияние нищенствующих орденов на укрепление авторитета и власти церкви. Проводить поиск и анализ информации о борьбе церковной и светской власти в нескольких источниках (текстовых, изобразительных)

16

5

Крестовые походы

Крестовые походы, цели, итоги. Участники походов. Основные события.

Знать основные даты, термины. Последовательность и длительность Крестовых походов. Уметь наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать их государства.Описывать наиболее известные события и организаторов первых четырёх походов. Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к Крестовым походам. Проводить поиск информации о причинах Крестовых походов в источнике. Понимать и анализировать историческую карту государств крестоносцев с опорой на легенду. Группировать (классифицировать) факты о Крестовых походах по различным признакам, составлять сравнительную таблицу.

17

6

Государства Европы в XII-XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы.

Франция и Англия на пути объединения.

Процесс объединения страны и усиления королевской власти в Англии и Франции.

Борьба за территорию и власть между правителями Англии и Франции. Великая хартия вольностей

Знать основные факты, даты, термины: генеральные штаты, сословная монархия, суд присяжных, парламент. Причины и движущие силы процесса объединения страны и усиления королевской власти в Англии и Франции. Уметь составлять сравнительную таблицу. Описывать историю борьбы за территорию и власть между правителями Англии и Франции. Высказывать суждения о причинах возникновения в обеих странах органов сословного представительства, сопоставлять их структуру и функции. Формулировать и обосновывать оценку Великой хартии вольностей как фундамента английской свободы и демократии. Группировать (классифицировать) факты о парламенте и Генеральных штатах по различным признакам, составлять сравнительную таблицу.

18

7

Священная Римская империя в XII-XV.

Политика императоров Священной Римской империи в Германии и их борьба за власть в Италии. Колонизация славянских земель. Правление Фридриха II. Возникновение швейцарии. Правление Карла IVЛюксембурга. «Золотая булла». Чехия. Гуситскоедвижение.

Описывать борьбу императоров Священной Римской империи за расширение своей власти и территории в Италии и землях славян, обстоятельства возникновения Швейцарии. Знать систему взаимоотношений императора и князей по «Золотой булле», факторы возникновения гуситского движения. Определять и обьяснять свое отношение к личности Яна Гуса.

19

8

Контрольная работа по теме «Расцвет Средневековья»

Знать основные факты, даты, термины. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

«Осень» Средневековья - 6 часов

20

1

Столетняя война. Жанна д'Арк.

Столетняя война, причины,

Основные события.

Жанна д'Арк-триумф и трагедия.

Знать причины и повод к войне. Уметь анализировать причины поражения Франции в войне. Проводить поиск информации о битвах Столетней войны в иллюстративных источниках. Сравнивать данные разных картографических источников о территориальных изменениях в ходе войны, выявлять их сходство и различия

21

2

Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жаккерия, восстание Уота Тайлера).

Эпидемия чумы и ухудшение положения евреев и мусульман в европейских странах. Крестьянские войны во Франции и Англии. Восстание Уота Тайлера. Последствия крупнейших крестьянских войн средневековой Европы и их значение для истории

Знать причины, ход и последствия эпидемии чумы, характеризовать влияние чумы на ухудшение положения евреев и мусульман в европейских странах. Описывать ход крестьянских войн на территории Франции и Англии. Проводить поиск информации о восстании Уота Тайлера в источнике. Раскрывать последствия крупнейших крестьянских войн средневековой Европы и их значение для истории. Уметь объяснять причины начала процесса освобождения крестьян от личной зависимости и его трудности. Группировать (классифицировать) факты о крестьянских восстаниях по различным признакам, составлять сравнительную таблицу.

22

3

Торжество королевской власти

Образование централизованных государств в Англии и во Франции. Реконкиста и образование централизованных государств на Перинейском полуострове.

Знать смысл и значение понятия обьединения страны и усиления королевской власти. Уметь сравнивать оценки личности и дельности Карла Смелого и ЛюдовикаXI,определять в них общее и разное.Выделять факторы, способствующие началу централизации в Англии и во Франции.описывать процесс обьединения Испании.

23

4

Падение Византии. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов.

Балканские государства и их экономическое и политическое состояние к XIV в. Помощь западноевропейских государств и римской церкви государствам Балкан. Принятие церковной унии. Падение Византии.

