Программа История в исторических картинах

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

им. Героя Советского Союза Н.П. Фёдорова»









Рабочая программа курса внеурочной деятельности (ФГОС ООО)


«История в исторических картинах»


7 класс - 34 часа





Тихвин 2016

Пояснительная записка


Курс внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «История в исторических картинах» относится к историко-культурному направлению развития личности. Рабочая программа курса составлена на основании нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании», ст. 12 «Образовательные программы» (п.3),ст. 28 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 17.12.2010 г. № 1897);

  • Авторская программа ЗайцеваТ. Е «Изучаем историю по историческим картинам», М.-2007.

  • Инструктивно-методические рекомендации по организации образовательного процесса

в общеобразовательных организациях Ленинградской области в 2015-2016 учебном году в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, КОиПО, ЛОИРО, 2015;

  • Положение о рабочей программе.

Основная цель курса изучение отечественной истории на примере художественных картин направленно на формирование у подростка мотиваций к осознанному гражданскому, нравственному поведению, основанному на знании исторических событий и культурных традиций России, уважения к ним. Направленно на развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.

Основные задачи учебного курса «История в исторических картинах»:

- формирование первоначальных представлений о художественно - исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

- расширить понятия исторический источник, культурология, исторический жанр (бытовой, батальный, легендарный, сказочно-былинный, исторический портрет)

- совершенствование способности к восприятию исторического и иллюстративного материала;

- осознание того, что произведения искусства это способ интерпретации событий прошлого;

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

- развивать умение видеть в исторических картинах средство для создания исторических образов и на их основе составлять сюжетные рассказы;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их как исторический источник;

- сочетать учебную картину с текстом исторического содержания и составлять свои элементарные очерки;

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

воспитание - помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

- сформировать компетенции для критически восприятия информации, умения отбирать научный и художественный материал.

Рабочая программа составлена на основе: Авторская программа ЗайцеваТ. Е «Изучаем историю по историческим картинам», М.-2007 .

С учетом психологических особенностей детей данного возраста предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли. Для формирования интереса учащихся к изучению курса и стремления к его пониманию предполагается использование качественного мультимедийного сопровождения уроков, использование игровых ситуаций.

Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, самостоятельные исследования, устные сообщения с последующей дискуссией, работа над проектами, работа со справочной литературой, энциклопедией.

Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:

  • участие в школьных и муниципальных конкурсах и олимпиадах по данному направлению;

  • проведение итогового занятия в конце учебного года.

Условные обозначения:

п/р - практическая работа








Личностные и метапредметные

результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • осознание своей принадлежности к народу, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

  • понимание роли искусства в развитии общества и культуры;

  • восприятие произведений искусств не только как эстетическое явление, но и источник знаний о прошлом, культурных и бытовых традициях;

  • стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения,

  • оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.


Содержание курса внеурочной деятельности

7 класс



Глава 1. Период истории Древнерусского государства в картинах.

1.Значение исторической картины, как художественного произведения и источника информации о прошлом.

2. Картина В. М. Васнецов. «Варяги», откуда пошла русская земля.

3. Картина Н.К. Рериха «Поход Игоря», борьба русских князей с половцами.

4. В.М. Васнецов «Крещение Руси». История принятие христианства.

5. Картина С. В. Иванова. «Христианство и язычество» . Смена религиозных верований и культурных традиций.

6 . Иван Билибин. «Суд во времена Русской Правды». Первый свод законов на Руси.

7. Картина. А. М. Васнецова. «Новгородский торг». Развитие экономических отношений в Древней Руси

8. С. В. Иванов. «Баскаки». История Моноголо-татарского ига.

9.Практическая работа. Игра-викторина «Древняя Русь»

Глава2. Русское государство 15-17века.

10. Картина К.Е. Маковского «Святочные гадания», народные обычаи и традиции.

11. В.И Суриков картина «Посещение царевной женского монастыря», повседневная жизнь (женская одежда, украшения, правила поведения)

12 . Картины АП Рябушкина « Московский быт 17века».

13. Картина С. В. Иванов. «В смутное время» и К.Е. Маковского «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова».

14. Картина М.В. Нестерова «Гражданин Минин». Завершение Смута.

15. В.И Суриков картина «Боярыня Морозова». Церковный раскол в 17 веке.

