Рабочая программа по истории Древнего мира

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по истории Древнего мира


Место учебного предмета , курса в учебном плане

Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.

Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю).

В соответствии с БУП программа предполагает также обобщающие уроки по разделам - 4 ч; повторению всего изученного за курс «История Древнего мира» - 1 ч., которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые задания).


Планируемые результаты освоения учебного редмета, курса

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

  • осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  • различать причину и следствие исторических событий, явлений; \

  • выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;

  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;

  • способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).

  • способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;

  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;

  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;

  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;

  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;

  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.



Содержание учебного предмета, курса

Жизнь первобытных людей

Древнейшие люди. Родовые общины. Охотники и собиратели. Искусство и религиозные верования. Возникновение земледелия и скотоводства. Появления неравенства и знати. Счёт лет в истории.

Древний Восток

Древний Египет. Древнее Двуречье. Вавилонское царство. Финникия. Сирия. Палестина. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава. Индия, Китай в древности.

Древняя Греция

Древнейшая Греция. Поэмы Гомера. Религия древних греков. Полисы Греции. Афины. Спарта. Греческие колонии. Олимпийские игры. Борьба греков с Персидским нашествием. Порт Пирей. Афинские школы и гимнасии. Греческий театр. Афинская демократия при Перикле. Подчинение Македонии. Поход Александра Македонского на Восток.

Древний Рим

Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Борьба Рима с Карфагеном. Рим - сильнейшая держава средиземноморья. Рабство в древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Единовластие Цезаря. Установление империи. Соседи Римской империи. Рим при Нероне. Первые христиане. Расцвет империи во II веке. Разгром Рима германцами. Падение Западной Римской империи.



Тематическое планирование



Тема урока

Дата проведения

По плану

Фактически

Введение

2 ч


  1. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов


  1. Счёт лет в истории. .

Первобытные собирате ли и охотники

1 ч

  1. Древнейшие люди

1 ч

  1. Родовые общины охотников и собирателей.

1 ч

  1. Возникновение искусства и религиозных верований.

Первобытные земледельцы и скотоводы

1 ч

  1. Возникновение земледелия и скотоводства.

1 ч

  1. Появление неравенства и знати.

1 ч

  1. Обобщающе-повторительный урок по теме: « Жизнь первобытных людей»


Древний Египет.

8 ч

1 ч

  1. Государство на берегах Нила.

1 ч

  1. Быт земледельцев и ремесленников

1 ч

  1. Жизнь Египетского вельможи.

1 ч

  1. .Военные походы фараонов.

1 ч

  1. Религия древних Египтян.

1 ч

  1. Искусство Древнего Египта.

1 ч

  1. Писменность и знания древних египтян.

1 ч

  1. Обобщающе-повторительный урок по теме «Древний Египет» урок.

Западная Азия в древности.

7 ч

1 ч

  1. Древнее Двуречье.

1 ч

  1. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1 ч

  1. Финикийские мореплаватели.

1 ч

  1. Палестина. Древние евреи

1 ч

  1. Древнееврейское царство.

1 ч

  1. Ассирийская держава.

1 ч

  1. Персидская держава.

Индия и Китай в древности

4 ч

1 ч

  1. Природа и люди древней Индии

1 ч

  1. Индийские касты.

1 ч

  1. Древний Китай. Учение Конфуция

1 ч

  1. Первый властелин единого Китая.

1 ч

  1. Обобщающе-повторительный урок по теме «Древний Восток».

Древнейшая Греция

1 ч

  1. Природа и население Древней Греции.

1 ч

  1. Критское и Микейское царство.

2 ч

  1. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

1 ч

  1. Религия древних греков.

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7 ч

1 ч

  1. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1 ч

  1. Зарождение демократии в Афинах.

1 ч

  1. Древняя Спарта.

1 ч

  1. Греческие колонии.

1 ч

  1. Олимпийские игры .

1 ч

  1. Греко-персидские войны

Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии

5 ч

1 ч

  1. В гаванях Афинского порта Пирей.

1 ч

  1. В городе богини Афины.

1 ч

  1. В Афинских школах и гимназиях

1 ч

  1. В театре Диониса.

1 ч

  1. Афинская демократия при Перикле.

Македонские завоевания в 4 в. до н.э.

3 ч

1 ч

  1. Города Эллады подчиняются Македонии.

1 ч

  1. Поход Александра Македонского на Восток.

1 ч

  1. 50.В Древней Александрии Египетской.

1 ч

  1. Обобщающе-повторительный урок по теме «Древняя Греция».

Рим: от возникновения до установления господства над Италией

3 ч

1 ч

  1. Древнейший Рим.

1 ч

  1. Завоевание Римом Италиии

1 ч

  1. Устройство Римской республики.

Рим - сильнейшая держава средиземноморья

3 ч

1 ч

  1. Вторая война Рима с Карфагеном.

1 ч

  1. Установление господства Рима в Восточноом Средиземноморье.

1 ч

  1. Рабство в Древнем Риме.

Гражданские войны в Римской республике

4 ч

1 ч

  1. Земельный закон братьев Гракхов.

1 ч

  1. Восстание Спартака.

1 ч

  1. Единовластие Цезаря вРиме.

1 ч

  1. 61.Установление империи в Риме.

Римская империя в 1 веке нашей эры.

5 ч

1 ч

  1. Соседи Римской империи.

1 ч

  1. Рим при императоре Нероне.

1 ч

  1. Первые христиане и их учение.

1 ч

  1. Расцвет империи во 2-м веке.

1 ч

  1. «Вечный город» и его жители.

Падение Западной Римской империи

2 ч

1 ч

  1. Римская империя при Константине.

1 ч

  1. Взятие Рима готами.

1 ч

  1. Обобщающе-повторительный урок по теме «Древний Рим»

3 ч

  1. Итоговое повторение по курсу «История Древнего мира»

2 ч

  1. Резерв





© 2010-2022