Исследовательская работа ученицы 8 класса Знамя победы

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

16

Отдел образования Администрации Юстинского районного муниципального образования

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Харбинская средняя общеобразовательная школа»


Республиканский этап межрегионального конкурса на лучшее знание

государственной символики России среди обучающихся.




Номинация «Исследовательская работа»



«Знамя Победы»




Подготовила: Ангарикова Намджил Алексеевна, учащаяся 8 класса МКОУ «Харбинская средняя общеобразовательная школа»

Адрес: 359315, РК Юстинский район,

п. Харба, ул. Т. Хахлыновой, 23

Домашний адрес: 359315, РК Юстинский район, п. Харба, ул. Оки Четырева, 16/2

Руководитель: Ангарикова Байн Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Харбинская средняя общеобразовательная школа»

Адрес: 359315, РК Юстинский район,

п. Харба, ул. Т. Хахлыновой, 23

Контактный телефон: 89374672212




Харба, 2014 год.

Содержание:

Введение. 2.

1.1. Актуальность темы.

1.2. Область исследования, объект исследования.

1.3. Цели и задачи исследования.

1.4. Этапы исследования. Методы исследования.

Основная часть. 4.

2.Теоретические исследования.

Из истории Знамени Победы.

3. Практические исследования. 8.

3.1. Анкетирование.

3.2. Анализ исследований.

Заключение 10.

Список литературы. 11.

Приложения. 12.





Введение.


  1. Актуальность темы исследования:

Знамя Победы - символ победы нашего народа в Великой Отечественной войне - изготовлено по образцу государственного флага Советского Союза, то есть является часть истории государственного флага Российской Федерации.

С каждым годом все острее встает проблема сохранения Памяти о Великой Отечественной войне, о людях, чьим трудом и жизнью была завоевана Победа. Поэтому необходимо собирать сведения о героическом прошлом Отечества, а накопленную информацию о ветеранах и героях войны сохранить в достойном виде.

Учащиеся МКОУ «Харбинская средняя общеобразовательная школа» Юстинского района Республики Калмыкия участвуют в проекте «Помню, горжусь» (приложение 3). Цель проекта - сохранение памяти о героических и трагических событиях Великой Отечественной войны. Исследование краеведческого материала будет способствовать не только развитию навыков поисково-исследовательской деятельности, но и поможет приобщиться к изучению героической истории Отечества. Результатами наших работ будут Книга Памяти (в том числе электронная база данных о земляках - участниках Великой Отечественной войны), сборники исследовательских работ, презентации.

В начале проекта было проведено анкетирование, которое выявило проблему: учащиеся плохо знают историю Знамени Победы. Поэтому одним из направлений проекта «Помню, горжусь» стало коллективное творческое дело «Знамя Победы».

Значимость исследования: Моя работа - подготовительный этап КТД «Знамя Победы», одного из направления проекта «Помню, горжусь», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Полученные в ходе исследования результаты позволят подготовить материалы к классным часам по данной теме и выявить и проанализировать особенности восприятия истории Великой Отечественной войны, в частности Знамени Победы, учащимися нашей школы.

1.2.Область и объект исследования.

Область исследования - история Знамени Победы

Объектом исследования - отношение подростков к Знамени Победы

База исследования - учащиеся 5-11 классов МКОУ «Харбинская средняя общеобразовательная школа».


  1. Цели и задачи исследования.

Гипотеза: если мы будем изучать и сохранять историю Великой Отечественной войны, в частности о Знамени Победы, то сможем создать условия в школе для патриотического воспитания учащихся и тогда школу будут заканчивать ученики с активной жизненной позицией, патриоты своей Родины, способные преобразовать не только историю своей малой Родины, но и историю Отечества - России.

Цель исследования - изучить историю Знамени Победы и отношение подростков МКОУ «Харбинская СОШ» к Знамени Победы как символу Победы.

Задачами моей работы являются:

  1. Изучить литературу по данной теме.

  2. Узнать, насколько хорошо знают историю Знамени Победы учащиеся школы.

  3. Изучить на основе данных исследования отношение подростков к Знамени Победы.

  4. Распространять знания среди учащихся.

1.4. Этапы и методы исследования:

I этап - подготовительный (выбор темы, формулирование целей и задач работы, построение гипотезы).

II этап - отработка методик сбора данных.

III этап - сбор данных (анкетирование учащихся МКОУ «Харбинская средняя общеобразовательная школа»).

IV этап - обработка и анализ данных исследования.





  1. Теоретические исследования: история Знамени Победы.

Знамя Победы - штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии 3 Ударной армии Белорусского фронта, водружённый около 3-х часов утра 1 мая 1945 года на крыше здания рейхстага в городе Берлине военнослужащими Красной Армии Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария.

Российским законодательством установлено, что «Знамя Победы является официальным символом победы советского народа и его Вооружённых Сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, государственной реликвией России» и «находится на вечном хранении в условиях, обеспечивающих его сохранность и доступность для обозрения» [1].

История водружения Знамени

Традиция водружения штурмовых флагов зародилась в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны в ходе наступательных действий при освобождении и взятии населённых пунктов.[2]

6 октября 1944 года председатель Государственного комитета обороны СССР, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами СССР И. В. Сталин выступил на торжественном заседании Моссовета, посвящённом 27-й годовщине Октябрьской революции, на котором высказал идею водружения Знамени Победы[3]

9 апреля 1945 года в районе города Ландсберга на совещании начальников политотделов всех армий 1-го Белорусского фронта было дано указание о том, чтобы в каждой наступающей на Берлин армии были изготовлены красные флаги, которые могли бы быть водружены над Рейхстагом.[3]

В апреле 1945 года в 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, оказавшейся первой в центре Берлина, из простого красного материала по приказу командующего 3-й ударной армии генерал-полковника В. Кузнецова было изготовлено 9 штурмовых флагов (по количеству дивизий, которые входили в состав армии). Флаги были изготовлены по образцу государственного флага СССР. В ночь на 22 апреля штурмовые флаги были вручены от имени Военного совета 3-ей ударной армии представителям стрелковых дивизий. В их числе штурмовой флаг номер № 5, ставший Знаменем Победы.[4]

29 апреля начались ожесточённые бои в районе Рейхстага. Первая попытка штурма, предпринятая утром 30 апреля, была отражена сильным огнём обороняющихся. Второй штурм был начат в 13:30 после сильной артиллерийской подготовки. Только третий штурм Рейхстага увенчался успехом. Бой в здании продолжался до позднего вечера.

Предназначенный для водружения над Рейхстагом штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, ставший Знаменем Победы, был установлен на крыше Рейхстага около трёх часов утра 1 мая. Он стал четвёртым по счету знаменем из установленных на крыше здания парламента. Первые три знамени были уничтожены в результате ночного дальнобойного немецкого артобстрела крыши рейхстага. В результате артобстрела был разрушен также стеклянный купол Рейхстага, остался только каркас. Но вражеская артиллерия не смогла уничтожить закрепленное на восточной крыше знамя, водруженное Берестом, Егоровым и Кантария[5].

Командир батальона, штурмовавшего Рейхстаг, С. А. Неустроев в своих мемуарах пишет, что после полуночи (по местному времени) командир полка полковник Зинченко приказал М. Егорову и М. Кантария немедленно идти на крышу Рейхстага и на высоком месте установить штурмовой флаг. Замполиту батальона лейтенанту А. Бересту было приказано возглавить выполнение боевой задачи по установке флага. Первоначально - около трёх часов ночи - Знамя было установлено на фронтоне главного входа Рейхстага - на восточной части здания - и прикреплено к конной скульптуре Вильгельма I[6].

Знамя Победы после 8 мая 1945 года

В соответствии с договором с союзниками, район Берлина, в котором находился рейхстаг, становился оккупационной зоной Великобритании. Поэтому вскоре, в связи с передислокацией соединений 3-й ударной армии, Знамя Победы было снято с купола рейхстага. Вместо него было поставлено большое красное знамя.

В дальнейшем Знамя Победы находилось в штабе 756-го стрелкового полка, потом хранилось в политотделе 150-й стрелковой дивизии до 19 июня. В этот день по распоряжению начальника политотдела дивизии на полотнище была сделана надпись: «150 стр. ордена Кутузова II ст. Идриц. Див.» Надписи: «79 Ск» и «3 УА 1 БФ» были сделаны в этот же день, после того как маршал Жуков распорядился о доставке Знамени в Москву. Знамя Победы должны были пронести по Красной площади на Параде Победы, но вопреки распространённому мнению, на Параде Победы Знамени не было[2].

Знамя Победы в Музее Вооружённых сил

По распоряжению Главного политуправления Советской Армии от 10 июля 1945 года Знамя Победы было передано в Центральный музей Вооружённых сил СССР на вечное хранение.

После 1945 года Знамя выносилось в 1965 году - по случаю 20-летия Победы. Знаменосцами Парада Победы 9 мая 1965 года были: полковник К. Самсонов, сержант М. Егоров, младший сержант М. Кантария. До 1965 года в прежнем здании музея экспонировалось подлинное Знамя Победы. Но впоследствии для обеспечения сохранности реликвии оно было заменено на копию (дубликат), с точностью повторяющий подлинник Знамени Победы. Подлинник до 2011 года находился в хранилище знаменного фонда.[7]

8 мая 2011 года в Центральном музее Вооруженных сил РФ был открыт зал «Знамя Победы», в котором было размещено подлинное Знамя Победы. Знамя размещено в стеклянном кубе, поддерживаемом металлическими конструкциями, выполненными в виде направляющих рельсов для снарядов к реактивной установке БМ-13 «Катюша». В основании конструкции - стеклянные витрины в виде разрушенной свастики, в которых размещены 20 тысяч экземпляров железных крестов, предназначавшихся для награждения германских военнослужащих за взятие Москвы, германские военные знамена, оружие противника, документы, в том числе копия плана «Барбаросса».[7]

Другие знамёна на Рейхстаге и в других местах Берлина

В ходе битвы за Берлин в разных местах города были водружены также другие красные знамёна, получившие известность в исторической литературе. Знамёна водружались на высоких зданиях и на других видных местах: на здании городской ратуши, рейхсканцелярии Гитлера, над Бранденбургскими воротами и другими объектами города.

Первое красное знамя в Берлине установил ефрейтор, разведчик-наблюдатель 1-й батареи 106-го миномётного полка 1-й миномётной Брестской Бригады 5-й Артиллерийской Краснознаменной Калинковичской Дивизии Прорыва РГК А. И. Муравьев.

В ходе нескольких штурмов самого Рейхстага в разных его местах (на фасаде и внутри здания: на лестнице главного входа, в окнах, на колоннах, в центре зала и др.) - до того, как войска смогли пробраться на крышу здания парламента, - также было водружено несколько красных знамён. В издании «История Второй мировой войны» (1979) о первых трёх установленных на крыше и уничтоженных при артобстреле знаменах и Знамени Победы сказано[8]: «Это Знамя символически воплотило в себе все знамёна и флаги, которые в ходе самых ожесточённых боёв были водружены группами капитана В. Н. Макова, лейтенанта Р. Кошкарбаева, майора М. М. Бондаря и многими другими воинами. От главного входа Рейхстага и до крыши их героический путь был отмечен красными знамёнами, флагами и флажками, как бы слившимися теперь в единое Знамя Победы».

Днём 1 мая на пылающий Рейхстаг с самолётов было сброшено два шестиметровых красных знамени с надписями «ПОБЕДА». Предположительно, затем они погибли в огне.

Ранним утром 2 мая 1945 года бойцы 416-й стрелковой дивизии и 1040-го стрелкового полка подняли красные знамена над Бранденбургскими воротами[9].

