Рабочая программа по истории (6класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20 г.Липецка



Рассмотрена Утверждена

на заседании МО учителей приказом № 192

общественных наук от 18.08.15

протокол № 11 от 15.05.15

Директор

Руководитель МО МАОУ СОШ №20

_______ / О.И.Фурлова / ______ /А.В.Пшеничный/



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории

для 6 А,Г,Д,Е классов

на 2015-2016 учебный год


учитель Полосина Юлия Алексеевна



Липецк

2015г.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа предполагает интегрированное изучение курса истории в 6 классе


Цели программы:

- воспитание гражданственности;

- национальной идентичности;

- развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

Задачи программы:

- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

- подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;

- формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;

- обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения .

Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

- приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении ФК ГОС начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (с изменениями);

- приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» с изменениями;

- приказ МО РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №20 на 2013-2017 гг.

Рабочая программа по истории Cредних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений и авторских программ А. А. Данилова, В.А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней 6-9 классы», Бойцова М.А., Петровой Н.Г. Программа курса «История Средних веков: Европа и остальной мир»: для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Русское слово - PC, 2010.

Программа курса истории средних веков охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.


Выбор данной программы обусловлен с соответствием с ФК ГОС, в полном объеме соответствует образовательным целям МАОУ СОШ № 20, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Авторский коллектив предполагает интегрированное изучение курсов Всеобщей истории и истории России. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования, ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией М.А.Бойцова, Р.М Шукурова, издательство «Русское слово»; История России с древнейших времен до конца XVI века, А.А. Данилова и Л. Г. Косулиной - М., «Просвещение»,2010. Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год и рекомендован МО РФ.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений по истории России.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Место и роль истории в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся

Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории способствует познавательной деятельности школьника в области других наук, а так же его адаптации в обществе.

Результатом школьного образования на современном этапе должно стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. И формирование такого отношения возможно только в том случае, если есть интеграция того, что человек изучает, чем он занимается. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Предполагается, что результатом изучения истории является развитие у учащихся широкого круга умений и навыков. Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:

- работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

- изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

- анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

- давать оценку отдельным явлениям культуры;

- составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

- составлять характеристику исторических деятелей;

участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Кроме того, программа способствует установлению межпредметных связей.

Межпредметные связи

1.История - Русский язык, литература.

При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Анализируются исторические документы, фрагменты из художественных произведений, художественной литературы, и сопоставление их с соответствующими описаниями, характеристиками и оценками в учебниках истории. Речевая деятельность является основой межпредметных связей русского языка с другими предметами, а развитие речи - это общая образовательная и воспитательная задача учителей, поскольку обучение на уроках по любому предмету происходит в процессе речевого общения учителя и обучающихся. На уроках истории составляются: сложный план, сравнительная характеристика.

2. История - География.

История современного общества сложна и разнообразна, это разнообразие зависит от особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры региона. Фактически в курсе географии и истории изучаются одни и те же процессы с учетом специфики каждого предмета. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, социально-экономическом развитии стран на разных этапах развития, закрепляет умение оперировать статистическим, табличным, картографическим материалом

3. История-Искусство.

На уроках истории с 5 по 11 класс изучаются темы по развитию культуры разных стран и народов. Для яркого и красочного представления материала используется наглядность: репродукции картин, архитектурных сооружений, воспроизведение музыкальных произведений, отрывков из фильмов, виртуальные экскурсии и т.д

Таким образом, реализация межпредметных связей является важным средством повышения эффективности познавательной деятельности школьников,

Все разделы рабочей программы полностью соответствуют авторской программе:А. А. Данилова, В.А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней 6-9 классы», Бойцова М.А., Петровой Н.Г. Программа курса «История Средних веков: Европа и остальной мир»: для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Русское слово - PC, 2010.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов ( из расчета 2 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МAОУ СОШ № 20 г. Липецка на 2015-2016 учебный год, календарным учебным графиком).

35 учебных недель 2 часа в неделю = 70часов в год

1 полугодие - 16 недель - 32 урока

2 полугодие - 19 недель - 38 уроков

Формы организации образовательного процесса:

Рабочая программа осуществляется в рамках классно-урочной системы.

Указанные в программе цели и задачи обучения позволяют применять наряду с фронтальной парную, групповую, индивидуальную формы учебной деятельности. В процессе изучения курса используется также тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности. Так же применяются нетрадиционные формы уроков: дискуссии, беседа, что способствует развитию познавательных интересов у обучающихся и повышает уровень знаний и умений.

Технологии обучения:

В реализации программы используются:

- элементы технологии формирования критического мышления;

- элементы технологии проблемного обучения;

- элементы информационно-коммуникационных технологии.

Виды контроля: текущий, тематический, предварительный, итоговый

Формы контроля:

- работа с контурной картой;

- творческие задания;

- решение учебно-познавательных задач в рабочей тетради;

- выполнение тестовых заданий.

Для реализации рабочей программы используется:

Учебник: История Средних веков. /М.А Бойцов Р.М. Шукуров «Русское слово» 2010.;

История России с древнейших времен до конца XVI века, А.А. Данилова и Л. Г. Косулиной М., «Просвещение»,2010.

Е. В. Симонова. Методическое пособие к учебнику История России А.А. Данилова и Л. Г. Косулиной : - М: Дрофа, 2010 г.

А.В. Биберина Тестовые задания по истории России с древнейших времен до конца XVIII в. 6-7 классы, Москва, Творческий Центр, 2011г.

Данилов А.А. ,Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс.

Данилов А.А. ,Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс.



  1. Содержание рабочей программы

Тема урока

Тип урока

Элементы минимального содержания образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Контрольные мероприятия

1

Введение. Что такое Средние века.

Урок объяснения

Место средневековья в истории

Знать: место Средневековья на ленте времени, указывать хронологические рамки периода. Уметь: описывать особенности средневековых цивилизаций.

Устный опрос

Начало Средневековья 8 часов

2

Второй Рим

Изучение нового материала

Великое переселение народов. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства.

Показывать на карте направления перемещений германцев, гуннов и других племен. Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье.

Комбинированный опрос

3

Век Византии

Комбинированный

«Золотой век Византии». Правление императора Юстиниана

Характеризовать внешнюю политику Византии, ее отношения с соседями. Формулировать и обосновывать выводы о месте Византии в мире раннего Средневековья.

Индивидуальная форма работы: составление сравнительной таблицы. Участие в дискуссии.

4

Завоеватели- германцы.

Комбинированный

Слияние варварского и римского общества. Неравенство людей в средневековом обществе.

Определить специфику развития германских королевств. Знать: причину падения Западной Римской империи и особенности Франкского королевства. Объяснить значение понятий; называть существенные черты процесса образования государства у герм;

Индивидуальная форма работы: составление схемы. Участие в дискуссии. Решение творческих заданий

5

Рождение новой силы

Беседа

Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания..

Устанавливать последовательность и длительность арабских завоеваний и стадии существования Халифата. Излагать суждения о причинах и следствиях арабских завоеваний.

Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочих тетрадях.составление схемы. Анализ фрагментов исторического документа.

6

Мир ислама

Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы.

Арабский халифат и его культура

Достижения арабов в науках. Расцвет арабской литературы. Строительство и украшение мечетей.

Знать: причины военных успехов арабов и причины распада халифата. Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры.

Работа в парах. Составление сравнительной таблицы.

7

От Хлодвига к Пипину

Изучение нового материала

Великое переселение народов. Образование германских королевств. Образование франкского королевства франков при Хлодвиге. Крещение франков.

Объяснить значение понятий; сравнить управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи. Излагать суждения о причинах гибели империи Карла Великого.

Комбинированный опрос.

8

Император Карл.

Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы.

Империя Карла Великого. Политическая раздробленность

Высказывать суждения о том, почему Карла называли Великим. Сравнить политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе.

Устный опрос

9

Северная Европа

Комбинированный урок

Викинги- воины морских берегов. Эпоха борьбы европейцев с викингами-норманами.

Знать: понятие « цивилизация», давать характеристику норманам.

