Урок по краеведению в 8 классе «Царицын пореформенный. Вторая половина XIX века»

Сегодня уделяется большое внимание изучению родного края с древнейших времен до современного времени. Мною разработан курс по изучению истории родного края с 5 по 11 классы (по 5 часов в каждом классе). Одна из тем урока, посвящена пореформенному Царицыну во второй половине 19 века. Дети сами искали материал по экономическому, социальному, политическому развитию края. Работа велась по группам, где каждый играя свои роли (разработчик, критик, аналитик, докладчик) и т.д.. Ребята изложили материал ...
Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2. План-конспект урока.

План-конспект урока «Царицын пореформенный»

1.Ф.И.О. (полностью) - Чернова Надежда Васильевна

2.Место работы - МКОУ СОШ № 3 г. Суровикино Волгоградской области

3.Должность - учитель истории

4.Предмет - краеведение

5.Класс - 8

6.Тема и номер урока (модуль) - «Царицын пореформенный. 2-ая половина Х1Х века» урок 1.

7.Базовый учебник - А.С. Скрипкин, А.В. Луночкин, И.И. Курилла

«История Волгоградской земли от древнейших времен до современности».

8.Цель урока : дать анализ пореформенному Царицыну с точки зрения перехода от традиционного общества к индустриальному.

9.Задачи:

Для реализации поставленной цели учитель должен решить следующие задачи:

1). Актуализировать знание по вопросу «традиционное общество» и индустриальное.

2). На основе анализа источников подвести учащихся к необходимости найти подтверждающие факторы переходу к индустриальному обществу: сравнить с другими странами (Англия, Франция, Россия (в экономике, политике, социальной жизни).

3). Подвести учащихся к пониманию факторов, которые тормозили развитие края.

4). Подвести к дискуссии о современном развитии края и что позволило быстро перейти к новому обществу с пореформенным периодом.

5). Познакомить с итогами образовательных путешествий в краеведческий музей г. Волгограда, на просмотр фильма «Сталинград» и путешествия в Сарепту.

Предметные результаты:

Знать:

- основные черты традиционного и индустриального общества в экономике, политике, социальной жизни

- понятие: магистрат, ратман, бурмистр, крепостное право, беляна.

Уметь:

1). составлять таблицу по тексту материала

2). самостоятельно работать с источниками и находить факты, подтверждающие, что наш край был индустриальным или традиционным

3) участвовать в дискуссии

4) апробировать тьюторские практики «Мудрая сова» и «Образовательное путешествие».

Метапредметные результаты:

- уметь сравнивать, обобщать, выводить причинно-следственные связи

Личностные результаты:

- уметь ставить перед собой цели, планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы, работу своих одноклассников и понимать что дал тебе лично данный урок.

10.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, использование метода модернизации «Мудрые совы».

11.Необходимое оборудование: первоисточники, интерактивная доска для презентации материала.

12.Структура и ход урока.

Этап урока

Формулируемые результаты обучения

Действие учителя

Действие учащегося

Используемый ресурс (ссылки, скриншоты)

Объем затраченного времени

Организационный

Учитель организует учащихся на работу

Записывают в тетрадь число и классная работа. На столе материалы по Царицыну, полученные из Интернета и других источников.

1 мин.

Постановка темы и целей урока

Умение ставить перед собой цели.

1). Учительница просит поставить цели самим, если я скажу, что в течение года мы изучали историю России, Франции, Англии и других стран и красной нитью проходила идея. Какая идея? 2). Итак цель урока: пореформенный период в период перехода от старого традиционного общества к новому индустриальному

Дети говорят эту мысль: во всех странах осуществлялся переход от старого традиционного общества к индустриальному в экономике, политике, социальной жизни.

Презентация:

  • тема урока;

  • цели урока;

  • что знать;

  • что уметь:

- работать в группе

- анализировать материал

- находить причинно-следственные связи.

22 мин.

