Конспект урока Арабский халифат. Возникновение и распад по ФГОС

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока: Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Подготовила и провела: Полетаева Ирина Валерьевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №2 города Ливны»

Педагогические цели

Создать условия для формирования представлений о возникновении, ценностях и особенностях ислама; охарактеризовать положение и особенности народов, входивших в Арабский халифат; познакомить с понятиями ислам, мусульманин, Коран, хиджра, паломничество, шариат, кади, халифат

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: имеют представление о возникновении, ценностях и особенностях ислама, характеризуют положение и особенности народов, входивших в Арабский халифат; овладевают целостным представлением о различности пути отдельных народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества.

Метапредметные:

Познавательные: строят логические рассуждения в устной и письменной форме; используют знаково-символические средства, владеют умением работать с учебной информацией.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, строят монологические высказывания, умеют аргументировать собственную позицию, принимать противоположную точку зрения.

Регулятивные:выделяют и сохраняют учебные задачи, используют ориентиры,предложенные учителем для достижения необходимого результата, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, преобразуют практическую задачу в познавательную, оценивают свою работу на урокне, адекватно воспринимают оценку учителя.

Личностные:проявляю положительное отношение к учебной деятельности, понимают религиозное и культурное многообразие мира, проявляют уважение к вере, традициям других народов, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, осваивают гуманистические традиции и ценности.

Образовательные ресурсы

Презентация «Ислам и его роль в образовании арабских племён»

Природа и население Аравии в средние века. Электронный ресурс. http: //wiki.iteach.ru/index.php

Арабский халифат. Электронный ресурс.dic.academic.ru/dic.nsf/es/69114

Оборудование

Доска, компьютер, проектор, карта.

Основное содержание темы, понятия и термины

Территория и образ жизни арабов. Ислам и его роль в объединении арабских племён. Завоевания арабов. Арабский халифат и причины его распада. Ислам, мусульманин, Корна, хиджра, паломничество, шариат, кади, халифат

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты , задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля

предметные

формируемые умения

I. Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку:

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.

Приветствуют учителя. Организуют своё место.

Фронтальная

Личностные:проявляют положительное отношение к учебной деятельности

II.Проверка знаний

Тестирование

Проводит тест по теме «Образование славянских государств» (Приложение №1)

Выполняют тестовые задания

Индивидуальная

Знают, как происходило образование славянских государств

Познавательные:строят логическое рассуждение.

Регулятивные:принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Тестирование

III.Постановка цели урока и учебных задач

Беседа









Метод незаконченного предложения



Упражнение «Погода в доме»





Целеполагание

Предлагается учащимся прослушать фрагмент «Арабской музыки», показывая картинки, и задает вопрос: с какой страной связана эта музыка и что изображено на картинках?

Рассказ учителя:

Впервые названия «араб» упоминается в ассирийской надписи, датированной 853г.до н.э.. Ассирийцы пишут об арабах, как о племенах, возглавляемых царицами. Библия также неоднократно упоминает народ «арви», то есть арабов.

Итак, тема урока: «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад».

Давайте попробуем сформулировать цель урока.

(формирование представлений об Арабском халифате)

А теперь поставим перед собой задачи на этот урок.

  • «Я хочу, чтобы этот урок был…»

  • «Я стремлюсь узнать больше о…»

  • «Я хочу узнать, как …»

Ознакомление учащихся с ожидаемыми результатами.

На доске прикрепляется заранее заготовленный рисунок облака, с которого капают капли дождя - ожидания, которые изготовляются учителем совместно с учащимися (учитель начинает формулировать, а учащиеся дополняют свое).

Слушая мой рассказ, работая с картой и учебником, мы должны выяснить: как образовалось это государство; понимать, какого его значение в истории; объяснять роль Мухаммеда в развитии ислама; узнать, чьи интересы были отражены в Коране, а так же почему государство распалось?

План:

1.Природа и занятия населения Аравии.

2.Муххамед - основатель ислама.

3.Завоевания арабов и возникновение Арабского халифата.

4. Распад халифата.

Формулируют учебные задачи

Фронтальная

Регулятивные:

выделяют и сохраняют учебные задачи.

