- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 6 класс
Рабочая программа по истории 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хусаинова О.А. |
Дата | 16.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Учебные занятия по курсу «История» рассчитаны на 68 часов (2 часа в неделю). Плановых контрольных работ - 5.
Курс объединяет два раздела: история Средних веков и история России с древнейших времен до конца XVI в.
Учебные пособия:
1. Е.В. Агибалова. Г.М.Донской. Всеобщая история. История Средних веков. М.: «Просвещение». 2016
2. Данилов А.А. Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI в. М.: Просвещение, 2006
Логическая связь с другими предметами
Данный учебный предмет тесно связан с изучением таких предметов данной образовательной области, как культурология, литература, география, обществознание и т.д.
Обществознание, 6-й класс: формирование единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 6-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, в том числе через эпос и фольклор разных народов России и мира, сложившихся преимущественно в Средние века.
География, 6-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 6-й класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.
Целью данного курса является формирование у учащихся целостных представлений о Средних веках как этапе исторического развития общества, типах средневековых цивилизаций и месте Руси (России) в мировой истории, ее связях с западными и восточными державами, сходствах и отличиях в развитии России и других цивилизаций средневекового мира.
В рамках интегрированного компонента учащиеся должны получить представление об основании и первых веках существования Москвы, ее превращении в столицу Московского княжества, а впоследствии Российского государства, о памятниках, сохранившихся в Москве от эпохи Средних веков.
Временной разброс (курс Истории Средних веков заканчивается серединой XV в., а курс истории России - концом XVI в.) будет компенсирован в рамках курса истории в 7 классе.
Задачи курса:
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира в рассматриваемый период, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;
- выработать и закрепить представления об основных источниках знания о прошлом;
- развить у учащихся способность рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
- сформировать ценностные ориентации и убеждения школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, приобщению их к ценностям национальной культуры, воспитанию уважения к истории и культуре своего народа, стремлению сохранять культурные достижения прошлого;
- в ходе изучения регионального компонента (москвоведение) вызвать у учащихся любовь к своему городу, способствовать пониманию его роли и места в истории России.
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по истории планируется достижение следующего уровня подготовки шестиклассников.
I. Предметные компетенции:
- формулировать особенности Средних веков как этапа мировой истории применительно к западноевропейской цивилизации и России;
- знать периодизацию Средних веков и типы государств, соответствующие различным периодам (раннефеодальное государство, феодальная раздробленность, централизованное государство, сословно-представительная монархия), знать причины возникновения государственности на Руси;
- представлять сословную структуру средневекового общества Европы, Востока и России, права и обязанности основных сословий и групп; сходства и различия в сословной структуре и положении сословий в Европе и России;
- знать особенности мировых религий (христианства - католичества и православия - и ислама), понимать причины и последствия крещения Руси и особенности положения и роли православной церкви в истории России;
- показывать на исторической карте границы государств, княжеств, знать основные этапы Великого переселения народов (в том числе славянских), завоевания арабов, викингов, монголо-татар, этапы объединения земель вокруг Москвы и расширения границ Российского государства;
- знать основные события мировой и российской истории, правителей, войны и т.д.;
- описывать и объяснять назначение памятников древней культуры: архитектурных сооружений; предметов быта; произведений искусства; знать основные изобретения Средневековья;
- знать понятия: Великое переселение народов, колонизация, империя, раннефеодальное государство, феодальная раздробленность, централизованное государство, сословная монархия, сословие, рыцарство, иго, феодализм, парламент, университет, натуральное хозяйство, барщина, оброк и др.
II. Метапредметные (общеучебные) и личностные компетенции:
- умение связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- умение сравнивать исторические явления в разных регионах, выделяя сходства и различия;
- умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям;
- умение самостоятельно анализировать исторические источники разных видов (письменные, вещественные, изобразительные);
- умение работать с исторической картой, читать легенду, использовать карту как источник знаний;
- умение составлять характеристику исторических деятелей;
- умение полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- умение оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений;
- умение участвовать в обсуждении, формировать и отстаивать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Содержание тем учебного курса.
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
1. Становление средневековой Европы (VI-XI века).
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.Образование двух ветвей христианства ¬- православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.
Культура Западной Европы в ранее средневековье.
2. Византийская империя и славяне в (VI-XI века).
Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Византия и арабский мир. Крестовые походы Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Образование славянских государств.
3.Арабы в (VI-XIвека).
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Культура стран Халифата.
4.Феодалы и крестьяне.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.
5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
6.Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века).
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
8.Славянские государства и Византия в (XIV-XV веках).
Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Завоевания турками-османами Балканского полуострова.
9. Культура Западной Европы в Средние века.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.Научные открытия и изобретения.
Культурное наследие Византии.
Тематическое планирование
18
1
12
Итого
68
4
Календарно-тематическое планирование
п/п
Тема урока.
Кол-во часов
дата
По плану
фактически
1.Становление средневековой Европе VI-XI века. 6ч
1.
Живое Средневековье
1
1.09 6д 2.09 6г
2.
Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8 веках. Комбинированный
1
8.096г 09.09 6д
3.
Христианская церковь в раннее Средневековье.
Комбинированный
1
10.09 6гд
4.
Возникновение и распад империи Карла Великого.
Комбинированный
1
15.09 6г
16.09 6д
5.
Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11веках. Комбинированный
1
21.09 6гд
6.
Англия в раннее Средневековье Комбинированный
1
22.09 6г
23 6д
2.Византийская империя и славяне в VI-XI веках. 3ч.
7.
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Комбинированный
1
28.09 6гд
8.
Культура Византии. Комбинированный
1
29.09 6г
30 6д
9.