А теперь давайте актуализируем старые понятия:

- назовите основные черты индустриального общества и традиционного.

Девочки отвечают:

Старое традиционное:

- примитивные орудия труда

- мануфактуры, мастерские

- низкая производительность труда

- помещики и крестьяне - главные классы (крестьяне эксплуатируемый класс)

Индустриальное общество:

- новая техника и технология

- станки, машины

- фабрики, заводы

- буржуазия (предприниматели)

- рабочие (продают свои рабочие руки)

- рыночные отношения.

Сейчас апробируем работу в группах, где каждый играл разные роли (организатор, критик, производитель версий, докладчик, аналитик).

Предлагаю вам разделиться на 4 группы:

1 группа - попытается найти факты подтверждающие цель урока по проблеме экономического развития Царицына.

2 группа - политическое развитие Царицына. Самоуправление.

3 группа - социальное положение пореформенного Царицына. Санитарное состояние города.

4группа - анализ текста по тьюторской технологии «Мудрые совы». (приложение № 1)

Учащиеся приводят факты и записывают их в свои таблицы. Участвуют все учащиеся. В результате изложенного получилась таблица.

Старое

Новое

Традиционное

Индустриальное

В ходе рассказа о крестьянах возник уточняющий вопрос «А правда, ли, что в Царицыне не было крепостного права.

Девочки привели пример из материала по Суровикину, что там было несколько дворов (вольные казаки). Дворяне сдавали крестьянам землю в аренду. Крепостного права не было.

Вывод: Царицын был развитым промышленным центром, занимал 2 место в стране. Старым была - только патриархальная община с её круговой порукой.

Дети составили свои таблицы.

Сравним с правильным ответом















1.Учитель просит ответить группу № 4 как ответили на вопросы тьюторской технологии. (Дан текст и 2 документа. Приложение № 3)

2. Расскажите, используя текст документа и вопросы про «Управление Царицына». Приложение № 4.

Задание № 4. «Мудрые совы»

Можно ли Царицын сравнить с американским городом Чикаго?

Учащиеся отвечают на вопросы:

1).- написали в алфавитном порядке понятия

- магистрат

- самоуправление

- бургомистр

- городская Дума

- уездное собрание

2). - не ждали, что Царицын один из развитых экономических городов

3). - главная мудрость - все зависит от человека; от его позиции и труда

4). - привели примеры известного и неизвестного (грязный город)

5). - иллюстрация.

Нарисовали барыню, вокруг красивые дома похожие на европейские, широкие площади; народ свободно снует по площадям, торгует; не обращают внимание на полицейских (как Европа), а Чикаго - страшная грязь, горы мусора, песок, арбузные корки, разбитые дыни).

6). Что предлагается для дискуссии: сравнить современный Волгоград и пореформенный Царицын.

Презентация:

  • железные дороги

  • судоходство

  • заводы

  • фабрики

  • дома (Дом -Божескова)

  • управа (приложение № 5)



2 часть урока. Дискуссия.

Сравнить город в разные периоды и сделать аналитические выводы.

Учитель:

- сравните экономику, политику, социальное развитие. (неплохо развит прежде сегодня много проблем)

- политическое. Конечно сегодня мы имеем демократию, конституцию, широкие права и свободы. Самоуправление в Х1Х веке была пародией на демократию.

- социальное - свобода выбора учебы

- бесплатная медицина

- старикам помощь

- много общественных организаций.

Есть-

- дороги

- коррупция

- законы не действуют

- чиновничество 80% (20 работающих).

Вывод: причины этого процесса:

- личностный фактор (смена губернаторов)

- не активен народ, не участвует в выборах.

Ученица.

Неплохо развит прежде сегодня много проблем:

- политическое. Конечно сегодня мы имеем демократию, конституцию, широкие права и свободы. Самоуправление в Х1Х веке была пародией на демократию.

