Конспект урока обобщения по теме Петровские преобразования 7 кл

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обобщения по теме «Петровские преобразования» 7 кл

Цель урока: рассмотреть и оценить деятельность Петра первого, особенности его политики;

Содействовать развитию навыков работы с историческими источниками;

Продолжить формирование оценочных суждений, ценностной ориентации и убеждений на основе сравнения положительных и отрицательных результатов в условиях необходимости модернизации государства;

Подвести к пониманию сложности изучения великой личности в истории, в силу неоднозначности позиций с которых рассматривается его деятельность и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным человеком;

Тип урока: урок систематизации и обобщения

Методы: частично- поисковый, репродуктивно проблемный

Оборудование: раздаточный материал, карта Россия в начале 18 в, портрет Петра1, Великое посольство

Эпиграф « Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился»

В.Ключевский

Ход урока

  1. Оргмомент

II. Мотивация

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины. В истории нашего отечества было все: и взлеты и падения, и триумфы и поражения. И только история должна и может дать ответ на вопрос «Что составляет славу и гордость исторического пути народа, а что - бесчестие и позор?». Поможет нам ответить на этот вопрос - петровская эпоха. Одни называли Петра - великим реформатором, который превратил Россию в крупную и сильную европейскую державу, другие обвиняли его в попрании традиций, обычаев, в разрушении самобытности.

В чем мы видим противоречие? Какая проблема возникает?

Проблема значения петровских реформ для России и роль Петра первого в истории.



  1. Актуализация знаний

Составьте ассоциативный куст «Петровская эпоха»









  1. Постановка задачи и построение выхода из ситуации

Какие задачи необходимо решить на уроке?

- Цели проведения реформ

- Плюсы и минусы реформ

- Что изменилось в России в результате реформ?

Что сделать?

Повторить материал по теме

Проанализировать деятельность Петра первого и дать оценку его деятельности

Ответить на вопрос: Кто же Петр первый реформатор или разрушитель?

Как работаем: в группах , индивидуально.



  1. Обобщение и систематизация знаний

Работа в группах: Подготовить ответ на вопрос.

1гр. Какие задачи стояли перед Россией в начале 18в?

1. Россия была отсталой страной, что представляло серьезную опасность для национальной независимости русского народа.

2. Промышленность развивалась, но она по своей структуре была крепостнической, и по объему и по техническому оснащению особенно, значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

3. Сельское хозяйство отличалось рутинными способами земледелия и было основано на подневольном труде крепостного крестьянина,

4. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и вооруженных.

5. Сложный государственный аппарат.

6. Отставала Россия и в области духовной культуры.

Задачи перед Россией: преодоление отсталости, укрепление обороны страны, развитие торговли, развитие просвещения

2гр. Почему России необходимы были преобразования?

К концу XVII века Россия уже исчерпала все возможности обособленного развития вне европейской цивилизации. Необходимо было решать многочисленные проблемы в экономике, государственном устройстве, образовании, культуре. Кроме проблем в экономике, кризисные явления нарастали в идеологии в форме религиозной борьбы между православной и старообрядческой церковью. В середине XVII века страну потрясли восстания горожан в Москве, Пскове, Новгороде, Козлове, Тамбове, Воронеже, Курске и других городах. Значительные территории на юге России охватила крестьянская война 1670-1671 годов под предводительством Степана Разина. Всё это свидетельствовало о расшатывании прежних устоев Московского государства, ослаблении единства общества. Реальности того времени остро ставили перед Россией вопрос : либо оставаться на задворках цивилизации и тащить на себе груз древних традиций, постепенно превращавшихся в пережитки, либо, встав на путь реформ, превратиться в великую державу, с которой бы считались развитые европейские государства. Россия в лице Петра I выбрала второй путь,

3гр. Каким путем можно решить задачи, стоящие перед Россией? Как эти задачи стали решаться в России? Главными задачами, стоявшими перед российской политикой к началу XVIII в., были: обеспечение выхода к морю для усиления торговых и политических связей с Европой и превращение России в великую европейскую державу.
Азовские походы Петра впервые вывели Россию к южным морям. Но закрепиться на этих рубежах она была еще не способна. Для решения этой задачи ей нужны были союзники.
По приказу Петра в 1697 г. в Западную Европу направилось Великое посольство в составе 250 человек, главной официальной целью которого была организация единого союза европейских христианских государств против Крымского ханства и Турции. Руководителями посольства были назначены генерал-адмирал Ф. Я. Лефорт, руководитель Посольского приказа генерал Ф. А. Головин и думный дьяк П. Б. Возницын. В составе посольства инкогнито (т. е. не открывая своего имени) ехал сам царь под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова, который и направлял всю работу посольства.
Из-за границы Петр приехал с твердым намерением добиваться европейского образования своих подданных в интересах величия России. Для этого, по его убеждению, следовало радикально реформировать российское общество. Для укрепления связей с Западной Европой Петр считал обязательным условием борьбу за выход России на берега Балтики.

4гр. В каких сферах жизни общества Петр первый провел преобразования?

Сразу же по вступлению на престол Петр I приступил к реформам, преследуя единственную цель: создание мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем. Реализация его идеи предполагала решение двух основных проблем, с одной стороны - развитие рыночных отношений, предпринимательства, повышение общеобразовательного уровня людей, а с другой - ставка делалась на госаппарат, что и привело в дальнейшем к укреплению самодержавия.

