Рабочая программа по истории России 7 класс

Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования 1998 г., Примерной программы«История РосиииXVII – XVIIIвв.. 7 класс»// Программы 6-11 классы у учебникам истории А.А.Данилова и др./ Данилов А.А., Косулина Л.Г., -М.: Из-во «Просвещение», 2009, обеспечивает выполнение требования обязательного минимумасодержания образования 1998 г., реализуется в УМК     рассчитана на 39 часов. Учебник История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.  –М...
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Станционная средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

На ШМО гуманитарного профиля:

Протокол № ____ от

«___»______20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

___________________/

Карпенко И. В.

«___»________20___г.


«Утверждаю»

Директор:

____________________/

Ярошенко А. В.

«___»_________20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По Истории России

Класс: 7



Программу разработал учитель МКОУ «Станционная СОШ»: Сопов А. И.


Педагогический стаж работы 17 лет

Первая квалификационная категория




2013- 2015 учебный год


Структура документа


  • пояснительная записка;

  • цели и задачи;

  • содержание образования;

  • учебно-тематическое планирование;

  • формируемые знания и умения ученика;

  • формы контроля, критерии оценки знаний учащихся;

  • учебно-методический комплект

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования 1998 г., Примерной программы«История РосиииXVII - XVIIIвв.. 7 класс»// Программы 6-11 классы у учебникам истории А.А.Данилова и др./ Данилов А.А., Косулина Л.Г., -М.: Из-во «Просвещение», 2009, обеспечивает выполнение требования обязательного минимумасодержания образования 1998 г., реализуется в УМК

рассчитана на 38 часов.

Цели и задачи

Задачи изучения истории России в 7 классе:

- продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

- овладение учащимися основными знаниями по истории России XVII-XVIII вв., понимание ими места и роли Московского царства XVII в. и Российской империи XVIII в. во всемирно-историческом процессе, значениянаследия этих периодов длясовременногообщества;

- воспитание учащихся в духе уважения к истории России XVII-XVIII вв. и гордости за героические свершения предков;

- развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XVII-XVIII вв.

К важнейшим личностным результатамизучения истории России в 7 классе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны - исторической преемницы Русского царства и Российской империи;

- осмысление социально-нравственного опыта России XVII-XVIII вв.;

- уважение к культуре допетровской и послепетровской России.

Метапредметные результатыизучения истории России в 7 классе выражаются в следующих качествах:

- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат).

Предметные результатыизучения истории России в 7 классе включают:

- овладение целостным представлением об историческом пути России, соседних народов и государств в XVII-XVIII вв.;

- способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: Смутное время; формирование абсолютизма; закрепощение крестьян; реформы Петра Великого; дворцовые перевороты; просвещенный абсолютизм Екатерины II.

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Смутное время; первые Романовы; эпоха Петра Великого; период дворцовых переворотов; период правления Екатерины II и Павла I);

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, К. Минина и Дм. Пожарского, Алексея Михайловича, Никона и Аввакума, Степана Разина и Емельяна Пугачева, царевны Софьи, Петра Великого, А.С. Меншикова, Анны Иоанновны и Бирона, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, М.В. Ломоносова, выдающихся русских полководцев и флотоводцев XVIII в. и др.;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XVII-XVIII вв.

Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:

  • попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;

  • присоединение Украины к России (причины и последствия);

  • фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;

  • причины, последствия и цена петровских преобразований;

  • сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия.

По всем этим вопросам учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Вместе с тем недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними.

Содержание образования

Тематический план

История России

Разделы

Кол-во часов

1.

Россия на рубеже XVI - XVII веков

12

2.

Россия при Петре I

11

3.

Россия в 1725-1801 гг.

15

Всего часов по истории России

38

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович и Борис Годунов. Указ о «заповедных летах». Учреждение патриаршества. Внешняя политика. Династический кризис, пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Голод 1601-1603 гг. Обострение социальных противоречий. Появление Лжедмитрия I.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I, его внутренняя и внешняя политика. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II и Тушинский лагерь. Вторжение войск Польши и Швеции. Начало патриотического подъема.

Окончание Смутного времени. Распад тушинского лагеря. «Семибоярщина». Патриотическийподъемнарода. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царствования династии Романовых.

РОССИЯ В XVII в.

Новые явления в экономике. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесла, появлениемелкотоварногопроизводства. Возникновение мануфактур. Рост товарно-денежных отношений, ярмарки. Начало формирования всероссийского рынка. Рост городов.

Основные сословия российского общества. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. и окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Политическое развитие страны. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Приказная система. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. и становление абсолютизма.

