Урок истории в 5 классе «Создание объединённого государства в Древнем Китае. »

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Захарова Наталия Анатольевна

МАОУ "СОШ №3"г.Нурлат РТ

История

5 класс

Тема урока « Создание объединённого государства в Древнем Китае.»

Цель урока: охарактеризовать процесс объединения страны в единое государство при Цинь Шихуане.

Задачи:

  1. Определить степень усвоенности предыдущей темы «Древний Китай»

  2. Освоить теоретический материал по теме «Создание объединённого государства в Древнем Китае»

  3. Описывать памятник культуры по плану

  4. Оценить степень усвоения нового материала

Методические и дидактические пособия, использованные при подготовке к уроку, на уроке:

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая; под ред. А.А.Искандерова.- М.: Просвещение, 2012.

  2. Вопросы и задания по истории древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений. Г.И. Старобинская, Изд.-М.: АФКТИ, 2003.

  3. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. - М.: 2003.

  4. Учебное электронное издание: История Древнего Мира - М: ООО Кордис - Медиа, 2004.

  5. Карта «Древ. Восток, Индия и Китай 3 тыс.до н.э.- 3 в.н.э.;

  6. учебные таблицы из Альбома по истории культуры Древнего мира

Авторские: слайды к уроку, тест.

Метод преподавания: развивающее обучение






Ход урока:

Организационный момент.

- Добрый день, ребята! На партах у вас смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами.

Опрос домашнего задания.

Учитель: сегодня мы начинаем наш урок с волшебного чёрного ящика. Волшебный- потому что здесь находятся очень важные изобретения, сделанные ещё в глубокой древности, и не потерявшие своё значение до наших дней. А вы мне поможете, как игроки клуба «Что? Где? Когда?» разгадать содержимое этого ящика.

Чёрный ящик.

-этот материал для письма изготавливали из проваренной смеси тряпок и древесины (бумага)

- этот прибор помогал воинам и купцам находить верный путь через леса и степи (компас)

- этот напиток прогонял усталость и продлевал жизнь (чай)

- в изготовлении этой ткани большую роль играли гусеницы (шёлк)

- этот предмет использовали для защиты от солнечных лучей (зонт)

В какой древней стране были сделаны эти изобретения? (Древний Китай)

С этой удивительной страной мы познакомились на прошлом уроке.

Работа с картой.

- Покажите территорию древнего Китая и определите словами его местоположение.(восточная Азия)

- Покажите и назовите реку, в долине которой возникли первые государства (Хуанхэ)

- реку, в долине которой в древности росли густые леса (Янцзы)

- Покажите и назовите город, который сегодня является столицей Китая (Пекин). Как он назывался в древности? (Цзи).

Решите историческую задачу:

1) На гадательных костях были найдены вопросы к богам:

«Правильно ли принести в жертву военнопленных?»

« Правильно ли закапывать рабов или нет?»

«Принести в жертву 30 человек, 10 быков?»

«Если головы люда принести в жертву, царь получит помощь?»

Что нового вы узнали о древних китайцах на основании этих письменных источников?

Ответить на вопрос:

Чему учил китайский мудрец Конфуций?

Для этого вспомни:

- Как нужно было относиться к старшим?

- Почему Конфуций считал, что мудрость заключается в знании старинных книг?

- Какой китаец считался воспитанным?

- Каким должен быть правитель государства?

- Можно ли выполнять наставления Конфуция сегодня?

Карточки с индивидуальными заданиями

- на работу с линией времени (у доски)

- работа с понятиями (в тетради)

Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями.

Мы знаем, какие изобретения были сделаны в Древнем Китае. Мы умеем показывать на карте территорию, реки, столицу Древнего Китая. Мы знаем, что китайский мудрец Конфуций учил правителей заботиться о своих поданных, не мучить их суровыми наказаниями и не проявлять жестокость. В 221г.до н.э. единым правителем Китая стал Цинь Ши Хуан. Он смог объединить отдельные китайские государства в одно. Какое это имело значение для жителей древнего Китая? Выполнял ли он заветы мудреца Конфуция? Об этом мы узнаем с вами сегодня на уроке.

Задача для учащихся на урок: Какое значение имело для жителей Древнего Китая объединение страны в единое государство?


  1. Изучение нового материала по плану:

1) Объединение Китая.

Рассказ учителя.

Итак, в 221г. до н.э. правителем единого китайского государства стал Цинь. Он принял новый императорский титул «Цинь Ши хуанди».т.е. «Первый властелин Цинь». Его министр Ли Сы- очень умный и жестокий человек - провёл важнейшие преобразования. Была введена единая для Китая монета, единая мера веса, установлены единые законы, одинаковое написание иероглифов, проложены хорошие дороги. Прекратились войны внутри страны. Чиновники провели перепись населения по стране, так что император знал, какие можно собирать налоги с крестьян и ремесленников.

