- Преподавателю
- История
- Разработка урока ОРКС Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях
Разработка урока ОРКС Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Цыканова М.А. |
Дата | 14.06.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок ОДНКНР "Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях"
Целевая аудитория: учащиеся 5 классов.
Цели:
-
Формировать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях.
-
Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.
-
Развивать коммуникативные способности учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютерные презентации, проектные работы учащихся, раздаточный материал, карта РФ.
Ход урока
Учащиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек).
- Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми улыбнемся друг другу и начнем работать.
Мотивация.
- В начале нашего урока предлагаю вам послушать сказку и подумать, что же нам хотел сказать автор?!
Просмотр сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду - что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
- Ты кто? - спрашивает Муравей.
- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты - не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка - цветок. А лепесток без цветка - ничего.
-Почему погиб Лепесток?
- А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
- Правильно. В семье точно так же. Все связаны друг с другом. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы, уязвимы и на самом деле, несчастны.
2.2. Определение темы и целей урока
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
(о семье)
Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях, а конкретно, в православии, исламе и буддизме, т.к. эти религии по праву считаются основными в нашем государстве. Мы с вами должны уважать веру друг друга. Потому что все мы - РОССИЯНЕ, граждане одной огромной и любимой нами страны.
- Запишите тему урока на своих рабочих листах.
- Перед вами на столах лежат таблица «Фиксация знаний»
Заполните первый и второй столбцы. «Я знаю», «Я хочу узнать»Я знаю
Я хочу узнать
Я узнал
- И так, что же вы записали в графу «знаю» по данной теме???
А в графу «я хочу узнать»???
-
Какую роль семья играет в жизни человека.
-
Совпадают ли представления о семье и семейных ценностях в разных религиях?
-
Настоящая, идеальная семья, какая она?
2.3. Синквейн «Семья»
- Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании и на основании этого составьте в своих рабочих листах синквейн на тему «Семья».
Правила составления синквейна перед вами на слайде.
(ответы детей)
- Для чего же человеку нужна семья???
(ответы детей)
Кластер «Задачи семьи»
- Молодцы, а теперь давайте определим какие же важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с ответами на этот вопрос. Найдите среди них верные и запишите в свои рабочие листы.
Пожалуйста, ваши ответы.
(ответы детей)
- Очень хорошо. Вот мы и определили задачи семьи.
Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры.
Христианство
Для православных христиан брак - это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.
Ислам
Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство - это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».
Буддизм
В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.
-Обратите внимание на сходство определения семьи в этих религиях.
-. Все три религиозные традиции связывают это понятие с группой людей, объединенных родством, любовью, уважением и ответственностью.
И я предлагаю вам сейчас выяснить, совпадают ли представления о семейных ценностях в этих религиозных культурах?!
Для этого я прошу помощи у наших экспертов, т.е. тех ребят, которые заранее получили задание, рассмотреть как относятся к семье люди православные, люди, которые исповедуют ислам и люди, которые исповедуют буддизм.
- А все остальные ребята, по ходу выступления наших экспертов, в своих рабочих листах запишите в таблицу основные ценности семейной жизни в представленных религиях. Вы также можете пользоваться выдержками из Евангелия, Учения православной церкви , Сунны Пророка Мухаммеда и Учения Будды о семье, которые лежат у вас на партах.
Семья в православной культуре.
Семья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.
В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.
Любовь - основа основ семьи и православия.
Семья в исламской религиозной культуре.
В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).
Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?
Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары - терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.
Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.
Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.
Семья в буддистской религиозной культуре.
Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов - это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.
Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.
Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям
Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.
Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.
- Спасибо за ваше выступление, Молодцы!!!
- Совпадают ли представления о семейных ценностях в этих религиях? Давайте сравним.
- Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?
- Ребята, какой же мы можем из этого сделать вывод???
Вывод: Семья - это свято для всех!
Физминутка
Работа в группе. Составление схемы «Моя семья»
- Сейчас давайте представим, что каждая группа - это отдельная семья. У вас на парте есть домик вашей семьи. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на слайде.
Список №1.
Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.
Список №2.
Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.
Список №3.
Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим.
Список №4.
Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.
Список №5.
«Согласную семью и горе не берет»
«Семья в куче - не страшна и туча»
«На что клад, когда в семье лад»
Давайте посмотрим, какая же у вас семья???
- Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились дружные, в них живут любовь и понимание.
- А сейчас вернемся к таблице, которую начали заполнять в начале урока, запишите, что вы узнали о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях.
- Получили ли вы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока???
Рефлексия
- У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. И они выбраны нами не случайно
- Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность - нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья - это сильная страна.
(клип "Гимн семье")
Домашнее задание
Вы хорошо потрудились, хочу отметить самых активных учащихся - это_________________________________________________ Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи.