Урок. Россия в дореформенное время. 8 класс. История России

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Россия в дореформенное время. Обобщающий урок, 8-й класс

  • Сухотерина Марина Ивановна, учитель истории и обществознания

Разделы: История и обществознание

Тема урока: «Россия в дореформенное время».

Тип урока: урок комплексного применения знаний, урок-дискуссия.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Цели по содержанию:

  • Образовательный аспект:

    • создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в период царствования Александра I и Николая I;

    • выяснение причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране с неудачами этих начинаний.

  • Развивающий аспект:

    • развитие коммуникативных навыков, умение работать с различными видами источников, навыков исторического анализа;

    • развитие критического мышления (умение выделять главное, умение систематизировать, сравнивать, анализировать, оценивать ответы других, умение представлять работу группы.);

    • развитие умений делать вывод по результатам своей деятельности;

    • развитие памяти, внимания, логики, цельности восприятия материала.

  • Воспитательный аспект:

    • создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны;

    • формирование активной жизненной позиции;

    • обучение навыкам учебного труда, умению брать на себя ответственность, отстаивать свою точку зрения;

    • воспитание коммуникативности, толерантности.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения:

1. Объяснительно-иллюстративный.
2. Частично-поисковый (отбор информации, поиск информации)
3. Методы научного познания - обобщение, сравнение.

Типы упражнений:

1. Открытого типа (отстаивание своей точки зрения).
2. Упражнения закрытого типа (конкретизация фактов).

Средства обучения:

1.Учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX век.
2. Иллюстративные: портреты Александра I и Николая I; карта «Россия в первой половине XIX века».
3. Раздаточный материал (задания для работы в группах).

Технологии обучения:

1. Критического мышления.
2. Дискуссия.

Структура урока:

I этап урока - вызов. На данной стадии урока систематизируется информация до знакомства с основными вопросами. Выделяются смысловые единицы и графическое их оформление в определенном порядке, с которыми впоследствии происходит работа.

II этап урока - осмысление. На данной стадии урока учащиеся воспринимают информацию в виде толстых и тонких вопросов учителя. Осмысливают. Анализируют. В схему вписывают реализованные планы.
Вопросы составлены по правлению Александра I. Правление Николая I оценивается самими учащимися в ходе работы с опорным планом-конспектом.

III этап - рефлексия. На этой стадии, на основе заполненного кластера учащиеся делают вывод о развитии России в дореформенное время. Внимание обращается прежде всего на реализованные планы, на необходимость проведения реформ, на развитие капитализма в условиях крепостничества.

I.

- На сегодняшнем уроке мы должны закрепить ранее изученный материал, попытаться обобщить и выделить основные проблемы в период царствования Александра I и Николая I.
Наша цель - доказать, что власть понимала необходимость реформ, что в дальнейшем и подтвердилось.
Основные проблемы будут сформулированы в виде кластера. (Приложение 1) Среди проблем прозвучат:

1. Создание парламента.
2. Отмена крепостного права.
3. Введение конституции.
4. Отмена сословий.
5. Право на образование.
6. Проблемы в национальной политике.
7. Свобода вероисповедания.
8. Решение внешнеполитических задач.

Почему именно эти проблемы были в центре внимания?

  • социально-экономическое развитие России тормозили феодально-крепостнические порядки;

  • промышленный переворот начинается в условиях феодально-крепостнических отношений;

  • развитие капиталистических отношений требовали грамотные кадры;

  • необходимо поднять престиж России на международном уровне;

  • необходимо участие сословий в управлении государством.

Ваша задача: прослушать вопрос, предложить вариант ответа, вписать в кластер.

II.

1 вопрос: О каком документе идет речь? (90 % населения России в начале XIX века - крестьяне. Крепостных - 40-45 %. Реальные результаты данного документа таковы: во время царствования Александра I заключено 160 сделок, по которым выкупилось на свободу 47 тыс. душ мужского пола. Условия выкупа - 100 рублей серебром, что составляло 15-20 годовых оброков. (1803 г.- указ о вольных хлебопашцах)

2 вопрос: «Светило Российской бюрократии. Великий реформатор без реформ.» (Сперанский М.М. Предложения Сперанского - избирательное право, гражданское право, разделение властей, формирование Госдумы. Появился Госсовет - законосовещательный орган при царе - 1810 г. Созданы министерства - 1802 г.)

3 вопрос:

Его мы очень смирным знали,
Когда не наши повара
Орла двуглавого щипали
У Бонапартова костра…
Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?

А.С.Пушкин.

- Какому событию посвящено стихотворение? (Роль данного события в истории России. Какое учебное заведение закончил автор. Какой храм построен в честь данного события. Необходимо обратить внимание на появление Лицея - 1811 год,5 университетов-1809-1819 гг.)

4 вопрос: В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение представлено исключительно дворянами. В.И.Ленин. Назвать героев движения. Цели. Программы обществ декабристов.

5 вопрос: Это слово возникло в Римской империи, и в переводе с латинского означает «Установление, устройство». Может быть дарованной народу, провозглашенной народом. (Конституция Царства Польского. 1815 год.)

Вывод. Формулируют учащиеся на основе заполненного кластера.
Выводы о правлении Николая I формулируются на основе работы с планом-конспектом. (Приложение 2,Приложение 3). Выделяются положительные моменты: кодификация законов 1830-32 гг., вписываются в кластер.

III.

- На данном этапе возвращаемся к началу урока, работаем с заполненным кластером, делаем выводы. Заполняем анкету. (Приложение 4)

Урок.Россия в дореформенное время.8 класс.История России.Урок.Россия в дореформенное время.8 класс.История России.Урок.Россия в дореформенное время.8 класс.История России.Урок.Россия в дореформенное время.8 класс.История России.

© 2010-2022