Примечания

  1. Федеральный закон от 7 мая 2007 г. № 68-ФЗ «О Знамени Победы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 мая 2007 г. № 20 ст. 2369

  2. Вилен Люлечник. Правда о Знамени Победы. Русский Глобус (5 мая 2008)// russian-globe.com

  3. Александр Садчиков. Пять загадок Знамени Победы (8 мая 2007)// izvestia.ru

  4. Глава III. Знамя над рейхстагом // Русский архив: Великая Отечественная: Т. 15 (4-5). Битва за Берлин (Красная Армия в поверженной Германии). - М.: Терра, 1995. - 616 с. //militera.lib.ru

  5. Мизеркин С. Неизвестные факты из истории Знамени Победы. Голос России (5 мая 2009) //ria.ru

  6. Неустроев С. А. Путь к рейхстагу. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1986// militera.lib.ru

  7. Дмитрий Медведев открыл зал «Знамя Победы» в Центральном музее Вооруженных сил // rg.ru

  8. Коллектив авторов. История Второй мировой войны. 1939-1945. Том 10. - М.: Воениздат, 1979 //militera.lib.ru

  9. Антонов В. С. Путь к Берлину. - М.: Наука, 1975. //militera.lib.ru



3. Практические исследования.

С целью исследования отношения подростков, учащихся МКОУ «Харбинская СОШ» к истории были осуществлены практические исследования:

1. Разработана анкета (приложение 2) и проведено анкетирование.

2. Проведен анализ анкет.

Результаты исследования

В исследовании приняло участие всего человек. Участниками исследования стали учащиеся 5-11 классов (23 человек)

Эмоциональное отношение учащихся ко Дню Победы:

  • у 69% опрошенных День Победы вызывает чувство гордости,,

  • 59 % респондентов чувствуют уважение ко Дню Победы,

  • 39% - патриотизм

  • 13 % чувствуют причастность к своему народу, своей родине,

  • у 8 % День Победы вызывает воодушевление.

Вывод: День Победы - праздник, объединяющий людей в единую нацию, предмет гордости, уважения к героическому прошлому страны

На вопрос Знаете ли Вы историю Калмыкии в годы Великой Отечественной войны?

  • Лишь 22 % (10-11 классы) уверенно заявили «да»,

  • 61 % (6-10 классы) детей считают, что недостаточно хорошо,

  • 17 % (5-6 классы) учащихся признались, что плохо знают историю Калмыкии в годы Великой Отечественной войны.

Вывод: Полученные данные по этому вопросу выявили различия между учащимися средних и старших классов, т.е. учащихся средних классов (а это большинство опрошенных) недостаточно хорошо знает историю периода Великой отечественной войны.

Знаете ли Вы историю Знамени Победы?

  • Большинство учащихся (48 %) считает, что недостаточно хорошо знает историю Знамени Победы,

  • Почти треть опрошенных учащихся(26%) плохо знает историю Знамени Победы,

  • Лишь 26 % уверенно заявили, что знают историю Знамени Победы.

Вывод: результат подтверждает результаты анкетирования, проведенного в начале проекта «Помню, горжусь» - учащиеся недостаточно хорошо знают историю Знамени Победы.

Как Вы относитесь к Знамени Победы?

  • 65 % респондентов считает, что это символ победы нашего народа над фашизмом,

  • 22 % учащихся думает о том, это память о трагической странице в нашей истории,

  • а 13 % - это память о героическом прошлом России,

  • лишь один человек заявил, что это символ героического поступка отдельных солдат и офицеров,

Вывод: Несмотря на недостаточное знание истории Знамени Победы, учащиеся уверены в том, что это символ победы народа над фашизмом в Великой Отечественной войне.

