Конспект урока Родовые общины охотников и собирателей

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока 4

Предмет - история

Класс - 5

Тема - «Родовые общины охотников и собирателей»

Тип урока - комбинированный урок

Цели: формирование у учащихся представлений об изменении орудий труда и жизни первобытных людей

Задачи урока:

  1. обеспечит усвоение понятий «родовая община», «гарпун», «остроконечник»;

  2. подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей;

  3. продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями;

  4. продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ, формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека;

  5. продолжить формирование умений работать со справочным материалом.

Основные понятия: орудия труда, человеческое стадо, родовая община, гарпун, остроконечник

Оборудование урока: презентация на тему «Родовые общины охотников и собирателей»; учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. - М.: 2013; иллюстрации учебника

Оформление доски: число, месяц, тема, домашнее задание, план урока, основные понятия и даты

План урока:

1. Организационный момент. (3 минуты)

2. Повторение изученного, проверка домашнего задания. (10 минут)

3. Изучение нового материала. (20 минут)

4. Закрепление и подведение итогов урока. (5 минут)

5. Домашнее задание. (2 минуты)

План изучения нового материала:

1. Жизнь в суровых климатических условиях.

2. Охота на диких животных Изобретение лука и стрел.

3. Родовая община.

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

I. Организационный момент

  • Приветствие

  • Отметка отсутствующих (в журнале отметить отсутствующих на уроке ребят)

  • Проверка готовности к уроку (пройти и проверить у ребят наличие учебников, тетрадей и прочих принадлежностей к уроку, записать кто не готов)

  • Проверка домашнего задания (письменного) (проверить в тетрадях сделанную домашнюю работу, записать кто не готов)

Дети стоя приветствуют учителя

Дежурный должен сказать, кто отсутствует на уроке и по каким причинам

Дети показывают в тетрадях сделанное домашнее задание

2

II. Повторение изученного, проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

1. Когда появились на Земле первобытные люди?

2. Где жили древние люди?

3. Как выглядели первобытные люди? (Сравни облик с современным человеком)

4. Что такое орудие труда?

5. Из чего изготавливались орудия труда древними людьми?

6. Назовите основные орудия труда древнего человека.

7. Чем отличались древние люди от животных?

8. Какие занятия существовали у первобытных людей?

9. На кого охотились?

10. Что собирали?

11. Как люди овладели огнем?

12. Что дал огонь первобытным людям?

Работа по карточкам

Древнейшие люди

А1. Как называют людей, живших до изобретения письма и первых государств?

1) доисторическими

2) первобытными

3) древними

4) примитивными

А2. Когда согласно археологическим находкам, на Земле появились первые люди?

1) более 2 млн. лет назад

2) более 1,5 млн. лет назад

3) более 1 млн. лет назад

4) более 3 млн. лет назад

А3. Из чего древние люди изготавливали первые орудия труда?

1) из камня

2) из бронзы

3) из меди

4) из железа

А4. Благодаря какому открытию, сделанному древними людьми, они перестали бояться диких животных?

1) копья

2) гарпуна

3) колеса

4) огня

А5. Назовите основное занятие первобытного человека

1) земледелие

2) бортничество

3) собирательство

4) огородничество

За каждый правильный ответ дается жетон.







Тестирование проводится на компьютере или по карточкам (дети получают индивидуальные карточки и работают в течение 8 минут).

3

III. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Возникла речь. около 100 тыс. лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник - огромный слой льда толщиной около 2 км.

Что же помогло первобытным людям выжить в суровых климатических условиях?

1. Жизнь в суровых климатических условиях

Рассказ учителя

Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более 500 тыс. лет назад они появились на юге нынешней России.

Наши предки сумели выжить в холодных условиях, так как они пользовались огнем и уже научились добывать его. Они изобрели новые орудия труда, у них появились одежда и жилища.

Одежду люди шили из звериных шкур. Жилищами служили пещеры, которые служили убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В местности, где не было пещер, люди рыли землянки и строили шалаши из веток деревьев, костей и шкур крупных животных.

2. Охота на диких животных Изобретение лука и стрел

Рассказ учителя.

Основным занятием людей стала охота. Главным охотничьем орудием долгое время было копье, сделанное целиком из дерева. Потов появилось новое изобретение, острый каменный наконечник, его привязывали к древку копья волокнами растений или кожаным ремешком.

Охотились всегда группами. Люди охотились на диких лошадей, оленей, бизонов, шерстистых носорогов, пещерных медведей, мамонтов.

Посмотрите на иллюстрации на стр. 12.

Много тысяч лет охота на крупных животных доставляла людям мясо, шкуры и кости. Но для охоты на мелких и быстрых животных, нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии. Вскоре появилось новое изобретение - охотничий лук и стрелы. Благодаря ему более успешной стала охота на птиц. Для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун.

3. Родовые общины

Рассказ учителя

Примерно 40 тыс. лет назад на Земле появился человек, который внешне напоминал современного. Его называют «человек разумный». Он ходил не сутулясь, был строен и имел развитый мозг.

С появлением человека разумного совершенствование орудий труда пошло быстрее. Люди научились делать их из кости: шилья, иглы для изготовления одежды, рыболовные крючки, гарпуны. В это же время люди научились делать лодки. И как уже говорилось, самым важным изобретением, стали лук и стрелы.

Люди продолжали селиться многочисленными коллективами. Обитатели одного поселения постепенно осознавали, сто у них общие предки и что все они - родичи. Так с появлением человека разумного на смену человеческому стаду пришла родовая община. Ее члены все делали вместе: охотились, ловили рыбу, возводили жилища. То, что было добыто сообща, принадлежало всем и делилось поровну.

Записывают в тетради число и тему















Ребята рассматривают иллюстрации





Записывают в тетрадь





Записывают в тетрадь.

3

IV. Закрепление изученного материала

Главным занятием древних людей были собирательство и охота. Со временем люди научились пользоваться огнем, строить жилища. С появлением человека разумного произошел переход от человеческого стада к родовой общине.

Ответьте на вопросы:

1) Что помогло людям выжить в суровых условиях?

2) Назовите важнейшие занятия древнейших людей.

3) На каких животных охотились древнейшие люди?

4) Когда появился «человек разумный»? Чем он отличался от древнего человека?

5) Какие изобретения были сделаны?

6) Какими преимуществами обладали лук и стрелы сравнительно с копьем и дубиной?

7) Как возникла родовая община? Чем родовая община отличалась от человеческого стада?



4

IV. Домашнее задание

Прочитать § 2, ответить на вопросы в конце, знать понятия и даты

Записывают в дневник

10


© 2010-2022