Реформы носили спорадический характер в виде реакций на те или иные складывающиеся обстоятельства. Важнейшими и непосредственными стимулами реформаторской деятельности Петра I была необходимость победы в Северной войне (1700-1721), и как следствие, необходимость создания сильной армии и флота, эффективной системы управления, развитой экономики и т. д. Реформы были проведены следующие:

Реформа государственного управления

Областная (губернская) реформа Судебная реформа

Военные реформы Церковная реформа

Финансовые реформы Реформы в области культуры

2. Заполнить таблицу

3.Что нового появилось при Петре первом? Какая группа назовет больше новшеств.

Очаг камина, салфетки. Кофе. Горячий шоколад Картофель Мандарины и апельсины. Накладные волосы Тюльпаны Фейерверк. Кунсткамера Биржа труда . Газета. Скульптура монументальная. Медицина. Стоматология . Система профессионального образования. Дипломы. Лотерея . Прокуратура Паспорта Пенсия. Санкт - Петербург, новая азбука, новое летоисчисление. Коньки. Основание Сената. Создал "Табель о рангах". Созданы Устав воинский и морской. Основал первую публичную библиотеку. Учредил Академию наук. Были введены ассамблеи. Введена европейская одежда. Создан первый общедоступный театр. Созданы математические школы.

4. Работа с текстом.

1 гр. Из работы И.С. Аксакова. «Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца... Всё, что только носило на себе печать народности, было предано осмеянию, поруганию, гонению; одежда, обычай, нравы, самый язык - всё было искажено, изуродовано, изувечено...»

В чём суть позиции И.С. Аксакова? (осуждение, отрицание преобразований (реформы Петра I - разрыв с национальными традициями).

2 гр.Из сочинения С.М. Соловьёва. «Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад... Само сближение было делом народным, и [он] явился вождём в этом деле... Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчуждённости и невежества, в каком она находилась до сей поры...»

На основании текста документа раскройте отношение С.М. Соловьёва к реформам и личным качествам правителя, о котором идёт речь. Укажите не менее двух положений.( поддерживает реформы;историк восхищается личностью и деятельностью Петра I; )

3гр.Из исторического труда В.О. Ключевского. «Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы»...».

Как оценивает В.О.Ключевский личность и деятельность Петра 1 (по его мнению, Пётр I осознавал необходимость преобразований в России.)

4гр. Объясните, почему личность и реформаторская деятельность Петра 1 по-разному оценивались современниками и историками. Приведите не менее трёх положений (реформаторская деятельность Петра I была противоречива; 2) положительные аспекты реформ - достижения в экономике, культуре, воинские победы и т.д.; 3) негативные аспекты преобразований - деспотизм и жестокость царя, усиление крепостничества, попрание национальных традиций )

  1. Самостоятельная работа

1) Метод классификации

выделить положительные (белые) и отрицательные (черные) результаты деятельности Петра 1.

1.построены мануфактур 2.рост налогов 3 развитие металлургического дела 4. казни, в том числе близких Петру людей 5.создание флота 6. многочисленные жертвы среди крепостных крестьян 7 создание регулярной армии 8. усиление закрепощения крестьян 9. выход в Балтику 10. продвижение по службе за личную выслугу 11. гибель седьмой части населения страны 12 развитие образования 13 культурное развитие 14. упорядочение системы государственного управления

2) Реставратор ( исправить понятия)

Сенод, Миркантелизм, Пратекцоиннизм, Синат, Каллегия, Пасесионые и преписные крестьяне, нарва, палтава, Санк -Петербурх, Ампиратор, ништякский даговор.

3 ) Картографы по вариантам

Определите сражение.

Между кем было? Когда было? Чем закончилось?

Конспект урока обобщения по теме Петровские преобразования 7 клКонспект урока обобщения по теме Петровские преобразования 7 кл

Конспект урока обобщения по теме Петровские преобразования 7 клКонспект урока обобщения по теме Петровские преобразования 7 кл

Конспект урока обобщения по теме Петровские преобразования 7 кл

4) Установи соответствие1722 г.

«Табель о рангах»

1708 г.

Реформа местного управления

1720 г.

Городская реформа

1699 г.

Начало создания школ

1700 г.

Упразднение патриаршества

1703 г.

Ведомости»

1711 г.

Создание Сената

1721 г

Создание Синода

1718 г.

Создание коллегий

1703 г.

Начало строительства Петербурга

1719 г

Основание Кунсткамеры

1724 г.

Учреждение Академии наук

1710 г.

Введение гражданской азбуки

1700 г.

Новое летоисчисление

1718 г.

Ассамблеи

Решение проблемы. Петр первый - благо для России или зло?

Вывод: дать однозначный ответ на вопрос сложно. Благодаря реформам преодолена отсталость России, начался процесс модернизации страны, повысился ее авторитет. Россия получила выход в Балтийское море, стала империей. Петр - образец государя. Освоил 15 профессий, говорил на голландском и немецком языках, понимал шведский, польский, татарский, английский, читал на латыни. Но при всем этом Петр был тираном. Тирания проявилась во всех сферах жизни. Он вводил новые правила, права и свободы, не считаясь с людьми, их состоянием и возможностями. Он был тираном и в личной жизни. Создал Тайную канцелярию, издал указ о престолонаследии. Петр первый конечно был реформатором, он принес много пользы для страны, но методы его политики благородными назвать нельзя. Реформирование шло насильственным путем, разрушением традиций страны.

Какие уроки необходимо извлечь из преобразований Петра ?

Уроки петровской эпохи:

- правительство должно проводить преобразования, если назрела такая необходимость;
- для успеха преобразований привлекать народ на сторону реформаторов;
- начиная реформы, смело идти вперед, нужно думать об интересах всего общества, а не группы лиц.

«Прошло не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо».

  1. Рефлексия. Составить синквейн «Петр I»

  2. Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Петровские преобразования»



© 2010-2022