Выделять характерные черты Балканских государств и их экономическое и политическое состояние к XIV в. Излагать суждения о причинах малой эффективности помощи западноевропейских государств и римской церкви государствам Балкан, последствиях принятия церковной унии. Формулировать и обосновывать выводы об историческом значении падения Константинополя и его последствиях. Проводить поиск информации о сражениях с турками в источнике. Анализировать историческую ситуацию.

24

5

Расцвет средневековой культуры в XIV -XV веках. Знания и образование. Время соборов.

Излагать суждения о причинах востребованности научных знаний и потребности в образованных людях в период расцвета Средневековья.
Описывать систему преподавания и устройство средневековых университетов, определять их место в европейском обществе. Составлять план текста «Университеты». Раскрывать смысл, значение понятия схоластики, основных черт средневековой философии. Характеризовать деятельность Фомы Аквинского и Роджера Бэкона, выявлять различие их методов познания

Излагать суждения о причинах востребованности научных знаний и
потребности в образованных людях
в период расцвета Средневековья.
Описывать систему преподавания и
устройство средневековых университетов, определять их место в европейском обществе. Составлять план текста «Университеты». Знать смысл, значение понятия схоластики, основных черт средневековой философии. Характеризовать деятельность Фомы Аквинского и Роджера Бэкона, выявлять различие их методов познания основные термины, стили архитектуры. Уметь объяснять причины возникновения средневековых университетов, сравнивать внутреннее и внешнее устройство храмов.

25

6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Осень Средневековья»

Знать основные факты, даты, термины. Понимать целостность исторической информации

Вдали от Европы - 2 часа

26

1

Страны Востока в Средневековую эпоху.

Образ жизни монгольских племён.
Причины быстрых успехов монгольского войска по завоеванию государств Средней Азии, Китая, Японии,
Арабского халифата, русских княжеств. Действия Чингисхана по созданию мощной империи.

УМЕТЬ Сравнивать данные
разных источников (текстовых,
изобразительных) о монгольской
армии, выявлять их сходство и
различия, выделять и анализировать факторы, способствовавшие её распаду. Сопоставлять данные разных картографических источников о владениях монголов, выявлять их сходство и различия. Группировать (классифицировать) факты об истории монголов по различным признакам.

27

2

Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

Достижения средневекового Китая в науке, литературе и искусстве, изобретения и открытия китайцев.

Выделять характерные черты китайской архитектуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Высказывать суждения о степени воздействия культуры средневекового Китая на сопредельные страны. Проводить поиск информации об особенностях искусства Китая в нескольких источниках (текстовых, изобразительных)

Повторение - 1 час

28

1

Историческое и культурное наследие Средневековья Итоговая контрольная работа по курсу «История средних веков» 6 класс.

Средневековье как время поступательного развития человеческого общества. Значение культурных достижений различных народов и цивилизаций Средневековья

Уметь характеризовать период Средневековья как время поступательного развития человеческого общества. Раскрывать значение культурных достижений различных народов и цивилизаций Средневековья. Выявлять преемственную связь средневековой эпохи и современности. Применять знания об эпохе Средневековья для раскрытия причин и оценки сущности современных событий Знать существенные черты исторических процессов. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


  1. Учебно-методическое обеспечение

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. История. Средние века. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с прил. на электронном носителе / В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова, М.: Просвещение, 2014.

  2. И.Е. Уколова История Средних веков. Тетрадь-экзаменатор, 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2014.

  3. И.Е. Уколова История Средних веков. Тетрадь-тренажер, 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2014.

  4. История. Средние века. 6 класс. Поурочные методические рекомендации. В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова, М.: Просвещение, 2014.

  5. История. Средние века. 6 класс. Поурочное тематическое планирование. В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова, М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература для учителя:


  1. Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. В.П. Будановой. - М., 2006.

  2. Рассказы по истории Средних веков / под ред. А.А. Сванидзе. - М., 1996.

Интернет-ресурсы:

1. Архив учебных программ и презентаций. - Режим доступа: rusedu.ru

2. Виртуальный кабинет истории и обществознания. - Режим доступа: ant-m.ucoz.ru

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: schoolcollection.edu.ru

4. Интернет-портал «Рrо школу.ru». - Режим доступа: proshkolu.ru/user/Safonova50/ folder/13727

5. Справочно-информационный интернет-портал. - Режим доступа: gramota

6. Я иду на урок истории. - Режим доступа: 1september.ru

Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса

В результате изучения истории Средних веков ученики должны уметь и знать:

1. Знать важнейшие события всеобщей истории и истории России, выдающихся личностей, правителей, памятники культуры.

2. Показывать на исторической карте местоположение государств, основные города, крупнейшие центры периода политической раздробленности, территории государств после объединения.

3. Давать общие характеристики средневековых цивилизаций и культур, описывать занятия, образ жизни населения и общественные отношения.

4. Составлять описание памятников культуры, выделять особенности культуры народов и факторы влияния на её развитие.

5. Сравнивать факты, события, личности, давать их оценку.

6. Соотносить факты и процессы всеобщей истории и истории России.

7. Выделять характерные, существенные черты политического, экономического и социального положения стран.

8. Излагать причины, следствия и значение исторических событий.

9. Анализировать фрагменты исторических источников.

10. Объяснять значение исторических понятий.

11. Знать даты важнейших событий и хронологические рамки исторических процессов.

12. Образно воссоздавать исторические явления и события

13. Обобщать знания, делать выводы, подтверждая их примерами.

14. Определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи

15. Составлять различные таблицы: хронологические, синхронистические, генеалогические и работать с ними.

16. Работать со справочной и дополнительной литературой.

«Согласовано»

Протокол заседания ШМК истории и общественных наук

От «28» августа 2015 г.

№ 1

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

__________Бебешина Н.М.

«28» августа 2015 г/



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

142300, Московская область, г. Чехов, ул. Лопасненская, стр. 1/1

Телефоны: 8 (49672) 6-52-74, 8 (49672) 2-38-70





Утверждена

приказом директора

МБОУ СОШ №3

от «28» августа 2015 г.

№ 51.о.




Рабочая программа по истории (истории России)

(базовый уровень)

6 в - класс



Составитель: Самсонова Марина Вениаминовна,

учитель истории и обществознания,

первой категории






2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

к рабочей программе по истории России

в 6 классе (базовый уровень)

Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена в соответствии:

1. с образовательной программой основного уровня общего образования МБОУ СОШ №3, утвержденной приказом директора школы от 26.08.2014г. №68.о.

2. с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);

  1. с методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области (Шмагина, А.В. Методические рекомендации по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области / А.В. Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко. - АСОУ, 2012)

В основе рабочей программы:

1. Примерная программа по истории. 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект - М: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

2.Рабочая программа по Истории России 5-9 классы. - История России. Рабочая программа предметной линии учебников «Сферы», 5-9 классы общеобразовательной школы авторов А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. (М.: Просвещение, 2013).

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Класс, в котором будет реализовываться рабочая программа - разноуровневый. Выделяются учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации и высокими показателями результата изучения предмета за курс начальной школы; учащиеся с активной учебной позицией, но меньшим уровнем подготовки; учащиеся с невысокими познавательными и результативными показателями. Программа позволяет дифференцировать методические приемы и подходы с целью индивидуального развития каждого ребенка.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Она включает в себя программу по (Всеобщей истории) и Истории России. Программа по "Истории России с древнейших времен до конца ХV1 века" полностью соответствует стандарту основного общего образования по истории и за ее основу взята Рабочая программа предметной линии учебников «Сферы», 5-9 классы. общеобразовательной школы авторов А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. (М.: Просвещение, 2013).

Данная программа ориентирована на учебник А. А. Данилова «История России» и является частью учебно-методического комплекта по Отечественной истории, в который входят также «Методические рекомендации к учебнику «История России». 6 класс» (автор: А. А. Данилов), « Тетрадь-тренажер по истории России» и «Тетрадь-экзаменатор по истории России» (УМК «Сферы») Данилов А..А., Косулина Л.Г.) Программа курса охватывает период с древности по XV1 в. и предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание её противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Курс истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности её развития и черты сходства с другими странами.

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год и рекомендован МО РФ. Данная рабочая программа по истории России предполагает 40 часов (2 часа в неделю).

Краткая характеристика учебного курса

Основная цель курса

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.

  2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.

  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

  4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

Учащиеся, получают представление об истории страны, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов, усваивают УУД в соответствии с ФГОС.

