- Преподавателю
- История
- Конспект урока в 5 классе Древнейшие люди
Конспект урока в 5 классе Древнейшие люди
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гноинская Н.С. |
Дата | 14.10.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
История. Древний мир. 5 класс.
Тема урока: «Древнейшие люди».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: формирование представления об отличии древнейших людей от животных; подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей; формирование умения работать с учебником, иллюстрациями, исторической картой, анализировать и обобщать различные источники информации
Задачи: формирование УУД:
-
личностные - формирование чувства взаимоуважения, развитие у учащихся самостоятельности;
-
коммуникативные - развитие навыков учебного сотрудничества;
-
познавательные - формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; использовать современные источники информации.
Планируемые результаты:
-
личностные: высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сопоставить отношение к природе древнейших людей и современного человека; воспитание чувства взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах, в общении с другими людьми.
-
метапредметные: учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных, формулировать проблему и высказывать собственное мнение, самостоятельно использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
предметные: учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей, дать определение понятиям охота, собирательство, человеческое стадо, смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей, назвать не менее 3-х значений овладения огнём.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Перечень оборудования к уроку: ПК, проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Используемый УМК:
-
Уколова В.И., Маринович Л.П.; под ред. А.О.Чубарьяна. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений.- М.: Просвещение, 2012 (Академический школьный учебник).
-
Уколова В.И., Маринович Л.П. Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира» 5 класс.- М.: Просвещение,2012
Список информационных источников:
1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
-
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd8ec753-289c-409d-9a2e-b87c211d5487/180.jpg («Олдовайское ущелье в юго-восточной Африке»)
-
school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/17173/ (предки человека)
-
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a79b07d8-8f98-4b83-98e1-48a810db188c/185.jpg (оружие неандертальцев)
-
school-collection.edu.ru/dlrstore/01b31519-400e-40a2-b8f0-f5d05276a485/182.swf («Сцены из жизни древнейших людей»)
-
school-collection.edu.ru/catalog/ search/ (интерактивные задания по всему курсу древней истории упражнение № 1)
-
yandex.ru/images/search (картинки из жизни древних людей)
3. proshkolu.ru/user/Elena1020/file/1038773/ (видео «овладение огнём» Источник: Фильм `Одиссея первобытного человека)
4. yogibear.wikia.com/wiki/Captain_Caveman (Человек)
-
ttp://zooclub.ru/fotogal/clip/primat/index3.shtml (Обезьяна)
-
videoscope.cc/134986-super-fizkultminutka-dlja-uroka.html
Ход урока:
Этапы
урока (время)
Деятельность учителя (методы и приемы работы)
Деятельность ученика (содержание учебного материала)
Формируемые УУД
1.Организационный этап (1 минута)
Подготовка учащихся к работе на уроке, психологическая подготовка к общению
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку
Приветствуют учителя.
Умение организовываться к уроку.
2. Этап актуализации опорных знаний (5 минут)
Цель: закрепление и углубление знаний, установление правильности, полноты, и осознанности выполнения д/з
Вспомнить науки, которые помогают изучать прошлое. Обратить внимание на слайд №1. вспомнить, что такое исторический источник и работая в парах выбрать письменные и вещественные источники.
Фронтальная работа
Выполняют задание и сравнивают свой результат с работой других пар.
Уметь выражать свои мысли, используя полученные знания; работать в парах, учитывать разные мнения.
-
Подготовка к работе на основном этапе. Постановка учебных задач (4 минуты)
Цель: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Организует погружение в проблему: рассмотрите иллюстрации на слайде, и ответьте на вопрос: кто перед вами?
Слайд №2
Слайд № 3.
Объяснение учащимся целей урока, сообщение темы
Организует обсуждение возникших затруднений.
Дают ответы:
животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти… человек: в руках орудие труда?
Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем.
Уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, умение ставить учебные цели, точно выражать свои мысли, делать вывод, владеть смысловым чтением.
