- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории для 5 класса
Рабочая программа по истории для 5 класса
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Григорьева Н.М. |
Дата | 15.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
г. Мичуринска Тамбовской области
Рабочая программа
по истории
для 5класса
(программа составлена на 5 лет)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом МБОУ СОШ №15
Протокол №__ от__.__.201__г.
Рабочая программа по истории Древнего мира. 5 класс
-
Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 15 и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 276-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и авторской программой под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл.», издательство «Просвещение», 2012г.
Цель изучения курса истории Древнего мира:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта зарубежных стран и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории Древнего мира:
- усвоения учащимися системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого - формирование гуманистической направленности личности;
- формирование у учащихся представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
- усвоение учащимися значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации;
- выявление особенностей взаимодействия человека с окружающей природной средой, движения человечества от первобытности к цивилизации.
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы - История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных заведений / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. М.: Просвещение, 2012.
-
Общая характеристика учебного предмета
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей культур.
Курс «История Древнего мира» для 5 классов основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. Общая цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания. На материале древней истории начинается формирование основ системных исторических знаний, в более широком плане - основ гуманитарной и гуманистической культуры учащихся. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Изучая историю в 5 классе, учащиеся приобретают базовые исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем.
Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения. Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, соей этнической, религиозной, культурной общности и во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Формы организации учебной деятельности: практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, дискуссии.
Основными формами организации учебных занятий являются:
-
Уроки изучения и первичного закрепления знаний;
-
Урок закрепления знаний и выработки умений;
-
Уроки обобщения и систематизации знаний;
-
Практические работы
-
Уроки проверки, оценки контроля знаний.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).
Формы контроля:
-
Тестирование;
-
Задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
-
Моделирование жизненных ситуаций.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана на 68 учебных часов в год из расчета 2 часа в неделю. При этом резерв свободного времени направлен на реализацию авторских подходов с целью использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения педагогических технологий.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
(личностные, метапредметные, предметные)
Личностными результатами, формируемыми при изучении курса «История Древнего мира» являются:
-
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
-
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической группы;
-
Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результатами, формируемыми при изучении курса являются:
-
Способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
-
Владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);
-
Способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.);
-
Готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметными результатами, формируемыми при изучении курса являются:
-
Усвоение первичных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
-
Формирование у учащихся эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
-
Складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
-
Овладение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
-
Умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
-
Овладение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
-
Первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-
Расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов понятий;
-
Умение составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним;
-
Понимание вклада древних народов в мировую культуру.
-
Содержание учебного предмета
История Древнего Мира (68ч.)
Раздел I. Жизнь первобытных людей (8ч.)
Что изучает история? измерение времени в истории (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Раздел II. Древний Восток (19ч.)
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империя Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Раздел III. Древняя Греция. (21ч.)
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания, Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Раздел IV. Древний Рим (20ч.)
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Война с Карфагеном, Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти, Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство, Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. Семь чудес света. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
-
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельностиРаздел I.
Жизнь первобытных людей
8
иметь представление:
-
о значении терминов: история, век, исторический источник;
-
о местах расселения древних людей.
знать:
-
об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей.
уметь:
-
находить в учебнике структурные элементы;
-
объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудия труда и др.);
-
объяснять как ведется счет лет «до н.э.» и «н. э.», используя «линию времени»;
-
свободно оперировать понятиями и терминами раздела;
-
называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории.
2.
Раздел II.
Древний Восток
19
иметь представление:
-
о расположении древних государств Египта, Месопотамии, Индии, Китая, своеобразии их развития и достижениях каждого из государств.
знать:
-
значение понятий и терминов: фараон, жрец, раб, пирамида, папирус, империя, конфуцианство;
-
предметы материальной культуры и произведения древнегреческого искусства;
-
изобретения и культурные достижения жителей Древнего Междуречья, Индии, Китая;
-
об условиях жизни и занятиях населения Древней Индии, общественный строй, положение представителей различных варн (каст).
