- Преподавателю
- История
- Урок по истории Древнего мира по теме: Восстание Спартака
Урок по истории Древнего мира по теме: Восстание Спартака
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Просвирова К.С. |
Дата | 09.08.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ТЕМА: Восстание Спартака.
ЦЕЛИ:
1. Образовательные: подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения; сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в древнем мире.
2. Развивающие: формировать информационные умения (умения извлекать историческую информацию); коммуникативные (анализировать, делать выводы, развивать речь); умения правильно показывать по карте объекты, умения работать в парах.
3. Воспитательная: развивать интерес к истории, любознательности.
ХОД УРОКА
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие.
II.ВВОДНО- МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Учитель: На берегу реки Тибр, недалеко от Рима ученые археологи при раскопках нашли старинную иллюстрацию. Она была залита кровью, пожелтела от времени, и в руках ученых распалась на 4 части. Нам с вами нужно помочь ученым собрать иллюстрацию (рисунок "Гладиаторы").
- Кто желает восстановить его у доски?
- Справились с заданием, хорошо!
- Кто знает, что изображено?
- Кто становился гладиаторами? (рабы)
- Кто такие рабы?
- Как люди попадали в рабство?
-Где применялся труд рабов?
С середины III века до н.э. Рим ведет активную завоевательную политику. В результате которой в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Оторванные от своих семей, от родной земли, они были глубоко несчастны.
- О чем они могли мечтать? (О свободе.)
- Как рабы могли отстаивать свое право на свободу? (Формы борьбы: побеги, порча орудий труда, неповиновение, высшей формой борьбы - было восстание).
Сегодня на уроке мы поговорим о восстании рабов в Древнем Риме. Тема урока «Восстание Спартака».
Вопрос к ученикам: Сформулируйте вопросы к теме нашего урока.
Почему? Когда? Как?
Кто? Где? Что?
Чтобы достичь, поставленные цели, нам надо проявить умения анализировать документы, делать выводы, работать с картой, учебником
План урока:
1.Причины восстания.
2. Ход восстания
3. Результат
Действительно, положение рабов в Риме было тяжелым. Результатом стало восстание под руководством Спартака. Это было крупнейшее восстание в древнем мире.
Определение причин восстания.
Представьте, что мы с вами оказались в 74 году до н.э. в гладиаторской школе г. Капуя и услышали такой разговор. Прослушав его, попробуйте определить, почему же началось восстание?
1 гладиатор. Рим ведет слишком много завоевательных войн, чтобы дорожить рабами. Мы для них дешевая добыча, которая должна, как они говорят, трудиться, или спать.
2 гладиатор. Живем впроголодь, сплошные побои, а если не угодишь - оденут оковы на руки и ноги.
1 гладиатор. Природа и наши матери наделили нас силой и ловкостью, которые теперь отнимают у нас жизнь. Если бы мы были слабы и немощны, то не попали бы в гладиаторскую школу.
2 гладиатор. Ты забыл традицию Рима: слабых и больных рабов отвозят на остров посреди реки Тибр, где без ухода и пищи они сохнут и умирают медленно и мучительно.
1 гладиатор. Еще несколько лет назад я представить не мог, что буду разыгрывать на потеху кровожадной публике кровавые бои и забивать тех, с кем сплю рядом под одной крышей и делю лепешку, а зрители буду кричать « Нападай и бейся насмерть!». Сейчас мы говорим друг с другом, а завтра будем убивать друг друга для забавы римлян.
2 гладиатор. В таком положении как наше, лучше погибнуть за свободу, чем быть развлечением на арене амфитеатра.
Почему гладиаторы поднялись на восстание? Назовите его причины.
1.большое скопление рабов
2. жестокое обращение с рабами.
Мы с вами прослушали диалог гладиаторов, а сейчас давайте узнаем, что писал о восстании Спартака известный древнегреческий историк, философ и биограф Плутарх.
Задание: перед вами лежит исторический документ, по которому вы будете работать в парах, внимательно его прочитайте и выполните задание.
Работа с документом
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Марк Красс,8-11
Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, а исключительно вследствие несправедливого, жестокого обращения с ними их рабовладельцев, которые насильно заставляли их учиться ремеслу гладиаторов. В 74 году до н.э. двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вулкане Везувий, гладиаторы выбрали себе руководителя. Им стал Спартак.
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1-987.- С. 211-212.
Сделайте вывод, вставив пропущенные слова
ВЫВОД:
Обращение с рабами было ………………, их насильно заставляли быть……………….
Восстание произошло в ……………………. до н.э. Восстание началось в городе…………….. Затем восставшие заняли укрепление на вершине вулкана Везувий. Руководил восстанием……….
Слово учителя: Перед Спартаком стояла задача - создать войско. Рабов надо было вооружить, и поэтому в лагере восставших днем и ночью ковали оружие. Рабы были разделены на отряды, их обучали сражаться. Была установлена жесткая дисциплина. За короткое время Спартак создал организованное войско.
