Центральный Казахстан в эпоху раннего железа

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 1Школа:

КГУ «Асенкритовская средняя школа»

Шкала оценивания

Предмет:

История Казахстана

Класс:

6

Учитель:

Искакова И.Д.

Тема урока:

Центральный Казахстан в эпоху раннего железа.

Цели:

  • Изучение особенностей природно-климатических условий Центрального Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Изучение памятников Центрального Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Изучение этнического состава населения Центрального Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Изучение хозяйства Центрального Казахстана в эпоху раннего железа.

Критерии успеха:

  • Я знаю особенности природно-климатических условий Центрального Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Я могу перечислить и охарактеризовать основные памятники Центрального Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Я могу рассказать об этническом составе Центрального Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Я могу проанализировать с чем связаны особенности хозяйственной жизни племен Центрального Казахстана в эпоху раннего железа.

Тип урока:

Комбинированный

Предварительные знания учащихся:

Периодизация Железного века на территории Казахстана;

Деление территории Казахстана на север, юг, запад, восток и центр;

Исторические термины: археология, этнос, курган.

Новая лексика:

Курганы с «усами», саки-исседоны.

Организационный момент: 3 минуты

Класс бы предварительно разделен на 3 команды (для жеребьевки использовался мешочек с конфетами, команды разделились по цвету фантика).

«Виноградинки» - 1 команда;

«Кот в сапогах» - 2 команда;

«Мишка на севере» - 3 команда.

Активити

(3 минуты)

«Да, нет»

На короткие вопросы нужно отвечать только «да или нет»

1.Железный век делится на 2 периода (поздний и ранний)- «Да»;

2.Территория Казахстана в период раннего железа делилась на 2 части «Северный и Южный» - «Нет»;

3. Медь прочнее железа? - «Нет»;

4. В наше время существует ли материал который мог бы полностью заменить железо в жизни человека? «Нет»;

5. Курган - это могильная насыпь? - «Да»;

6. Этнос и племя -это синонимы? - «Да».

Археологическая экспедиция

(18 минут)

На столе у каждой команды лежит конверт с фотографиями находок из кургана, а в другом описания этих предметов. Членам команды необходимо сопоставить фотографии описания и составить археологический отчет о предметах, найденных в кургане. Сделать вывод о том какую роль они играли в жизни людей. Команды сами оценивают свою работу с учетом имеющихся критериев.

Обучение Критическому мышлению

Оценивание для обучения

Обучение Талантливых и одаренных

Управление и лидерство в обучении

Преподавание с учетом возрастных особенностей

Создание коллаборативной среды

Саморегуляция

Совместное обучение: талантливые и одаренные ученики

Оценивание критического мышления

«5» баллов - указали все 6 предметов и объяснили их значение;

«3» балла - указали все 6 предметов, но значение некоторых не смогли объяснить;

«1 балл» - указали некоторые предметы.

Работа экспертов

10 минут

3-м ученикам на дом было дано задание в максимально доступной форме рассказать и презентовать одну из ниже перечисленных тем.

  1. Природно-климатические условия Центрального Казахстана;

  2. Этнический состав населения Центрального Казахстана.

  3. Культура Центрального Казахстана в эпоху раннего железа.

Учащиеся по очереди презентуют свои сообщения и пытаются максимально доступно объяснить материал. Предварительно классу объясняют, что, то насколько они будут внимательно слушать выступающих будет зависеть то, насколько легко им будет справиться с следующим заданием.

Работу экспертов оценивают сами учащиеся, используя разноцветные стикеры.

Новые подходы в преподавании и обучении

Использование ИКТ

Управление и лидерство в обучении

Саморегуляция

Красный «очень хорошо»;

Желтый «хорошо»;

Зеленый «хорошо, но нужно еще постараться».

«Горячий стул»

По желанию выходят обучающиеся, которые бы хотели проверить свои знания. Одноклассники и учитель задают вопросы.

Управление и лидерство в обучении

Опрос учащихся и реакция на их ответы

За правильный ответ 1 балл.

Рефлексия

Каждый участник выбирает тот смайлик, который символизирует, то как он усвоил пройденный материал.

Все понятно!

Есть затруднения!

Нужна помощь!

Новые подходы в преподавании и обучении

Суммативное оценивание на основании всех предыдущих видов оценивания.








Урок № 2Школа:

КГУ «Асенкритовская средняя школа»

Шкала оценивания

Предмет:

История Казахстана

Класс:

6

Учитель:

Искакова И.Д.