уметь:
-
показывать на карте территорию и центры Древнеегипетского государства, города и государства Восточного Средиземноморья, местоположение древнейших государств Месопотамии, территорию Персидской державы, Древней Индии, Древнего Китая;
-
характеризовать: 1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной;
-
объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе; характеризовать источники (материальные и письменные; законы Хаммурапи), рассказывающие о древних цивилизациях;
-
объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму; рассказывать о культуре и религии Древней Индии;
-
характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае;
-
свободно оперировать понятиями и терминами раздела;
-
выделять общие и отличные черты в развитии древнейших государств.
3.
Раздел III. Древняя Греция.
21
иметь представление:
-
о местоположении древнегреческой цивилизации и ее достижениях в различных сферах жизни.
знать:
-
об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции;
-
о том, как утверждались демократические порядки в Афинах; каким было спартанское воспитание; что означало в Древней Греции понятие гражданин;
-
о развитии наук, образовании в Древней Греции;
-
вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие;
-
значение понятия эллинизм;
-
причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока.
уметь:
-
показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий;
-
объяснять какую роль играли религиозные культуры в греческом обществе;
-
характеризовать общественно-политическое устройство древнегреческих городов-государств (Афины, Спарта);
-
объяснять причины итоги войн, которые вели древнегреческие государства;
-
характеризовать афинскую демократию при Перикле;
-
рассказать о развитии наук, образовании в Древней Греции;
-
показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского;
-
составлять характеристику (исторический портрет) Александра Македонского;
-
описывать произведения древнегреческого искусства; аргументировано высказывать свои оценочные суждения.
4.
Раздел IV.
Древний Рим
20
иметь представление:
-
о местоположении древнеримской цивилизации и ее достижениях в различных сферах жизни;
-
о вкладе древних цивилизаций в историю человечества.
знать:
-
об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии;
-
значение понятий: патриций, плебей, республика, консул, трибун, сенат, диктатор, легион, император, провинция; верования древних жителей Италии;
-
о культурной жизни в Древнем Риме;
-
о положении трудового населения, рабов.
уметь:
-
объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе;
-
использовать карту при характеристике военных походов Рима; характеризовать причины и итоги войн Рима;
-
показывать на карте владения Римской империи, территории Западной и Восточной частей империи после ее разделения;
-
характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, ее участников, важнейшие события;
-
составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства.
иметь опыт:
-
описания произведений древнеримского искусства;
-
высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.
-
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основная учебная литература
-
Вигасин А.А., Годер Г.И. Программы по истории древнего мира 5 класс.
- М.: Просвещение, 2012.
-
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира 5 класс. Учебник. - М.: Прсвещение,2015.
-
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2015.
-
Атлас и контурные карты по истории Древнего мира 5 класс. - М.: Просвещение, 2015.
Дополнительная учебная литература (литература для учителя)
-
Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира: пособие для учителя. - М., 1996.
-
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греци и Рима. Пер. с польск., М., 1988.
-
Грант М. Крушение Римской империи. Пер. с англ. - М., 1998.
-
Крамер С.Н. История начинается в Шумере. - М., 1991.
-
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. Пер. с польск. - М., 1992.
-
Маринович Л.П. Александр Македонский. - М., 1997.
Дополнительная учебная литература (литература для учащихся)
-
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М., 1995, 1996.
-
Грант М. Двенадцать цезарей. Пер. с англ. - М., 1998.
-
Керам М. Боги, гробницы, ученые. - СПб., 1994.
-
Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. - СПб., 2000.
-
Монтэ П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. Пер. с фр. - М., 1989.
-
Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес Древнего мира. - М., 1966.
Нормативно-правовая литература
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
-
Примерные программы основного общего образования (история). - М.: Просвещение, 2011.
-
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253».
Электронные образовательные ресурсы
-
school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
-
rfdeti.ru уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка.
Перечень рекомендуемых технических средств обучения
- компьютер
- проектор
- принтер
- телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети.