Проект урока по истории России Дворцовые перевороты. 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Проект урока по истории России в 7 классе

«Эпоха дворцовых переворотов»



Выполнила: Отт Елена Валерьевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ СШ п. Дружба.









1. Тема урока: Дворцовые перевороты.

2. Психолого - педагогическая характеристика класса: Восприятие и освоение учебного материала учащимися происходит в соответствии с возрастными особенностями. Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Ученик должен быть готов не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного знания, к проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности. Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки. К 7-ому классу учащиеся должны уметь использовать аппарат учебника, дидактических материалов, уметь работать в группах, парах, уметь устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, выражать свои взгляды, осознавать проблему. У учащихся обнаружились следующие типы мышления: теоретический, наглядно-образный, репродуктивный. Исходя из специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися используются деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный и социокультурный подходы. Уровень способностей в данном классном коллективе достаточно высокий.

Эффективность реализации методической разработки урока предполагает использование следующих методов:

наглядные:

  • наблюдения;

  • мультимедийные материалы;

  • работа с историческими документами.

словесные:

  • беседы с элементами диалога;

  • ответы на вопросы педагога, детей;

  • сообщения дополнительного материала;

  • рассматривание наглядного материала;

практические:

  • практические работы;

  • словотворчество;

  • заполнение таблиц;

  • создание компьютерных презентаций.

С помощью данных методик учащиеся должны развить на конкретном историческом материале умения получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Произойдёт расширение их опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личности и народа в истории своей страны. Учащиеся будут готовы применить исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников страны. Разовьются умения организовывать «презентацию» информации, умение адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефлексивно-оценочную деятельность. В ходе исследовательской деятельности приобретут умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы. Научатся мотивированно отказываться от образца и искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ. Овладеют способами и навыками ведения дискуссии, организации совместной деятельности. Трудности, которые могут возникнуть при проведении урока это большой объем фактического материала и недостаточная оснащенность наглядными материалами (хрестоматии, портреты). Данные проблемы решаются путем постоянной работы с учащимися направленной на систематизацию знаний, поиска причинно-следственных связей, обобщению материала. Проблему наглядности материала можно решить, используя ресурсы интернета.

3. Введение: для успешного развития учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества. Технология личностно-ориентированного подхода позволяют учитывать индивидуальные различия, разную скорость и гибкость мышления. Выполняя индивидуальные задания, каждый ученик применяет частично- поисковой метод, расширяет мотивацию обучения. Вместе с тем идет реализация внутреннего потенциала, что влияет на развитие личности. При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я». Задача данного подхода заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна и каким способом ее найти. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний.

4. Цель урока: сформировать общие представления об эпохе дворцовых переворотов.

5. Задачи:

  • Обучающие: овладение учащимися знаний о причинах дворцовых переворотов, определение роли исторической личности в данный период; ввести новые понятия и термины: эпоха дворцовых переворотов, Верховный тайный совет, временщики, кондиции, престолонаследник.

  • Развивающие: развивать умение учащихся анализировать, сопоставлять и обобщать фактический материал, работать с историческими источниками, продолжать формирование навыков применения ИКТ.

  • Воспитательные: воспитание у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.

6. Тип урока: Изучение нового материала.

7. План урока:

  1. Организационный момент - 1 минута.

  2. Формирование целей, задач на урок. Сообщение темы.- 2 минуты.

  3. Изучение нового материала.-33 минут.

  4. Закрепление материала.-5 минут.

  5. Подведение итогов. Информация и инструктаж по домашнему заданию.- 4 минуты.

8. Использованная литература:

  1. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России с конца 16 до 18 века: учебник для 7 класса общеобразовательной школы» - М. Посвящение, 2008 год.

  2. В. Балязик. «Тайны дома Романовых»- М. Олма - пресс 2006 год.

  3. К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории России с конца 16 до 18 века: для 7 класса общеобразовательной школы» - М. ВАКО. 2006 год.

  4. ФГОС по истории и обществознанию.

  5. openclass.ru

  6. pedsovet.ru/

  7. 1september.ru/

9. Материалы и оборудования: интерактивная доска, презентация «Дворцовые перевороты», проектор, компьютер, учебник «История России. Конец XVI-XVIII век.» / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, рабочие листы с заданиями.

10. Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

№1

(1минута)

Приветствие учащихся, отметка в журнале отсутствующих.

Приветствие учителя. Дежурные называют отсутствующих.

№2

(2минуты)

Учитель объявляет цель и тему урока.- «Нашей целью является формирование общих представлений об эпохе дворцовых переворотов. Тема сегодняшнего урока - «Эпоха дворцовых переворотов».

Слушают учителя и записывают тему в тетрадь.

№3 (33 минуты)

Учитель предлагает ученикам прочитать пункт «Причины дворцовых переворотов» (страница 146), выделить их и отметить правильные на интерактивной доске. (Приложение №1)

Далее учитель с помощью презентации рассказывает о правителях России с 1725 по 1762 годы. (Приложение №2) Раздает учащимся рабочие листы с заданиями. (Приложение №3)

Учащиеся читают материал учебника, выделяют причины, а затем один из учеников на доске отмечает правильные: усиление роли гвардии, указ Петра 1 о престолонаследии, фаворитизм.

Учащиеся слушают объяснения учителя и вписывает в рабочий лист полученную на уроке историческую информацию.

№4 (5 минут)

Учитель вместе с классом проверяет, что дети записали в рабочих листах. На доске Заполненная таблица. (слайд 10, 11 презентации) Далее учитель дает 2 минуты на выполнение задания №2 на рабочем листе. Допишите фразы: 1. Для России эпоха дворцовых переворотов это- ….

2. Я думаю, что дворцовые перевороты…..

3. Если бы в истории не было дворцовых переворотов….

Те учащиеся, которых называет учитель зачитывают свою таблицу.

Исправляют ошибки.

Выполняют задание №2 на рабочем листе. Несколько учащихся зачитывают свои ответы: 1. Для России эпоха дворцовых переворотов это- период истории России для которой характерна частая смена правителей.

2. Я думаю, что дворцовые перевороты сделали Россию зависимой от европейских государств в данный период.

3. Если бы в истории не было дворцовых переворотов возможно, что внутренняя и внешняя политика России была более последовательна и результативна.

Все учащиеся сдают рабочие листы на проверку.

№5 (4 минуты)

Учитель: «Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели причины дворцовых переворотов, узнали кто правил Россией с 1725 по 1762 годы.

Дома, вы, выпишите термины из параграфов 20-21 в тетрадь, а так же прочитаете документы на страницах 154-155, и дадите им характеристику.

План характеристики есть у вас в тетрадях. (Приложение №2)

Выставляет оценки за урок в журнал.

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник.

Подают дневники для выставление оценок.

11. Самоанализ проведенного урока.

Данный урок проводился в 7 классе. Это учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности, содержащий все его компоненты: актуализацию субъективного (первичного), обогащаемого, закрепляемого опыта учащихся. Получив определенные знания, умения и навыки по работе с текстом учебника, историческими документами, справочной литературой учащиеся в комплексе применили это на уроке. Мне удалось обеспечить мотивационную готовность и положительный, эмоциональный настрой на уроке. Этому способствовало оборудование урока: наглядность, подборка материалов по теме, вступительное слово учителя. Тема, цели и задачи урока были доходчиво объяснены. Отобранный материал соответствовал требованиям образовательной программы, носил ярко выраженный воспитательный потенциал, соответствовал целям, задачам урока. На уроке было сформировано комплексное представление учащихся об эпохе дворцовых переворотов, было развито умение учащихся анализировать, сопоставлять и обобщать фактический материал, работать с историческими источниками, продолжено формирование навыков применения ИКТ. При подготовке к данному уроку использовались различные формы деятельности учащихся: индивидуальная, работа с текстом учебника, работа с историческими документами, справочной литературой. Сама форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся. Применялись различные методы обучения: наглядные, словесные и практические. Для актуализации закрепляемого опыта использовался исследовательский и обьяснительно-иллюстративный метод. Технологические приемы, применяемые на уроке, соответствовали содержанию учебного материала. Цели и задачи, поставленные мною, были достигнуты полностью. Тема значима и для современного поколения. Без знания истории и процесса становления человека и общества своей, с особенностями развития и становления социальных отношений, невозможно идти в будущее. Я надеюсь, что учащиеся это усвоили. По моему мнению, недостатком этого урока является то, что, данный материал можно применить только в сильном классе, с высоким уровнем подготовки непосредственно по данному предмет.