IV.Изучение нового материала


























Рассказ учителя «Природа и занятия населения Аравии»

Большую часть Аравийского полуострова занимают сухие степи и безводные пустыни. Пригодными для земледелия были лишь оазисы. Там жили оседлые арабы. Они выращивали финики, виноград, сахарный тростник и хлопчатник. Остальное население составляли кочевые арабы - бедуины (степняки). Они занимались скотоводством - разводил верблюдов, овец и лошадей. Через Аравию проходили важнейшие торговые пути - из Византии в Африку и в Индию. Здесь возник город Мекка, где и поныне находится древнее святилище - храм Кааба.

- Как повлияли природа и климат Аравии на занятия и образ жизни её населения?

(Природа повлияла на основные занятия жителей. Земледелием занимались лишь в оазисах, большая часть населения была скотоводами.

Слушают учителя. Делают краткие записи.

Фронтальная.

Характеризуют природные условия Аравии и связанные с ними занятия населения.

Познавательные: используют знаково-символические средства.

Регулятивные: используют ориентиры, предложенные учителем для достижения необходимого результата.

Записи в тетради

Презентация «Ислам и его роль в объединении арабских племён»













Работа с понятиями

Опережающее задание для сильного ученика. Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах:

- Объединению арабских племен способствовала новая религия - ислам. Ислам - одна из мировых религий, возникшая в первой половине VII века среди арабов. Главный догмат ислама - вера в единого бога Аллаха.

Основатель ислама - пророк Мухаммед, стал главой Арабского государства.

Священная книга мусульман - Коран (состоит из 114 глав, которые называются суры). В Коране сказано, что Бог сотворил мир за 6 дней. После всех живых существ на 6 день сотворил из глины мужчину, а затем из его ребра женщину.

На основе Корана юристы разработали правила поведения - шариат. Судили - кади- духовные судьи.

Хиджра(622 год) - это начало мусульманского летоисчисления. Связано с переездом Мухаммеда из Мекки в Медину.

Спустя восемь лет в 630 году, Мухаммед вновь вернулся в Мекку. С этих пор Мекка, как и Медина стали священными городами всех мусульман.

- Ребята, давайте еще раз повторим слова, перечисленные в презентации, запишем и запомним их.

Ислам, шариат, кади, Хиджра, Мекка, Медина, Мухаммед, Коран

Просматривают презентацию. Делают записи в тетради.













Делают записи в тетради, обсуждают

Фронтальная.















Фронтальная

Знают основные положения учебного материала.

Личностные:

Понимают религиозное многообразие мира, проявляют уважение к вере, традициям других народов.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Записи в тетради.

Работа с дополнительным материалом «Основные обязанности мусульманина» (с.72)






Прочитайте текст и перечислите основные обязанности мусульманина.

1.верить, что существует единый бог - Аллах, а его пророк - Мухаммед.

2.молиться 5 раз в день.

3.соблюдать пост - рамадан.

4.тратить пятую часть дохода на милостыню.

5.совершать хадж - паломничество в Мекку и Медину.

Читают текст, анализируют полученную информацию

Работа в парах.

Знают основные обязанности мусульманина, овладевают целостным представлением о различии пути отдельных народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества.

Познавательные:владеют умением работать с учебной информацией.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Устные ответы

Проблемный вопрос

Что общего в религиозных представлениях мусульман и христиан?

1.верят в единого Бога.

2.обличают несправедливость.

3.призывают помогать бедным и сиротам.

4.верят, что мир был создан Богом за 6 дней.

5.первым человеком был Адам,а из его ребра было создана Ева.

Рассуждают, отвечают на вопрос.

Фронтальная

Сравнивают религиозные представления мусульман и христиан.

Познавательные: Устанавливаю аналогии.

Коммуникативные:умеют аргументировать собственную позицию, принимать противоположную точку зрения.

Личностные: осваивают гуманистические традиции и ценности

Устные ответы

Работа с картами (с.74, 76)








Предлагает изучить карты «Завоевания арабов» и «Распад халифата» и ответить на следующие вопросы:

- Какие выгоды давало географическое положение Аравии? (Через Аравию проходили важнейшие торговые пути из Византии в Африку и Индию)

- Во сколько раз выросла территория Арабского государства с 630 по 750 г.?

- Найдите крайние пункты, до которых продвинулись арабы на западе, востоке и севере.

(Запад - Атлантический океан, восток - до Индии, север - Хазарское царство, Аральское море)

- Какие государства образовались на месте распавшегося халифата?

