- Преподавателю
- История
- Урок по истории на тему Восстание Спартака (5 класс)
Урок по истории на тему Восстание Спартака (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гончарова А.А. |
Дата | 23.01.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта
Класс: 5 класс
Тема урока
Место урока по теме
Восстание Спартака
Третий урок в теме Гражданские войны в период Римской Республики.
Тип урока
Формы, приемы, методы
Урок изучения нового материала
Урок формирования знаний, с использованием приемов технологии критического мышления
Цель урока
Задачи урока
Изучить положение рабов, причины, ход и итоги восстания под предводительством Спартака.
-
Вспомнить основные категории населения Римской республики, законы братьев Гракхов и Гая Мария.
-
Составить общее представление о положении рабов в Риме,
-
Характеризовать личность Спартака, давать оценку его поступкам.
-
Продолжить развивать навыки самостоятельной работы с историческими источниками, картой.
-
Уметь составлять вопросы к тексту
-
Уметь устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, решать проблемные задачи.
-
Провести рефлексию качества работы на уроке, выявить понимание детьми значимости восстании Спартака как о самом массовом и организованном из восстаний рабов в Древнем мире
Планируемые результаты
предметные
метапредметные
личностные
- знают определения - раб, гладиатор, амфитеатр, гражданин.
- самостоятельно работают с историческими источниками (исторический документ, репродукция, текст)
- умеют формулировать вопросы к документу
- переводят информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в схему).
- анализируют ход восстания, действия участников сражений
- называют основные черты личности Спартака
- знают причины восстания и причины поражения
- умеют аргументировать свою точку зрения.
- умеют формулировать проблему и выдвигать гипотезы по ее решению;
- определяют цель и учебные задачи
- осуществляют сравнение ранее полученных знаний с новыми.
- умеют работать с информацией текстов
- владеют навыками работы в паре; на слух.
- овладели новыми понятиями, использовали их в ответах на вопросы;
- адекватно оценивают свои результаты деятельности и результаты одноклассников
- проявили интерес к теме, выразили свое отношение к историческому прошлому;
- выразили свое отношение к Спартаку, как человеку, который возглавил и повел за собой рабов за свободу.
словам гладиатор, раб, господин.
Ход урокаОрганизационный этап
Мини цель: подготовка обучающихся к включению в учебную деятельность на личностно - значимом уровне.
- Доброе утро. Сегодня к нам на урок пришли гости - это всем Вам знакомые учителя и руководство школы…мы рады их видеть у нас…Мы работаем с Вами в обычном режиме.
Положительный настрой на урок
- полная готовность класса и оборудования к уроку;
- быстрое включение учащихся в деловой ритм;
- кратковременность организационного момента;
- организация внимания всех обучающихся
-
Мотивационный этап и Актуализация знаний
Мини цель: (Применение ТРКМ, стадия вызова - актуализация опорных знаний учащихся, необходимых для освоения новой темы.) создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цель и формулируют задачи урока.
1.Разминка (задает наводящие вопросы по предыдущей теме). Какие именно вопросы? Как они подведут детей к теме урока? Итог разминки - подведение к теме урока.
2. Какая категория населения преобладала? (рабы). Почему их так много? Как количество рабов повлияет на историческое развитие? Исходя из сказанного, предположите, что станет следующим этапом в историческом развитии? (восстание рабов). Запись даты и темы в тетрадь.
Формулирование проблемного вопроса на урок. Как он будет сформулирован?
Анализируют, решают проблемные задачи, повторяют, оценивают, формулируют вопросы.
Определяют тему урока (Тема сегодняшнего урока «Восстание Спартака».
Определяют цели урока:
Исходя из темы, сформулируйте то, что должны узнать на уроке. (Оформление схемы на доске - год, участники, причины, ход, итоги)
Развивают мышление, осуществляют мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
Актуализированы знания и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы;
Выполнено пробное учебное действие с фиксацией затруднений
Определяют тему урока
Беседа - отвечают на вопросы, наблюдение за уровнем активности учащихся
-
Первичное усвоение новых знаний (Применение ТРКМ, стадия осмысления)
Рассказ учителя (рассказ на уроке ТРКМ считаю не уместным, необходимо организовать работу учащихся с текстом, с иллюстрациями, схемами по определенному плану или алгоритму, чтобы он помог им описать восстание, как целостное историческое явление)
Участники-рабы. Причина восстания рабов? Почему оно произошло именно в Риме? (Ответы детей учитель пишет на доске, (зачем?) обучающиеся в тетради (зачем?).
Как становились рабами?
Говорит о новой форме рабства-гладиаторы.
Кто такие гладиаторы? Что вы о них знаете? Показ иллюстраций - Чем отличаются друг от друга? Почему так выглядят?
Работа с текстом учебника.
Таким гладиатором был Спартак. Рассказ о нем с сопровождением карты, а почему бы не использовать какой-либо видеофрагмент, фрагмент фильма о гладиаторах, о Спартаке?)
Выполнение упражнений. Текст на карточках выдает с историческим источником. Задание - сформулировать 2-3 вопроса по тексту. Потом их задают.
В завершение изучения темы, нужно сказать, что борьба за свободу никогда не бывает бесполезной. А люди, которые проливают кровь за благое дело, остаются бессмертны. Они вечно живут в памяти народа.
Дети отвечают на вопросы (причины, положение рабов, формулируют определения терминам, соотносят свои ответы с информацией из текста)
Делают записи в тетради (зачем записывать в тетради то, что можно прочитать в книге - другое дело, если какими-то символами и знаками, вы составите опорный конспект, который будет включать в себя логику характеристики восстания, как исторического явления)
Умеют задавать вопросы друг другу.
Знают о положении рабов в Древнем Риме.
Знают кто такой Спартак.
Развивают мышление, осуществляют мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
- решены типовые задания на новый способ действий (применение знаний в нестандартной ситуации), корректировка ошибок;
- самостоятельное выполнение учащимися заданий
Беседа - отвечают на вопросы, наблюдение за уровнем активности учащихся
-
Физкультминутка, мини цель: повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности ребенка во время уроков.
-
Первичное закрепление
Цель: организация усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Выполните задание с контурной картой «Восстание Спартака» (на листочках), отметьте место,
- где началось восстание рабов;
- гору Везувий;
-1 поход восставших;
-2 поход рабов;
Заполните термины (критерии оговариваются)
Дети выполняют задание с контурной картой, характеризуют восстание в соответствии с планом изучения
ИКТ (проектор), принцип наглядности, работа с контурной картой
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
- использование критериев для обоснования своего суждения
- достижение договоренностей
и согласование общего решения
-
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Объясняет домашнее задание на выбор, какое?
Обучающиеся слушают инструктаж по её выполнению, записывают задание в дневники.
- сообщен объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;
- произведен разбор по выполнению домашнего задания, указаны трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся;
-
Рефлексия
Цель: подведение итогов урока, оценка результатов деятельности учащихся.
Благодарит детей за плодотворную работу.
Задает вопросы по пройденной теме:
Были ли достигнуты цели урока?
Что хотелось бы уточнить?
Какая информация была самой неожиданной для Вас?
Отвечают на вопросы и делают вывод по теме урока.
Формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Понимание смысла учебной деятельности.
Наблюдение за уровнем активности учащихся.