- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории (6класс)
Рабочая программа по истории (6класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Полосина Ю.А. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20 г.Липецка
Рассмотрена Утверждена
на заседании МО учителей приказом № 192
общественных наук от 18.08.15
протокол № 11 от 15.05.15
Директор
Руководитель МО МАОУ СОШ №20
_______ / О.И.Фурлова / ______ /А.В.Пшеничный/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
для 6 А,Г,Д,Е классов
на 2015-2016 учебный год
учитель Полосина Юлия Алексеевна
Липецк
2015г.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа предполагает интегрированное изучение курса истории в 6 классе
Цели программы:
- воспитание гражданственности;
- национальной идентичности;
- развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
Задачи программы:
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
- подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
- формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;
- обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения .
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении ФК ГОС начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (с изменениями);
- приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» с изменениями;
- приказ МО РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №20 на 2013-2017 гг.
Рабочая программа по истории Cредних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений и авторских программ А. А. Данилова, В.А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней 6-9 классы», Бойцова М.А., Петровой Н.Г. Программа курса «История Средних веков: Европа и остальной мир»: для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Русское слово - PC, 2010.
Программа курса истории средних веков охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Выбор данной программы обусловлен с соответствием с ФК ГОС, в полном объеме соответствует образовательным целям МАОУ СОШ № 20, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Авторский коллектив предполагает интегрированное изучение курсов Всеобщей истории и истории России. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования, ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией М.А.Бойцова, Р.М Шукурова, издательство «Русское слово»; История России с древнейших времен до конца XVI века, А.А. Данилова и Л. Г. Косулиной - М., «Просвещение»,2010. Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год и рекомендован МО РФ.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений по истории России.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
Место и роль истории в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся
Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории способствует познавательной деятельности школьника в области других наук, а так же его адаптации в обществе.
Результатом школьного образования на современном этапе должно стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. И формирование такого отношения возможно только в том случае, если есть интеграция того, что человек изучает, чем он занимается. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Предполагается, что результатом изучения истории является развитие у учащихся широкого круга умений и навыков. Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:
- работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
- анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
- давать оценку отдельным явлениям культуры;
- составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
- составлять характеристику исторических деятелей;
участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Кроме того, программа способствует установлению межпредметных связей.
Межпредметные связи
1.История - Русский язык, литература.
При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Анализируются исторические документы, фрагменты из художественных произведений, художественной литературы, и сопоставление их с соответствующими описаниями, характеристиками и оценками в учебниках истории. Речевая деятельность является основой межпредметных связей русского языка с другими предметами, а развитие речи - это общая образовательная и воспитательная задача учителей, поскольку обучение на уроках по любому предмету происходит в процессе речевого общения учителя и обучающихся. На уроках истории составляются: сложный план, сравнительная характеристика.
2. История - География.
История современного общества сложна и разнообразна, это разнообразие зависит от особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры региона. Фактически в курсе географии и истории изучаются одни и те же процессы с учетом специфики каждого предмета. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, социально-экономическом развитии стран на разных этапах развития, закрепляет умение оперировать статистическим, табличным, картографическим материалом
3. История-Искусство.
На уроках истории с 5 по 11 класс изучаются темы по развитию культуры разных стран и народов. Для яркого и красочного представления материала используется наглядность: репродукции картин, архитектурных сооружений, воспроизведение музыкальных произведений, отрывков из фильмов, виртуальные экскурсии и т.д
Таким образом, реализация межпредметных связей является важным средством повышения эффективности познавательной деятельности школьников,
Все разделы рабочей программы полностью соответствуют авторской программе:А. А. Данилова, В.А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней 6-9 классы», Бойцова М.А., Петровой Н.Г. Программа курса «История Средних веков: Европа и остальной мир»: для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Русское слово - PC, 2010.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов ( из расчета 2 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МAОУ СОШ № 20 г. Липецка на 2015-2016 учебный год, календарным учебным графиком).
35 учебных недель 2 часа в неделю = 70часов в год
1 полугодие - 16 недель - 32 урока
2 полугодие - 19 недель - 38 уроков
Формы организации образовательного процесса:
Рабочая программа осуществляется в рамках классно-урочной системы.
Указанные в программе цели и задачи обучения позволяют применять наряду с фронтальной парную, групповую, индивидуальную формы учебной деятельности. В процессе изучения курса используется также тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности. Так же применяются нетрадиционные формы уроков: дискуссии, беседа, что способствует развитию познавательных интересов у обучающихся и повышает уровень знаний и умений.
Технологии обучения:
В реализации программы используются:
- элементы технологии формирования критического мышления;
- элементы технологии проблемного обучения;
- элементы информационно-коммуникационных технологии.
Виды контроля: текущий, тематический, предварительный, итоговый
Формы контроля:
- работа с контурной картой;
- творческие задания;
- решение учебно-познавательных задач в рабочей тетради;
- выполнение тестовых заданий.
Для реализации рабочей программы используется:
Учебник: История Средних веков. /М.А Бойцов Р.М. Шукуров «Русское слово» 2010.;
История России с древнейших времен до конца XVI века, А.А. Данилова и Л. Г. Косулиной М., «Просвещение»,2010.
Е. В. Симонова. Методическое пособие к учебнику История России А.А. Данилова и Л. Г. Косулиной : - М: Дрофа, 2010 г.
А.В. Биберина Тестовые задания по истории России с древнейших времен до конца XVIII в. 6-7 классы, Москва, Творческий Центр, 2011г.
Данилов А.А. ,Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс.
Данилов А.А. ,Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс.
-
Содержание рабочей программы
№
Тема урока
Тип урока
Элементы минимального содержания образования
Требования к уровню подготовки учащихся
Контрольные мероприятия
1
Введение. Что такое Средние века.
Урок объяснения
Место средневековья в истории
Знать: место Средневековья на ленте времени, указывать хронологические рамки периода. Уметь: описывать особенности средневековых цивилизаций.
Устный опрос
Начало Средневековья 8 часов
2
Второй Рим
Изучение нового материала
Великое переселение народов. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства.
Показывать на карте направления перемещений германцев, гуннов и других племен. Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье.
Комбинированный опрос
3
Век Византии
Комбинированный
«Золотой век Византии». Правление императора Юстиниана
Характеризовать внешнюю политику Византии, ее отношения с соседями. Формулировать и обосновывать выводы о месте Византии в мире раннего Средневековья.
Индивидуальная форма работы: составление сравнительной таблицы. Участие в дискуссии.
4
Завоеватели- германцы.
Комбинированный
Слияние варварского и римского общества. Неравенство людей в средневековом обществе.
Определить специфику развития германских королевств. Знать: причину падения Западной Римской империи и особенности Франкского королевства. Объяснить значение понятий; называть существенные черты процесса образования государства у герм;
Индивидуальная форма работы: составление схемы. Участие в дискуссии. Решение творческих заданий
5
Рождение новой силы
Беседа
Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания..
Устанавливать последовательность и длительность арабских завоеваний и стадии существования Халифата. Излагать суждения о причинах и следствиях арабских завоеваний.
Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочих тетрадях.составление схемы. Анализ фрагментов исторического документа.
6
Мир ислама
Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы.
Арабский халифат и его культура
Достижения арабов в науках. Расцвет арабской литературы. Строительство и украшение мечетей.
Знать: причины военных успехов арабов и причины распада халифата. Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры.
Работа в парах. Составление сравнительной таблицы.
7
От Хлодвига к Пипину
Изучение нового материала
Великое переселение народов. Образование германских королевств. Образование франкского королевства франков при Хлодвиге. Крещение франков.
Объяснить значение понятий; сравнить управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи. Излагать суждения о причинах гибели империи Карла Великого.
Комбинированный опрос.
8
Император Карл.
Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы.
Империя Карла Великого. Политическая раздробленность
Высказывать суждения о том, почему Карла называли Великим. Сравнить политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе.
Устный опрос
9
Северная Европа
Комбинированный урок
Викинги- воины морских берегов. Эпоха борьбы европейцев с викингами-норманами.
Знать: понятие « цивилизация», давать характеристику норманам.
Фронтальный опрос
Средневековая Европа 14 часов
10
Земля и власть
Изложение нового материала
Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Власть духовная и светская. Католическая церковь. Вассалитет
Раскрывать смысл понятия «феодализм». Характеризовать систему сословной организации средневекового общества, взаимозависимости сословий.
Составить рассказ «День феодала
11
Жизнь крестьян в средневековой Европе
Комбинированный урок
Крестьянская община. Особенности жизни крестьян. Повинности
Выявлять факторы, способствующие зависимости крестьян от сеньоров.
Творческое задание
12
За стенами замков
Комбинированный урок
Особенности рыцарской культуры. Понятие « рыцарь», Воспитание рыцаря. Сословный строй в Западной Европе. Вассалитет.
Характеризовать рыцарство как важнейший элемент европейского средневекового общества. Выделять основные признаки этического кодекса рыцаря.
На основе всех источников составить Кодекс рыцарской чести
13
Наследие Каролингов
Урок с использованием ИКТ
Складывание королевств в Европе. Политическая власть короля и крупных феодалов.
Знать: что общего в истории складывания Французского и Германского королевств и в чем состоят различия.
Сравнить политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе.
Комбинированный опрос
14-15
Крестовые походы
Изложение нового материала
Причины и сущность крестовых походов. Итоги крестовых походов.
Устанавливать последовательность и длительность Крестовых походов. Определять и объяснять свое отношение к Крестовым походам.
Устный опрос
16
Возвращение городов.
Урок-конференция
Предпосылки возникновения городов как центров ремесла и торговли.
Называть причины возникновения городов в Средние века. Описывать их облик. Раскрыть систему самоуправления в городе.
Комбинированный опрос
17
Средневековый город.
Урок с использованием ИКТ
Средневековый город. Экономическое развитие Европейских государств. Борьба городов с сеньорами. Роль торговли и ремесла. Самоуправление городов.
Характеризовать роль ремесленных цехов в развитии средневекового производства; раскрывать особенности ведения средневековой торговли; сравнивать положение различных слоев общества на примере городского населения.в жизни города.
Устный опрос
18-19
В поисках знаний
Комбинированный урок
Подъем культуры в Западной Европе в 12-13 в.в.
Излагать суждения о причинах востребованности научных знаний и потребности в образованных людях в период расцвета Средневековья.
Комбинированный опрос.
20
Во главе христианского мира
Изучение нового материала
Положение католической церкви в Европе после крестовых походов .Еретики. Ересь. Борьба церкви с еретиками.
Раскрывать роль церкви в средневековом обществе Раскрывать причины возникновения ересей. Определять существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху.
Устный опрос
21-22
Страны и государи.
Урок с применением ИКТ
Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии. Возникновение органов сословного представительства в Европе.
Фронтальный опрос
23
Тяжкие времена
Столетняя война. Крестьянские восстания во Франции и Англии.
Определить цели и последствия Столетней войны. ,крестьянских выступлений.
Дальние страны 9 часов
24
На Востоке Европы
Комбинированный урок
Народы Восточной Европы. Взаимоотношения с Византией
Характеризовать политический строй стран Восточной Европы
Устный опрос
25
Во владениях Великого хана.
Комбинированный урок
Монголы : занятия, образ жизни. Завоевания монголов.
Определить причины монгольских завоеваний, показывать их направления на карте.
Комбинированный опрос
26
Индия : раджи и султаны.
Урок с применением ИКТ
Средневековое общество в Индии, Китае, Японии. Великие Моголы. Делийский султанат.
Объяснить особенности средневековой Индии.
Фронтальный опрос.
27
Поднебесная империя.
Урок изучения нового материала.
Китай в 4-7 в .в. Борьба с кочевниками. Особенности социального и государственного строя Китая.
Объяснять причины монгольских вторжений в Китай.
Комбинированный опрос.
28
В стране Сипанго.
Комбинированный урок
Политический и социальный строй Японии. Самураи. Император. Сегун.
Объяснить особенности средневековой Японии. Сравнивать положение японского самурая и европейского рыцаря.
Устный опрос.
29
Очень разная Африка
Комбинированный урок
Понятие о Северной и Южной Африки. Особенности развития Южной Африки.
Перечислять первые государства тропической Африки. Характеризовать социальное и политическое устройство Африки.
Устный опрос
30
Мир совсем неизвестный
Комбинированный урок
Заселение Америки в древности. Цивилизации доколумбовской Америки, их достижения в материальной культуре,науке и искусстве. Города-государства майа. Держава ацтеков.
Анализировать историческую карту Америки с опорой на легенду ,классифицировать факты о майа, инках, ацтеков по различным признакам, составлять сравнительную таблицу.
Комбинированный опрос
31
И снова Европа.
Изучение нового материала.
Итоговое повторение курса « История Средних веков»
Характеризовать период средневековья .Применять знания об эпохе для раскрытия причин и оценки сущности современных событий.
Комбинированный опрос.
32
Повторительно - обобщающий урок по теме : «Эпоха Средневековья»
КВН
Тест
Русь Древняя 11 часов
33
Восточные славяне
Изучение нового материала
Заселение территории нашей страны. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество. Великое переселение народов,.
Показывать на карте процесс Великого переселения народов, рассказывать об участии славян в данном процессе
Устный опрос
34
Соседи восточных славян
Комбинированный урок
Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Комбинированный опрос.
35
Формирование Древнерусского государства
Комбинированный урок
Предпосылки, причины и значение образования государства у восточных славян. Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства.
Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.
Устный опрос
36-37
Первые киевские князья
Изучение нового материала
Рюриковичи. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства.
Систематизировать материал о деятельности первых русских князей
Устный опрос
38
Владимир Святославович. Принятие христианства
Комбинированный урок
Владимир I. Крещение Руси. Начало правления князя Владимира..Причины принятия христианства на Руси.
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославовича. Давать оценку принятия христианства на Руси.
Комбинированный опрос.
39-40
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
Урок с использованием ИКТ
Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Борьба за власть сыновей Владимира.
Составлять характеристику Ярослава Мудрого.
Комбинированный опрос
41
Культура Древней Руси
Комбинированный урок
Истоки и особенности древнерусской культуры. Литература, изобразительное искусство.
Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.
Устный опрос.
42
Быт и нравы Древней Руси.
Урок-беседа
Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Развитие городов, ремесел и торговли.
Характеризовать образ жизни представителей различных слоев населения.
Подготовка сообщений о каком-либо древнерусском городе.
43
Повторение. Русь Древняя.
Закрепление изученного материала.
Систематизировать исторический материал о Древней Руси.
Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для Современного общества.
Тест
Политическая раздробленность на Руси 10 часов
44
Начало раздробления Древнерусского государства
Комбинированный
Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Причины раздробления Древнерусского государства.
Составлять характеристику Владимира Мономаха. Назвать хронологические рамки периода раздробленности.
Комбинированный опрос
45-46
Главные политические центры Руси
Урок-беседа
Владимиро-Суздальское княжество. Новгородское княжество.
Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода большое гнездо.
Таблица
47-48
Нашествие с Востока
Комбинированный урок
Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке.
Объяснять причины успеха монголов
Устный опрос
49
Борьба Руси с западными завоевателями.
Комбинированный урок.
Экспансия с Запада. Александр НевскийПоходы шведов на Русь. Невская битва. Ледовое побоище.
Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.
Таблица
50
Русь и Золотая Орда
Изучение нового материала
Золотая Орда..Образование Золотой Орды. Борьба русского народа против ордынского владычества.
Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды.
Устный опрос
51
Русь и Литва
Изучение нового материала
Великое княжество Литовское.Формирование Литовско-Русского государства.
Характеризовать политику литовских князей.
Комбинированный опрос
52
Культура русских земель в 12-13 в. В.
Комбинированный урок
Литература, зодчество, живопись.
Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период
Творческие задания
53
Повторение. Политическая раздробленность на Руси
Закрепление изученного материала
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.
Тест
Русь Московская 15 часов
54
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества
Комбинированный урок
Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита.Причины и предпосылки объединения русских земель.
Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.
Устный опрос
55-56
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
Урок с использованием ИКТ
Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский
Раскрывать значение Куликовской битвы
Комбинированный опрос
57
Московское княжество и его соседи в конце 14- середине 15 века
Урок - беседа
Феодальная война и ее значение для процесса объединения русских земель.
Объяснять причины и последствия феодальной войны.
Устный опрос
58
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества
Комбинированный урок
Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Начало борьбы с Новгородом. Присоединения Новгорода к Москве.
Указывать хронологические рамки процесса становления единого русского государства
Устный опрос
59
Московское государство в конце 15-начале 16 века
Комбинированный урок
Усиление великокняжеской власти. Органы управления государством Судебник 1497 г. Местничество.
Сравнивать вотчинное и поместное землевладение
Комбинированный опрос
60
Церковь и государство в конце 15-начале 16 века
Комбинированный урок
Изменение в положении Русской православной церкви. Монастыри и их роль.
Раскрывать роль православной церкви в становлении Российской государственности
Комбинированный опрос
61-62
Реформы Избранной рады.
Урок с использованием ИКТ
Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Боярское правление. Укрепление центральной власти. Избранная рада.
Объяснять причины и значения принятия Иваном IV царского титула
Таблица
63
Внешняя политика Ивана IV
Изучение нового материала
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война. Значение присоединения Поволжья к России и его последствия
Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири, и неудачи в Ливонской войне.
Устный опрос
64
Опричнина
Комбинированный урок
Опричнина.Падение Избранной Рады.
Объяснять причины, сущность и последствия опричнины
Комбинированный опрос
65
Просвещение, устное народное творчество, литература в 14-16 веках
Комбинированный урок
Особенности развития русской культуры. Просвещение.
Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений об отдельных памятниках культуры.
Творческие задания
66
Архитектура и живопись в 14-16 веках
Комбинированный урок
Русская живопись в 14-16 веках. Феофан Грек, Андрей Рублев.
Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника
Творческие задания
67
Быт 15-16 веков
Урок-беседа
Город и село.
Описывать быт различных слоев населения
Творческие задания
68
Повторение. Русь Московская.
Закрепление изученного материала
Систематизировать исторический материал по изучению периода.
Высказывать суждения о значении наследия 14-16 веков для современного общества.
Тест
69-70
Резерв
-
Учебно-тематический план
№ п.п
Наименование раздела программы
Количество часов
1
Введение. Что такое Средние века?
1
2
Начало Средневековья
8
3
Средневековая Европа
14
4
Дальние страны
9
5
Русь Древняя
11
6
Политическая раздробленность на Руси
10
7
Русь Московская
15
8
Резерв
2
Всего:
70
IV.Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемый уровеньподготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы школы:
В результате изучения истории ученик должен:
Знать:
-
знать основные этапы и ключевые события истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века и выдающихся деятелей истории;
-
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-
изученные виды исторических источников;
-
место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий древней и средневековой России;
-
существенные черты социального положения людей в России в древности и средние века;
-
существенные черты политического устройства России;
Уметь:
-
уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
-
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-
читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме; уметь анализировать исторические явления, процессы, факты;
- рассказывать об исторических событиях, их участниках;
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в данную историческую эпоху;
- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
Владеть:
-
владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
-
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
-
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
-
объяснятьсмысл изученных исторических понятий и терминов;
-
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
-
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
-
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира с древнейших времён до конца XVI века, достижениям культуры;
В результате изучения курса учащийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
- уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
V. Литература и средства обучения:
а) Методические и учебные пособия.
«Программы общеобразовательных учреждений по истории 5-11 классы» М.:Просвещение,2011.
Дополнительные пособия для учителя:
Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории.6 класс. - М.:ТЦ Сфера,2011.
Фадеева Д.А., Тороп, В.В., Бондарь С.В. Контрольные работы по истории 5 -9 классы: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2010.
Хрестоматия по истории средних веков/ под ред. В.Е Степанкова, 1 часть;
Шевченко Н.И. Сборник проблемно- развивающих заданий по курсу «История Средних веков»: учебное пособие. - М.:Аркти, 2011.История России в лицах: биографический словарь/ под общей редакцией Каргалова В.В. - М.: Русское слово, 2009.
Епифанов П.П. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVIII в. - М.: Просвещение, 2008.
Короткова М.В. История России IX-XVIII вв.: дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2011. Брандт М.Ю. История средних веков. 6 класс.-М.:Дрофа,2010.
Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков-М: Дрофа, 2012
Давыдов О.В. Задания и тесты по истории средних веков/ О.В. Давыдов. - М.: Экзамен, 2010.
Девятайкина Н.И. История средних веков: источники, задания, игры: учебное пособие для школ.- Саратов: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга», 2009.
б) Оборудование и приборы.
Настенные карты по истории Средних веков: «Крестовые походы », «Четвертый Крестовый поход», «Арабы VII- IХ вв.», «Англия и Франция в ХI- ХIV вв.», «Империя Карла Великого», «Османская империя в ХIV-ХVвв .», «Англия и Франция во времена Столетней войны», «Англия и Франция в ХI- ХIV вв.».
Атласы и контурные карты.
Мультимедийное оборудование.
в) Дидактический материал (раздаточный).
Карточки.
г) Образовательные диски.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия: Новая история
VI. Календарно-тематическое планирование
6 а класс
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Календарные сроки
Примечание
по плану
фактически
по плану
фактически
6а
6а
6а
6а
6а
6а
6а
6а
1.
Введение. Что такое Средние века?
1
Раннее Средневековье
8
2.
Второй Рим
1
3.
Век Византии
1
4.
Завоеватели- германцы
1
5.
Рождение новой силы
1
6.
Мир ислама
1
7.
От Хлодвига к Пипину
1
8.
Император Карл
1
9.
Северная Европа
1
Средневековая Европа
14
10.
Земля и власть
1
11.
Вечные труженики
1
12.
За стенами замков
1
13.
Наследники Каролингов
1
14-15.
Крестовые походы
2
16.
Возвращение городов
1
17.
Средневековый город
1
18-19.
В поисках знаний
2
20
Во главе христианского мира
1
21-22
Страны и государи
2
23
Тяжкие времена
1
Дальние страны
9
24
На востоке Европы
1
25
Во владениях Великого хана
1
26
Индия: раджи и султаны
1
27
Поднебесная империя
1
28
В стране Сипанго
1
29
Очень разная Африка
1
30
Мир совсем неизвестный
1
31
И снова Европа
1
32
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Эпоха средневековья»
1
Русь Древняя
11
33.
Восточные славяне
1
34.
Соседи восточных славян
1
35.
Формирование Древнерусского государства
1
36-37.
Первые киевские князья
2
38.
Владимир Святославич. Принятие христианства
1
39-40
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
2
41
Культура Древней Руси.
1
42
Быт и нравы Древней Руси.
1
43
Повторение. Русь Древняя.
1
Политическая раздробленность на Руси
10
44.
Начало раздробления Древнерусского государства
1
45-46
Главные политические центры Руси
2
47-48
Нашествие с Востока
2
49
Борьба Руси с западными завоевателями
1
50.
Русь и Золотая Орда
1
51
Русь и Литва
1
52.
Культура русских земель в XII-XIII веках
1
53
Повторение. Политическая раздробленность на Руси.
1
Русь Московская
15
54
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества
1
55-56
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
2
57.
Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV века
1
58
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества
1
59.
Московское государство в конце XV-начале XVI века.
1
60.
Церковь и государство в конце XV-начале XVI века.
1
61-62.
Реформы Избранной рады
2
63-64
Внешняя политика Ивана IV
2
65
Опричнина
1
66.
Просвещение, устное народное творчество, литература в 14- 16 веках
1
67
Архитектура и живопись в XIV-XVI веках.
1
68
Повторение. Русь Московская
1
69-70.
Резерв
2
VI. Календарно-тематическое планирование
6г класс
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Календарные сроки
Примечание
по плану
фактически
по плану
фактически
6г
6г
6г
6г
6г
6г
6г
6г
1.
Введение. Что такое Средние века?
1
Раннее Средневековье
8
2.
Второй Рим
1
3.
Век Византии
1
4.
Завоеватели- германцы
1
5.
Рождение новой силы
1
6.
Мир ислама
1
7.
От Хлодвига к Пипину
1
8.
Император Карл
1
9.
Северная Европа
1
Средневековая Европа
14
10.
Земля и власть
1
11.
Жизнь крестьян в средневековой Европе
1
12.
За стенами замков
1
13.
Наследники Каролингов
1
14-15.
Крестовые походы
2
16.
Возвращение городов
1
17.
Средневековый город
1
18-19.
В поисках знаний
2
20.
Во главе христианского мира
1
21-22.
Страны и государи
2
23.
Тяжкие времена
1
Дальние страны
9
24.
На востоке Европы
1
25.
Во владениях Великого хана
1
26.
Индия: раджи и султаны
1
27.
Поднебесная империя
1
28.
В стране Сипанго
1
29.
Очень разная Африка
1
30.
Мир совсем неизвестный
1
31.
И снова Европа
1
32.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Эпоха средневековья»
1
Русь Древняя
11
33.
Восточные славяне
1
34.
Соседи восточных славян
1
35.
Формирование Древнерусского государства
1
36-37.
Первые киевские князья
2
38.
Владимир Святославич. Принятие христианства
1
3-40
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
2
41
Культура Древней Руси.
1
42
Быт и нравы Древней Руси.
1
43
Повторение. Русь Древняя.
1
Политическая раздробленность на Руси
10
44.
Начало раздробления Древнерусского государства
1
45-46
Главные политические центры Руси
2
47-48
Нашествие с Востока
2
49.
Борьба Руси с западными завоевателями
1
50.
Русь и Золотая Орда
1
51
Русь и Литва
1
52
Культура русских земель в XII-XIII веках
1
53
Повторение. Политическая раздробленность на Руси.
1
Русь Московская
15
54
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества
1
55-56
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
2
57.
Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV века
1
58
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества
1
59
Московское государство в конце XV-начале XVI века.
1
60.
Церковь и государство в конце XV-начале XVI века.
1
61-62
Реформы Избранной рады
2
63-64
Внешняя политика Ивана IV
2
65
Опричнина
1
66.
Просвещение, устное народное творчество, литература в 14- 16 веках
1
67.
Архитектура и живопись в XIV-XVI веках.
1
68.
Повторение. Русь Московская
1
69-70
Резерв
2
VI. Календарно-тематическое планирование
6д класс
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Календарные сроки
Примечание
по плану
фактически
по плану
фактически
6д
6д
6д
6д
6д
6д
6д
6д
1.
Введение. Что такое Средние века?
1
Раннее Средневековье
8
2.
Второй Рим
1
3.
Век Византии
1
4.
Завоеватели- германцы
1
5.
Рождение новой силы
1
6.
Мир ислама
1
7.
От Хлодвига к Пипину
1
8.
Император Карл
1
9.
Северная Европа
1
Средневековая Европа
14
10.
Земля и власть
1
11.
Жизнь крестьян в средневековой Европе
1
12.
За стенами замков
1
13.
Наследники Каролингов
1
14-15.
Крестовые походы
2
16.
Возвращение городов
1
17.
Средневековый город
1
18-19.
В поисках знаний
2
20.
Во главе христианского мира
1
21-22.
Страны и государи
2
23.
Тяжкие времена
1
Дальние страны
9
24.
На востоке Европы
1
25.
Во владениях Великого хана
1
26.
Индия: раджи и султаны
1
27.
Поднебесная империя
1
28.
В стране Сипанго
1
29.
Очень разная Африка
1
30.
Мир совсем неизвестный
1
31.
И снова Европа
1
32.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Эпоха средневековья»
1
Русь Древняя
11
33.
Восточные славяне
1
34.
Соседи восточных славян
1
35.
Формирование Древнерусского государства
1
36-37.
Первые киевские князья
2
38.
Владимир Святославич. Принятие христианства
1
3-40
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
2
41
Культура Древней Руси.
1
42
Быт и нравы Древней Руси.
1
43
Повторение. Русь Древняя.
1
Политическая раздробленность на Руси
10
44.
Начало раздробления Древнерусского государства
1
45-46
Главные политические центры Руси
2
47-48
Нашествие с Востока
2
49.
Борьба Руси с западными завоевателями
1
50.
Русь и Золотая Орда
1
51
Русь и Литва
1
52
Культура русских земель в XII-XIII веках
1
53
Повторение. Политическая раздробленность на Руси.
1
Русь Московская
15
54
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества
1
55-56
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
2
57.
Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV века
1
58
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества
1
59
Московское государство в конце XV-начале XVI века.
1
60.
Церковь и государство в конце XV-начале XVI века.
1
61-62
Реформы Избранной рады
2
63-64
Внешняя политика Ивана IV
2
65
Опричнина
1
66.
Просвещение, устное народное творчество, литература в 14- 16 веках
1
67.
Архитектура и живопись в XIV-XVI веках.
1
68.
Повторение. Русь Московская
1
69-70
Резерв
2
VI. Календарно-тематическое планирование
6е класс
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Календарные сроки
Примечание
по плану
фактически
по плану
фактически
6е
6е
6е
6е
6е
6е
6е
6е
1.
Введение. Что такое Средние века?
1
Раннее Средневековье
8
2.
Второй Рим
1
3.
Век Византии
1
4.
Завоеватели- германцы
1
5.
Рождение новой силы
1
6.
Мир ислама
1
7.
От Хлодвига к Пипину
1
8.
Император Карл
1
9.
Северная Европа
1
Средневековая Европа
14
10.
Земля и власть
1
11.
Жизнь крестьян в средневековой Европе
1
12.
За стенами замков
1
13.
Наследники Каролингов
1
14-15.
Крестовые походы
2
16.
Возвращение городов
1
17.
Средневековый город
1
18-19.
В поисках знаний
2
20.
Во главе христианского мира
1
21-22.
Страны и государи
2
23.
Тяжкие времена
1
Дальние страны
9
24.
На востоке Европы
1
25.
Во владениях Великого хана
1
26.
Индия: раджи и султаны
1
27.
Поднебесная империя
1
28.
В стране Сипанго
1
29.
Очень разная Африка
1
30.
Мир совсем неизвестный
1
31.
И снова Европа
1
32.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Эпоха средневековья»
1
Русь Древняя
11
33.
Восточные славяне
1
34.
Соседи восточных славян
1
35.
Формирование Древнерусского государства
1
36-37.
Первые киевские князья
2
38.
Владимир Святославич. Принятие христианства
1
3-40
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
2
41
Культура Древней Руси.
1
42
Быт и нравы Древней Руси.
1
43
Повторение. Русь Древняя.
1
Политическая раздробленность на Руси
10
44.
Начало раздробления Древнерусского государства
1
45-46
Главные политические центры Руси
2
47-48
Нашествие с Востока
2
49.
Борьба Руси с западными завоевателями
1
50.
Русь и Золотая Орда
1
51
Русь и Литва
1
52
Культура русских земель в XII-XIII веках
1
53
Повторение. Политическая раздробленность на Руси.
1
Русь Московская
15
54
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества
1
55-56
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
2
57.
Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV века
1
58
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества
1
59
Московское государство в конце XV-начале XVI века.
1
60.
Церковь и государство в конце XV-начале XVI века.
1
61-62
Реформы Избранной рады
2
63-64
Внешняя политика Ивана IV
2
65
Опричнина
1
66.
Просвещение, устное народное творчество, литература в 14- 16 веках
1
67.
Архитектура и живопись в XIV-XVI веках.
1
68.
Повторение. Русь Московская
1
69-70
Резерв
2