Фронтальный опрос

Средневековая Европа 14 часов

10

Земля и власть

Изложение нового материала

Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Власть духовная и светская. Католическая церковь. Вассалитет

Раскрывать смысл понятия «феодализм». Характеризовать систему сословной организации средневекового общества, взаимозависимости сословий.

Составить рассказ «День феодала

11

Жизнь крестьян в средневековой Европе

Комбинированный урок

Крестьянская община. Особенности жизни крестьян. Повинности

Выявлять факторы, способствующие зависимости крестьян от сеньоров.

Творческое задание

12

За стенами замков

Комбинированный урок

Особенности рыцарской культуры. Понятие « рыцарь», Воспитание рыцаря. Сословный строй в Западной Европе. Вассалитет.

Характеризовать рыцарство как важнейший элемент европейского средневекового общества. Выделять основные признаки этического кодекса рыцаря.

На основе всех источников составить Кодекс рыцарской чести

13

Наследие Каролингов

Урок с использованием ИКТ

Складывание королевств в Европе. Политическая власть короля и крупных феодалов.

Знать: что общего в истории складывания Французского и Германского королевств и в чем состоят различия.

Сравнить политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе.

Комбинированный опрос

14-15

Крестовые походы

Изложение нового материала

Причины и сущность крестовых походов. Итоги крестовых походов.

Устанавливать последовательность и длительность Крестовых походов. Определять и объяснять свое отношение к Крестовым походам.

Устный опрос

16

Возвращение городов.

Урок-конференция

Предпосылки возникновения городов как центров ремесла и торговли.

Называть причины возникновения городов в Средние века. Описывать их облик. Раскрыть систему самоуправления в городе.

Комбинированный опрос

17

Средневековый город.

Урок с использованием ИКТ

Средневековый город. Экономическое развитие Европейских государств. Борьба городов с сеньорами. Роль торговли и ремесла. Самоуправление городов.

Характеризовать роль ремесленных цехов в развитии средневекового производства; раскрывать особенности ведения средневековой торговли; сравнивать положение различных слоев общества на примере городского населения.в жизни города.

Устный опрос

18-19

В поисках знаний

Комбинированный урок

Подъем культуры в Западной Европе в 12-13 в.в.

Излагать суждения о причинах востребованности научных знаний и потребности в образованных людях в период расцвета Средневековья.

Комбинированный опрос.

20

Во главе христианского мира

Изучение нового материала

Положение католической церкви в Европе после крестовых походов .Еретики. Ересь. Борьба церкви с еретиками.

Раскрывать роль церкви в средневековом обществе Раскрывать причины возникновения ересей. Определять существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху.

Устный опрос

21-22

Страны и государи.

Урок с применением ИКТ

Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии. Возникновение органов сословного представительства в Европе.

Фронтальный опрос

23

Тяжкие времена


Столетняя война. Крестьянские восстания во Франции и Англии.

Определить цели и последствия Столетней войны. ,крестьянских выступлений.

Дальние страны 9 часов

24

На Востоке Европы

Комбинированный урок

Народы Восточной Европы. Взаимоотношения с Византией

Характеризовать политический строй стран Восточной Европы

Устный опрос

25

Во владениях Великого хана.

Комбинированный урок

Монголы : занятия, образ жизни. Завоевания монголов.

Определить причины монгольских завоеваний, показывать их направления на карте.

Комбинированный опрос

26

Индия : раджи и султаны.

Урок с применением ИКТ

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии. Великие Моголы. Делийский султанат.

Объяснить особенности средневековой Индии.

Фронтальный опрос.

27

Поднебесная империя.

Урок изучения нового материала.

Китай в 4-7 в .в. Борьба с кочевниками. Особенности социального и государственного строя Китая.

Объяснять причины монгольских вторжений в Китай.

Комбинированный опрос.

28

В стране Сипанго.

Комбинированный урок

Политический и социальный строй Японии. Самураи. Император. Сегун.

Объяснить особенности средневековой Японии. Сравнивать положение японского самурая и европейского рыцаря.

Устный опрос.

29

Очень разная Африка

Комбинированный урок

Понятие о Северной и Южной Африки. Особенности развития Южной Африки.