Личностные результаты по истории, содержащиеся во ФГОС

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Предметные результаты по истории, содержащиеся во ФГОС

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД), содержащихся во ФГОС

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Содержание учебного курса «История России с древнейших времен и до конца XVI века»

№ п/п

Разделы программы

Колличество часов

Разделы рабочей программы

Колличество часов

1

Введение

1

Введение

1

2

Раздел I. Древняя Русь в VIII - первой половине XII в.

11

Раздел I. Древняя Русь в VIII - первой половине XII в.

10

3

Раздел II Русь Удельная в XII-XIII вв.

8

Раздел II. Русь Удельная в XII-XIII вв.

10

4

Раздел III. Московская Русь XIV-XVI вв.

17

Раздел III Московская Русь XIV-XVI вв.

18

5

Итоговое повторение

1

Итоговое повторение

1

всего

38

всего

40























№ п/п


№ п/т

Тема урока

Основное содержание (решаемые проблемы)

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Дата


Введение - 1 час

1

1

Введение. Что изучает история Отечества.

Древнейшие народы на территории России.

Место Отечественной истории в курсе мировой истории. Появление и расселение человека на территории России.

Уметь определять особенности изучения прошлого, знать и давать характеристику основным периодам истории России, уметь работать с лентой времени. Уметь показывать на карте места расселения человека на территории России. Работать с заданиями тетради-тренажера.

Древняя Русь в VIII - первой половине XII в. - 10 часов

2

1

Восточные славяне.

Расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство.

Иметь представление о происхождении и расселении восточных славян, их занятиях, верованиях и системе управления, продолжать формировать умение работать с исторической картой.

3

2

Соседи восточных славян.

Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Иметь представление о соседях восточных славян, уметь сравнивать занятия и образ жизни восточных славян и их соседей

4

3

Образование Древнерусского государства.

Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных славян.

Умение выявлять предпосылки и причины складывания государства у восточных славян, анализировать и выделять общее

5

4

Первые киевские князья

Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Особенности правления первых киевских князей.

Умения определять термины: уроки, погосты, реформа. Составлять развернутый план темы. Знать имена первых князей, анализировать значение реформы княгини Ольги. Давать личные характеристики князьям. Делать выводы о значении их политики для истории Руси

6

5

Владимир Святославович. Принятие христианства.

Крещение Руси: причины и значение.

Уметь объяснять термины: оборонительная система, митрополит, устав. Извлекать полезную информацию из исторических источников. Понимать значение принятия христианства для развития страны.

7-8



6-7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Первый письменный закон "Русская правда", его значение. Особенности управления государством Ярославом Мудрым.

Уметь характеризовать личность Ярослава Мудрого, его внутреннюю и внешнюю политику, выявлять основные категории населения русского общества.




9



8

Культура Древней Руси.

Причинно-следственные связи между принятием христианства и культурными ценностями.

Знать термины былина, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань. Уметь давать описание памятников древней культуры. Составлять план виртуальной экскурсии по Древней Руси.



10



9

Быт и нравы Древней Руси.

Быт и образ жизни разных слоев населения.

Знать социально-экономический и политический строй Древней Руси, выявлять его особенности. Умение выделять особенности повседневной жизни славян на основе индивидуальных сообщений

11

10

Обобщающее повторение " Древняя Русь в ХV1-пер. пол. Х11 вв."

Контрольная работа №1 " Древняя Русь в ХV1-пер. пол. Х11 вв."

Знать термины, называть основные события и достижения культуры и истории.

Русь Удельная в XII-XIII вв. - 10 часов.

12

1

Начало раздробленности древнерусского государства.

Политическая раздробленность: причины и последствия

Объяснять термины "Правда Ярославичей", половцы, эксплуатация. Характеризовать политику Владимира Мономаха. Анализировать причины и выявлять последствия распада Древнерусского государства

13-14

2-3

Главные политические центры Руси.

Особенности географического, социально-политического и культурного развития крупных политических центров Руси.

Знать имена владимиро-суздальских князей. Анализировать и выявлять особенности Северо-Восточной Руси, Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской земли, Галицко-Волынского княжества. Уметь составлять сравнительную таблицу

15

4

Нашествие с Востока.

Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Причины завоевания.

Знать термины нойон, фураж, стан. Объяснять разницу между набегом степняков и нашествием кочевников. Уметь показывать на карте пути Батыева нашествия на Русь, раскрывать причины поражения Руси от монголов

16

5

Борьба Руси с западными завоевателями.

Русь и Запад: отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Значение побед Александра Невского.

Знать понятия и термины - орден крестоносцев ополченцы; Даты Невской битвы, Ледового побоища, имена соратников и противников А.Невского.

17

6

Русь и Золотая Орда.

Последствия ордынского владычества на Руси.

Знать понятия и термины баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция. Анализировать процесс складывания отношений между Золотой Ордой и русскими княжествами, определять последствия Ордынского владычества, иметь представление об организации ордынской власти на Руси

18

7

Русь и Литва.

Образование Литовского княжества,

Значение присоединения Литовского княжества к Руси.

Уметь рассказывать о формировании и характере Литовско-Русского государства, уметь показывать на карте его границы.

19-20

8-9

Культура Руси в . XII-XIII в.

Культурные традиции и ценности Руси XII-XIII в.

Уметь рассказывать об особенностях русской культуры периода политической раздробленности, исследовать выдающиеся достижения русской культуры XII-XIII вв., подготовить презентацию своих проектов.

21

10

Обобщающее повторение "Русь в период политической раздробленности"

Контрольная работа №2 " Русь в период политической раздробленности"

Знать главные события, основные достижения истории и культуры.

Московская Русь XIV-XVI вв. - 18 часов.

22-23

1-2.

Усиление Московского княжества. Московские князья и их политика.

Причины возвышения Москвы. Предпосылки

объединения Русских земель

Знать предпосылки объединения Русских земель, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, делать выводы о причинах возвышения Москвы.

24

3

Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Роль Московских князей в победе над ордынцами. Значение Куликовской битвы в истории России.

Проанализировать роль Московских князей в победе над ордынцами. Комментировать иллюстрации на страницах учебника, работать с картой. Доказать великое значение Куликовской битвы в истории России, проявлять чувство патриотизма и любви к своей героической Родине.

25

4

Московское княжество в конце Х1V- cер. ХVв.

Русь при преемниках Дмитрия Донского Исторический портрет Ивана 11. Завершение объединения русских земель. Иван III.

Знать термины - феодальная война, уния. Уметь характеризовать взаимоотношения Руси с её ближайшими соседями. Работать с картой в процессе изучения событий Источники конфликта между князьями.

26

5

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

Предпосылки к свержению монголо-татарского ига.

Показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству, делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига. Уметь анализировать последствия ордынского ига в 1480 г. Испытывать чувство гордости за свою страну.

27

6

Московское государство в конце ХV-нач. XV1 в.

Объединение земель вокруг Москвы. Сформирование представления о системе управления единым Русским государством в конце XV -начале XVI вв.

Знать понятия и термины - боярская дума, уезды, волости, кормления, местничество, помещики, Судебник, пожилое. Характеризовать политическое устройство Московского государства.

28

7

Церковь и государство в конце ХV-нач. XV1 в.

Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры.

Знать термины - собор, митрополит, ереси, нестяжатели, иосифлян е. Выявлять роль православной церкви в жизни Русского государства и общества, характеризовать взаимоотношения власти и церкви, давать им оценку.


29

8

Культура и быт Руси в XIV-XV вв.

Культурные традиции и ценности Руси XIV-XV вв

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа, представлять свои проекты. Комментировать иллюстрации на страницах учебника, работать с картой.

30

9

Повторительно-обобщающий урок по теме: Московская Русь в XIV-XV вв.

Контрольная работа №3" Московская Русь в XIV-XV вв"

Решение проблемных задач, работа с картой, датами, событиями, персоналиями

31

10

Московское государство в XVI в. Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV.

Начало правления Ивана Грозного. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение.

Использовать различные средства и источники информации для подготовки сообщений о жизни Ивана Грозного, доказать, что прозвище ему было дано современниками не случайно. Комментировать иллюстрации на страницах учебника, работать с картой. Уметь раскрывать сущность основных реформ Избранной рады

32-33

11-12

Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в.

Победы и поражения Ивана Грозного во внешней политике. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной, Сибири.

Знать понятия и термины: ясак, Ливонский орден. Уметь выделять основные направления внешней политики Ивана VI. Комментировать иллюстрации на страницах учебника, работать с картой. Умение выделять в тексте параграфа ключевые слова

34-35

13-14.

