Рабочая программа Азов-частичка России

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Донского края.

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курс «Азов - частичка России » является формирование у детей школьного возраста целостного представления о малой Родине - городе Азове и о Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к своей малой Родине и формирование знаний о природных и социальных объектах Азова.

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко - культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко - культурного потенциала Донского края.

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Азов - частичка России» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира

Цель курса: дать школьникам знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

Задачи курса:

- формирование представлений о древней и средневековой истории края как части общемировых процессов;

- целостное и яркое описание истории региона с особым вниманием к культурной жизни населявших его народов;

- характеристика выдающихся земляков;

- раскрытие значения культурного наследия народов Дона для современности;

- воспитание патриотизма.

Особенностью данной рабочей программы является то, что рабочая программа « История Донского края с древнейших времен до наших дней» разработана на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории (История Донского края). В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края. «Человек в истории», « Культурно- историческое достояние края».

На изучение курса отводиться 34 часов, из расчета -1 час в неделю.

Ключевые умения:

  • Уметь в связной морфологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя,

  • раскрыть содержание иллюстрации;

  • Уметь сравнивать историческое явление в различных странах, выделяя сходство и различие;

  • Уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

  • Уметь спорить и отстаивать свои взгляды

  • Уметь анализировать исторический источник;

  • Уметь оперировать историческими датами;

  • Уметь читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Владеть компетенциями:

  • Информационно-поисковой.

  • Учебно-познавательной.

  • Коммуникативной.

  • Рефлексивной.

  • Смысло-поисковой.

Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, составление и решение кроссвордов и исторических задач, подготовка презентации учениками продвинутого уровня, изготовление аппликаций, макетов.

Основные методы работы на уроке: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.

Ожидаемые результаты:

Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.

Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.

Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.

Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.

Формирование эмоционально - ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.






















Календарно- тематическое планирование

п\п

Тема занятия

Содержание деятельности

Воспитательная цель

Дата

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1.


Наша родина - Россия.

Родина большая и малая.

Рисунки о России, Ростовской области,Азове.

2.


Мой родной город - Азов.

История родного города.

Познакомить с историей основания родного города

3.


Родной дом и семья.

Родной дом и семья. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье.

Составление родословного древа семьи. Вместе с родителями разработать свой фамильный герб

Воспитывать уважение к близким людям. Формировать чувства уважения и гордости к родителям.

4.


Связь поколений. Что мы знаем о традициях. Традиции семьи

Поколение, потомки, предки. Члены семьи степень родства. Семейные традиции

Какие события прошлого отразились в истории моей семьи

Составление семейного альбома

Воспитывать чувство ответственности за честь семьи. Развивать желание поддерживать традиции семьи и приумножать их.

5.


Я - гражданин России.

Творческая работа «Я- гражданин»

6.


Я - ученик. Родная школа. Её история и традиции

История и традиции школы. Правила поведения и обязанности школьника.

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

Познакомить с историей и традициями школы, правилами поведения и обязанностями школьников.

7.


Знаменитые люди Азова

Изучение биографий знаменитых людей Азова.

Собирание сведений о современных знаменитых людях Азова.

Воспитывать патриотизм.

8.


Любимые места города. Родной город в наши дни. Достопримечательности

Достопримечательности города.

Создание альбома « Мой город».

Воспитывать любовь к родному краю. Сформировать интерес к достопримечательностям родного города.

9.


Памятники Азова

Памятники города Азова.

Создание презентации «Памятники Азова»

Воспитывать любовь к родному краю. Сформировать интерес к памятникам родного города.

10.


День единства и согласия

Раскрытие содержания праздника.

Икона Казанской Божьей матери.

Рассказать школьникам о духовном значении праздника с целью формирования у них гражданственности и патриотизма

11.


Права ребенка

Я - ребенок. Права ребенка.

Создание проекта « Права ребенка»

Воспитывать правовую культуру

12.


Азовские походы Петра Великого

Царь Петр I. Азовские походы Петра

Познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление

13.


Символы государства.

Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов

Буклет «Символы государства». Рисование герба и флага

Познакомить с функциональным назначением герба и флага. Сформировать понятия об истории создания символов

14.


Герб, флаг, гимн города Азова

Герб, флаг, гимн города Азова

Рисунки герба, флага

Познакомить с историей возникновения флага, герба и гимна Азова.

15.


Что такое Конституция?

Основной закон России

Воспитывать правовую культуру

16.


Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Край в годы Великой Отечественной войны. Земляки - герои.

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»

Формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан, героев- земляков.

17.


День освобождения Азова от фашистских захватчиков.

История освобождения Азова

Проведение конкурсов « Стенгазета» Реферат об освобождении Азова»

Сформировать понятия об истории освобождения Азова

18.


День защитника Отечества.

Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.

Рисование поздравительной открытки к Дню защитника Отечества. Пополнение альбома «Служу отечеству»

Познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество

19.


Виды войск в России

Виды войск в России и их назначение

Создание буклета « Я будущий воин своей Родины»

Познакомить с родами войск в России, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.

20.


Кто наши соседи? Народы России

Государственная граница России. Дружба и уважение народов. Обычаи

Воспитывать чувство дружбы и взаимоуважения. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

21.


Как появилась русская земля?

Древние порядки, создание государства, князь Рюрик

Познакомить с происхождением русского народа, дать характеристику личностных его качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр;

22.


Народные таланты нашего края

Знакомство с фольклором и промыслами Дона

Собирание сведений о народных умельцах родного края.

Способствовать развитию эстетического вкуса

23.


Литература Дона

П.Лебедев, М.Шолохов, А.Чехов

Выставка книг, конкурс сочинений.

Развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к литературе на примере героев произведений, воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.

24.


Природа родного края. Животный и растительный мир родного края.

Климат, водные ресурсы. Особенности флоры и фауны Дона.

Рисунки природы родного края, фотографии.

Воспитывать экологическую культуру. Пробуждать любовь к животным и к растительному миру.

25.


Промышленное производство края. Сельское хозяйство Дона

Крупнейшие промышленные объекты

Рисунки, картинки о занятиях сельских жителей

Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Воспитывать уважительное отношения к людям сельского хозяйства

26.


«Первый в космосе» ко дню Космонавтики

Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.

Рисование на тему «Я - космонавт»

Сформировать понятия об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным

27.


Чернобыль. Атомная трагедия XX века.

Рассказать обучающимся о чернобыльской трагедии; способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности

Воспитывать чувство сострадания

28.


Путешествие по городам - героям и городам воинской Славы.

Город - герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.

Пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов - героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.

29.


День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.

Изготовление подарка ветерану. Акция «Золотое сердце». Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны.

Познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны .

30.


Дети войны.

Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои.

Расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.

31.


Экскурсия в краеведческий музей

Знакомство с родным краем

Воспитывать любовь к родному краю

32.


Викторина «Что я узнал о родном крае?

Воспитывать любовь к родному краю

33.



Конкурс «Наши лучшие работы», выставка работ

Оценка работ

Умение оценить работу свою и товарища

34.



Обобщение « Что я узнал о родном крае?»

Воспитывать любовь к родному краю. Сформировать понятия об истории России, Азова.


© 2010-2022