Тема урока:

Северный Казахстан в эпоху раннего железа.

Цели:

  • Изучение особенностей природно-климатических условий Северного Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Изучение памятников Северного Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Изучение этнического состава населения Северного Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Изучение перехода от оседлости к земледелию в Северном Казахстане в эпоху раннего железа.

Критерии успеха:

  • Я знаю особенности природно-климатических условий Северного Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Я могу перечислить и охарактеризовать основные памятники северного Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Я могу рассказать об этническом составе Северного Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Я могу раскрыть причины перехода от оседлости к земледелию в Северном Казахстане в эпоху раннего железа.

Предварительные знания учащихся:

Природно-климатические условия, этнический состав и археологические памятники Северного Казахстана в эпоху бронзы.

Новая лексика:

Звериный стиль, аргиппеи, Тасмолинская культура.

Активити (3 минуты)

Синквеин по теме: Железный век

Обучение Критическому мышлению

Создание коллаборативной среды


Исследовательская работа (20 минут)

Изучение материала параграфа и заполнение пропущенных ответов.

- Важное событие 1 тыс. до н. э. для Северного Казахстана (переход от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни)

- Соседи савроматов (аргиппеи, исседоны)

- Как переводят языковеды слово аргипеи (обладатели белогривых, быстроногих коней)

- К какому стилю относятся предметы искусства племён эпохи железа? (звериному)

- Где познакомились кочевники с этим стилем (сакские племена во время походов в Переднюю Азию, Персию)

- Зачем скот через 5 - 7 дней выпасали на солонцах7( чтобы нагулял жир)

- Через какое время повторялись джуты (6 - 8, 10 - 12 лет)

- Памятники Северного Казахстана составляют культуру (улыбай - тасмолинскую)

- Поселения, памятники северного Казахстана( Карлыга, Борки, Кеноткел, )

- Укрепление раннего железа на правом берегу Есиля (Актау)

- Хронологические рамки эпохи железа (8 век до н. э. - 6 век н. э; 8 - 3 вв до н. э. - раннее железо, 3 в до н. э. - 6 в н. э. - позднее железо)

Оценивание для обучения

Обучение Талантливых и одаренных

Опрос учащихся и реакция на их ответы

3 балла - заполнил(а) все пропуски и сделал(а) вывод;

2 балла - заполнил все пропуски;

1 балл - частично заполнил пропуски;

Актуализация знаний (12 минут)

2 группа - природно - климатические особенности Северного Казахстана;

3 группа - хозяйственная деятельность племён Северного Казахстана в эпоху раннего железа;

1 группа - памятники раннего железа на территории Северного Казахстана;

Управление и лидерство в обучении

Преподавание с учетом возрастных особенностей

Новые подходы в преподавании и обучении

Использование ИКТ

Управление и лидерство в обучении

Совместное обучение

Оценивание критического мышления

Саморегуляция

Каждая группа сама оценивает свою работу и объясняет почему

Красный «очень хорошо»;

Желтый «хорошо»;

Зеленый «хорошо, но нужно еще постараться»

Алфавит на закрепление

(5 минут)

Составьте список слов по алфавиту, имеющих отношение к теме.

А,Б,В,Г,З,К,Л. Например: Археология, Берельский и т.д.

Управление и лидерство в обучении

Оценивание критического мышления

Красный - больше 10 слов;

Желтый - больше 5 слов;

Зеленый - меньше 5 слов.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Каждому ученику раздается листочек, где они указывают, что положат в «корзинку знаний» и прикрепляют на доске.

Суммативное оценивание на основании всех предыдущих видов оценивания





Урок № 3Школа:

КГУ «Асенкритовская средняя школа»

Шкала оценивания

Предмет:

История Казахстана

Класс:

6

Учитель:

Искакова И.Д.

Тема урока:

Восточный Казахстан в эпоху раннего железа.

Цели:

  • Изучение особенностей природно-климатических условий Восточного Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Изучение памятников Восточного Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Изучение этнического состава населения Восточного Казахстана в эпоху раннего железа.

Критерии успеха:

  • Я знаю особенности природно-климатических условий Восточного Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Я могу перечислить и охарактеризовать основные памятники Восточного Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Я могу рассказать об этническом составе Восточного Казахстана в эпоху раннего железа.

Я могу раскрыть причины перехода от оседлости к земледелию в Восточного Казахстана в эпоху раннего железа.

