Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание курса

История Древнего мира (70 ч)

Введение в историю Древнего мира (3 ч)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Тема I. Жизнь первобытных людей. (6 ч)

Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

Понятие «первобытные люди». Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем. Постепенное расселение людей в Евразии. Понятия «человек разумный», «родовая община». Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека.

Первобытные земледельцы и скотоводы (3ч)

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла - гончарство, прядение, ткачество. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Понятия «знать», «раб», «царь». Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

Тема 2. Древний Восток. (21ч)

Древний Египет(8ч)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог».

Религия древних египтян. Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Особенности древнеегипетского письма. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток». Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности (8ч)

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик». Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители. Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Индия и Китай в древности (4 ч)

Местоположение и природа Древней Индии. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Тема 3. Древняя Греция. (21ч)

Древнейшая Греция (5ч)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (8ч)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств. Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям. Греко-персидские войны. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5ч)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Положение афинской женщины. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ. Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3ч)

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение (1ч)

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Тема 5. Древний Рим (17 ч).

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч)

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето». Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Рим - сильнейшая держава Средиземноморья(3ч)

Карфаген - крупное государство в Западном Средиземноморье. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания - главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Гражданские войны в Риме (4ч)

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,«диктатор».

Поражение сторонников республики. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Могущество Римской империи (5ч)

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы. Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ». Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет. Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Разгром Рима германцами и падение империи на Западе (3ч)

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства - Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория.

Повторение (6 ч.)

Итоговое тестирование (1ч)

Планируемые результаты освоения содержания курса

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.






























Календарно-тематическое планирование


Раздел 2. Древний Восток (21 ч)

Древний Египет (8 ч)

10

Государство на берегах Нила

05.10.

прочитать § 6, выполните задание 23 в рабочей тетради

11

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

11.10.

прочитать § 7

12

Жизнь египетского вельможи

12.10.

прочитать § 8

13

Военные походы фараонов

18.10.

прочитать § 9, повторить новые понятия

14

Религия древних египтян

19.10.

прочитать § 10, выполните задание 34 в рабочей тетради

15

Искусство Древнего Египта

25.10.

прочитать § 11

16

Письменность и знания древних египтян

Проверочная работа

26.10.

прочитать § 12, выполнить задание 40 в рабочей тетради

17

Повторение по теме «Древний Египет»

08.11.

повторить понятия

Западная Азия в древности (8 ч)

18

Древнее Двуречье

09.11.

прочитать § 13, выполнить задание 50 в рабочей тетради

19

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

15.11.

прочитать § 14

20

Финикийские мореплаватели

16.11.

прочитать § 15, выполните задание 61 в рабочей тетради

21

Библейские сказания

22.11.

прочитать § 16

22

Древнееврейское царство

23.11.

прочитать § 17, выполните задание 69 в рабочей тетради

23

Ассирийская держава

29.11

прочитать § 18, выполните задание 72 в рабочей тетради

24

Персидская держава

30.11.

прочитать § 19

25

Повторение по теме «Западная Азия в древности»

06.12.

повторить понятия

Индия и Китай в древности (4 ч)

26

Природа и люди Древней Индии

07.12.


прочитать § 20, выполнить задание 83 в рабочей тетради

27

Индийские касты

13.12.


прочитать § 21, выполнить задание «Поразмышляем» на стр 105

28

Чему учил китайский мудрец Конфуций

14.12.


прочитать § 22, выполните задание 84 в рабочей тетради

29

Первый властелин единого Китая

20.12.


прочитать § 23

30

Повторение по теме «Индия и Китай в древности»

21.12.


повторить

Раздел 3. Древняя Греция (21 ч)

Древнейшая Греция (5 ч)

31

Греки и критяне

27.12.

прочитать § 24

32

Микены и Троя

Проверочная работа

28.12.

прочитать § 25

33

Поэма Гомера «Илиада»

17.01.

прочитать § 26

34

Поэма Гомера «Одиссея»

18.01.

прочитать § 27, выполнить задание 9 в рабочей тетради

35

Религия древних греков

24.01.

прочитать § 28, выполнить задание 11 в рабочей тетради

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)

36

Земледельцы Аттики

25.01.

прочитать § 29, выполнить задание 16 в рабочей тетради

37

Зарождение демократии в Афинах

31.01.

прочитать § 30, повторить новые понятия

38

Древняя Спарта

01.02.

прочитать § 31

39

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

07.02.

прочитать § 32, выполнить задание 25 в рабочей тетради

40

Олимпийские игры в древности

08.02.

прочитать § 33, выполнить задание 30 в рабочей тетради

41

Победа греков над персами в Марафонской битве

14.02.

прочитать § 34

42

Нашествие персидских войск

15.02.

прочитать § 35, выполнить задание 34 в рабочей тетради

Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии (5 ч.)

43

В гаванях афинского порта Пирей

21.02.

прочитать § 36, выполните задание 36 в рабочей тетради

44

В городе богини Афины

22.02.

прочитать § 37

45

В афинских школах и гимнасиях

28.02.

прочитать § 38, выполните задание 38 в рабочей тетради

46

В афинском театре

01.03.

прочитать § 39

47

Афинская демократия при Перикле

07.03.

прочитать § 40, выполнить задание 41 в рабочей тетради

Македонские завоевание (3 ч)

48

Возвышение Македонии. Подчинение Эллады

08.03.

прочитать § 41

49

Создание и распад державы Александра Македонского

14.03.

прочитать § 42

50

В Александрии Египетской

15.03.

прочитать § 43, выполнить задание «Поразмышляем» на стр 212

51

Повторение по теме «Древняя Греция»

21.03.

повторить

Древний Рим (18 ч)

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)

52

Древнейший Рим

22.03.

прочитать § 44, повторить новые понятия

53

Завоевание Римом Италии

04.04.

прочитать § 45

54

Устройство Римской республики

05.04.

прочитать § 46, выполнить задание 51 в рабочей тетради

Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)

55

Вторая война Рима с Карфагеном

11.04.

прочитать § 47, выполните задание 55 в рабочей тетради

56

Завоевание Римом Восточного Средиземноморья

12.04.

прочитать § 48

57

Рабство в Древнем Риме

18.04.

прочитать § 49, выполните задание 57 в рабочей тетради

Гражданские войны в Риме (4 ч)

58

Земельный закон братьев Гракхов

19.04.

прочитать § 50, выполните задание «Поразмышляем» на стр 246

59

Восстание Спартака

25.04.

прочитать § 51

60

Единовластие Цезаря

26.04.

прочитать § 52

61

Установление империи

02.05.

прочитать § 53

Римская держава в первые века нашей эры (5 ч)

62

Соседи Римской империи

03.05.

прочитать § 54

63

В Риме при императоре Нероне

09.05.

прочитать § 55, выполнить задание «Поразмышляем» на стр 268

64

Первые христиане и их учение

10.05.

прочитать § 56, выполнить задание 64 в рабочей тетради

65

Расцвет империи во 2-м веке н.э.

16.05.

прочитать § 57

66

Вечный город и его жители

17.05.

прочитать § 58, выполните задание 69 в рабочей тетради

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (3 ч)

67

Римская империя при Константине

23.05.

прочитать § 59

68

Взятие Рима варварами

24.05.

прочитать § 60

69

Повторение по теме «Древний Рим»

30.05.

подготовиться к тестированию

70

Итоговое тестирование

31.05.



13


© 2010-2022