История России 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование по Истории России 6 класс.

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Вид деятельности

Планируемые результаты (УУД)

Вид контроля

Кол.час.

план

факт





Личностные

Предметные

Метапредметные


История России

1/34-1ч



Древняя Русь в VIII- первой половине XII вв. Древнейшие народы на территории России.


открытие нового знания

Появление людей на территории современной России. Зарождение родового строя. Появление земледелия, скотоводства и ремесла. Начало распада первобытного общества. Греческие города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны. Жители лесной полосы Восточной Европы.

Беседа по вопросам периодизации всемирной истории. Работа с иллюстративным рядом учебника, с картой. Заполнить схему «Исторические источники»


Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

Активизировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников.

Характеризовать источники по российской истории.

Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России. Показывать на карте расселение древнего человека на территории России. Характеризовать хронологию Средневековья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен и народов древних государств.- Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером


Опрос


д/з: §1

2/35-1ч



Восточные славяне.

комбинированный урок

Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Работа с текстом учебника, с картой. Заполнение таблицы.


Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, занятия, общественное устройство. Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

Раскрывать значение понятий язычество, вече, народное ополчение, дань.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Опрос


д/з: §2

3/36-1ч



Формирование Древнерусского государства.

открытие нового знания

Предпосылки создания Древнерусского государства. Появление княжеской власти у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы, работа с картой, работа с учебником. Обсуждение вопросов.


Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.

Раскрывать значение понятий государство, князь, дружина, полюдье.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Опрос


д/з: §3

4/37-1ч



Первые киевские князья.

комбинированный урок

Деятельность князя Олега (879-912). Правление Игоря (912-945) и Ольги (945-957). Походы князя Святослава (957-972).

Устный рассказ, составление хронологической таблицы.


Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет». Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Готовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

Опрос


д/з: §4

5/38-1ч



Владимир Святославич. Принятие христианства.

открытие нового знания

Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Устный рассказ, тесты, ответы на вопросы. Составить план одной части параграфа. Проводить сравнительный анализ


Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославовича. Составлять характеристику князя Владимира. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси.

Раскрывать значение понятий: митрополит, епископ.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Опрос


д/з: §5

6/39-1ч



Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

комбинированный урок

Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Управление государством при Ярославе Мудром. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения.

Работа с текстом учебника, ответы на вопросы, выполнение заданий, составлять развёрнутый план одной части параграфа.


Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце Х - первой трети ХП в.

Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды и «Устава» Владимира Мономаха.

Составлять характеристики Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.

Раскрывать значение понятий: наместник, посадник, усобицы, боярин, вотчина, холоп.

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Опрос


д/з: §6

7/40-1ч



Культура Древней Руси.

комбинированный урок

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Выступление с сообщениями, заполнение таблицы.


Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения


Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи, предметы декоративно прикладного искусства.

Раскрывать значение понятий: мозаика, фреска, икона, скань, зернь, миниатюра, житие.Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Опрос


д/з: §7

8/41-1ч



Быт и нравы Древней Руси.

комбинированный урок

Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Военное дело. Жилище. Одежда.

Составлять рассказ об одном дне жизни: князя, ремесленника, крестьянина.


Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

Характеризовать образ жизни представителей различных слоев древнерусского общества. Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения, (презентации) о каком-либо городе (по выбору учащегося) и игрового занятия «Путешествие в древнерусский город».

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Опрос


д/з: §8

9/42-1ч



Проверочная работа.

контроль и коррекция знаний


Тест

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Применение знаний и умений. Систематизировать исторический материал. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества. Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода. Выполнять тестовые задания по типу ГИА (упрощенный вариант)

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Тестовая работа

10/

43-1ч



Русь удельная в XII-XIII вв. Начало раздробления Древнерусского государства.


открытие нового знания

Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113-1125). Причины раздробленности Древнерусского государства. Государственное правление в период раздробленности.

Составление плана, работа с текстом учебника.


Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

Объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности.

Раскрывать значение понятий: феодал, феод, феодальная раздробленность.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества

Опрос


д/з: §9

11-12/

44-45-2ч



Главные политические центры Руси.

комбинированный урок

Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий (1125-1157). Андрей Боголюбский (1157-1174). Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). Новгородская земля. Политические особенности Новгородской земли. Галицко-Волынское княжество.

Работа с исторической картой и текстом учебника.


Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси.