Тип урока:

Комбинированный

Предварительные знания:

Восточный Казахстан в эпоху бронзы, курган, этнос.

Новая лексика:

Шиликтинская долина,

Организационный момент: 3 минуты

Деление класса на 3 команды методом «Выбор лидера»

Активити

(3 минуты)

Составить текст с использованием следующих слов: раннежелезный век, звериный стиль, Северный Казахстан, земледелие, скотоводство, этносы, памятники, курганы, археология.

Обучение критическому мышлению

Обучение с использованием возрастных особенностей

Управление и лидерство в обучении

Создание коллаборативной среды

Оценивание критического мышления

Экспертная работа (12 минут)

Восточный Казахстан - современные Восточно - Казахстанская и Павлодарская области. Климат похож на климат Северного Казахстана.

Работа в группах. Класс делится на 3 группы. В каждой группе по 1 эксперту

Климатические условия - 1 эксперт

- Этнический состав - 2 эксперт

- Археологичекие находки, царские курганы - 3 эксперт

Группы переходят от одного эксперта к другому по кругу на объяснение нового материала выделяется 8 минут. Затем учащиеся оценивают при помощи смайликов работу экспертов.

Использование ИКТ

Преподавание с учетом возрастных особенностей

Оценивание для обучения

Парная беседа в целях развития критического мышления

Саморегуляция

«5» баллов - указали все 6 предметов и объяснили их значение;

«3» балла - указали все 6 предметов, но значение некоторых не смогли объяснить;

«1 балл» - указали некоторые предметы.

Просмотр видеоролика «Берельские курганы»

После просмотра видеоролика командам необходимо ответить на следующие вопросы:

- Кто руководил экспедицией по раскопкам Берельского могильника, когда? (Самашев 1998 - 1999гг)

- Какой стиль использовали при изготовлении изделий древние ювелиры Восточного Казахстана? (полихромный)

- Самая интересная находка в кургане №1 Шиликтинского памятника ( пятиугольная звезда, основа - золото, лучи из голубого лазурита, по окружности инкрустирована костью, в центре укреплён рог. Звезда считалась символом власти)

- К какому веку относится захоронение №11 Берельского могильника? ( 294 год до н. э. , то есть к 3 веку до н. э. )

- Почему хорошо сохранились 13 лошадей из захоронения (бальзамированы)

- Почему так много вещей в захоронениях (богатые, для загробной жизни)

- В чём ценность этих могильников для современников? ( памятники, по которым можно судить о жизни, культуре кочевых племён Казахстана эпохи железа)

Во время работы на столах лежат 3 разноцветных карточки, которые подсказывают учителю состояние работы класса.

Красный - не понятно;

Желтый - есть вопрос;

Зеленый - все хорошо!

Обучение критическому мышлению

Оценивание критического мышления

Оценивание степени понимания

Опрос учащихся и реакция на их ответы

Закрепление (3 минуты)

«ДА - НЕТ - ка»

- в центре Восточного Казахстана расположены горы Чингистау и Зайсано - Алакольская впадина (да)

- Место наибольшего скопления царских курганов - Шиликтинская долина (да)

- Самый большой Шиликтинский курган - «Золотой» был исследован в 1960 году (да)

- «Золотой курган» относится к 8 - 7 вв до н. э. (да)

- В Зайсанском районе расположено около 200 крупных курганов, 50 носят название «царских» (да)

- Курган №1 Шиликтинского памятника был открыт казахстанским ученым, профессором Толеубаевым (да)

- Эта находка - второй золотой человек (нет, третий)

- высота кургана №1 8 метров, диаметр 100 (да)

- Общее количество золотых пластин и бляшек составляет 4325 штук (да)

- Берельский период относится к 5 - 4 вв до н. э. (да)

Обучение критическому мышлению


Рефлексия

Каждый участник выбирает тот смайлик, который символизирует, то как он сегодня понял тему

Все понятно!







Есть затруднения!







Нужна помощь!






Урок № 4Школа:

КГУ «Асенкритовская средняя школа»

Шкала оценивания

Предмет:

История Казахстана

Класс:

6

Учитель:

Искакова И.Д.

Тема урока:

Регионы Казахстана в эпоху раннего железа.

Цели:

  • Изучение сходств и различий в природно-климатических условиях разных регионов Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Изучение сходств и различий в этническом составе разных регионов Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Изучение сходств и различий археологических памятников разных регионов Казахстана в эпоху раннего железа.

