Урок по истории на тему Восстание Спартака (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта



Класс: 5 класс

Тема урока

Место урока по теме

Восстание Спартака

Третий урок в теме Гражданские войны в период Римской Республики.

Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок изучения нового материала

Урок формирования знаний, с использованием приемов технологии критического мышления

Цель урока

Задачи урока

Изучить положение рабов, причины, ход и итоги восстания под предводительством Спартака.

  1. Вспомнить основные категории населения Римской республики, законы братьев Гракхов и Гая Мария.

  2. Составить общее представление о положении рабов в Риме,

  3. Характеризовать личность Спартака, давать оценку его поступкам.

  4. Продолжить развивать навыки самостоятельной работы с историческими источниками, картой.

  5. Уметь составлять вопросы к тексту

  6. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, решать проблемные задачи.

  7. Провести рефлексию качества работы на уроке, выявить понимание детьми значимости восстании Спартака как о самом массовом и организованном из восстаний рабов в Древнем мире

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

- знают определения - раб, гладиатор, амфитеатр, гражданин.

- самостоятельно работают с историческими источниками (исторический документ, репродукция, текст)

- умеют формулировать вопросы к документу

- переводят информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в схему).

- анализируют ход восстания, действия участников сражений

- называют основные черты личности Спартака

- знают причины восстания и причины поражения

- умеют аргументировать свою точку зрения.

- умеют формулировать проблему и выдвигать гипотезы по ее решению;

- определяют цель и учебные задачи

- осуществляют сравнение ранее полученных знаний с новыми.

- умеют работать с информацией текстов

- владеют навыками работы в паре; на слух.

- овладели новыми понятиями, использовали их в ответах на вопросы;

- адекватно оценивают свои результаты деятельности и результаты одноклассников

- проявили интерес к теме, выразили свое отношение к историческому прошлому;

- выразили свое отношение к Спартаку, как человеку, который возглавил и повел за собой рабов за свободу.

словам гладиатор, раб, господин.



Ход урокаОрганизационный этап

Мини цель: подготовка обучающихся к включению в учебную деятельность на личностно - значимом уровне.

- Доброе утро. Сегодня к нам на урок пришли гости - это всем Вам знакомые учителя и руководство школы…мы рады их видеть у нас…Мы работаем с Вами в обычном режиме.

Положительный настрой на урок

- полная готовность класса и оборудования к уроку;

- быстрое включение учащихся в деловой ритм;

- кратковременность организационного момента;

- организация внимания всех обучающихся


  1. Мотивационный этап и Актуализация знаний

Мини цель: (Применение ТРКМ, стадия вызова - актуализация опорных знаний учащихся, необходимых для освоения новой темы.) создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цель и формулируют задачи урока.

1.Разминка (задает наводящие вопросы по предыдущей теме). Какие именно вопросы? Как они подведут детей к теме урока? Итог разминки - подведение к теме урока.

2. Какая категория населения преобладала? (рабы). Почему их так много? Как количество рабов повлияет на историческое развитие? Исходя из сказанного, предположите, что станет следующим этапом в историческом развитии? (восстание рабов). Запись даты и темы в тетрадь.

Формулирование проблемного вопроса на урок. Как он будет сформулирован?

Анализируют, решают проблемные задачи, повторяют, оценивают, формулируют вопросы.

Определяют тему урока (Тема сегодняшнего урока «Восстание Спартака».

Определяют цели урока:

Исходя из темы, сформулируйте то, что должны узнать на уроке. (Оформление схемы на доске - год, участники, причины, ход, итоги)

Развивают мышление, осуществляют мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

Актуализированы знания и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы;

Выполнено пробное учебное действие с фиксацией затруднений

Определяют тему урока

Беседа - отвечают на вопросы, наблюдение за уровнем активности учащихся


  1. Первичное усвоение новых знаний (Применение ТРКМ, стадия осмысления)

Рассказ учителя (рассказ на уроке ТРКМ считаю не уместным, необходимо организовать работу учащихся с текстом, с иллюстрациями, схемами по определенному плану или алгоритму, чтобы он помог им описать восстание, как целостное историческое явление)

Участники-рабы. Причина восстания рабов? Почему оно произошло именно в Риме? (Ответы детей учитель пишет на доске, (зачем?) обучающиеся в тетради (зачем?).

Как становились рабами?

Говорит о новой форме рабства-гладиаторы.

Кто такие гладиаторы? Что вы о них знаете? Показ иллюстраций - Чем отличаются друг от друга? Почему так выглядят?

Работа с текстом учебника.

Таким гладиатором был Спартак. Рассказ о нем с сопровождением карты, а почему бы не использовать какой-либо видеофрагмент, фрагмент фильма о гладиаторах, о Спартаке?)

Выполнение упражнений. Текст на карточках выдает с историческим источником. Задание - сформулировать 2-3 вопроса по тексту. Потом их задают.

В завершение изучения темы, нужно сказать, что борьба за свободу никогда не бывает бесполезной. А люди, которые проливают кровь за благое дело, остаются бессмертны. Они вечно живут в памяти народа.

Дети отвечают на вопросы (причины, положение рабов, формулируют определения терминам, соотносят свои ответы с информацией из текста)

Делают записи в тетради (зачем записывать в тетради то, что можно прочитать в книге - другое дело, если какими-то символами и знаками, вы составите опорный конспект, который будет включать в себя логику характеристики восстания, как исторического явления)


Умеют задавать вопросы друг другу.

Знают о положении рабов в Древнем Риме.

Знают кто такой Спартак.

Развивают мышление, осуществляют мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.



- решены типовые задания на новый способ действий (применение знаний в нестандартной ситуации), корректировка ошибок;

- самостоятельное выполнение учащимися заданий

Беседа - отвечают на вопросы, наблюдение за уровнем активности учащихся


  1. Физкультминутка, мини цель: повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности ребенка во время уроков.


  1. Первичное закрепление

Цель: организация усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Выполните задание с контурной картой «Восстание Спартака» (на листочках), отметьте место,

- где началось восстание рабов;

- гору Везувий;

-1 поход восставших;

-2 поход рабов;

Заполните термины (критерии оговариваются)

Дети выполняют задание с контурной картой, характеризуют восстание в соответствии с планом изучения



ИКТ (проектор), принцип наглядности, работа с контурной картой

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

- использование критериев для обоснования своего суждения

- достижение договоренностей

и согласование общего решения


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Объясняет домашнее задание на выбор, какое?

Обучающиеся слушают инструктаж по её выполнению, записывают задание в дневники.

- сообщен объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;

- произведен разбор по выполнению домашнего задания, указаны трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся;



  1. Рефлексия

Цель: подведение итогов урока, оценка результатов деятельности учащихся.

Благодарит детей за плодотворную работу.

Задает вопросы по пройденной теме:

Были ли достигнуты цели урока?

Что хотелось бы уточнить?

Какая информация была самой неожиданной для Вас?

Отвечают на вопросы и делают вывод по теме урока.

Формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Понимание смысла учебной деятельности.

Наблюдение за уровнем активности учащихся.




© 2010-2022