Научно исследовательская работа «Обычаи и традиции народов мари Шаранского района»

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования РБ

Отдел образования

муниципального района Шаранский район РБ



Научное общество учащихся Шаранского района

Гуманитарный цикл

Дисциплина: Марийская литература.


«Обычаи и традиции народов мари Шаранского района»


Научно исследовательская работа

Ученицы 7 класса МБОУ «СОШ д. Зириклы»

Токмурзиной Александры

Руководитель: Игдеева Т.И.



с.Зириклы 2015 год


ПЛАН


  1. Введение.

  2. Национальные праздники

-«Шорыкйол»

-«Уарня»

3. Результат эксперимента.

4. Заключение.

5. Литература.












Добрый день. К Вашему вниманию я представляю

работу на тему «Обычаи и традиции народов мари Шаранского района». Ведь для сельских школ нравственное воспитание, основанное на народных традициях, имеет свои особенности. Нам, детям мари, есть и некоторые трудности, так как национальное воспитание осуществляется в условиях изоляции от родной культуры, мы узнаем только в пределах родной деревни и школы. Известно, что именно в процессе приобщения к народным традициям обеспечивается развитие многих нравственно ценных качеств, таких, как доброта, умение дружить, острое чувство необходимости сохранения национальной культуры, патриотизма, уважение к старшим, терпимость к другим народам и культурам.

Культура каждого народа имеет свои особенности. Марийцы - народ, сумевший сохранить и пронести через века свое уникальное, культурное наследие. Духовное богатство, общественный и социальный опыт народа передаются из поколения в поколение как материальная и духовная культура.

Вместе с историей народа меняются и мировоззрение людей, мировосприятие, уклад жизни. Словарь С.И. Ожегова определяет традицию как то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и др.), и как «обычай, установившийся порядок в поведении, в быту».

Традиции нашли отражение в народном творчестве, и во всем укладе жизнедеятельности, составной частью которого является народная педагогика.

Педагогическая культура как составная часть духовного наследия марийцев зародилась в глубокой древности. Она включает в себя думы и чаяния народа, «отражает его идеалы, воззрения, представление о человеке, о воспитании подрастающего поколения».

Богатство педагогической культуры народа сосредоточено в

устном народном творчестве (поговорках, пословицах, загадках, сказках, песнях, в декоративно-прикладном искусстве, танцах), в традициях гостеприимства, добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия, в отношениях к природе и к поэзии земледельческого труда.

Нравственные ценности различных народов определяются не только памятниками культуры, архитектуры, но и сложившимися веками духовными традициями, нравами, обычаями национальным языком. Ни одна традиция, ни один обряд не могут существовать сами по себе. Они - элементы народной культуры.

Национальные праздники.


У каждого народа есть свои национальные праздники. Они доносят до нас дух народа, своеобразие его обычаев, ритуалов, традиций. Марийский народ также богат своими национальными праздниками. Эти праздники связаны, прежде всего с сезонными изменениями в природе и с народным трудовым календарем. К ним относятся такие праздники, как «Шорыкйол» (Святки), «Уарня» (Масленица), Кугече» (Пасха), «Агавайрем» (Праздник пашни, сохи), «Семык (Троица).

Календарные традиционные праздники среди марийцев существуют до настоящего времени, хотя в советский период полулегальное положение традиционных верований и праздников повлияло на исчезновение некоторых элементов народного календаря. Годовые календарные праздники считаются, священными среди большей части марийского населения. В период долголетнего гонения в лице православной церкви, царских чиновников, а в советский период - со стороны атеистов, годовые праздники марийцев претерпели большие изменения, но не потеряли своей сущности. Национальные праздники мари, их обряды, традиции являются источником нравственного развития детей. Народ является живым носителем нравственности. Поэтому нам нужно знакомиться с национальными праздниками, ведь в них раскрываются особенности уклада, психология народа, его обычаи, традиции. Моя исследовательская работа была задумана во время первого календарного праздника «Шорыкйол» Святки. Этот праздник считался главным в году. Он отмечается в начале января, а точнее с 2 по 9 января. В эти дни молодые девушки и парни наряжаются и ходят по гостям, а хозяйка куда пришли ряженные угощает чаем, блинами, пирогами обрядовой выпечкой. Ряженые благодарят хозяйку, хвалят её за соблюдение народных традиций. После чая завязывается беседа. Хозяева спрашивают ряженых о будущем урожае, о жизни, о здоровье детей. Вместе с ряжеными проводят разные игры, гадают, загадывают загадки, поют, танцуют. После с пожеланиями всяческого добра ряженые уходят в другой дом. Новогодние маски приносили, по народным приметам, удачу и благополучие в хозяйство и в жизнь человека. Танец, который покажут вам 8 класс, является основной частью этого праздника.

