Рабочая программа по истории для 5 класса

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

г. Мичуринска Тамбовской области





Рабочая программа

по истории

для 5класса





(программа составлена на 5 лет)





Рассмотрена и рекомендована к утверждению

Методическим советом МБОУ СОШ №15

Протокол №__ от__.__.201__г.





Рабочая программа по истории Древнего мира. 5 класс

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 15 и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 276-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и авторской программой под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл.», издательство «Просвещение», 2012г.

Цель изучения курса истории Древнего мира:

- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта зарубежных стран и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории Древнего мира:

- усвоения учащимися системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого - формирование гуманистической направленности личности;

- формирование у учащихся представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;

- усвоение учащимися значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации;

- выявление особенностей взаимодействия человека с окружающей природной средой, движения человечества от первобытности к цивилизации.

Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы - История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных заведений / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. М.: Просвещение, 2012.


  1. Общая характеристика учебного предмета

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей культур.

Курс «История Древнего мира» для 5 классов основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. Общая цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания. На материале древней истории начинается формирование основ системных исторических знаний, в более широком плане - основ гуманитарной и гуманистической культуры учащихся. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Изучая историю в 5 классе, учащиеся приобретают базовые исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем.

Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения. Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, соей этнической, религиозной, культурной общности и во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Формы организации учебной деятельности: практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, дискуссии.

Основными формами организации учебных занятий являются:

  • Уроки изучения и первичного закрепления знаний;

  • Урок закрепления знаний и выработки умений;

  • Уроки обобщения и систематизации знаний;

  • Практические работы

  • Уроки проверки, оценки контроля знаний.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

Формы контроля:

  1. Тестирование;

  2. Задания на выявление операционных жизненных ситуаций;

  3. Моделирование жизненных ситуаций.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов в год из расчета 2 часа в неделю. При этом резерв свободного времени направлен на реализацию авторских подходов с целью использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения педагогических технологий.




4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

(личностные, метапредметные, предметные)


Личностными результатами, формируемыми при изучении курса «История Древнего мира» являются:

  • Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

  • Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической группы;

  • Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметными результатами, формируемыми при изучении курса являются:

  • Способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

  • Владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);

  • Способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.);

  • Готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными результатами, формируемыми при изучении курса являются:

  • Усвоение первичных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

  • Формирование у учащихся эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

  • Складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

  • Овладение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

  • Умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

  • Овладение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

  • Первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • Расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов понятий;

  • Умение составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним;

  • Понимание вклада древних народов в мировую культуру.

  1. Содержание учебного предмета

История Древнего Мира (68ч.)

Раздел I. Жизнь первобытных людей (8ч.)

Что изучает история? измерение времени в истории (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Раздел II. Древний Восток (19ч.)

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империя Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Раздел III. Древняя Греция. (21ч.)

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания, Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Раздел IV. Древний Рим (20ч.)

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Война с Карфагеном, Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти, Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство, Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. Семь чудес света. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.






  1. Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельностиРаздел I.

Жизнь первобытных людей

8

иметь представление:

  • о значении терминов: история, век, исторический источник;

  • о местах расселения древних людей.

знать:

  • об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей.

уметь:

  • находить в учебнике структурные элементы;

  • объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудия труда и др.);

  • объяснять как ведется счет лет «до н.э.» и «н. э.», используя «линию времени»;

  • свободно оперировать понятиями и терминами раздела;

  • называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории.

2.

Раздел II.

Древний Восток

19

иметь представление:

  • о расположении древних государств Египта, Месопотамии, Индии, Китая, своеобразии их развития и достижениях каждого из государств.

знать:

  • значение понятий и терминов: фараон, жрец, раб, пирамида, папирус, империя, конфуцианство;

  • предметы материальной культуры и произведения древнегреческого искусства;

  • изобретения и культурные достижения жителей Древнего Междуречья, Индии, Китая;

  • об условиях жизни и занятиях населения Древней Индии, общественный строй, положение представителей различных варн (каст).