Перечислять первые государства тропической Африки. Характеризовать социальное и политическое устройство Африки.

Устный опрос

30

Мир совсем неизвестный

Комбинированный урок

Заселение Америки в древности. Цивилизации доколумбовской Америки, их достижения в материальной культуре,науке и искусстве. Города-государства майа. Держава ацтеков.

Анализировать историческую карту Америки с опорой на легенду ,классифицировать факты о майа, инках, ацтеков по различным признакам, составлять сравнительную таблицу.

Комбинированный опрос

31

И снова Европа.

Изучение нового материала.

Итоговое повторение курса « История Средних веков»

Характеризовать период средневековья .Применять знания об эпохе для раскрытия причин и оценки сущности современных событий.

Комбинированный опрос.

32

Повторительно - обобщающий урок по теме : «Эпоха Средневековья»

КВН

Тест

Русь Древняя 11 часов

33

Восточные славяне

Изучение нового материала

Заселение территории нашей страны. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество. Великое переселение народов,.

Показывать на карте процесс Великого переселения народов, рассказывать об участии славян в данном процессе

Устный опрос

34

Соседи восточных славян

Комбинированный урок

Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

Комбинированный опрос.

35

Формирование Древнерусского государства

Комбинированный урок

Предпосылки, причины и значение образования государства у восточных славян. Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства.

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.

Устный опрос

36-37

Первые киевские князья

Изучение нового материала

Рюриковичи. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства.

Систематизировать материал о деятельности первых русских князей

Устный опрос

38

Владимир Святославович. Принятие христианства

Комбинированный урок

Владимир I. Крещение Руси. Начало правления князя Владимира..Причины принятия христианства на Руси.

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославовича. Давать оценку принятия христианства на Руси.

Комбинированный опрос.

39-40

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Урок с использованием ИКТ

Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Борьба за власть сыновей Владимира.

Составлять характеристику Ярослава Мудрого.

Комбинированный опрос

41

Культура Древней Руси

Комбинированный урок

Истоки и особенности древнерусской культуры. Литература, изобразительное искусство.

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

Устный опрос.

42

Быт и нравы Древней Руси.

Урок-беседа

Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Развитие городов, ремесел и торговли.

Характеризовать образ жизни представителей различных слоев населения.

Подготовка сообщений о каком-либо древнерусском городе.

43

Повторение. Русь Древняя.

Закрепление изученного материала.

Систематизировать исторический материал о Древней Руси.

Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для Современного общества.

Тест

Политическая раздробленность на Руси 10 часов

44

Начало раздробления Древнерусского государства

Комбинированный

Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Причины раздробления Древнерусского государства.

Составлять характеристику Владимира Мономаха. Назвать хронологические рамки периода раздробленности.

Комбинированный опрос

45-46

Главные политические центры Руси

Урок-беседа

Владимиро-Суздальское княжество. Новгородское княжество.

Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода большое гнездо.

Таблица

47-48

Нашествие с Востока

Комбинированный урок

Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке.

Объяснять причины успеха монголов

Устный опрос

49

Борьба Руси с западными завоевателями.

Комбинированный урок.

Экспансия с Запада. Александр НевскийПоходы шведов на Русь. Невская битва. Ледовое побоище.

Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.

Таблица

50

Русь и Золотая Орда

Изучение нового материала

Золотая Орда..Образование Золотой Орды. Борьба русского народа против ордынского владычества.

Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды.

Устный опрос

51

Русь и Литва

Изучение нового материала

Великое княжество Литовское.Формирование Литовско-Русского государства.

Характеризовать политику литовских князей.

Комбинированный опрос

52

Культура русских земель в 12-13 в. В.

Комбинированный урок

Литература, зодчество, живопись.

Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период

Творческие задания

53

Повторение. Политическая раздробленность на Руси

Закрепление изученного материала

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.

Тест

Русь Московская 15 часов

54

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

Комбинированный урок

Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита.Причины и предпосылки объединения русских земель.

Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.

