Конспект урока в 6 классе по теме Восточные славяне

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Восточные славяне»

Тип: Урок открытия нового знания

Форма урока: традиционная

Формы организации работы: урок использования информационно - коммуникационных технологий

Цели урока: формирование представления обучающихся о происхождении восточных славян - предков нашего народа, развитие аналитического мышления, воспитание национального достоинства и любви к родине.

Задачи:

1.познакомить обучающихся с территориальным составом, устройством, религией, бытом и нравами восточнославянских племен.

2. Развивать умения работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать собственные суждения об исторических событиях, устанавливать их взаимосвязь.

3.способствовать воспитанию у обучающихся уважительного отношения к истории и культуры наших предков и любви к родине.

Оснащение урока: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века», атлас «История Росси с древнейших времен до конца XVI века», карта «Киевская Русь в IX - начале XII вв.», мультимедийный проектор, презентация, бланки с кроссвордами, документы с источниками: Прокопий Кесарийский о славянах и антах, Маврикий Стратег о славянах и антах

Основные даты: 5-8в.-заселение Восточно-Европейской равнины племенами восточных славян

Основные понятия и термины: язычество, род, вервь, идол, капище, вече, народное ополчение.

Формируемые УУД:

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логических рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Ожидаемые результаты:

Умение определять и формулировать проблему или тему, давать характеристику, выделять главное, отличать, сравнивать, выделять общее и различное, делать анализ источника, аргументировать, переводить информацию из одного формата в другой, понимать смысл, уважать мнение других, занимать позицию по обсуждаемым вопросам.1.Организационный

Мотивация

Мотивирует детей. Звучит стихотворение, идет демонстрация слайдов презентации

Эмоционально-образный настрой к уроку

Личностные:

проявление эмоционально-нравственной отзывчивости

2.Актуализация внимания. Постановка проблемы

Почему мы начали урок с этих стихов и картин? Какие образы возникают у вас? Прослеживается ли взаимосвязь между нами и нашими предками?

Учитель фиксирует индивидуальные затруднения обучающихся

На основе имеющихся знаний размышляют, анализируют, выявляют взаимосвязи

Предметные: выделение исторической информации из собственных наблюдений

Метапредметные: способность размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

умение слушать и слышать мнение других людей, способность связывать и излагать свои мысли

3.Построение проекта

Организует работу учащихся в форме диалога, подводит учащихся под понятие наши предки-восточные славяне и к формулированию темы урока.

Обратитесь к стихам и подумайте:

1.О ком идет речь?

2. Какими показаны славяне в стихотворении?

3.Какие человеческие качества на ваш взгляд присущи нашим предкам -славянам ?

Чтобы вам хотелось узнать о восточных славянах?

Читают стихи, размышляют, анализируют,

осуществляют открытие темы урока, самостоятельно определяя цели

Предметные:

умение распознавать в историческом содержании сущность и определять ее.

Метапредметные: целеполагание, умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

Личностные: выделение нравственных ценностей

4. Реализация построенного проекта:

а)первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

б)самостоятельная работа и самопроверка по эталонам











Предлагает прочитать текст и определить кто были предками русского народа? Всегда ли славяне жили в Восточной Европе или пришли из других земель? Как связаны названия славянских племен и географические ориентиры их расселения?

Организация работы в парах. Учитель предлагает охарактеризовать занятия славян, обращает внимание учащихся на иллюстрацию в учебнике «Орудия труда и оружие славян». Наблюдает за работой учащихся

Поиск информации в основных и дополнительных средствах. Работа с картой на доске и индивидуальная работа с контурной картой. Работа в парах, размышляют, выявляют общее и различное, устанавливают взаимосвязь между территорией расселения и характерными занятиями, анализируют иллюстрацию, делают выводы, производят синтез материала в виде таблицы

Предметные:

умение размышлять и анализировать содержание исторического текста, карты, атласа и извлекать из них необходимую информацию определяя параллели взаимосвязей, выявляя общее и различное, представляя развернутую информацию в сжатом виде, умение определять хронологические рамки заданного периода.

Метапредметные: умение осмыслить полученную информацию

умение грамотно строить речевые высказывания; умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли, сотрудничество со сверстниками и учителем; участие в коллективной, совместной деятельности с учителем и сверстниками.

Личностные: проявление уважительного отношения к традициям и обычаям предков.

Используя материал учебника, предлагает дать определение терминам: подсечно-огневая и переложная система земледелия и выявить различия

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку.

Обосновывают правильность определения, размышляют и выявляют различия

Организация работы учащихся с документами, текст которых раздается учащимся на парты для самостоятельного ознакомления с бытом и нравами восточных славян, демонстрация слайдов презентации

Размышляя и анализируя делают выводы об устройстве жилища, характерных внешних чертах, находят черты сходства с крестьянскими избами.

Приходят к общему выводу: Славяне были храбрыми воинами, а трусость считалась позором.

Опережающее задание для учеников. Подготовить небольшие выступления о богах( демонстрация изображений богов и видеофрагмент)

Физминутка: предлагает изобразить ритуал поклонения солнцу славян

Поиск информации с использованием всех источников, анализ и синтез.

Используют видеофрагмент, создают ритуальный образ

Чтение учащихся 5 пункта учебника «Управление».

Беседа по прочитанному материалу:

Что такое род?

Что такое вервь?

Что означает слово вече?

Что такое народное ополчение?

Чем оно было вооружено?

Ведут диалог с учителем, формулируя собственные вопросы:

Кто стоял во главе рода?

Какие вопросы решало вече?

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, синтезируют знания в словаре терминов

5.Включение в систему знаний. Повторение



Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, предлагая заполнить кроссворд

Систематизируют полученные знания, заполняют кроссворд, производят самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.

Предметные: умение обобщать, анализировать и синтезировать историческую информацию о восточных славянах-предках нашего народа

Демонстрация видеофрагмента песни «Русь моя-матушка» Предлагает подвести итоги в форме коллективной дискуссии об особенностях восточнославянских племен.

Коллективная дискуссия: рассуждения детей, выводы:

Таким образом, в 5-8 в. огромные просторы Восточно-Европейской равнины заселили восточнославянские племена. Их главным занятием было земледелие. Славяне были хорошими воинами, отличались любовью к свободе и своей земле, все вопросы решали сообща.

Личностные: творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Метапредметные: участие в коллективной, совместной деятельности с учителем и сверстниками

6.Рефлексия учебной деятельности

В заключении урока оцените выполненную вами работу, продолжая фразы:

Сегодня я узнал…

Я уже знал…

Для меня стало новым…

Меня удивило…

Я с удовольствием…

Мне понравилось…Сегодня на уроке мне захотелось…

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Метапредметные: умение правильно оценивать себя в целом, осуществлять пошаговый контроль по результату, исполнительность.

Личностные: открытость в осмыслении своих действий и самооценке.

7.Итоги, домашнее задание

  • Подведение итогов.

  • Пр. 1, знать ответы на вопросы. Работа с документом (с.13), ответить на вопрос; выучить понятия и термины.

  • Творческое задание*: мини-сочинение на тему «Один день из жизни восточнославянского воина (земледельца, охотника ит.д.) и проиллюстрировать его рисунками.

Анализируют, делают выбор.

Метапредметные: способность определять уровень и делать правильный выбор, исполнительность.

Личностные: чувство ответственности



© 2010-2022