- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории для 7 класса на тему: «Эпоха ПетраI»
Конспект урока по истории для 7 класса на тему: «Эпоха ПетраI»
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гаврилова А.О. |
Дата | 08.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
6
Игра по теме:
«Петр Великий».
Цели:
Образовательная: обобщить и подвести итог изучения школьниками основных
положений темы: «Царствование Петра I»;
Развивающая: развивать умение грамотно работать с информацией.
- развивать активность и инициативу, расширять кругозор,
- содействовать развитию логического мышления;
- развивать речь и память.
Воспитательная: способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма,
интереса к истории своей страны и своей малой Родины.
Задачи: проверить и пополнить знания учащихся о времени правления Петра I;
содействовать развитию классного коллектива, формированию навыков работы в команде;
прививать у детей любовь к малой Родине, чувство патриотизма.
Оборудование: презентация к игре, мультимедийный проектор, компьютер, дипломы,
Ход мероприятия.
I. Организация начала.
1. Вступительное слово ведущего.
Здравствуйте ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать Вас на нашем уроке!
28 января 1725 года умер первый российский император - Пётр Алексеевич Романов. «…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли Русской» - эти слова произнёс Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра. «Солнце земли Русской» - высочайшая оценка; уже при жизни Петра высказывались, однако, и совсем иные были суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются и по сей день. Одни восхищаются Петром «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С.Пушкин). А для других он «злодей», «деспот», «тиран». У каждого автора свои представления о царе - реформаторе. ПётрI - вечная загадка и вечный магнит для отечественной исторической общественной мысли… и мы попробуем дать свою оценку деятельности Петра Первого, вспомнив о его жизни, его реформах, преобразованиях.
Сегодня мы поиграем с вами всем вам известную игру «Своя игра», но прежде чем мы начнём, давайте познакомимся с командами. (СЛАЙД 1)
- ЗНАКОМСТВО С КОМАНДАМИ
II. Проведение игры.
-
Объяснение правил игры
Игра состоит из II раундов. Каждый раунд содержит 15 вопросов - 3 темы - категории, по 5 вопросов в каждой. Каждый вопрос темы-категории имеет определённый уровень сложности, а следовательно разное количество баллов, в первом раунде от 10 до 50, во втором раунде от 60 до 100. Таким образом,чем сложнее вопрос, тем больше баллов вы зарабатываете. Помимо обычных вопросов, существует специальный - «Кот в мешке». Что он обозначает:
- КОТ В МЕШКЕ. Если команде достался «Кот в мешке», она обязана передать ход сопернику, т.е. другой команде. Учитель озвучивает вопрос «Кота».
Победившей будет считаться команда, набравшая большее количество баллов.
Всё понятно?
- Сейчас проведём жеребьёвку среди капитанов двух команд, чтобы определить, чья команда начнёт игру в I-ом раунде.
-
Назовите год образования Санкт-Петербурга? (в 1703 году)
Тогда мы начинаем наш I раунд.Команды по очереди выбирают категорию
Темы:
1. «Детство и юность Петра I»
2. «Политика»
4. «Военная слава»
III Проведение игры.
I раунд
I.«Детство и юность Петра I »
1. В каком году родился Петр I?
(1672).
2. Какую фамилию носил первый русский император?
(Романов)
3. Имя сестры Петра I, до совершеннолетия правившей в государстве?
(Софья).
-
Как звали дъяка, учителя Петра I, участника развлечений молодого царя, названного за это «всешутейшим патриархом»?
(Никита Зотов.)
5. Под каким именем отправился Петр во время «Великого посольства» в Европу?
(Петр Михайлов.)
II. Политика
-
Чем были заменены приказы?
(коллегиями)
2. Что было сделано Петром I для повышения своего авторитета и усиления местного аппарата власти?
(губернии)
-
Как назывался документ, уравнивающий в правах вотчины и
поместья?
(«указ о единонаследии»)
4. В 1721 был опубликован «Духовный регламент», в котором прямо говорилось о нежелательности патриаршества, поскольку простой народ видит в патриархе второго государя. Каковы последствия учреждения Святейшего Синода вместо патриаршества?
(подчинение церкви светской власти)
5. Назовите документ, который давал возможность служебного роста любому человеку?
(Табель о рангах)
III. Народные движения
-
Поводом для данного восстания стало сбор налогов, в том числе налог на карие и серые глаза, призыв на воинскую службу, а также оскорбление национальных и религиозных чувств?
(Башкирское восстание)
-
В каком году началось Астраханское восстание?
(1705 - 1706 гг.)
-
Назовите имя руководителя крестьянско-казацкого восстания в России в первой четвертиXVIII века?
(К. А. Булавин)
-
Как называли крестьян, вынужденные уходить на заработки из родных мест как на мануфактуры, так и на сельскохозяйственные работы?
(отходники)
-
Кот в мешке. Картина художника Николай Ге «Пётр I допрашивает своего сына царевича Алексея». Вопрос: Назовите картину
ИТОГ ПО I РАУНДУ: подсчёт баллов
II раунд
Темы:
-
«Экономика»
-
«Культура»
-
«Военная слава»
-
Экономика
-
Как назывался основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения?
(«подушная подать»)
-
Как называлась государственнаяподдержка отечественной промышленности, защита ее таможенными пошлинами?
(протекционизм)
-
Назовите место строительства кораблей?
(верфи)
-
Какие новые мануфактуры открылись при Петре I?
(горно-заводские и металлургические, оружейные, химические, текстильные)
5. Кто являлся владельцами первых металлургических завод на Урале?
(Демидовы)
-
Военная слава.
-
Против какой страны был создан "Северный союз"?
(Швеция)
-
Какую битву назвали "Матерью Полтавской баталии"?
(сражение у деревни Лесной)
3. Из каких отрядов, созданных для военных игр Петра I, образовались Преображенский и Семеновский полки?
(Потешных)
4. Как назывался мирный договор между Россией и Швецией, подписанный в 1721 году?
(Ништадтский мир)
-
По какому поводу Петр I приказал выбить медаль с надписью «Небывалое бывает»?
(после первой победы русских на море.у мыса Гангут и у острова Гренгам).
III.«Культура»
1. Как назывался первый в историиРоссии музей, созданный Петром I?
(Кунсткамера).
2Книга о хороших манерах, составленная для молодых людейво времена царствования Петра I?
(«Юности честное зерцало»).
-
Кот в мешке. Вопрос:Как называлась первая печатная газета?
(Ведомости)
4. Что запретил делать необразованным дворянам Петр I?
(жениться).
5. Собрания-балы с участием женщинв домах российской знати,
введенные и регламентированныеПетром I
(Ассамблеи).
ПОДВЕДЕНИЕ II раунда
III раунд. РАУНД КАПИТАНОВ(за каждый правильный ответ 10 баллов)
-
Сколько лет шла Северная война? (21 год)
-
Кто стоял во главе коллегии? (Президент)
-
С каким шведским королем воевал Петр Первый? (С Карлом XII)
-
Как стала именоваться Россия после окончания Северной войны? (Российская империя)
-
Какую турецкую крепость не удалось взять русским войскам с первого раза? (Азов)
-
Во сколько лет Петр Первый был провозглашен царем? (В десять)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: объявление команды -победителя. Торжественная церемония!
IV. Итог мероприятия.
Заключительное слово ведущего.
Вывод: петровские реформы, проведены ценой невероятного напряжения сил народа, поэтому нередки были восстания; цена за реформы заплачена немалая, по некоторым оценкам в России погиб каждый десятый из 14-17 млн..Народ не слагал песен, прославляющих победы и деяния Петра I, так как преобразования Петра легли тяжелым бременем на плечи народных масс, повлекли за собой снижение их жизненного уровня. Народу Петр и его дела были чужды: в этом монархе многие не без оснований видели виновника своих бед. Нередко дело доходило и до открытой борьбы против царя-реформатора. Правительство может и должно проводить преобразования, если в них назрела необходимость; для успеха преобразований необходимо привлекать людей на сторону реформатов, приходится преодолевать сопротивление; начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при этом, однако надо думать об интересах всего общества, а не какой-то группы лиц.
Личность Петра и его реформы - предмет острых споров, которые усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, так было в начале 20-го века, когда Россия встала на путь революционных преобразований. И сегодня, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.