(Иран, Персия, Сирия, Египет, Кордовский халифат)

Работают с картой, формулируют устные ответы, показываю территории, завоёванные арабами.

Работа в группах.

Правильно локализуют исторически события во времени и пространстве

Регулятивные:

преобразую практическую задачу в познавательную.

Коммуникативные: строят монологические высказывания

Устные ответы, работа с картой

Работа с учебником (п.5-7, с 73-77)

Задание:

1 группа(1 ряд): Объясните причины военных успехов арабов.

Арабы обладали стремительной и легкой конницей, их противники были истощены длительной войной друг с другом. В VIII веке у арабов была сильная воинская организация, а их соседи были ослаблены политической раздробленностью.

2 группа: Когда Арабский халифат достиг своего расцвета?

Временем расцвета Арабского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768 -809г.г.)

3 группа: Почему произошёл распад халифата?

Из-за притеснений немусульман, народных восстаний и военных вторжений турок.

Читают текст, анализируют полученную информацию, формулируют ответ.

Групповая

Излагают суждения о причинах и следствиях исторически событий и явлений.

Познавательные: умеют строить логические рассуждения

Регулятивные:принимаю учебную задачудля самостоятельного выполнения

Устные ответы

V. Первичное закрепление и осмысление знаний.

Интеллект-карта

Ну что ж, на все поставленные вопросы вы ответили, и у нас есть на партах конвертики разных цветов. Я предлагаю вам по очереди подойти к доске и заполнить интеллект карту: Арабский халифат.(Приложение №2)

Составляют интеллект-карту.

Фронтальная

Обобщают полученный материал.

Регулятивные:

преобразую практическую задачу в познавательную.

Познавательные: устанавливаю аналогии.

Записи в тетрадях.

VI. Итоги урока. Рефлексия.

Обобщающая беседа

-Что мы изучили сегодня на уроке?

- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

-Каким образом вы их преодолели?

-Что в новом материале вас заинтересовало?

- Как вы оцениваете свою работу на

уроке?

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние.

Фронтальная

Регулятивные:

Оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают оценку учителя.

Личностные:понимают причину успеха в учебной деятельности

Оценивание работы учащихся на уроке.

Домашнее задание

Пар.9, записи в тетрадях, в.5 ( рубрика «Подумай») письменно.


Приложение №1

Тест «Образование славянских государств»

1. Соотнесите:

1.западные славяне

а) болгары, сербы, хорваты

2.южные славяне

б)русские, украинцы, белоруссы

3.восточные славяне.

в)чехи, поляки, словаки

2.В каком веке возникло Болгарское царство?

1. V 2.VII 3.IX.

3.Великоморавская держава была государством какой ветви славянства?

1.западной 2.южной. 3.восточной.

4.Кто был создателем славянской письменности?

1славяне. 2.Симеон. 3.Кирилл.

5. Кто называл себя «царём болгар и греков»?

1.Симеон. 2. Хан Аспарух. 3.Василий II.

6. Когда образовалось Древнерусское государство?

1.в X веке. 2. в IX веке. 3. в XI веке.

7.Когда образовалось Чешское государство?

1.в X веке. 2. в IX веке. 3. в XI веке.

8. Когда образовалось Польское государство?

1.в X веке. 2. в IX веке. 3. в XI веке.

9. Какой город был столицей Польши?

1) Краков 2)Прага 3)Киев

10.Какой город был столицей Чехии?

1) Краков 2)Прага 3)Киев

Приложение №2

Природа и занятия:

Аравийский полуостров Сахарный Тростник

Юго-Запад Азии Виноградники

Оазисы

Безводные пустыни

Бедуины

Скотоводство

Пальмы

Религия

Храм Кааба

Мекка

Медина

Пророк Мухаммед

Коран

Мусульмане

Ислам

Аллах

Нормы поведения

Государство исполняет волю Аллаха

Шариат

Кади

Не убивай

Не кради

Не лги

Люби ближнего

Уважай родителей

Государство

Халиф

Лоскутная империя

Дамаск

Багдад

Харун ар- Рашид

Везир

Эмиры

Арабский халифат

Бедуины

Мекка

Кааба

Ислам

Шариат

Кади

Хиджра

Мухаммед

Медина

Коран

© 2010-2022