Конспект по истории на тему: «В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса» (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект по истории на тему: «В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса» (5 класс)Конспект по истории на тему: «В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса» (5 класс)Конспект по истории на тему: «В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса» (5 класс)Тема урока: «В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса».

Цели урока:

  1. Выяснить и описать виды древнегреческих афинских школ. Рассмотреть развитие древнегреческого театра. Расширить представления учащихся о жизни в Афинах. Углубить знания учащихся по истории Древней Греции.

  2. Развивать у учащихся внимание, познавательную деятельность, логическое мышление, память. Формировать умения проектной деятельности, выступать с сообщениями и докладами перед классной аудиторией.

  3. Формирование вкуса к жизни через соприкосновение с искусством, воспитание эстетических чувств, развитие интереса к предмету.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебная картина, мультимедиа, презентация, карта.

Литература:


  • В.И. Уколова, Л.П. Маринович «История Древнего мира»;

  • А.А. Вигасин, Г.И. Годер «История Древнего мира»;

  • Г.И. Годер Методическое пособие по истории древнего мира.



Методы и приемы

Содержание урока

Виды деятельности учащихся

Предположительный ответ учеников

Организационный момент













Проверка домашнего задания



































Подготовка к изучению нового материала.





















































Работа с картиной









Беседа









































Повествование































































































Работа с рисунком































Повествование















































Закрепительная беседа


Здравствуйте, ребята! Проверьте ваши рабочие места, на ваших партах должны лежать учебник, атлас, ваша рабочая тетрадь и письменные принадлежности. Скажите, кто отсутствует на уроке. И так начнем!

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте проверим, как вы усвоили предыдущий. На прошлом уроке вы изучали тему « В городе богини Афин».

Вопросы для повторения:

Итак, на прошлом уроке мы побывали в городе богини Афины



  1. С какими достопримечательностями этого города мы познакомились?

  2. Что такое Агора?

  3. Почему афиняне стремились побывать в Агоре?

  4. Как называется район, где жили ремесленники?

  5. Что такое Акрополь?

На дом вам был дан пересказ 2 пункта § 37. Кто готов отвечать?

Молодцы, теперь обратимся к вопросам после § 37.

Молодцы, ребята, а теперь запишем Д/з на следующий урок: читать и знать § 38-39 , пересказ 1 пункта § 38 и пересказ 2 пункта §39, ответить на вопросы после § 38-39.

Итак, приступим!

Ребята! Мы с вами находимся в Древней Греции, в Афинском государстве. Демократия в Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры. Главная задача греческой культуры - воспитать всесторонне развитого человека.

Как вы это понимаете, ребята? Что значит выражение «всесторонне развитая личность»?

К воспитанию именно такого человека и стремились греки.

Также мы с вами на уроке поговорим о театре.

Итак, тема нашего урока: «В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса».

План нашего урока:

  1. Рабы-педагоги;

  2. Учебные заведения Древней Греции ;

  3. Возникновения театра в Древней Греции;

Чтоб ребята не скучали.

Знанья в классе получали.

Путешествие совершим.

Всех рассказом удивим.



Итак, приступаем к изучению первого вопроса: «рабы педагоги».

На экране мультимедийного проекта изображение древнегреческой школы.

Ребята, что, вы видите на картине?

Это образовательное учреждение города Афин. В греческих школах учеников учили ясно и красиво говорить. Ученики заучивали стихи Гомера и других поэтов. Греки считали также, что образованный человек тот, кто умеет петь и танцевать.

Ребята, а чем афинское воспитание отличалось от спартанского?



А чтобы поподробнее узнать, чем афинское воспитание отличалось от спартанского, прочитайте пункт 1 параграфа 38 и ответьте на вопросы:



  1. С какого возраста начиналось обучение детей в Древней Греции?

  2. Кого в Греции называли «педагогами» и какие обязанности были у них?

Греческие педагоги нередко плохо говорили по - гречески. Почему?».

- Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул:

«Вот ещё одним педагогом стало больше!» - Что, он имел в виду?

Ребята обратите ваше внимание на статуэтку педагога Внимательно рассмотрите её и опишите. (Особое внимание нужно обратить на одежду и фигуру педагога).

В Афинах все мужчины были грамотными. Образование было недоступно девочкам и детям из бедных семей. Греки в 8 веке до.н. э. изобрели алфавит. Они позаимствовали алфавит у финикийцев, но он им не понравился.

Ребята как вы думаете, почему грекам не нравился алфавит финикийцев?

Греки первыми стали обозначать буквами гласные звуки. В алфавите у греков было 24 буквы, ими греки передавали все многообразие звуковой речи при письме. Многие народы, создавшие своё письмо, использовали греческий алфавит.

В греческих школах были разные ученики, не всем легко давалось грамота.

Рассказывали про одного богача, который подарил своему ленивому сыну 24 раба, имена их начинались с первых букв алфавита.





Таким образом, мы с вами выяснили, что представляет раб-педагог в Древней Греции. И мы приступаем к изучению второго пункта плана «Учебные заведения Древней Греции».

В Греции было несколько типов учебных заведений. А какие учебные заведения есть в нашем городе?

Мы посетим учебные заведения Древней Греции, и узнаем какими они были и чему в них учили.

Учебные заведения Древней Греции

Школа Палестра Гимнасий

Школа.

Ребята, исходя из сообщения, про школу ответьте на вопрос:

Что нового о древнегреческой школе, вы узнали из этого сообщения?