Источниками получения информации о Великой Отечественной войне для учащихся являются:

  • уроки в школе - 78% (учащихся 5-11 классов),

  • семья - 39 % (5-11 классы),

  • книги - 39 % (7-11 классы),

  • средства массовой информации - 26 % (8-11 классы)

Вывод: Полученные данные по этому вопросу выявили различия между учащимися средних и старших классов - самым распространенным источником информации являются уроки в школе, а книга, СМИ как источник информации играет заметную роль у учащихся старших классов.

Знание истории Великой Отечественной войны способствует:

  • помогает человеку почувствовать себя гражданином страны - 48 %,

  • делает человека патриотом своей страны - 26 %,

  • определяет уровень образования и культуры человека - 22 %,

  • позволяет гордиться своей страной - 22 %,

Вывод: Знание истории героического прошлого родины помогает осознавать себя частью великого народа, является предметом национальной гордости.

Заключение

Полученные данные исследования позволяют подтвердить гипотезу, выдвинутую в начале работы: если мы будем изучать и сохранять историю Великой Отечественной войны, в частности о Знамени Победы, то сможем создать условия в школе для патриотического воспитания учащихся и тогда школу будут заканчивать ученики с активной жизненной позицией, патриоты своей Родины, способные преобразовать не только историю своей малой Родины, но и историю Отечества - России.

Вывод: Знамя Победы - это не художественный образ, а символ Победы нашего народа над фашизмом, дает возможность чувствовать себя частью великого народа, приобщиться к героическому прошлому Отечества. Знание истории Отечества сохраняет преемственность поколений и укрепляет единство народа. Ведь, как гласит мудрость, лишь настоящее, которое помнит прошлое, достойно будущего.

В результате:

а) расширены сведения об истории Знамени Победы, систематизированы полученные материалы;

б) мною составлена электронная презентация «Знамя Победы - символ Победы», которую можно использовать на классных часах, посвященных Дню Победы.

В перспективе намечено:

- продолжить работу по изучению истории Великой Отечественной войны,

- донести до общественности значимость материала в рамках КТД «Знамя Победы» проекта «Помним, гордимся»

Таким образом, проведенное исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекут внимание как взрослых, так и детей. Воспитание уважения к истории Великой отечественной войны - неотъемлемая часть воспитания детей патриотами и гражданами своей родины.




Список литературы:

  1. Антонов В. С. Путь к Берлину. - М.: Наука, 1975. //militera.lib.ru

  2. История Второй мировой войны. 1939-1945. Том 10. - М.: Воениздат, 1979 //militera.lib.ru

  3. Люлечник В. Правда о Знамени Победы. Русский Глобус (5 мая 2008)// russian-globe.com

  4. Мизеркин С. Неизвестные факты из истории Знамени Победы. Голос России (5 мая 2009) //ria.ru

  5. Неустроев С. А. Путь к рейхстагу. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1986// militera.lib.ru

  6. Русский архив: Великая Отечественная: Т. 15 (4-5). Битва за Берлин (Красная Армия в поверженной Германии). - М.: Терра, 1995. //militera.lib/ru

  7. Садчиков А. Пять загадок Знамени Победы (8 мая 2007)// izvestia.ru

  8. Собрание законодательства Российской Федерации от 14 мая 2007 г. № 20




































Приложение.

Исследовательская работа ученицы 8 класса Знамя победы

Штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени

Идрицкой стрелковой дивизии


Исследовательская работа ученицы 8 класса Знамя победы

М. Егоров (справа) и М. Кантария на фотографии 1945 года с

о Знаменем Победы- на снимке А. Морозова в газете

«Фронтовая иллюстрация», № 9-10, 1945 год

Исследовательская работа ученицы 8 класса Знамя победы

Знамя Победы в Центральном музее Вооруженных Сил

Приложение 2



Анкета «Знамя Победы - символ Победы».

Какие чувства Вы испытываете ко Дню Победы?

  • патриотизм,

  • уважение к героическому прошлому страны,

  • гордость,

  • чувство причастности к своему народу, своей родине,

  • воодушевление,

  • безразличие,

  • другое (____________________________________________________)

Знаете ли Вы историю Калмыкии в годы Великой Отечественной войны?