Критерии успеха:

  • Я знаю особенности природно-климатических условий разных регионов Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Я могу перечислить и охарактеризовать основные памятники разных регионов Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Я могу рассказать о сходствах и различиях этнического состава разных регионов Казахстана в эпоху раннего железа.

  • Я могу проанализировать с чем связаны особенности хозяйственной жизни разных регионов Казахстана в эпоху раннего железа.

Тип урока:

Обобщение изученного

Предварительные знания учащихся:

Периодизация Железного века на территории Казахстана;

Деление территории Казахстана на север, юг, запад, восток и центр;

Исторические термины: археология, этнос, курган.

Новая лексика:

Куздеу,Коктау,Жайляу

Организационный момент: 3 минуты

Деление класса на 3 группы. Выбор названия команды, лидера, девиза. Также из числа учеников создается экспертная группа из 3 человек, которая будет оценивать ответы двух команд.

Активити

(3 минуты)

Короткий видеоролик о зарождении кочевого хозяйства и обмен мнениями с обучающимися.

Оценивание критического мышления

Игра «Знатоки истории»

Напишите названия периодов Древней истории Казахстана, объясните их
название.
2 задание. Указать хронологию периодов эпохи железа
2 этап. Тесты
1. Кочевая культура сформировала сезонные пастбища, и места летней пастьбы скота назывались
A) коктеуB)кыстауC)кузеуD)жайлауE)кереге
2. Эпохе железа предшествовал период
A) неолита энеолита C) мезолита D) палеолита E) бронзы
3. Какой вид кочевания был присущ в Западном Казахстане?
A) чистое кочевание полукочевое C) оседлое D) отгонное E) пастушеское
4. Период VIII в. до н.э. по IIIв. до н.э. вошли в историю как век
A) энеолита раннего железа C) позднего железа D) бронзы E) позднего палеолита
5. Эпоха открытия и использования железа для племен населявших Казахстан началась в А)I- II вв. н.э. B)XX-XVвв.дон.э. C)XV-XII вв.дон.э. D)IV-III вв.дон.э. E)VIII-VI вв.дон.э.

Приведи в соответствие.

Какие племенные союзы саков вы знаете?

Тиграхауда Приаралье, низовье реки Сырдарья

Парадарайя Южнее р.Сырдарьи

Хаумаварга Жетысу, горы ТяньШань, среднее течение реки Сырдарья

«Социум»

Расположите группы по занимаемому социальному положению в обществе. Укажите цвет одежды.

жрецы Красный, желто-красный цвет

воины Желтый, синий

общинники Белый цвет

5этап. Кто автор этой цитаты? Что вы о нем знаете?

«По одежде и образу жизни они схожи со скифами. Все предметы у них из золота и меди. Железо и серебро они не употребляют, потому что этих металлов нет в их стране, тогда как золото и медь в изобилии. Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбами, которую в изобилии доставляет им река Аракс. Из богов почитают Солнце, которому приносят в жертву лошадей».

6 этап. Загадка.

«Это не часть лица, и не результат парикмахерского искусства, а археологический термин, но звучит одинаково». (курганы с усами) Рассказать об этих курганах.

7этап. Объясните понятия.

Куйме

Уыки

Коктеу

Крица

Дромос

Саркофаг

Кринка

Менгир

8 этап. Перечислить племена жившие на территории Казахстана в эпоху раннего железа.

Саки-тиграхауда,саки-парадарайя, саки-хаумаварга, уйсуны, канлы, массагеты, дахи, гирканцы, апарны, эфталиты-хиониты, аргиппеи, исседоны,аримаспы

9 этап. Археолог

Участникам раздаются изображения находок из курганов. Они определяют принадлежность вещей к курганам.

10. Разгадайте ребус. Сакский философVII-VIвв.до н.э.

Зашифрованное слово (Анахарсис)

Группа экспертов подводит итоги игры.

Обучение Критическому мышлению

Оценивание для обучения

Обучение Талантливых и одаренных

Управление и лидерство в обучении

Преподавание с учетом возрастных особенностей

Оценивание критического мышления

Создание коллаборативной среды

Саморегуляция

Экспертная группа оценивает ответы по 5 бальной системе.

Рефлексия

Новые подходы в преподавании и обучении

Суммативное оценивание на основании всех предыдущих видов оценивания.








© 2010-2022