Урок по истории России в 7 классе на тему Основные сословия российского общества

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Основные сословия российского общества» 7 класс


Цель: познакомить учащихся с основными слоями российского общества в данный период времени

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с сословной структурой российского общества в XVII в.; дать характеристику сословий и особенностей каждого из них; показать изменения, происшедшие в положении бояр, дворян, духовенства в XVII в.

Развивающие: развивать умение работать с учебником, находить нужную информацию

Воспитательные: воспитывать усидчивость, развивать интерес к предмету истории

Тип урока: комбинированный урок

Формы работы: индивидуальные письменные, групповая работа, рассказ, беседа

Термины: сословие, владельческие крестьяне и черносошные, поземельная подать, подворная подать, белые слободы

Ожидаемые учебные результаты. После изучения темы учащиеся должны:

- знать сословную структуру российского общества в XVII в;

- уметь давать характеристику сословий и особенностей каждого из них.

Оборудование: презентация, учебник

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация полученных знаний.

1. Проверка д/з по теме: « Новые явления в экономике» (двое у доски, остальные в тетрадях).

1. Вставьте в текст слова по смыслу.

В_______ВЕКЕ В ЭКОНОМИКЕ _____________ ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ _________: РЕМЕСЛО ПРЕВРАЩАЛОСЬ В _________ ПРОИЗВОДСТВО, РАЗВИВАЛИСЬ ПРЕДПРИЯТИЯ - _____________, ФОРМИРОВАЛСЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ___________.

(Слова: черты, рынок, мануфактура, XVII , Россия, мелкотоварный)

2. Соотнесите понятие и его определение.

Понятие

Определение


1) Всероссийский рынок

А) Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике

2) Мануфактура

Б) Система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке

3) Наемный труд

В) Усиление хозяйственных связей и обмен товарами между различными частями России, основанный на экономической специализации территорий

4) Мелкотоварное производство

Г) Труд работников, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу

1 - В 2 - А 3 - Г 4 - Б

3. Соотнесите центры производства первой половины XVII в. и виды производства, которые в них развивались.

Центры производства

Виды производства

1) Вологда

А) Финифть

2) Ростов Великий

Б) Металлургия

3) Казань

В) Производство ложек

4) Белоозеро

Г) Изготовление кружев

5) Вязьма

Д) Производство замков

6) Нижний Новгород

Е) Металлообработка, ювелирное производство

7) Москва

Ж) Производство саней

8) Кашира, Тула

З) Производство изделий из кожи

1- Г 2 - А 3 - З 4 - В 5 - Ж 6 - Д 7 - Е 8 - Б

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильность выполнения заданий.

III. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами сословное деление российского общества в XVII веке. Запишите в тетрадях тему и план урока.

План урока:

Первое сословие.

Духовенство.

Крестьянство.

Городское население.

Казачество.

- Давайте вспомним, что такое сословие? Сословие - социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

- Давайте рассмотрим, что представлял собой сословный строй в России XVII века глазами иностранца. (Работа с историческим документом "Сословный строй России глазами иностранца А. Олеария" (с. 47-48 учебника).

- Почему А. Олеарий считал всех русских людей рабами, вне зависимости от их сословного положения? В чем это проявлялось? (Ответы: проявление своего ничтожества перед царем, все считаются царскими холопами, многие не ценят свободу).

IV. Физкультминутка.

А сейчас - физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. [1]

V. Работа в группах.

- А сейчас, разделитесь по группам. Работая в группах (каждая группа представляет определенное сословие) ваша задача проработать соответствующий пункт параграфа, используя источники, выяснить, какими правами и обязанностями обладало каждое сословие XVII века. У вас на выполнение - 10 минут. Задача класса, слушая выступление, заполнять таблицу. (Табл. На слайде)

VI. Выступление представителей каждого сословия, заполнение таблицы.



Основные сословия российского общества.



Сословие

Состав сословия

Служба или повинность

Феодалы

Вотчинники

Помещики

Владельцы вотчины

Владельцы поместья

Несли государеву службу на общих основаниях

Посадское

население

Ремесленно-торговое население городов

Платили налоги (тягло)

Духовенство

Белое (приходские священники), черное (монахи).

Церковная служба. Белое духовенство вносило платежи церковным и светским властям.

Крестьяне

Крестьяне вотчинников и помещиков; монастырские и церковные; черносошные .

Работали на земле и выполняли различные повинности.

Приказные люди

Служащие государственных учреждений.

Служили в государственных учреждениях. По статусу приравнивались к дворянам.

Приборные люди

Стрельцы, пушкари, городовые казаки, проживающие в приграничных районах и городах.

Несли военную сторожевую службу. Получали государственное содержание.

Казаки

Военное население Дона, Терека и Яика.

Несли военную службу.

Ясачные люди

Нерусские народы, платившие ясак (дань пушниной).

Платили подать мехами.

VII. Итог. Главный вопрос: Что происходит с сословной структурой России в XVII веке, во время модернизации? (Структура меняется, сословия сохраняются, делятся, появляются новые: казачество, владельческие и черносошные крестьяне, жители белых слобод. При развитии капитализма структура обычно упрощается, а в России XVIIв. почти не меняется, даже усложняется).

VIII. Рефлексия.

- Что такое сословие?

- Какое сословие было новым для России XVII века?

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

IX. Выставление оценок и домашнее задание. п. 5 с.42-47, в раб. тетради задание 3.

Список литературы и интернет-ресурсы:


1.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. Конец16-18 век». Учебник для общеобразовательных организаций. М., Просвещение, 2013 г.

2. Поурочные разработки к учебнику. А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «История России 7 класс». М., Интеллект-Пресс, 2012 г.

3. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «Рабочая тетрадь по истории России конец 16-18 век». М.,Просвещение,2013 г.

4.История в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов. Издание 2-е. Составитель А. С. Тимофеев. Санкт-Петербург, ООО «Виктория плюс», 2010 г.

5. «КИМы. История России, 7 класс», сост. К.В. Волкова, М., ВАКО, 2015.

6. dok.opredelim.com›

7. proshkolu.ru›

8. liveinternet.ru›

9. festival.1september.ru


© 2010-2022