уметь:

  • показывать на карте территорию и центры Древнеегипетского государства, города и государства Восточного Средиземноморья, местоположение древнейших государств Месопотамии, территорию Персидской державы, Древней Индии, Древнего Китая;

  • характеризовать: 1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной;

  • объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе; характеризовать источники (материальные и письменные; законы Хаммурапи), рассказывающие о древних цивилизациях;

  • объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму; рассказывать о культуре и религии Древней Индии;

  • характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае;

  • свободно оперировать понятиями и терминами раздела;

  • выделять общие и отличные черты в развитии древнейших государств.

3.

Раздел III. Древняя Греция.

21

иметь представление:

  • о местоположении древнегреческой цивилизации и ее достижениях в различных сферах жизни.

знать:

  • об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции;

  • о том, как утверждались демократические порядки в Афинах; каким было спартанское воспитание; что означало в Древней Греции понятие гражданин;

  • о развитии наук, образовании в Древней Греции;

  • вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие;

  • значение понятия эллинизм;

  • причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока.

уметь:

  • показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий;

  • объяснять какую роль играли религиозные культуры в греческом обществе;

  • характеризовать общественно-политическое устройство древнегреческих городов-государств (Афины, Спарта);

  • объяснять причины итоги войн, которые вели древнегреческие государства;

  • характеризовать афинскую демократию при Перикле;

  • рассказать о развитии наук, образовании в Древней Греции;

  • показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского;

  • составлять характеристику (исторический портрет) Александра Македонского;

  • описывать произведения древнегреческого искусства; аргументировано высказывать свои оценочные суждения.

4.

Раздел IV.

Древний Рим

20

иметь представление:

  • о местоположении древнеримской цивилизации и ее достижениях в различных сферах жизни;

  • о вкладе древних цивилизаций в историю человечества.

знать:

  • об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии;

  • значение понятий: патриций, плебей, республика, консул, трибун, сенат, диктатор, легион, император, провинция; верования древних жителей Италии;

  • о культурной жизни в Древнем Риме;

  • о положении трудового населения, рабов.

уметь:

  • объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе;

  • использовать карту при характеристике военных походов Рима; характеризовать причины и итоги войн Рима;

  • показывать на карте владения Римской империи, территории Западной и Восточной частей империи после ее разделения;

  • характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, ее участников, важнейшие события;

  • составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства.

иметь опыт:

  • описания произведений древнеримского искусства;

  • высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.






  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Основная учебная литература

  1. Вигасин А.А., Годер Г.И. Программы по истории древнего мира 5 класс.

- М.: Просвещение, 2012.

  1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира 5 класс. Учебник. - М.: Прсвещение,2015.

  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2015.

  3. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира 5 класс. - М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная учебная литература (литература для учителя)

  1. Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира: пособие для учителя. - М., 1996.

  2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греци и Рима. Пер. с польск., М., 1988.

  3. Грант М. Крушение Римской империи. Пер. с англ. - М., 1998.

  4. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. - М., 1991.

  5. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. Пер. с польск. - М., 1992.

  6. Маринович Л.П. Александр Македонский. - М., 1997.

Дополнительная учебная литература (литература для учащихся)

  1. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М., 1995, 1996.

  2. Грант М. Двенадцать цезарей. Пер. с англ. - М., 1998.

  3. Керам М. Боги, гробницы, ученые. - СПб., 1994.

  4. Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. - СПб., 2000.

  5. Монтэ П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. Пер. с фр. - М., 1989.

  6. Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес Древнего мира. - М., 1966.

Нормативно-правовая литература

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  2. Примерные программы основного общего образования (история). - М.: Просвещение, 2011.

  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.

  4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253».

Электронные образовательные ресурсы

  1. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  2. rfdeti.ru уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка.

Перечень рекомендуемых технических средств обучения

- компьютер

- проектор

- принтер

- телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети.



© 2010-2022