ИКТ на уроках истории и обществознания

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИКТ на уроках истории и обществознания (из опыта работы)

Современная школа сегодня невозможна без компьютера. Информационные технологии неизбежно входят в нашу жизнь и современный учитель, чтобы не отстать от жизни и не утратить авторитет в глазах подрастающего поколения, должен постоянно совершенствоваться и осваивать все то новое, что преподносит ему жизнь. Внедрение информационных технологий необходимо использовать на уроках, тем более на уроках истории потому, что это позволяет расширить объем получаемой информации. Кроме традиционного учебника, на уроках можно использовать мультимедийные учебники: «Обществознание» 5 класс, «История Древнего мира» 5 класс, продукция мультимедиа серии «Кирилл и Мефодий», «История России XXвек», «Неизвестная война» (документальный фильм - ВОВ). Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по моему предмету. Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал по истории России, так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории, подборку интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов. ИКТ позволяет проводить виртуальные экскурсии. Так при изучении темы культура я использую СД - диск «Третьяковская галерея». Использование компьютера дает возможность воспитывать у обучающихся чувство прекрасного. Ведь на уроках можно слушать стихи, прочтенные самим автором, великих русских оперных певцов, увидеть фотографии, документальные фильмы. Уроки с использованием ИКТ расширяют кругозор учащихся, расширяют объем предъявляемой учебной информации. Уроки с использованием ИКТ оптимизируют учебный процесс, позволяют включить в учебную деятельность как в коллективную, так и индивидуальную, через решение созданных самим учителем проверочных или компьютерных («Решу ЕГЭ») тестов, объективно оценить знания учащихся. Компьютер позволяет исполнять работу оперативно, загружать работой всех детей. Заданий можно подобрать много и пока учитель работает с отстающими, сильные дети продвигаются вперед, выполняя новые задания. Таким образом, очень наглядно осуществляется и диагностика усвоения программного материала. Задания и тесты желательно составлять разные по уровню сложности. Кто-то сможет выполнить все, кто-то дойдет до середины, кто-то поработает только с простыми. Но самое главное, что заняты все дети, и учитель видит, на каком уровне находится каждый из учеников. Применения информационных технологий на уроках истории способствует раскрытию творческого потенциала учителя и учеников. Учащиеся составляют тематические презентации, в которых могут быть показаны самые выигрышные моменты темы: эффектные превращения, подборка электронных географических или исторических карт, портретов, цитат, схем, таблиц, диаграмм, графиков, отрывки из кинофильмов, фотографии, анимация и т. д. Так при изучении темы «Гражданская война» учащиеся 11 класса составили серию презентаций по данной теме: «Белое движение в Гражданской войне», «Сражения Гражданской войны», « Гражданская война и интервенция», «Гражданская война: красные», «Россия, которую мы потеряли», «Якутия в годы Гражданской войны». Создание презентаций, проектов, роликов требует знания ряда программ и немало усилий со стороны создателя, но результат стоит того. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности, ведь слайды, выведенные на большой экран - это хороший наглядный материал. Так на уроке в 5 классе я провожу мини - олимпиаду, где использую конкурс «Знакомые лица». Учащимся предлагаются слайды с портретами знаменитых греков: Перикла, Фемистокла, Гомера под номерами: один, два, четыре. Портрет под номерам три - лишний. Учитель предлагает школьникам следующие описания:

  • « Время его правления назвали веком Перикла, он был богат и знатен, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса и прозвали его олимпийцем. Узнайте, под каким номером изображен на экране Перикл.

  • Гомер, слепой поэт, странствовавший по Греции. Неизвестно, когда он жил и где родился. Семь греческих городов приписывали себе честь быть родиной Гомера. Узнайте Гомера.

  • Умный, честолюбивый, он понимал, что война с персами неизбежна и необходимо готовиться к ней. Фемистокл полагал, что определяющим станет морское сражение и оказался прав. Найдите портрет Фемистокла.

( Перикл изображен под номером один, Гомер - под номером четыре, Фемистокл - под номером два.).

Слайды с вопросами можно использовать на уроках итогового повторения. На уроке - аукционе в 8 классе при повторении темы «Россия в начале 19 века. Портреты» можно использовать сюжеты из СД - диска «Санкт - Петербург», художественного фильма «Война и мир» для составления видеовопросов. При изучении темы «Великая Отечественная война. Завершающий этап войны» в 11 классе после просмотра сюжета из видеофильма «Кровь на снегу» учащимся можно предложить заполнить таблицу или схему, основа которой дана на доске.

Освобождение отечественных территорий в 1944 годуВоенная операция.

Дата.

1.Снятия блокады Ленинграда

2.Корсунь - Шевченковская.

3.Освобождение Киева.

4.Операция «Багратион»

5.Освобождение Прибалтики.

Завершающий этап войны и разгром фашистской Германии

  • Висло - Одерская военная операция - (указать дату).

  • Освобождение Польши и перенос военных действий на территорию Германии

  • Штурм Берлина - (указать дату).

  • Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии (указать дату).

  • Окончание войны в Европе (указать дату).

Учитывая психофизические особенности учащихся, после просмотра видеофильма, можно давать для выполнения альтернативные задания:

  • заполнить таблицу, схему, графическая основа которой дана на доске;

  • сделать иллюстрацию к просмотренному сюжету;

  • написать отзыв, рецензию на просмотренный сюжет;

  • составить план

Создание презентаций - проектов направлена на самостоятельную, активную, творческую учебную деятельность самих учащихся Практика показывает, что демонстрация роликов или презентаций созданных учащимися стимулирует их к совместному с учителем творчеству. Создавать проекты - презентации мы начинаем уже с пятого класса. Так на уроках обществознания ребята готовят свои первые проекты - презентации: «На кого я похож», «Моя семья», «Профессия моих родителей», «Мой класс», «Права и обязанности гражданина России», «История герба России», «Герб моего города».

Использование ИКТ на уроках - это не самоцель, очень важно правильно организовать работу учащихся. Необходимо помнить о психологических требованиях к уроку. Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. Умение рационально применять ИКТ с традиционными средствами позволит учителю создать такой урок, который можно назвать современным.







© 2010-2022