Власть и церковь. Церковный раскол. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон и его реформы. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный собор 1666-1667 гг. и его решения. Протопоп Аввакум.

Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Выступления старообрядцев.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1654-1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676-1681 гг. Крымские походы. Освоение Сибири.

Образование и культура в XVII в.Традициииновыевеяния, усилениесветского характеракультуры. Образование и просвещение. Научные знания. Русские первопроходцы. Литература. Церковное и гражданское зодчество. Живопись. Театр.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.

РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ I

Предпосылки петровских преобразований. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина. Преобразовательные планы В.В. Голицына. Юрий Крижанич.

Петр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие и царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697 - 1698 гг.

Северная война. Причины и начало войны. «Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Первые успехи России, основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Провозглашение России империей.

Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. АристократическаяоппозицияреформамПетраI. Значение петровских преобразований, окончательное утверждение абсолютизма.

Экономика России в первой четверти XVIII века. Состояние экономики к началу XVIII в. Экономическая политика Петра I. Мануфактуры, ремесленное производство, торговля. Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная реформа. Налоговая реформа. Итоги экономического развития.

Народные движения первой четверти XVIII века.Причины народных восстаний в петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в.Образование и наука. Расширениесетишколиспециальныхучебных заведений. ОткрытиеАкадемиинаук. Развитиетехники (А. Нартов).Создание Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Изобразительное искусство. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

РОССИЯ В 1725-1762 гг.

Дворцовые перевороты. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Екатерина I и Петр II. Попытка ограничения власти монарха Верховным тайным советом в 1730 г. и ее неудача.

Анна Иоанновна и Иван Антонович. Правление Елизаветы Петровны. Петр III и его свержение.

Внутренняя политика. Изменения в системе центрального управления. Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-шведская война 1741-1742 гг. Продвижение России на Восток. Россия в Семилетней войне 1756-1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.

РОССИЯ В 1762-1801 гг.

Внутренняя политика Екатерины II.Особенности внутренней политики. Политика «просвещенного абсолютизма»: задачи и значение. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Расширениепомещичьегоземлевладения. Усилениекрепостничества. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 1770-1790-е гг.: причины и последствия. Губернская реформа.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны. Расправа с восставшими. Особенности войны. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Г. А. Потемкин. Греческий проект Екатерины II. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787-1791 гг. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II.

Россия при Павле I. Личность Павла I. Внутренняя политика. Изменение порядка престолонаследия. Политика в отношении крестьян. Репрессии. Внешняя политика Павла I. Заговор и убийство Павла I.

Наука и образование. Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. Естественные и гуманитарные науки. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. РусскиеизобретателиИ.И. Ползунов, И.П. Кулибин. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета.

Художественная культура. Особенности развития художественной культуры. Литература: основные направления, течения, жанрыиписатели (В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин. Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин). Русские просветители и их взаимоотношения с самодержавием. Первый русский профессиональный постоянный публичный театр. Крепостные театры. Музыка. Изобразительное искусство. Историческая живопись и портрет. Зарождение русской скульптуры. Архитектура барокко и классицизма. Начало ансамблевой застройки городов.

Быт и обычаи. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Учебно-тематическое планирование

№ Урока

Дата

Тема урока

Домашнее задание

Количество часов по теме

Тема 1 Россия в XVII в.


1

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

§1

1

2

Смута

Р. К. Тульский край в смутное время

§2

1

3

Окончание Смутного времени

home.comset.net/gals/index.html

Династия Романовых

§3

1

4

Экономическое развитие России в XVII в. Новые явления в экономике

§4

1

5

Сословный строй России Основные сословия российского общества

§5

1

6

Государственное устройство России в XVII в. Политическое развитие страны

§6

1

7

Власть и церковь. Церковный раскол

§7

1

8

Народные движения. Внутренняя политика во второй половине XVII в.

history.inc.ru/chaБунташный век. Материалы по истории городских восстаний и крестьянской войны Степана Разина.

§8

1

9

Внешняя политика России в XVII в.

§9

1

10

Образование и культура в XVII веке

§10

1

11

Сословный быт. Обычаи и нравы в XVII веке

Р. К. Летописи о нашем крае.

§11

1

12

Повторительно-обобщающий урок по теме: Россия в XVII в.

Повторить §1-§11

1

Тема 2 Преобразования Петра 1. Образование Российской империи.

13

Предпосылки петровских преобразований

§12

1

14

Петр I . Россия на рубеже веков.

§13

1

15

Внешняя политика Петра 1 . Начало северной войны.

§14

1

16

Внешняя политика Петра 1 . Окончание северной войны.