Как я уже говорила, моя работа была задумана именно во время этого праздника, и я решила узнать: Во всех ли марийских деревнях Шаранского района соблюдают эту традицию и празднуют также весело и насыщенно как у нас?

В процессе исследования, посетив Старотумбагушевскую и Старочекеевскую школы, побеседовав с учителями родных языков и с ребятами 7-6 х классов узнали, что в деревне Старотумбагушево, в празднике участвуют не только молодежь, но и пожилые люди с удовольствием наряжаются и веселятся. И до полуночи хозяева ждут гостей в своих домах, и верят в примету «Если ряженый гость у тебя побывал, значит год будет богатым и счастливым».

А вот в Старочикеево этот праздник не отмечают, но зато там каждый год отмечают с большой подготовкой праздник «Уарня» (Масленица). Это, следующий календарный фольклорный праздник - приобщение людей к

красоте родного языка, к народным обычаям, играм, песням, уважительное отношение к другим народам, их культуре. Во время этого праздника организуются веселые гулянья, катания с гор на санях, на лошадях, устраиваются ярмарки, угощения блинами, пение обрядовых песен.

Также во время этой поездки мы опросили в каждой школе по 20 ребят, на каком празднике они принимали участие, и нужны ли для народа эти обрядовые традиции, и получили такой результат:

в Старотумбагушевской школе


Шорыкйол

(Святки)

Уарня

(Масленица)

Кугече

(Пасха)

Агавайрем

(праздник пашни, сохи)

Семык

(Троица)

20

20

20

8

20

в Старочикеевской школе


Шорыкйол

(Святки)

Уарня

(Масленица)

Кугече

(Пасха)

Агавайрем

(праздник пашни, сохи)

Семык

(Троица)

9

20

20

3

20

в Зириклинской школе у нас всего 17 учащихся поэтому мы опросили 17 человек


Шорыкйол

(Святки)

Уарня

(Масленица)

Кугече

(Пасха)

Агавайрем

(праздник пашни, сохи)

Семык

(Троица)

17

17

17

2

17

Подводя итог проведённому опросу, мы пришли к такому выводу, что все годовые календарные праздники в нашем районе проводятся согласно Плану мероприятий «Мари ушем» и только праздник «Агавайрем» (праздник пашни, сохи), мало знаком учащимся. Наверное это связано и с тем, что сельскому хозяйству уделяется мало внимания.

Таким образом, почти все праздники и традиции соблюдаем и будем стараться , чтобы подрастающее поколение знало об этих праздниках и соблюдало традиции наших предков.

Ведь национальный праздник позволяет познакомить с обычаями, традициями, представлениями о мире, воспитывает в детях любовь в своей земле.

. Кроме того, подобные праздники привлекательны своей массовостью, яркостью и игровой деятельностью.

В обрядах этого праздника содержится и педагогический элемент: детей учат любить и уважать, ценить и беречь природу, формируют уважительное отношение к труду, любовь к земле.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вне народной педагогики, без педагогики не могут функционировать ни образование, ни воспитание, тем более, когда речь заходит о нравственном воспитании в обществе демократического типа. Народная педагогика как педагогика национального возрождения, подъема и развития является педагогикой этнического воспитания личности. В настоящее время народная педагогика оказывает заметное влияние на формирование духовности нации.

Мы исследовали систему воспитания марийского народа, которая передавалась из поколения в поколение. Она показывает, что взгляды восточных мари на воспитание в течение тысячелетий менялись и развивались под влиянием образа жизни, в связи с взаимодействием с другими народами (русскими, башкирами, татарами, удмуртами.)

Культура мари имеет свои особенности, отражает историю народа, его быт, этнотрудовые традиции, этнофилософию. Опираясь на принципы народной педагогики, мы установили, что восточные мари осуществляют нравственное воспитание. Личности через родной язык, формируют этнические основы личности с раннего детства, широко используют при этом национальные духовно-нравственные идеалы, национальные нравственные образцы добра, красоты, истин.






Литература

1. Апакаева П.А. Марий литературым туныктымо методика. - Йошкар -Ола, 1995.

2. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современное воспитание. Уфа, 2000.

3. Большая Советская Энциклопедия Т.3.- М., 1970.

4. Воспитание сельских школьников (из опыта работы школ РСФСР)/ Под ред. Л.К. Балясной. - М., 1979.

5. И.Ш.Александрова Нравственное воспитание учащихся на марийских народных традициях. Йошкар-Ола, 2008.




© 2010-2022