Рабочая программа по истории 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Учебные занятия по курсу «История» рассчитаны на 68 часов (2 часа в неделю). Плановых контрольных работ - 5.

Курс объединяет два раздела: история Средних веков и история России с древнейших времен до конца XVI в.

Учебные пособия:

1. Е.В. Агибалова. Г.М.Донской. Всеобщая история. История Средних веков. М.: «Просвещение». 2016

2. Данилов А.А. Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI в. М.: Просвещение, 2006

Логическая связь с другими предметами

Данный учебный предмет тесно связан с изучением таких предметов данной образовательной области, как культурология, литература, география, обществознание и т.д.

Обществознание, 6-й класс: формирование единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.


Литература, 6-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, в том числе через эпос и фольклор разных народов России и мира, сложившихся преимущественно в Средние века.


География, 6-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.


Биология, 6-й класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.

Целью данного курса является формирование у учащихся целостных представлений о Средних веках как этапе исторического развития общества, типах средневековых цивилизаций и месте Руси (России) в мировой истории, ее связях с западными и восточными державами, сходствах и отличиях в развитии России и других цивилизаций средневекового мира.

В рамках интегрированного компонента учащиеся должны получить представление об основании и первых веках существования Москвы, ее превращении в столицу Московского княжества, а впоследствии Российского государства, о памятниках, сохранившихся в Москве от эпохи Средних веков.

Временной разброс (курс Истории Средних веков заканчивается серединой XV в., а курс истории России - концом XVI в.) будет компенсирован в рамках курса истории в 7 классе.

Задачи курса:

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира в рассматриваемый период, показать их общие черты и различия;

- охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;

- выработать и закрепить представления об основных источниках знания о прошлом;

- развить у учащихся способность рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

- сформировать ценностные ориентации и убеждения школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

- способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, приобщению их к ценностям национальной культуры, воспитанию уважения к истории и культуре своего народа, стремлению сохранять культурные достижения прошлого;

- в ходе изучения регионального компонента (москвоведение) вызвать у учащихся любовь к своему городу, способствовать пониманию его роли и места в истории России.

Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по истории планируется достижение следующего уровня подготовки шестиклассников.

I. Предметные компетенции:

- формулировать особенности Средних веков как этапа мировой истории применительно к западноевропейской цивилизации и России;

- знать периодизацию Средних веков и типы государств, соответствующие различным периодам (раннефеодальное государство, феодальная раздробленность, централизованное государство, сословно-представительная монархия), знать причины возникновения государственности на Руси;

- представлять сословную структуру средневекового общества Европы, Востока и России, права и обязанности основных сословий и групп; сходства и различия в сословной структуре и положении сословий в Европе и России;

- знать особенности мировых религий (христианства - католичества и православия - и ислама), понимать причины и последствия крещения Руси и особенности положения и роли православной церкви в истории России;

- показывать на исторической карте границы государств, княжеств, знать основные этапы Великого переселения народов (в том числе славянских), завоевания арабов, викингов, монголо-татар, этапы объединения земель вокруг Москвы и расширения границ Российского государства;

- знать основные события мировой и российской истории, правителей, войны и т.д.;

- описывать и объяснять назначение памятников древней культуры: архитектурных сооружений; предметов быта; произведений искусства; знать основные изобретения Средневековья;

- знать понятия: Великое переселение народов, колонизация, империя, раннефеодальное государство, феодальная раздробленность, централизованное государство, сословная монархия, сословие, рыцарство, иго, феодализм, парламент, университет, натуральное хозяйство, барщина, оброк и др.

II. Метапредметные (общеучебные) и личностные компетенции:

- умение связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

- умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

- умение сравнивать исторические явления в разных регионах, выделяя сходства и различия;

- умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям;

- умение самостоятельно анализировать исторические источники разных видов (письменные, вещественные, изобразительные);

- умение работать с исторической картой, читать легенду, использовать карту как источник знаний;

- умение составлять характеристику исторических деятелей;

- умение полемизировать и отстаивать свои взгляды;

- умение оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений;

- умение участвовать в обсуждении, формировать и отстаивать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Содержание тем учебного курса.

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

1. Становление средневековой Европы (VI-XI века).

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.Образование двух ветвей христианства ¬- православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.

Культура Западной Европы в ранее средневековье.

2. Византийская империя и славяне в (VI-XI века).

Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Византия и арабский мир. Крестовые походы Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Образование славянских государств.

3.Арабы в (VI-XIвека).

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Культура стран Халифата.

4.Феодалы и крестьяне.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

6.Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века).

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

8.Славянские государства и Византия в (XIV-XV веках).

Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Завоевания турками-османами Балканского полуострова.

9. Культура Западной Европы в Средние века.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.Научные открытия и изобретения.

Культурное наследие Византии.

Тематическое планирование



18

1

12

Итого

68

4

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока.

Кол-во часов

дата

По плану

фактически

1.Становление средневековой Европе VI-XI века. 6ч

1.

Живое Средневековье

1

1.09 6д 2.09 6г

2.

Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8 веках. Комбинированный

1

8.096г 09.09 6д

3.

Христианская церковь в раннее Средневековье.

Комбинированный

1

10.09 6гд

4.

Возникновение и распад империи Карла Великого.

Комбинированный

1

15.09 6г

16.09 6д

5.

Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11веках. Комбинированный

1

21.09 6гд

6.

Англия в раннее Средневековье Комбинированный

1

22.09 6г

23 6д

2.Византийская империя и славяне в VI-XI веках. 3ч.

7.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Комбинированный

1

28.09 6гд

8.

Культура Византии. Комбинированный

1

29.09 6г

30 6д

9.