- социальное - свобода выбора учебы

- бесплатная медицина

- старикам помощь

- много общественных организаций.

Есть-

- дороги

- коррупция

- законы не действуют

- чиновничество 80% (20 работающих).

Вывод: причины этого процесса:

- личностный фактор (смена губернаторов)

- не активен народ, не участвует в выборах.

Ситуацию можно изменить: так как наш народ силен, выдержал войну. Мы смотрели фильм «Сталинград» и видели мужество и героизм людей. Мы совершили образовательные путешествия:

Показ слайдов современного Волгограда.

10 мин.

3 этап урока. Образовательное путешествие.

Дети узнали, что такое образовательное путешествие. Составили презентацию и выступили перед другими детьми 5-7 класса. (После урока).

Расскажите об образовательных путешествиях. Что вы ожидали от них.

Девочки:

1). Краеведческий музей (рассказ).

2). Фильм «Сталинград».

3). Сообщение Сарепта. Ученица рассказала как возникла Сарепта, какие промыслы развивались. У нее возник уточняющий вопрос «Почему Сарепта не стала городом»?

Слайды:

- краеведческий музей

- Сарепта.

7 мин

Учитель: Что вы получили лично для себя от урока. Вывод учителя: мы должны изучать край, любить его, работать на благо его, уезжать и возвращаться. Тогда мы станем настоящими гражданами.

Дети:

1). Узнали много нового о родном крае.

2). Горды тем что Царицын был один из развитых районов 19в.

3). Много интересного получили от путешествий, стало ясно, что жизнь моя, семья тесно связана с историей края.

Ученик:

Отмена привилегий привела к оттоку населения.

Вывод: мы ожидали новых открытий и мы их получили.




Приложение № 5

Сравнительная таблица

Царицын пореформенный. «Переход от традиционного общества к индустриальному».



Новое индустриальное


Старое традиционное

  1. Технические изобретения и открытия (промышленная революция): железные дороги, заводы, фабрики, промыслы).

1.Монархическое государство.

  1. Появление новых классов (буржуазия, наемные рабочие).

2.Аграрная страна.

  1. Вложение инвестиций.

3.Примитивное орудие труда .

  1. Изменение роли человека.

4.Тяжелое положение крестьян: малоземелье.

  1. Развитие торговли.

5.Крестьянская община.

  1. Появление некоторых демократических преобразований (земства, избирательное право).






1). Урок.

2). Приложения:

- Царицын пореформенный

- Мудрые совы (текст)

- Рисунок (Дом)

- Слайды (краеведческий музей)

- Слайды «Сарепта»

- Текст «Образовательное путешествие».

Мы рассматриваем путешествие не только как путешествие в пространстве, а в первую очередь - к очагам культуры; таким образом предметом интереса учеников становится «Прочтение культурных оснований», которые запечатлены в исторических памятниках (краеведческий музей, поселение Сарепта).

Это личная встреча с культурной, это ответ на вопрос, который ставит каждый ученик перед собой.

Образовательное путешествие это есть шаг в «открытое образование», когда там недостаточно фактов, полученных в школе и мы расширяем свои знания, «свою собственную образовательную программу».









Приложение № 1

Метод модернизации «Мудрые совы»



  1. Азы работы над текстом.

Найдите в тексте основные понятия и запишите в алфавитном порядке.

  1. Что не ждали?

Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и представлениям.

  1. Главная жизненная мудрость.

Постарайтесь выразить основную мысль текста одной фразой. Какая фраза является центральным высказываем. Какие из фраз являются ключевыми.

  1. Известное и неизвестное.

Найдите в тексте ту информацию, которая является известной и ту информацию, которая ранее была неизвестной.

  1. Иллюстративное изображение.

Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на неё в виде рисунка, карикатуры, коллажа и т.п.

  1. Поучительный вывод.

Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности в жизни.

  1. Важные темы для обсуждения.

Найдите в тексте места и высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии.







© 2010-2022