  • да,

  • недостаточно хорошо,

  • плохо,

  • нет.

Знаете ли Вы историю Знамени Победы?

  • да,

  • недостаточно хорошо,

  • плохо,

  • нет.

Как Вы относитесь к Знамени Победы?

  • это символ победы нашего народа над фашизмом,

  • это символ героического поступка отдельных солдат и офицеров,

  • это память о героическом прошлом России,

  • это память о трагической странице в нашей истории,

  • никак.

Источники получения информации о Великой Отечественной войне:

  • средства массовой информации,

  • книги,

  • семья

  • уроки в школе,

  • беседы с друзьями,

  • вообще не получаю

Знание истории Великой Отечественной войны способствует:

  • помогает человеку почувствовать себя гражданином страны,

  • делает человека патриотом своей страны,

  • определяет уровень образования и культуры человека,

  • позволяет гордиться своей страной,

  • ничему не способствует.

Приложение 3

Социальный проект «Помним, гордимся».


Цель проекта - сохранение памяти о героических и трагических событиях Великой Отечественной войны.

Сроки проекта: сентябрь 2014 - май 2015 гг.

Направления проекта:

  1. Родина в огне (Калмыкия в годы Великой Отечественной войны)

  2. Я прошел по той войне (о земляках - участниках Великой Отечественной войны).

  3. Ради жизни на Земле (исследования о Героях Советского Союза Великой Отечественной войны из Калмыкии)

  4. Обелиск (волонтерская работа по поддержанию чистоты у памятника павшим партизанам)

  5. КТД «Знамя Победы»

Результаты проекта:

- Книга Памяти (в том числе электронной базы данных о земляках - участниках Великой Отечественной войны)

- «Судьба солдата» (сборники исследовательских работ, буклеты, плакаты и т.п.)

- презентации по местам боевой славы и городам-героям, участниками освобождения которых были земляки;

- литературно-музыкальная композиция «О подвиге, о мужестве, о славе» (для демонстрации работ учащихся по проекту)

КТД «Знамя Победы»

  • Классные часы «Знамя победы» (1 - 11 класс)

  • Выставка рисунков «Наша победа» (1-4 класс)

  • Литературно-музыкальная композиция «Дорогой памяти» (5 - 7 классы)

  • Презентация 8, 10 классов «Знамя - символ Победы» для учащихся 1-4 классов.

  • Выставка книг «Великая Отечественная Война» (1 - 11 класс)

  • Концерт «Сквозь годы войны» (1-11 классы)

  • Мини-работы с именами земляков (вышить именные платочки и объединить их в единое полотно).

  • Конференция «Знамя Победы»

  • I номинация - «Знамена-реликвии»

  • II номинация - «История российской символики».

  • III номинация - «Символы военных побед»



Заявка

на участие в республиканском этапе межрегионального конкурса на лучшее знание государственной символики России среди обучающихся


  1. Ф.И.О. участника: Ангарикова Намджил Алексеевна,

  2. Дата рождения: 2 августа 2000 г.

  3. Класс: 8__

  4. Домашний адрес: 359315, РК Юстинский район, п. Харба, ул. Оки Четырева, 16/2

  5. ОУ, адрес: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Харбинская средняя общеобразовательная школа»

359315, РК Юстинский район, п. Харба, ул. Т.Хахлыновой, 23

  1. Номинация, жанр, название работы: Исследовательская работа,

«Знамя Победы»

  1. Паспорт: 8513 496574 от 22.08.2014 ТП ОФМС РФ по РК в Юстинском районе

ИНН: 081101268293

Снилс: 144-906-410 60

  1. Руководитель (ФИО, должность, место работы, контактный телефон): Ангарикова Байн Анатольевна, учитель русского языка и литературы

МКОУ «Харбинская средняя общеобразовательная школа» 359315,

РК Юстинский район, п. Харба, ул. Т.Хахлыновой, 23, т: 89374672212


© 2010-2022