Урок по истории Древнего мира по теме: Восстание Спартака

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Восстание Спартака.

ЦЕЛИ:

1. Образовательные: подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения; сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в древнем мире.

2. Развивающие: формировать информационные умения (умения извлекать историческую информацию); коммуникативные (анализировать, делать выводы, развивать речь); умения правильно показывать по карте объекты, умения работать в парах.

3. Воспитательная: развивать интерес к истории, любознательности.

ХОД УРОКА

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие.

II.ВВОДНО- МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Учитель: На берегу реки Тибр, недалеко от Рима ученые археологи при раскопках нашли старинную иллюстрацию. Она была залита кровью, пожелтела от времени, и в руках ученых распалась на 4 части. Нам с вами нужно помочь ученым собрать иллюстрацию (рисунок "Гладиаторы").

- Кто желает восстановить его у доски?

- Справились с заданием, хорошо!

- Кто знает, что изображено?

- Кто становился гладиаторами? (рабы)

- Кто такие рабы?

- Как люди попадали в рабство?

-Где применялся труд рабов?

С середины III века до н.э. Рим ведет активную завоевательную политику. В результате которой в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Оторванные от своих семей, от родной земли, они были глубоко несчастны.

- О чем они могли мечтать? (О свободе.)

- Как рабы могли отстаивать свое право на свободу? (Формы борьбы: побеги, порча орудий труда, неповиновение, высшей формой борьбы - было восстание).

Сегодня на уроке мы поговорим о восстании рабов в Древнем Риме. Тема урока «Восстание Спартака».

Вопрос к ученикам: Сформулируйте вопросы к теме нашего урока.

Урок по истории Древнего мира по теме: Восстание СпартакаУрок по истории Древнего мира по теме: Восстание СпартакаПочему? Когда? Как?

Урок по истории Древнего мира по теме: Восстание СпартакаУрок по истории Древнего мира по теме: Восстание Спартака

Урок по истории Древнего мира по теме: Восстание Спартака

Урок по истории Древнего мира по теме: Восстание СпартакаУрок по истории Древнего мира по теме: Восстание Спартака

Кто? Где? Что?

Чтобы достичь, поставленные цели, нам надо проявить умения анализировать документы, делать выводы, работать с картой, учебником

План урока:

1.Причины восстания.

2. Ход восстания

3. Результат

Действительно, положение рабов в Риме было тяжелым. Результатом стало восстание под руководством Спартака. Это было крупнейшее восстание в древнем мире.

Определение причин восстания.

Представьте, что мы с вами оказались в 74 году до н.э. в гладиаторской школе г. Капуя и услышали такой разговор. Прослушав его, попробуйте определить, почему же началось восстание?

1 гладиатор. Рим ведет слишком много завоевательных войн, чтобы дорожить рабами. Мы для них дешевая добыча, которая должна, как они говорят, трудиться, или спать.

2 гладиатор. Живем впроголодь, сплошные побои, а если не угодишь - оденут оковы на руки и ноги.

1 гладиатор. Природа и наши матери наделили нас силой и ловкостью, которые теперь отнимают у нас жизнь. Если бы мы были слабы и немощны, то не попали бы в гладиаторскую школу.

2 гладиатор. Ты забыл традицию Рима: слабых и больных рабов отвозят на остров посреди реки Тибр, где без ухода и пищи они сохнут и умирают медленно и мучительно.

1 гладиатор. Еще несколько лет назад я представить не мог, что буду разыгрывать на потеху кровожадной публике кровавые бои и забивать тех, с кем сплю рядом под одной крышей и делю лепешку, а зрители буду кричать « Нападай и бейся насмерть!». Сейчас мы говорим друг с другом, а завтра будем убивать друг друга для забавы римлян.

2 гладиатор. В таком положении как наше, лучше погибнуть за свободу, чем быть развлечением на арене амфитеатра.

Почему гладиаторы поднялись на восстание? Назовите его причины.

1.большое скопление рабов

2. жестокое обращение с рабами.

Мы с вами прослушали диалог гладиаторов, а сейчас давайте узнаем, что писал о восстании Спартака известный древнегреческий историк, философ и биограф Плутарх.

Задание: перед вами лежит исторический документ, по которому вы будете работать в парах, внимательно его прочитайте и выполните задание.

Работа с документом

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Марк Красс,8-11

Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, а исключительно вследствие несправедливого, жестокого обращения с ними их рабовладельцев, которые насильно заставляли их учиться ремеслу гладиаторов. В 74 году до н.э. двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вулкане Везувий, гладиаторы выбрали себе руководителя. Им стал Спартак.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1-987.- С. 211-212.

Сделайте вывод, вставив пропущенные слова

ВЫВОД:

Обращение с рабами было ………………, их насильно заставляли быть……………….

Восстание произошло в ……………………. до н.э. Восстание началось в городе…………….. Затем восставшие заняли укрепление на вершине вулкана Везувий. Руководил восстанием……….

Слово учителя: Перед Спартаком стояла задача - создать войско. Рабов надо было вооружить, и поэтому в лагере восставших днем и ночью ковали оружие. Рабы были разделены на отряды, их обучали сражаться. Была установлена жесткая дисциплина. За короткое время Спартак создал организованное войско.