Образование славянских государс
Комбинированный
1
5.10 6гд
3.Арабы в VI-XI веках. 2ч.
10.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Комбинированный
1
6.10 6г
7.10 6д
11
Культура стран халифата. Комбинированный
1
12.10 6гд
4.Феодалы и крестьяне. 2ч.
12.
Средневековая деревня и ее обитатели
Комбинированный
1
13.10 6г
14.10 6д
13.
В рыцарском замке. Комбинированный
1
19.10 6гд
5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе. 3 ч.
14.
Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Комбинированный
1
20.10 6г
21.10 6д
Торговля в Средние века Комбинированный
1
27.10 6г
16.
Горожане и их образ жизни Комбинированный
1
28.10 6гд
17
Контрольная работа
1
2.11 6г
6д
6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. 2ч.
18.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Комбинированный
1
9.11 6гд
19.
Крестовые походы Комбинированный
1
10.116г
11.116д
7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвека). 6ч.
20.
Как происходило объединение Франции.
Комбинированный
1
16.11 6гд
21.
Что англичане считают началом своих свобод.
Комбинированный
1
17.11 6г
18.11 6д
22.
Столетняя война. Комбинированный
1
23.11 6гд
23.
Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и в Англии.
1
24.11 6г
25.11 6д
24.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском острове. Комбинированный
1
30.11 6гд
25.
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия Италия в 12-15 веках.
Комбинированный
1
1.12 6г
2.12 6д
8. Славянские государства в Византии в XIV-XV веках. 2ч.
26
Гуситское движение в Чехии Комбинированный
1
7.12 6гд
27.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова Комбинированный
1
8.126г
9.12 6д
9.Культура Западной Европы в Средние века. 5ч.
28.
Образование и философия Комбинированный
1
14.12 6гд
29.
Средневековая литература
Средневековое искусство Комбинированный
1
15.12 6г
16 .12 6д
30.
Культура раннего Возрождения в Италии
Научные открытия и изобретения Комбинированный
1
21.12 6гд
31.
Контрольная работа
1
22.12 6г
23.12 6д
32
Повторительно-обобщающий урок
1
28.12 6гд
ИСТОРИЯ РОССИИ. ИСТОРИЯ ЧЕЧНИ. (36ч)
.)
- Тема урока
(Тип урока)
Кол-во часов
Дата
По плану
Фактически
33
Введение в предмет «Древнейшие народы на территории России»
(Урок новых знаний)
1
11.1. 6гд
Раздел 1. Русь Древняя (16ч).
34
Восточные славяне
Комбинированный
1
12.01. 6г
13.01 6д
35
Образования государства Русь
(Комбинированный)
1
18.01.6гд
36
Первые киевские князья
(Комбинированный)
1
19.01. 6г
20.01 6д
37
Князь Владимир Святославович Принятие христианства
(Комбинированный)
1
25.01. 6гд
38
Древнерусское государство при Ярославе Мудром.
(Комбинированный)
1
26.01. 6г
27.01 6д
39
Культурное пространство Древней Руси
(Комбинированный)
1
1.02. 6гд
40
Быт и нравы Древней Руси
(Комбинированный)
1
2.02. 6г
3.02 6д
41
Начало раздробления Древнерусского государства
(Комбинированный)
8.02 6гд
42
Главные политические центры Руси
1
9.02 6г
10.02 6д
43
Новгородская земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества
(Комбинированный)
1
15.02 6гд
44
Нашествие с Востока
(Комбинированный)
1
16.02 6г
17.02 6д
45
Борьба Руси с западными завоевателями
(Комбинированный)
1
22.02 6гд
46
Русь и Золотая Орда
(Комбинированный)
1
23.02 6г
24.02 6д
47
Русь и Литва
(Комбинированный)
1
1.03. 6гд
48
Культура русских земель в XII - XIII вв.
(Комбинированный)
1
02.03 6г
03.03 6д
49
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь во второй половине XII - XIIIв..»
(Комбинированный)
1
8.03 6гд
50
Контрольная работа
1
9.03 6г
10.03 6д
51
Предпосылки объединения русских земель. Роль Московского княжества в объединении русских земель
(Комбинированный)
1
15.03. 6гд
52
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
(Комбинированный)
1
16.03 6г
17.03 6д
53
Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV вв.
(Комбинированный)
Связи вайнахов с народами Кавказа и Руси
1
22.03 6гд
54
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
(Комбинированный)
1
5.04. 6гд
55
Московское государство в конце XV- начале XVIвв
(Комбинированный)
1
6.04 6г
7.04 6д
56
Церковь и государство в конце XV -начале XVIвв
(Комбинированный)
1
12.04. 6гд
57
Реформы Избранной рады. Начало
1
13.04 6г
14.04 6д
58
правления Ивана IV
(Комбинированный)
1
19.04 6гд
59
Внешняя политика Ивана IV.
(Комбинированный)
1
20.04.6г
21.04 6д
60
Опричнина
(Комбинированный)
1
26.04 6гд
61
Просвещение , устное народное творчество, литература в XIV - XVI вв.
(Комбинированный)
1
27.04 6г
28.04 6д
62
Архитектура и живопись в XIV - XVIвв
Быт XV - XVI вв.
1
3.05. 6гд
63
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Московская»
1
4.05 6г
5.05 6д
64
Предки чеченцев и ингушей в X111-X1Vвв.
1
11.05 6гд
65
Хозяйство и быт вайнахов
1
17.05 6гд
66
Борьба вайнахов против нашествия чингизидов
1
18.05 6г
19.05 6д
67
Итоговая контрольная работа по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»
1
24.05 6гд
68
Итоговое повторение
1
25.05 6г
26.056д