3. Работа с картой. По карте восстанавливаем ход событий. «Разговорим карту» (Записать на доске предположения), затем - У вас на столах лежит документ, рассказывающий о восстании Спартака. Но от времени он распался на несколько частей. Попробуйте расположить части этого документа в хронологической последовательности. (67215834)
Беглецы стазу же покинули Капую. Лагерь они устроили на вершине вулкана Везувий, куда стали сбегаться рабы из окрестных имений. Армия Спартака быстро росла. Восставшие выбрали руководителей: Крикса, Эномая и Спартака, из которых первым был Спартак.
Встревоженный сенат послал трехтысячное войско во главе с консулом против восставших. Взобраться на Везувий можно было единственным путем - по узкой крутой тропинке. Со всех сторон виднелись отвесные, гладкие скалы, густо заросшие диким виноградом. Подойдя к подножию Везувия, консул приказал разбить лагерь. Днем и ночью римляне стерегли тропинку, полагая, что голод и жажда заставят рабов покинуть вершину горы.
Но Спартак совершил неслыханный по дерзости план. По лестницам, сплетенным из виноградных лоз, рабы с огромной высоты спустились по скалам вниз и ударили по римлянам, которые вынуждены были бежать.
После победы у подножия Везувия, восставшие захватывали и грабили имения и города, повсюду освобождая рабов, из которых и была создана боеспособная армия. Прежде всего, Спартак приказал ковать оружие, а гладиаторы обучали рабов военному искусству.
У Спартака в ходе восстания был план - собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Как на тяжелейшую войну Сенат отправил на войну со Спартаком сразу двух консулов. Геллия и Лентула
Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.
Армия Спартака выиграла сражение у города Аскул над римскими войсками (72 г. до н.э.) и продолжила движение на север.
Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг и рабы подошли к проливу, отделявшему Италию от Сицилии.
Спартак намеревался объединить свои силы с силами сицилийских рабов и сокрушить мощь Римской империи. Здесь Спартак встретился с пиратами, которые за золото готовы были переправить рабов на Сицилию. Но пираты обманули Спартака.
Воевать с рабами римские легионеры считали позором для себя. Но сенат, осознав опасность, принял чрезвычайные меры. Было сформировано новое войско. Некоторое время никто не решался принять на себя командование. Наконец командующим согласился стать претор Марк Красс - первый римский богач. На помощь Крассу сенат вызвал полководцев со своими легионами: Помпея и Лукулла.
Красс решил запереть армию восставших на юге Италии. За короткое время его солдаты вырыли широкий ров. За рвом римляне выстроили стену. Армия Спартака оказалась в ловушке, стало не хватать пищи. Но Спартак с войском прорвался через римские заграждения, понеся огромные потери и направился к Брундизию.
Есть легенда, что перед боем с легионами Красса Спартаку подвели коня, которого он убил. Гладиатор произнес: «Если мы победим, у меня недостатка в лошадях не будет, а если проиграем, то он мне не понадобится»! Произошла грандиозная битва близь р. Силар в 71 г. до н.э.,в ходе которой Спартак был ранен в бедро дротиком, но сражался, выставив вперед щит, пока не пал. Восстание было жестоко подавлено. Участники были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги.
4. Учитель: Восстание рабов под руководством Спартака охватило всю Италию. Спартак создал из рабов армию, установил в ней дисциплину, вооружил их. Это позволило рабам побеждать легионы. Спартак был хорошим организатором и полководцем. Но все же восстание потерпело поражение.
Вопрос к ученикам: Как вы думаете, почему восставшие потерпели поражения?
Задание: внесите недостающие слова в схему
Причины
поражения
восстания
……………………………..
превосходило
…………………………
………………………………………………………………разногласия.
………………………………………………………………
плана.
Задание № : Отметь на линии времени дату восстания Спартака. В каком веке произошло восстание. В начале или конце века? Сколько лет прошло с этого события?
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА УРОКЕ
В форме игры "Да - нет", закрепим полученные знания.
-
Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? (Да - нет.)
-
По мнению историков Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да - нет.)
-
Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да - нет.)
-
Спартаку удалось покинуть Италию через Альпы? (Да - нет.)
-
Пираты помогли восставшим переправиться на о. Сицилия? (Да - нет.)
-
Последний бой Спартака произошел близь р. Силар в 71г. до н.э.? (Да - нет.)
IV. РЕФЛЕКСИЯ
-Ребята, мы ответили на все вопросы, поставленные в начале урока?
-Мы справились с планом?Пришло время оценить как мы поработали.
- Чему вы научились?
- Что вы сумели сделать?
- Что вы поняли или не поняли?
V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1) составить рассказ о восстании Спартака от имени участника восстания.
2) почему памятник Спартаку установлен в Болгарии?
3) как получившаяся у вас цифра связана с восстанием Спартака?