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития, достижения культуры от-дельных княжеств и земель. Составлять характеристики исторических личностей. Рассказывать об особенностях жизни Новгородской республики. Примечание: знакомство с историей Галицко-Волынского княжества дать ученикам в качестве Д/З. Раскрывать значение понятий: берестяные грамоты, республика, тысяцкий, посадник.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Опрос


д/з: §10-11

13/

46-1ч



Нашествие с Востока.




открытие нового знания

Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Изучить историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы. Обсудить в группах значение героической обороны русских городов.


Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе


Изучать материалы, свидетельствующие о походах монголь-ских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины

успехов монголов. Раскрывать значение понятий: иго, тысяча, тьма.Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

Опрос


д/з: §12

14/

47-1ч



Борьба Руси с западными завоевателями.

комбинированный урок

Шведские, немецкие и датские рыцари в Прибалтике. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Заполнение сравнительной таблицы. Выступление с сообщениями.


Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и ледовом побоище. Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель. Составлять характеристику Александра Невского (сообщение, презентация)

Начать составлять характеристику Александра Невского. Раскрывать значение понятий: ледовое побоище, невская битва, крестоносцы.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Опрос


д/з: §13

15/

48-1ч



Русь и Золотая Орда.

комбинированный урок

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Работа с текстом учебника; выступать с сообщением; заполнять таблицу


Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды. Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. Завершить составление характеристики Александра Невского. Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского.

Характеризовать политику литовских князей. Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счет русских земель. Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому. Раскрывать значение понятий: Золотая Орда, баскак, ордынский выход, перепись населения, ярлык.

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Опрос


д/з: §14

16/

49-1ч



Русь и Литва.

комбинированный урок

Формирование Литовского государства. Гедимин (1316-1341). Характер Литовского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Работа с текстом учебника; выступать с сообщением; заполнять таблицу


Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.



Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Опрос


д/з: §15

17/

50-1ч



Культура русских земель в XII-XIII вв.

комбинированный урок

Особенности культуры XII-XIII веков. Накопление научных знаний. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Работа с текстом учебника; выступать с сообщением; заполнять таблицу.


Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель. Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах, храмах XII-XIII вв., используя Интернет и другие источники.

Раскрывать значение понятий: зодчество.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Опрос


д/з: §16

18/

51-1ч



Проверочная работа.

контроль и коррекция знаний


Тест

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

Применение знаний и умений. Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси.. Выполнять тестовые задания по типу ГИА (упрощенный вариант)

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Тестовая работа

19/

52-1ч



Московская Русь в XIV-XVI вв. Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

открытие нового знания

Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты (1325-1340). Причины возвышения Москвы.

Работа с картой, с текстом учебника; выступать с сообщением.


Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им


Показывать на исторической карте территорию Северо-Вос-точной Руси, основные центры собирания русских земель, тер-риториальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских зе-мель вокруг Москвы.

Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ива-на Калиты. Раскрывать значение понятий: калита.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Опрос


д/з: §17

20/

53-1ч



Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.




комбинированный урок

Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Битва на поле Куликовом. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.

Работа с картой, с текстом учебника; выступать с сообщением.


Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, от-рывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.

Раскрывать значение Куликовской битвы.

Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Готовить сообщения (презентации) о Куликовской битве. Показывать на исторической карте рост территории Москов-ской Руси.

Раскрывать причины и следствия объединения русских зе-мель вокруг Москвы.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Опрос


д/з: §18

21-22/

54-55-2ч



Московское княжество и его соседи в конце XIV- начале XV века.

комбинированный урок

Василий I (1389-1425). Московская усобица. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей.

Работа с картой, текстом учебника.


Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

Показывать на исторической карте рост территории московского княжества. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного. Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальской битвы для судеб Центральной Европы. Раскрывать значение понятий: уния, феодальная война.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности


Опрос


д/з: §19

23/

56-1ч



Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

комбинированный урок

Иван III (1462-1505). Начало борьбы с Новгородом. Присоединения Новгорода к Москвы. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель.

Работа с картой, составить хронологическую таблицу, делать выводы.


Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Объяснять смысл понятия централизованное государство. Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.

Объяснять значение создания единого Русского государства. Начать составлять характеристику Ивана Ш. Сопоставлять факты образования централизованных госу-дарств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное.

крестьян. Раскрывать значение понятий: централизация власти, централизованное государство.