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (10 минут)
Цель: формирование новых знаний и умений. Обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания изучаемого материала
Побуждение учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника.
Когда появились древнейшие люди?
Где располагалась древнейшая родина человека?
Слайд 4.
Организация работы с картой на слайде (показывает по карте называемые территории).
Слайд 5.
Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей?
Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя.
2 млн. лет назад.
Южная и Восточная Африка. Олдовайское ущелье.
2-3 ученика показывают на карте Прародину человека и проговаривают её название.
Ученики размышляют, высказывают версии.
Уметь самостоятельно работать с картой, с новой информацией, находить ответы на поставленные вопросы, грамотно использовать в речи новые термины.
5. Динамическая пауза (2 минуты)
Цель: организация отдыха учащихся, снятие утомляемости.
Используется физкультминутка,
(как древнейшие люди тянутся за плодом, ищут коренья, убегают от опасности)
Выполняют движения под руководством учителя
Формирование ответственного отношения к своему здоровью
6. Продолжение этапа изучения нового материала (10 минут)
Цель: формирование новых знаний и умений, интереса к изучаемому предмету.
Обращение внимания учащихся на слайд №7 «Древнейшие орудия труда» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.
Организует работу с текстом учебника стр. 15. Предлагает рассказать о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди. Какой вывод из этого можно сделать?
Организация учащихся на знакомство с историческими сведениями о том, как человек овладел огнём? (видеофрагмент)
Ответы учеников: срезать палку, отточить палку-копалку, убить мелкого зверя, защититься от нападения хищников…
Ответы учеников: рубила, скребки, ножи, наконечники копий.
Делают вывод: животные такие изделия сделать не могли. Их сделал «человек умелый».
Смотрят видео, отвечают на вопрос учителя.
Выдвижение гипотез и их обоснование; формирование представлений о ценности труда;
формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, интереса к предмету.
7. Этап первичной проверки понимания изучаемого и закрепления новых знаний (6 минут)
Цель: закрепление изученного материала, установление правильности и осознанности изучаемого материала, выявление пробелов
Предлагает ответить на вопросы:
1. Чем древнейшие люди отличались от животных? (слайд 8)
2. Чему древнейшие люди могли бы научить нас?
3. Какие орудия изображены на слайде? (слайд 9)
4. Какое значение огонь играл в жизни древнейшего человека?
(слайд 10)
Называют отличия и сравнивают ответ с вариантами на слайде.
Ответы учеников: умению выживать в условиях дикой природы, не вредить природе.
Обучающиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда.
Выполняют задание № 2 в рабочей тетради стр. 6.
Уметь работать с информацией, картой, применять полученные знания, грамотно использовать в речи новые термины
-
Этап применения знаний (3 минуты)
Цель: Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания
Организация деятельности учащихся по применению знаний. Использование заданий, требующих самостоятельности.
Решение кроссворда
Работают с кроссвордом
Умение правильно, осознанно, самостоятельно выполнять задания.
-
Этап подведения итогов урока (3 минуты)
Цель:
обеспечение развития у учащихся способности к оценочным действиям.
Создаёт условия для осмысления учеником своих действий.
Слайд 11. «Оцени свои достижения»
Комментируют и оценивают свою работу на уроке.
Формирование навыков самооценки, оценивание качества и уровня усвоения изучаемого материала
9 Этап информации о домашнем задании (2 минуты)
Цель: сообщить домашнее задание и способы его выполнения.
Объявляет и комментирует домашнее задание (слайд 12
§ 3, вопрос № 4. Рабочая тетрадь задание № 1, стр. 5 -6)
Записывают домашнее задание в дневник.
Познавательная, творческая, содействие ответственности и самостоятельности.
-
Этап подведения итогов урока
Цель; Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Подведение итогов урока. Качественная характеристика работы класса
Подведение итогов урока самими учащимися