- Преподавателю
- История
- Рабочая программа Азов-частичка России
Рабочая программа Азов-частичка России
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гамаюнова Е.В. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Донского края.
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курс «Азов - частичка России » является формирование у детей школьного возраста целостного представления о малой Родине - городе Азове и о Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к своей малой Родине и формирование знаний о природных и социальных объектах Азова.
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко - культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко - культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Азов - частичка России» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
Цель курса: дать школьникам знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
Задачи курса:
- формирование представлений о древней и средневековой истории края как части общемировых процессов;
- целостное и яркое описание истории региона с особым вниманием к культурной жизни населявших его народов;
- характеристика выдающихся земляков;
- раскрытие значения культурного наследия народов Дона для современности;
- воспитание патриотизма.
Особенностью данной рабочей программы является то, что рабочая программа « История Донского края с древнейших времен до наших дней» разработана на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории (История Донского края). В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края. «Человек в истории», « Культурно- историческое достояние края».
На изучение курса отводиться 34 часов, из расчета -1 час в неделю.
Ключевые умения:
-
Уметь в связной морфологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя,
-
раскрыть содержание иллюстрации;
-
Уметь сравнивать историческое явление в различных странах, выделяя сходство и различие;
-
Уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
-
Уметь спорить и отстаивать свои взгляды
-
Уметь анализировать исторический источник;
-
Уметь оперировать историческими датами;
-
Уметь читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Владеть компетенциями:
-
Информационно-поисковой.
-
Учебно-познавательной.
-
Коммуникативной.
-
Рефлексивной.
-
Смысло-поисковой.
Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, составление и решение кроссвордов и исторических задач, подготовка презентации учениками продвинутого уровня, изготовление аппликаций, макетов.
Основные методы работы на уроке: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Ожидаемые результаты:
Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
Формирование эмоционально - ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Календарно- тематическое планирование
№
п\п
Тема занятия
Содержание деятельности
Воспитательная цель
Дата
Теоретическая часть занятия
Практическая часть занятия
1.
Наша родина - Россия.
Родина большая и малая.
Рисунки о России, Ростовской области,Азове.
2.
Мой родной город - Азов.
История родного города.
Познакомить с историей основания родного города
3.
Родной дом и семья.
Родной дом и семья. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье.
Составление родословного древа семьи. Вместе с родителями разработать свой фамильный герб
Воспитывать уважение к близким людям. Формировать чувства уважения и гордости к родителям.
4.
Связь поколений. Что мы знаем о традициях. Традиции семьи
Поколение, потомки, предки. Члены семьи степень родства. Семейные традиции
Какие события прошлого отразились в истории моей семьи
Составление семейного альбома
Воспитывать чувство ответственности за честь семьи. Развивать желание поддерживать традиции семьи и приумножать их.
5.
Я - гражданин России.
Творческая работа «Я- гражданин»
6.
Я - ученик. Родная школа. Её история и традиции
История и традиции школы. Правила поведения и обязанности школьника.
Экскурсия в школьный краеведческий музей.
Познакомить с историей и традициями школы, правилами поведения и обязанностями школьников.
7.
Знаменитые люди Азова
Изучение биографий знаменитых людей Азова.
Собирание сведений о современных знаменитых людях Азова.
Воспитывать патриотизм.
8.
Любимые места города. Родной город в наши дни. Достопримечательности
Достопримечательности города.
Создание альбома « Мой город».
Воспитывать любовь к родному краю. Сформировать интерес к достопримечательностям родного города.
9.
Памятники Азова
Памятники города Азова.
Создание презентации «Памятники Азова»
Воспитывать любовь к родному краю. Сформировать интерес к памятникам родного города.
10.
День единства и согласия
Раскрытие содержания праздника.
Икона Казанской Божьей матери.
Рассказать школьникам о духовном значении праздника с целью формирования у них гражданственности и патриотизма
11.
Права ребенка
Я - ребенок. Права ребенка.
Создание проекта « Права ребенка»
Воспитывать правовую культуру
12.
Азовские походы Петра Великого
Царь Петр I. Азовские походы Петра
Познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление
13.
Символы государства.
Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов
Буклет «Символы государства». Рисование герба и флага
Познакомить с функциональным назначением герба и флага. Сформировать понятия об истории создания символов
14.
Герб, флаг, гимн города Азова
Герб, флаг, гимн города Азова
Рисунки герба, флага
Познакомить с историей возникновения флага, герба и гимна Азова.
15.
Что такое Конституция?
Основной закон России
Воспитывать правовую культуру
16.
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Край в годы Великой Отечественной войны. Земляки - герои.
Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»
Формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан, героев- земляков.
17.
День освобождения Азова от фашистских захватчиков.
История освобождения Азова
Проведение конкурсов « Стенгазета» Реферат об освобождении Азова»
Сформировать понятия об истории освобождения Азова
18.
День защитника Отечества.
Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.
Рисование поздравительной открытки к Дню защитника Отечества. Пополнение альбома «Служу отечеству»
Познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество
19.
Виды войск в России
Виды войск в России и их назначение
Создание буклета « Я будущий воин своей Родины»
Познакомить с родами войск в России, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.
20.
Кто наши соседи? Народы России
Государственная граница России. Дружба и уважение народов. Обычаи
Воспитывать чувство дружбы и взаимоуважения. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
21.
Как появилась русская земля?
Древние порядки, создание государства, князь Рюрик
Познакомить с происхождением русского народа, дать характеристику личностных его качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр;
22.
Народные таланты нашего края
Знакомство с фольклором и промыслами Дона
Собирание сведений о народных умельцах родного края.
Способствовать развитию эстетического вкуса
23.
Литература Дона
П.Лебедев, М.Шолохов, А.Чехов
Выставка книг, конкурс сочинений.
Развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к литературе на примере героев произведений, воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.
24.
Природа родного края. Животный и растительный мир родного края.
Климат, водные ресурсы. Особенности флоры и фауны Дона.
Рисунки природы родного края, фотографии.
Воспитывать экологическую культуру. Пробуждать любовь к животным и к растительному миру.
25.
Промышленное производство края. Сельское хозяйство Дона
Крупнейшие промышленные объекты
Рисунки, картинки о занятиях сельских жителей
Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Воспитывать уважительное отношения к людям сельского хозяйства
26.
«Первый в космосе» ко дню Космонавтики
Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.
Рисование на тему «Я - космонавт»
Сформировать понятия об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным
27.
Чернобыль. Атомная трагедия XX века.
Рассказать обучающимся о чернобыльской трагедии; способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности
Воспитывать чувство сострадания
28.
Путешествие по городам - героям и городам воинской Славы.
Город - герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.
Пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов - героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.
29.
День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.
Изготовление подарка ветерану. Акция «Золотое сердце». Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны.
Познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны .
30.
Дети войны.
Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои.
Расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.
31.
Экскурсия в краеведческий музей
Знакомство с родным краем
Воспитывать любовь к родному краю
32.
Викторина «Что я узнал о родном крае?
Воспитывать любовь к родному краю
33.
Конкурс «Наши лучшие работы», выставка работ
Оценка работ
Умение оценить работу свою и товарища
34.
Обобщение « Что я узнал о родном крае?»
Воспитывать любовь к родному краю. Сформировать понятия об истории России, Азова.