Теперь давайте, познакомимся со следующей ступенью обучения в Древних Афинах. На мультимедийном проекторе изображение древнегреческой палестры (или учебник на стр. 174).

Что вы видите на экране?

Это, ребята тоже школа, которая называлось палестра. По гречески «Пале» - это борьба от этого слова и произошло название. Греки считали, что умственное и моральное развитие достигается в здоровом теле, которое должно всесторонне и свободно развиваться так, чтобы человек достигал гармонического совершенства души и тела.

Послушайте сообщение о палестре. Что вы узнали из сообщения?

Ребята обратите внимание на экране мультимедийного проектора изображение скульптуры» Дискобол» - метатель диска скульптора Мирона. Копьеносец - скульптора Поликлета.

Скажите ребята, что хотели донести до зрителя греческие скульпторы?

В Афинах существовала третья ступень образования. Послушайте сообщение об этом. Ребята, что вы узнали из сообщения?

В гимнасии приходили и выступали такие учёные как Демокрит, Аристотель, Гиппократ, Геродот.

Путешествуя по Древней Греции, вы убедились, какой большой вклад внесли древние греки в развитие письменности, чему и как учили в афинских школах и гимнасиях. Пора побывать в театре Диониса.

Итак, ребята мы с вами приступаем к изучению третьего вопроса «Возникновения театра в Древней Греции».

Мы знаем, что любимым зрелищем греков были Олимпийские игры. Со всех концов Греции спешили посмотреть их или поучаствовать в них.

Но у греков было еще одно увлечение - это театр. Впервые он возник в Греции 2500 лет назад.

Само слово театр означает место для зрелищ. Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога виноделия Диониса.

Просмотр видеофрагмента.

Вопросы после просмотра видеофрагмента:

  1. С именем, какого бога связано зарождение театра в Древней Греции?

  2. Назовите главные виды представлений в театре Древней Греции?

Греческий театр

состоял из трех частей

«СКЕНА» «ОРХЕСТРА» «МЕСТА ДЛЯ

ЗРИТЕЛЕЙ»

Место, где внизу около

играли актеры. сцены располагался

Актеры - мужчины, хор.

исполняли женские

роли.

Закрепление изученного материала:

  1. Кто обучал детей знаниям?

  2. Какие учебные заведения были в Древней Греции?

  3. С именем какого бога связано зарождение театра в Древней Греции?

  4. Из каких трех частей состоял театр?

  5. Назовите главные виды представлений в театре Древней Греции?

Таким образом, ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Достижения педагогической мысли Греции о всесторонне развитой личности, об умственном, физическом и моральном развитии человека остаются актуальными и сегодня. Мы с вами должны действительно стремиться к всестороннему развитию, чтобы быть сильными, активными гражданами нашего государства. А также познакомились с новым увлечением греков - театр.























Отвечают.

















Пересказывают пункт § и отвечают на вопросы после §.







Записывают домашнее задание.











Отвечают.



















Записывают новую тему.





Слушают.





















Смотрят на картину и отвечают на вопрос.

























Отвечают.















Отвечают на вопрос.





Смотрят на статуэтку и описывают её.















Отвечают на вопрос.















Слушают.











































Чертят схему в тетрадь









Слушают сообщения, отвечают на вопрос.





Отвечают на вопрос.







Слушают.









Слушают сообщение.





Отвечают на вопрос.









Слушают сообщение































Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы.













Записывают схему в тетрадь

















Отвечают на вопросы.



С тремя главными районами города Афины - Керамик, Агора, Акрополь. Агора - главная площадь Афин. Афиняне стремились побывать в Агоре, потому что это еще был и рынок. Район, где жили ремесленники - Керамика. Акрополь - холм, возвышающийся над городом и венчающийся его храмами, посвященными покровительнице города - Афине, богине мудрости и труда.





Правильно, физическое здоровье также важно, как и умственное, и моральное развитие.







На картине греческая школа, где идёт урок музыки. В правой части картины мы видим урок поэзии. Учитель, развернул книгу, по которой читает ученик; на стене развешены учебные предметы.

Спартанцы, больше воспитывали в детях физическую силу, а не заботились об интеллектуальном развитии.

Обучение детей начиналось с семилетнего возраста. «Педагогами» в Греции называли раба, который сопровождал мальчика в школу и следил за его поведением и успехами в школе.

Педагоги - рабы -это военнопленные из других стран.

Педагогами становились рабы, которые получали увечья и не были годны к работе в других местах.

У финикийцев в алфавите не было гласных букв, поэтому это вызывало определённые трудности. Это дало возможность 24 буквами греческого алфавита передавать все многообразие звуковой речи при письме. Многие народы, создавшие свое письмо, использовали греческий алфавит. Греческая азбука лежит в основе азбук - русской, английской, французской.





Школы, ПТУ, школа-интернат, университеты.



Обучение было платным. В школе для письма, использовали специальные дощечки, покрытые воском. Не все дети, добросовестно относились к учёбе в школе

На экране изображена спортивная борьба. Борьба, проходит под контролем взрослого человека.



Греческое искусство прославляло физически сильных, прекрасных граждан - готовых к подвигу, к защите своего полиса.









Дионис; комедия и трагедия.









Раб-педагог; школа, палестра, гимнасии; Дионис; Скена, Орхестра, места для зрителей; комедия и трагедия.

11


© 2010-2022