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Опрос


д/з: §20

24-25/

57-58-2ч



Московское государство в конце XV- начале XVI века.

комбинированный урок

Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразование в войске. Изменения в порядке владения землёй. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества.

Анализировать исторический материал и излагать. Работа с текстом учебника.

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.


Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Завершить составление характеристики Ивана III. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать со-держащиеся в них сведения в рассказе о положении Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Оценивать основные события и явления в истории Московс-кой Руси XV XVI вв., роль отдельных исторических личностей. Раскрывать значение понятий: вотчина, поместье, Судебник, Боярская дума, кормление, местничество, пожилое.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Опрос


д/з: §21

26/

59-1ч



Церковь и государство в конце XV- начале XVI века.

комбинированный урок

Изменение в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Разработка теории "Москва - Третий Рим".

Анализировать исторический материал и излагать. Работа с текстом учебника.


Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Раскрывать роль православной церкви в становлении и раз-витии российской государственности.

Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжес-кой властью. Объяснять значение понятий ересь, «Москва - Третий Рим». Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси. Раскрывать значение понятий: ересь, еретики, монастырь, монахи, . иосифляне и нестя-жатели.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Опрос


д/з: §22

27/

60-1ч



Реформы Избранной рады.

комбинированный урок

Боярское правление. Укрепление центральной власти. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Военная реформа.

Работа с текстом и документами.


Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в. Характеризовать основные мероприятия и значение ре-форм 1550-х гг. Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, по-литике власти. Объяснять значение понятий приказ, Земский собор, стре-лецкое войско, заповедные лета.

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Опрос


д/з: §23

28/

61-1ч



Внешняя политика Ивана IV.

открытие нового знания

Присоединение Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Значение присоединения Поволжья к России. Оборона южных рубежей. Присоединение Западной Сибири. Начало Ливонской войны. Окончание Ливонской войны.

Анализировать исторический материал и излагать. Работа с текстом учебника, с картой.


Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности


Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, орга-низуя походы и военные действия на южных, западных и вос-точных рубежах Московской Руси. Раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства. Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака и др.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Опрос


д/з: §24

29/

62-1ч



Опричнина.

комбинированный урок

Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа царя с приближёнными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного.

Составлять характеристику Ивана IV Грозного, давать анализ историческому источнику.


Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять свое отношение к опричному террору на осно-ве анализа документов, отрывков из работ историков.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Опрос


д/з: §25

30-31/

63-64-2ч



Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.

комбинированный урок

Особенности развития русской культуры в XIV-XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература XIV-XV веков. Развитие литературы XVI века.

Работа с текстами исторических источников, иллюстрациями и документами.



Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Составлять таблицу достижений русской культуры в XIV-XVI вв. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) о культуре изучаемого периода, используя Интернет и другие источники.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Опрос


д/з: §26

32/

65-1ч



Архитектура и живопись XIV-XVI вв.

комбинированный урок

Зодчество в XIV-XV веках. Архитектура Московского государства в XVI веке. Русская живопись XIV века. Феофан Грек. Русская живопись XV-XVI веков. Андрей Рублёв.

Работа с текстом, иллюстрациями и документами.


Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой

Составлять систематическую таблицу о достижениях культу-ры Руси в XIV - XV вв. Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Описывать памятники культуры, на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Опрос


д/з: §27

33/

66-1ч



Быт XV-XVI вв.

комбинированный урок

Города. Русская изба. Одежда. Еда.

Работа с документами. Составлять описание быта русских людей, давать характеристику.


Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Описывать быт различных слоев населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете . Обобщать и систематизировать исторический материал. рассказывать о нравах и быте русского общества в XV- начале XVI вв., используя информацию из различных источников.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Опрос


д/з: §28

34/

67-1ч



Итоговое обобщение.




применение знаний и умений

Повторение и контроль по теме «Московская Русь в XV-XVI вв.»

Эвристическая беседа.

Выступать с сообщениями, участвовать в дискуссии, выполнять задания.


Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Высказывать суждения о значении наследия московского государства XIV-XVI вв. для современного общества. Характеризовать общие черты и особенности московской Руси XIV-XVI вв. Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Повторение, опрос

35/

68-1ч



Контрольная работа.

контроль знаний


Контрольная работа

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе.

Применение знаний и умений

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, одноклассников.

Контрольная работа

36-37/

69-70-2ч



Резерв.










Итого :37ч.

© 2010-2022