Опричнина. Россия в конце XVI в.

Опричнина: причины, сущность, последствия. Итоги правления Ивана Грозного.

Знать понятия и термины: опричнина, земщина, заповедные лета. Уметь выявлять причины, сущность и последствия опричнины. Давать собственную оценку опричнине. Составить кроссворд.

36-38

15-17

Культура Московской Руси в XVI в.

Просвещение, устное народное творчество, литература XIV- XVI вв.

Архитектура и живопись XIV- XVI вв. Быт, нравы, обычаи. «Домострой».

Выделять особенности истории и культуры Московской Руси.

39

18

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Московское государство в XVI в.»

Роль личности в истории. Правители Руси, их след в истории.

Решение проблемных задач, работа с картой, датами, событиями, персоналиями в ходе исторической игры-путешествия.


Повторение - 1 час


40

1

Итоговое повторение.

Итоговая контрольная работа.

"Россия с древности до конца XVIвека"




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


  1. Учебно-методическое обеспечение

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с прил. на электронном носителе / А.А. Данилов, М.: Просвещение, 2014.

2. А.А. Данилов История России. Тетрадь-экзаменатор, 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2014.

3. А.А. Данилов История России. Тетрадь-тренажер, 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2014.

4. А.А. Данилов История России. Рассказы по истории, 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2014.

5. А.А. Данилов История России, 6 класс. Поурочное тематическое планирование - М.: Просвещение, 2014.

6. А.А. Данилов История России, 6 класс. Поурочные методические рекомендации - М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература для учителя:


  1. Е.В. Анисимов История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты /Е.В.Анисимов. - СПб., 2010.

  2. С.В. Бушуев История государства Российского: историко-библиографические очерки. IX-XVI вв. / С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов. - М., 1991. Кн. 1.

  3. А.А. Данилов История России. В 2 т. / А.А. Данилов, С.В. Леонов. - М., 2001.

  4. История России с древнейших времен до конца XVII в. / отв. Ред.А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. - М., 1996.

  5. А.Н. Сахаров Дипломатия Древней Руси: IX - первой половина X в. / А.Н. Сахаров (любое издание)

Интернет-ресурсы:

1. Архив учебных программ и презентаций. - Режим доступа: rusedu.ru

2. Виртуальный кабинет истории и обществознания. - Режим доступа: ant-m.ucoz.ru

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: schoolcollection.edu.ru

4. Интернет-портал «Рrо школу.ru». - Режим доступа: proshkolu.ru/user/Safonova50/ folder/13727

5. Справочно-информационный интернет-портал. - Режим доступа: gramota

6. Я иду на урок истории. - Режим доступа: 1september.ru

Материально-технические средства обучения:

1. Компьютер, ноутбук обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности.

2. Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.

3. Музыкальный центр, телевизор, DVD дают возможность включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира, использовать большое количество иллюстративного материала.

Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса

В результате изучения истории ученики должны уметь и знать:

1. Знать важнейшие события всеобщей истории и истории России, выдающихся личностей, правителей, памятники культуры.

2. Показывать на исторической карте местоположение государств, основные города, крупнейшие центры периода политической раздробленности, территории государств после объединения.

3. Давать общие характеристики средневековых цивилизаций и культур, описывать занятия, образ жизни населения и общественные отношения.

4. Составлять описание памятников культуры, выделять особенности культуры народов и факторы влияния на её развитие.

5. Сравнивать факты, события, личности, давать их оценку.

6. Соотносить факты и процессы всеобщей истории и истории России.

7. Выделять характерные, существенные черты политического, экономического и социального положения стран.

8. Излагать причины, следствия и значение исторических событий.

9. Анализировать фрагменты исторических источников.

10. Объяснять значение исторических понятий.

11. Знать даты важнейших событий и хронологические рамки исторических процессов.

12. Образно воссоздавать исторические явления и события

13. Обобщать знания, делать выводы, подтверждая их примерами.



14. Определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи

15. Составлять различные таблицы: хронологические, синхронистические, генеалогические и работать с ними.

16. Работать со справочной и дополнительной литературой.

«Согласовано»

Протокол заседания ШМК истории и общественных наук

От «28» августа 2015 г.

№ 1

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

__________Бебешина Н.М.

«28» августа 2015 г.





© 2010-2022