Приложение №1

Перечень причин дворцовых переворотов на интерактивной доске.

  1. Экономическая отсталость.

  2. Усиление роли гвардии.

  3. Указ Петра I о престолонаследии.

  4. Борьба боярских группировок.

  5. Закрепощение крестьян.









Приложение №2

Текст презентации «Эпоха дворцовых переворотов»

Однако уже в 1741 г. состоялся новый дворцовый переворот, на престол Время после смерти Петра I и до воцарения Екатерины II называют эпохой дворцовых переворотов. Смена монархов происходила в результате интриг и переворотов, особую роль при этом играла гвардия и дворянство при дворе императоров.

Петр I умер, не назначив наследника, и императрицей стала его жена Екатерина I, правившая с 1725 по 1727 гг. Фактически управление страной было сосредоточено в руках фаворита Екатерины I князя А. Д. Меньшикова, выдвинувшегося при Петре I. При императрице был создан новый орган управления государством - Верховный тайный совет, отобравший ряд функций у Сената.

В 1727 г. к власти пришел внук Петра I - Петр II, правивший до 1730 г. при регентстве Верховного тайного совета. При новом императоре путем интриг группировка А. И. Остермана отстранила от власти Меньшикова, на лидирующие позиции при дворе выдвинулись Долгорукие. Однако в 1730 г. незадолго до своей свадьбы Петр II скончался, и Верховный тайный совет пригласил на престол Анну Иоанновну (1730-1740 гг.), дочь брата Петра I Ивана V.

Пытаясь ограничить власть императрицы, Верховный тайный совет предложил ей подписать кондиции, очерчивающие круг ее полномочий. Однако уже через две недели Анна Иоанновна разорвала кондиции заявив, что намерена править самодержавно. Фактическим правителем при императрице стал ее фаворит Э. И. Бирон. Ключевые посты в аппарате управления страной были отданы немцам, которые в первую очередь заботились о личном обогащении, а не об интересах государства.

Леопольдовны - Ивану VI Антоновичу (1740-1741). Регентом при малолетнем императоре стала его мать Анна Леопольдовна и А. И. Остерман. взошла дочь Петра I Елизавета Петровна Анна Иоанновна завещала престол сыну своей племянницы Анны (1741-1761).

Императрица мало занималась государственными делами, уделяя основное время балам, фейерверкам и прочим развлечениям. Елизавета Петровна восстановила в правах Сенат, способствовала открытию Московского университета в 1755 г. В 1756 г. началась Семилетняя война, длившаяся по 1763 г., Россия принимала в ней участие в коалиции с Францией, Испанией, Саксонией, Австрией и Швецией против другой коалиции - Пруссии, Англии и Португалии, В 1757 г. русские войска нанесли поражение прусским войскам у деревни Гросс-Егерсдорф, а в 1758 г. захватили Кенигсберг. Окончательно прусские войска были разбиты у деревни Цорндорф (1758 г.) и Кунерсдорф (1760 г.), полководческий талант проявили А. В. Суворов и П. А. Румянцев.

В 1761 г. на престол взошел Петр III, царствовавший всего шесть месяцев. Однако именно в это время был принят «Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству», по которому дворяне были освобождены от обязательной государственной и военной службы. Восхищаясь прусскими порядками, армейской муштрой и прусским королем Фридрихом II Петр III в 1762 г. свел на нет многолетние усилия русских войск в Семилетней войне, подписав с Пруссией мирный договор и вернув ей все территории.



Приложение №3

Рабочий лист по теме «Дворцовые перевороты»

Задание №1

Правитель

Годы правления

На кого опирался







Задание №2 : Допишите фразы:

1. Для России эпоха дворцовых переворотов это- ….

2. Я думаю, что дворцовые перевороты…..

3. Если бы в истории не было дворцовых переворотов….

Приложение №4

Характеристика документа.



  1. Сформулируйте общее представление о документе (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, ели оно имеется, просмотрите текст) и щелях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины, побудившие автора написать работу).

  2. Внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу.

  3. Разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию.

  4. Еще раз посмотрите весь текст. Установите логические связи между выделенными частями; составьте план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите соответствующие записи в тетрадях.







© 2010-2022