Образование славянских государс

Комбинированный

1

5.10 6гд

3.Арабы в VI-XI веках. 2ч.

10.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Комбинированный

1

6.10 6г

7.10 6д

11

Культура стран халифата. Комбинированный

1

12.10 6гд

4.Феодалы и крестьяне. 2ч.

12.

Средневековая деревня и ее обитатели

Комбинированный

1

13.10 6г

14.10 6д

13.

В рыцарском замке. Комбинированный

1

19.10 6гд

5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе. 3 ч.

14.

Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Комбинированный

1

20.10 6г

21.10 6д

Торговля в Средние века Комбинированный

1

27.10 6г

16.

Горожане и их образ жизни Комбинированный

1

28.10 6гд

17

Контрольная работа

1

2.11 6г

6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. 2ч.

18.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Комбинированный

1

9.11 6гд

19.

Крестовые походы Комбинированный

1

10.116г

11.116д

7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвека). 6ч.

20.

Как происходило объединение Франции.

Комбинированный

1

16.11 6гд

21.

Что англичане считают началом своих свобод.

Комбинированный

1

17.11 6г

18.11 6д

22.

Столетняя война. Комбинированный

1

23.11 6гд

23.

Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и в Англии.

1

24.11 6г

25.11 6д

24.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском острове. Комбинированный

1

30.11 6гд

25.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия Италия в 12-15 веках.

Комбинированный

1

1.12 6г

2.12 6д

8. Славянские государства в Византии в XIV-XV веках. 2ч.

26

Гуситское движение в Чехии Комбинированный

1

7.12 6гд

27.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова Комбинированный

1

8.126г

9.12 6д

9.Культура Западной Европы в Средние века. 5ч.

28.

Образование и философия Комбинированный

1

14.12 6гд

29.

Средневековая литература

Средневековое искусство Комбинированный

1

15.12 6г

16 .12 6д

30.

Культура раннего Возрождения в Италии

Научные открытия и изобретения Комбинированный

1

21.12 6гд

31.

Контрольная работа

1

22.12 6г

23.12 6д

32

Повторительно-обобщающий урок

1

28.12 6гд

ИСТОРИЯ РОССИИ. ИСТОРИЯ ЧЕЧНИ. (36ч)






.)

Тема урока

(Тип урока)

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактически

33

Введение в предмет «Древнейшие народы на территории России»

(Урок новых знаний)

1


11.1. 6гд


Раздел 1. Русь Древняя (16ч).

34

Восточные славяне

Комбинированный

1

12.01. 6г

13.01 6д

35

Образования государства Русь

(Комбинированный)

1

18.01.6гд

36

Первые киевские князья

(Комбинированный)

1

19.01. 6г

20.01 6д

37

Князь Владимир Святославович Принятие христианства

(Комбинированный)

1

25.01. 6гд

38

Древнерусское государство при Ярославе Мудром.

(Комбинированный)

1

26.01. 6г

27.01 6д

39

Культурное пространство Древней Руси

(Комбинированный)

1

1.02. 6гд

40

Быт и нравы Древней Руси

(Комбинированный)

1

2.02. 6г

3.02 6д

41

Начало раздробления Древнерусского государства

(Комбинированный)


8.02 6гд

42

Главные политические центры Руси

1

9.02 6г

10.02 6д

43

Новгородская земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества

(Комбинированный)

1

15.02 6гд

44

Нашествие с Востока

(Комбинированный)

1

16.02 6г

17.02 6д

45

Борьба Руси с западными завоевателями

(Комбинированный)

1

22.02 6гд

46

Русь и Золотая Орда

(Комбинированный)

1

23.02 6г

24.02 6д

47

Русь и Литва

(Комбинированный)

1


1.03. 6гд

48

Культура русских земель в XII - XIII вв.

(Комбинированный)

1

02.03 6г

03.03 6д

49

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь во второй половине XII - XIIIв..»

(Комбинированный)

1

8.03 6гд

50

Контрольная работа

1

9.03 6г

10.03 6д

51

Предпосылки объединения русских земель. Роль Московского княжества в объединении русских земель

(Комбинированный)

1

15.03. 6гд

52

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

(Комбинированный)

1

16.03 6г

17.03 6д

53

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV вв.

(Комбинированный)

Связи вайнахов с народами Кавказа и Руси

1


22.03 6гд

54

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

(Комбинированный)

1

5.04. 6гд


55

Московское государство в конце XV- начале XVIвв

(Комбинированный)

1

6.04 6г

7.04 6д


56

Церковь и государство в конце XV -начале XVIвв

(Комбинированный)

1

12.04. 6гд

57

Реформы Избранной рады. Начало

1

13.04 6г

14.04 6д

58

правления Ивана IV

(Комбинированный)

1


19.04 6гд

59

Внешняя политика Ивана IV.

(Комбинированный)

1


20.04.6г

21.04 6д

60

Опричнина

(Комбинированный)

1


26.04 6гд

61

Просвещение , устное народное творчество, литература в XIV - XVI вв.

(Комбинированный)

1


27.04 6г

28.04 6д

62

Архитектура и живопись в XIV - XVIвв

Быт XV - XVI вв.

1

3.05. 6гд

63

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Московская»

1

4.05 6г

5.05 6д


64

Предки чеченцев и ингушей в X111-X1Vвв.

1

11.05 6гд



65

Хозяйство и быт вайнахов

1

17.05 6гд

66

Борьба вайнахов против нашествия чингизидов

1

18.05 6г

19.05 6д


67

Итоговая контрольная работа по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»


1

24.05 6гд



68

Итоговое повторение

1

25.05 6г

26.056д




© 2010-2022