16. А. М. Васнецов. «Монастырь в Московской Руси. (XIII-XVII вв.)» .Русская православная церковь.

17. Практическая работа игра «Колесо истории» «Бунташный век»

Глава3. Россия в 18 веке. Становление империи.

18.. Валентин Серов. «Петр Великий». Первый русский император.

19. Картина В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» ,начало правление Петра первого.

20. И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», особенности внешней политики.

21. Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».

22-23. В.И. Сурикова «Меншиков в Березове». Эпоха дворцовых переворотов.

24. И П. Аргунов. « Владычица Севера». Портрет Екатерины второй.

25. В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Сила русского оружия.

26. Практическая работа. Брейн-ринг «Великие правители».

Глава 4. Российская империя 19-начало 20века.

27. Д. Н. Кардовский. «Москва в сентябре 1812 года». Отечественная война 1812.

28. Б. М. Кустодиев. «В московской гостиной в 40-х годах», Мстислав Добужинский. «Город в николаевское время». Изменения в повседневной жизни.

29.картина И.И. Левитана «Владимирка». Изнурительный труд крепостных крестьян.

30. Б. М. Кустодиев. «Освобождение крестьян».Отмена крепостного права

31. И. Е. Репина Бурлаки на Волге. Социальные проблемы общества 19 века.

32.В.А. Серова «Коронация императора Николая II в Успенском соборе». Последний из Романовых.

33.И.Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея». Первый парламент.

34.Практическая работа. Викторина « Новое время»



Тематическое планирование

с определением основных видов

внеурочной деятельности обучающихся


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Основные виды

внеурочной деятельности

Основные формы организации

внеурочной деятельности

34ч.

1

Период истории Древнерусского государства в картинах.

9

Игровая;

Проблемно-ценностное общение

круглые столы

познавательные игры

конкурсы

олимпиады

2

Русское государство 15-17века.

8

Научно-познавательная

Игровая

проекты

общественно полезные практики

3

Россия в 18 веке. Становление империи.

9

Проблемно-ценностное общение

Научно-познавательная

Игровая

проекты

общественно полезные практики

игры

конкурсы

4

Российская империя 19-начало 20века

8

Проблемно-ценностное общение

Научно-познавательная

Игровая

проекты

общественно полезные практики

игры








Описание учебно-методического и

материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельностиДополнительная литература для учителя и учащихся,

- Агафонов С.В. История России в таблицах: 6-11классы.-М, Просвещение, 210

- Андреев И.Л., Федоров И.Н История России с древнейших времен до XVI века. М, Просвещение, 2016.

- Анисимов Е.В История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. -М, Вента-Граф,2007

- Беловинский И.Л. История русской материальной культуры: Учебное пособие. -М, Слово, 2011

-Ишимов А.О История России в рассказах для детей.-М, Современник, 1992

- Щукин М. Рождение славян. Из истории вопроса. Два пути ретроспективного поиска.-М, Просвещение, 2009.

Наглядный материал

  • Альбом картин русских художников в фототипиях: Санкт.-Петербург, Всемирная Иллюстрация, 1893

  • Альбомы картин великих художников, Комсомольская правда, 2011

  • Презентации по культуре и МХК

Оборудование, приборы

  • Телевизор.

  • Мультимедиапроектор.

  • Экран.

  • Кодоскоп.

  • Принтер.

  • Сканер.

  • Многофункциональное устройство.

  • Интерактивная доска.

  • Интерактивное устройство

  • Комплект оборудования для лабораторных работ.

  • Демонстрационное оборудование.

Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников

- ИИП «КМ-школа»

- alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - обществознание

- president.kremlin.ru/ - Президент Российской Федерации

- rsnet.ru/ - Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации)

- http:pedlib.ru - сайт «Управление настроением. Педагогическая библиотека»

- mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ

- edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 20 \20 учебный год


Ф.И.О. учителя

Класс 7

Предмет История в исторических картинах

Рабочая программа «История в исторических картинах» авторы: ЗайцеваТ. Е «Изучаем историю по историческим картинам», М.-2007 .


Количество часов в неделю 1 , всего 34 часа


Русское государство 15-17века.

8

1

3

Россия в 18 веке. Становление империи.

9

1

4

Российская империя 19-начало 20века

8

1

5



6

Итого

34

4




© 2010-2022