3. Работа с картой. По карте восстанавливаем ход событий. «Разговорим карту» (Записать на доске предположения), затем - У вас на столах лежит документ, рассказывающий о восстании Спартака. Но от времени он распался на несколько частей. Попробуйте расположить части этого документа в хронологической последовательности. (67215834)

Беглецы стазу же покинули Капую. Лагерь они устроили на вершине вулкана Везувий, куда стали сбегаться рабы из окрестных имений. Армия Спартака быстро росла. Восставшие выбрали руководителей: Крикса, Эномая и Спартака, из которых первым был Спартак.

Встревоженный сенат послал трехтысячное войско во главе с консулом против восставших. Взобраться на Везувий можно было единственным путем - по узкой крутой тропинке. Со всех сторон виднелись отвесные, гладкие скалы, густо заросшие диким виноградом. Подойдя к подножию Везувия, консул приказал разбить лагерь. Днем и ночью римляне стерегли тропинку, полагая, что голод и жажда заставят рабов покинуть вершину горы.

Но Спартак совершил неслыханный по дерзости план. По лестницам, сплетенным из виноградных лоз, рабы с огромной высоты спустились по скалам вниз и ударили по римлянам, которые вынуждены были бежать.

После победы у подножия Везувия, восставшие захватывали и грабили имения и города, повсюду освобождая рабов, из которых и была создана боеспособная армия. Прежде всего, Спартак приказал ковать оружие, а гладиаторы обучали рабов военному искусству.

У Спартака в ходе восстания был план - собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Как на тяжелейшую войну Сенат отправил на войну со Спартаком сразу двух консулов. Геллия и Лентула

Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.

Армия Спартака выиграла сражение у города Аскул над римскими войсками (72 г. до н.э.) и продолжила движение на север.

Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг и рабы подошли к проливу, отделявшему Италию от Сицилии.

Спартак намеревался объединить свои силы с силами сицилийских рабов и сокрушить мощь Римской империи. Здесь Спартак встретился с пиратами, которые за золото готовы были переправить рабов на Сицилию. Но пираты обманули Спартака.

Воевать с рабами римские легионеры считали позором для себя. Но сенат, осознав опасность, принял чрезвычайные меры. Было сформиро­вано новое войско. Некоторое время никто не решался принять на себя командование. Наконец командующим согласился стать претор Марк Красс - первый римский богач. На помощь Крассу сенат вызвал полководцев со своими легионами: Помпея и Лукулла.

Красс решил запереть армию восставших на юге Италии. За короткое время его солдаты вырыли широкий ров. За рвом римляне выстроили стену. Армия Спартака оказалась в ловушке, стало не хватать пищи. Но Спартак с войском прорвался через римские заграждения, понеся огромные потери и направился к Брундизию.

Есть легенда, что перед боем с легионами Красса Спартаку подвели коня, которого он убил. Гладиатор произнес: «Если мы победим, у меня недостатка в лошадях не будет, а если проиграем, то он мне не понадобится»! Произошла грандиозная битва близь р. Силар в 71 г. до н.э.,в ходе которой Спартак был ранен в бедро дротиком, но сражался, выставив вперед щит, пока не пал. Восстание было жестоко подавлено. Участники были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги.

4. Учитель: Восстание рабов под руководством Спартака охватило всю Италию. Спартак создал из рабов армию, установил в ней дисциплину, вооружил их. Это позволило рабам побеждать легионы. Спартак был хорошим организатором и полководцем. Но все же восстание потерпело поражение.

Вопрос к ученикам: Как вы думаете, почему восставшие потерпели поражения?

Задание: внесите недостающие слова в схему

Причины

поражения

восстания

Урок по истории Древнего мира по теме: Восстание Спартака

Урок по истории Древнего мира по теме: Восстание Спартака

……………………………..

превосходило

…………………………

………………………………………………………………разногласия.Урок по истории Древнего мира по теме: Восстание Спартака

………………………………………………………………

плана.

Задание № : Отметь на линии времени дату восстания Спартака. В каком веке произошло восстание. В начале или конце века? Сколько лет прошло с этого события?

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА УРОКЕ

В форме игры "Да - нет", закрепим полученные знания.

  1. Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? (Да - нет.)

  2. По мнению историков Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да - нет.)

  3. Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да - нет.)

  4. Спартаку удалось покинуть Италию через Альпы? (Да - нет.)

  5. Пираты помогли восставшим переправиться на о. Сицилия? (Да - нет.)

  6. Последний бой Спартака произошел близь р. Силар в 71г. до н.э.? (Да - нет.)

IV. РЕФЛЕКСИЯ

-Ребята, мы ответили на все вопросы, поставленные в начале урока?

-Мы справились с планом?Пришло время оценить как мы поработали.

- Чему вы научились?

- Что вы сумели сделать?

- Что вы поняли или не поняли?

V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1) составить рассказ о восстании Спартака от имени участника восстания.

2) почему памятник Спартаку установлен в Болгарии?

3) как получившаяся у вас цифра связана с восстанием Спартака?

© 2010-2022