После объединения страны, Цинь Шихуан провозгласил: теперь «мир будет длиться вечно». Но не удалось народу отдохнуть от войн. Когда закончились войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал походы против соседних стран. Почему? Сейчас мы это с вами узнаем. Для этого нам необходимо прочитать пункт 2 в учебнике и ответить на следующие вопросы (вопросы на слайде)

2) Завоевательные войны.

Самостоятельная работа учащихся с пунктом учебника.

Беседа по прочитанному:

- Куда были организованы военные походы? (на побережье Южно-Китайского моря)

- С какой целью Цинь Шихуан организовывал военные походы? (его интересовали новые земли, желание присоединить их и расширить свои территории)

- С кем на севере страны воевали древние китайцы? (племена гуннов)

- Почему с гуннами воевать было трудно? (кочевой народ)

3) Великая китайская стена.

Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли, обезопасить торговые пути от их набегов, Цинь Шихуан возведёт Великую китайскую стену, подобной которой в мире нет.

Работа с текстом и иллюстрацией в учебнике. Учащимся предлагается прочитать текст, рассмотреть рисунок «Великая Китайская стена» и описать сооружение по плану: 1)высота, ширина и длина стены; 2) башни и бойницы; 3)назначение стены

-Ребята, вы были очень внимательны и смогли отметить все особенности этого сооружения

4) Возмущение народа.

Рассказ учителя.

Для того, чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Всё больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Земледельцы отдавали сборщикам налогов 2/3 урожая, а сами жили впроголодь. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность людей били и даже отрезали нос. Если преступление казалось серьёзным, могли казнить, заживо сварить в котле. За преступление одного человека наказывали всю семью, а также соседей. На них ставили клеймо, как на государственных рабов, и посылали на строительство Великой стены. Древние китайские историки говорят, что Цинь Шихуан приказал сжечь старинные книги, а несколько сот учёных- почитателей Конфуция закопать живьём в землю. Он велел уничтожить всех, кто думал, что прежде жилось лучше. На жизнь властителя Китая не раз совершали покушения. Он очень боялся за свою жизнь. Выстроил в столице 37 дворцов, соединявшихся длинными переходами, и не ночевал дважды в одном и том же помещении, опасаясь убийц. Он умер от нервного истощения ещё не старым человеком.

Археологи раскопали подземную гробницу Цинь Шихуана. Она была прорыта в горе. В ней обнаружили 6 тысяч глиняных статуй конных и пеших воинов в полном вооружении. Непобедимая армия должна была охранять его и после смерти.

- Ребята, мы узнали с вами почему Цинь Шихуан вёл завоевательные войны. Мы узнали, в каком положении находились различные группы населения Древнего Китая. А теперь давайте попробуем ответить на мои вопросы, которые я поставила перед началом нашей работы.

3. Закрепление изученного на уроке.

1) Беседа по вопросам:

- Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство?

( хорошие дороги, единая денежная система, система мер и весов, прекратились войны между жителями этой страны)

- Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Шихуане? (жестоко эксплуатировали, собирали налоги, наказывали)

- Выполнял ли Цинь Шихуан заветы мудреца Конфуция? Обоснуйте свой ответ. (нет, он не заботился о своих поданных)

2) Выполнение тестов с сигнальными карточками

1. Где находится Китай?

А) на западе Азии

Б) на востоке Азии

Г) на юге Азии

2. Река в Китае

А) Нил

Б) Тигр

В) Хуанхэ

3. На чём писали в древнем Китае?

А) на пальмовых листьях

Б) на дощечках из глины

В) на дощечках из бамбука

4. В Китае изобрели

А) стекло

Б) шахматы

В) бумагу

5. Объединение Китая произошло в

А) 221г.до н.э.

Б) 212г.до н.э.

В) 122г.до н.э.

6. Первый властелин единого Китая

А) Кир

Б) Хаммурапи

В) Цинь Шихуан


  1. Подведение итогов.

Мы знаем, что хорошего и что плохого принесло народу Китая объединение страны при Цинь Шихуане. Мы сумели описать Великую Китайскую стену по иллюстрации в учебнике. А сейчас давайте попробуем оценить нашу работу на уроке.

Учащимся предлагается продолжить фразу:

- Я узнал…

- Я научился…

- Я умею…

- На уроке мне понравилось…

Дом.задание. Написать письмо Цинь Шихуану, которое должно состоять из четырёх пунктов, в каждом из которых не более 3-ёх предложений:

- приветствие

- что понравилось в политике Цинь Шихуана

- что не понравилось

- что бы вы хотели ему посоветовать, пожелать

Ребята, я очень рада тому, как вы сегодня дружно работали. Большое вам спасибо за урок.


© 2010-2022