§14

1

17

Реформы Петра I Государственные преобразования в годы правления Петра 1.

lichm.narod.ru/Part4/411.htm

Эпоха Петровских преобразований.

§15

1

18

Экономика России в первой четверти XVIII века

§16

1

19

Народные движения первой четверти XVIII века

§17

1

20

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века ч1

§18

1

21

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века ч2

§19

1

22

Р. К. Петр 1 и Тульские оружейники.


1

23

Повторительно-обобщающий урок по теме: Преобразования Петра 1. Образование Российской империи.

Повторить §12-§19

1

Тема 3 : Российская империя в 1725-1800 гг.

24

Дворцовые перевороты. Ч1

§20

1

25

Дворцовые перевороты. Ч2

§21


26

Внутренняя политика в 1725-1762 годах

§22

1

27

Внешняя политика России в 1725-1762 годах

syw-cwg.narod.ru/

Семилетняя война

§23

1

28

Внутренняя политика Екатерины II.

§24

1

29

Крестьянская война под предводительством Пугачева.

fstanitsa.ru/gla_pugachev.shtml

Биография Емельяна Пугачева - руководителя крестьянской войны 1773-1775 гг.

§25

1

30

Экономическое развитие страны во второй половине XVIII в.

Р. К. Торговля, ярмарки, базары, купечество.

§26

1

31

Внешняя политика Екатерины II .

grandwar.kulichki.net/books/dubov01.html

поход Суворова в Италию,

§27§28

1

32

Россия при Павле I

§29

1

33

Наука и образование

§30

1

34

Художественная культура

§31-32

1

35

Быт и обычаи

§33

1

36

Повторительно-обобщающий урок по теме: Российская империя в 1725-1800 гг.

Повторить §21-§33

1

37

Итоговое повторение

Р.К. Ремесла Тульского края.


1

38

Итоговое повторение


1

39

Резерв


1

Формируемые знания и умения ученика

В результате изучения истории ученик должен

знать основные этапы и ключевые события истории России и мира в Новое время и выдающихся деятелей истории;

знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

знать изученные виды исторических источников;

уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;

уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

уметь анализировать исторические явления, процессы факты;

группировать исторические явления и события по заданному признаку;

уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в Новое время, достижениям культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.

Формы контроля, критерии оценки знаний учащихся

Контроль успеваемости учащихся - это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение - это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).

Критерии оценки знаний учащихся таковы:

глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается - тремя баллами;

наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

Учебно-методический комплект

Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений с русским языком обучения

Программа «История РосиииXVII - XVIII вв.. 7 класс»// Программы 6-11 классы у учебникам истории А.А.Данилова и др./ Данилов А.А., Косулина Л.Г., -М.: Из-во «Просвещение», 2012

Учебник История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. -М.: Просвещение, 2012.

История России: с середины XVI до конца XVIII века. Атлас. 7 класс, -М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2007

История России: новое время с конца XV до начала XIX века. Атлас. 7 класс, -М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2007

Энциклопедия истории России 862-1917гг. Интерактивный мир, 2001

Атлас «История России с XVI века до конца XVIII века»,-М.: АТС«Астель», 2006

Контурные карты «История России»,-М.: Из-во ФГУП ПКО «Картография», 2009

Интернет-ресурсы по истории России XVII-XVIII в.

Адьютант: Историческое обозрение:adjudant.ru/. Большая библиотека, много интересных материалов по военной истории империи (немного и по XVII в.). Отдельный проект посвящен А. В. Суворову.

Антология древнерусской литературы. Литература XVII в.: old-ru.ru/08.html.

Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия до XVIII в.»: hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm. Раздел «Россия XVIII - начала ХХ вв.»:hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm

Ботик Петра I "Св. Николай":peter1boat.narod.ru/. Сайт о «дедушке русского флота», сочетающий серьезный рассказ и основательную подборку материалов.

Петр I в русской литературе XVIII века. Тексты и комментарии: lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5927 (на сайте Института русской литературы РАН - «Пушкинского дома»).

Российский мемуарий:fershal.narod.ru/. Превосходное собрание мемуаров XVIII-XIX столетий. Еще сайт Русские мемуары:memoirs.ru/. Очень большое собрание. Различия между двумя проектами в том, что первый отличается большей разборчивостью (ориентируясь на полноценные тексты), а второй - большей «всеядностью». Оба проекта превосходно дополняют друг друга.

Сайт Общества изучения русской усадьбы:oiru.org/. Хорошая библиотека.

Семилетняя война:syw-cwg.narod.ru/ Опубликовано много интересных документов.



© 2010-2022