Устный опрос

55-56

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Урок с использованием ИКТ

Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский

Раскрывать значение Куликовской битвы

Комбинированный опрос

57

Московское княжество и его соседи в конце 14- середине 15 века

Урок - беседа

Феодальная война и ее значение для процесса объединения русских земель.

Объяснять причины и последствия феодальной войны.

Устный опрос

58

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

Комбинированный урок

Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Начало борьбы с Новгородом. Присоединения Новгорода к Москве.

Указывать хронологические рамки процесса становления единого русского государства

Устный опрос

59

Московское государство в конце 15-начале 16 века

Комбинированный урок

Усиление великокняжеской власти. Органы управления государством Судебник 1497 г. Местничество.

Сравнивать вотчинное и поместное землевладение

Комбинированный опрос

60

Церковь и государство в конце 15-начале 16 века

Комбинированный урок

Изменение в положении Русской православной церкви. Монастыри и их роль.

Раскрывать роль православной церкви в становлении Российской государственности

Комбинированный опрос

61-62

Реформы Избранной рады.

Урок с использованием ИКТ

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Боярское правление. Укрепление центральной власти. Избранная рада.

Объяснять причины и значения принятия Иваном IV царского титула

Таблица

63

Внешняя политика Ивана IV

Изучение нового материала

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война. Значение присоединения Поволжья к России и его последствия

Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири, и неудачи в Ливонской войне.

Устный опрос

64

Опричнина

Комбинированный урок

Опричнина.Падение Избранной Рады.

Объяснять причины, сущность и последствия опричнины

Комбинированный опрос

65

Просвещение, устное народное творчество, литература в 14-16 веках

Комбинированный урок

Особенности развития русской культуры. Просвещение.

Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений об отдельных памятниках культуры.

Творческие задания

66

Архитектура и живопись в 14-16 веках

Комбинированный урок

Русская живопись в 14-16 веках. Феофан Грек, Андрей Рублев.

Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника

Творческие задания

67

Быт 15-16 веков

Урок-беседа

Город и село.

Описывать быт различных слоев населения

Творческие задания

68

Повторение. Русь Московская.

Закрепление изученного материала

Систематизировать исторический материал по изучению периода.

Высказывать суждения о значении наследия 14-16 веков для современного общества.

Тест

69-70

Резерв













  1. Учебно-тематический план

№ п.п

Наименование раздела программы

Количество часов

1

Введение. Что такое Средние века?

1

2

Начало Средневековья

8

3

Средневековая Европа

14

4

Дальние страны

9

5

Русь Древняя

11

6

Политическая раздробленность на Руси

10

7

Русь Московская

15

8

Резерв

2

Всего:

70





IV.Требования к уровню подготовки учащихся

Планируемый уровеньподготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы школы:

В результате изучения истории ученик должен:

Знать:

  • знать основные этапы и ключевые события истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века и выдающихся деятелей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

  • место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий древней и средневековой России;

  • существенные черты социального положения людей в России в древности и средние века;

  • существенные черты политического устройства России;

Уметь:

  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме; уметь анализировать исторические явления, процессы, факты;

- рассказывать об исторических событиях, их участниках;

- описывать условия и образ жизни, занятия людей в данную историческую эпоху;

- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.

Владеть:

  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • объяснятьсмысл изученных исторических понятий и терминов;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира с древнейших времён до конца XVI века, достижениям культуры;

В результате изучения курса учащийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

- уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.




V. Литература и средства обучения:

а) Методические и учебные пособия.

«Программы общеобразовательных учреждений по истории 5-11 классы» М.:Просвещение,2011.

Дополнительные пособия для учителя:

Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории.6 класс. - М.:ТЦ Сфера,2011.

Фадеева Д.А., Тороп, В.В., Бондарь С.В. Контрольные работы по истории 5 -9 классы: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2010.

Хрестоматия по истории средних веков/ под ред. В.Е Степанкова, 1 часть;

Шевченко Н.И. Сборник проблемно- развивающих заданий по курсу «История Средних веков»: учебное пособие. - М.:Аркти, 2011.История России в лицах: биографический словарь/ под общей редакцией Каргалова В.В. - М.: Русское слово, 2009.

Епифанов П.П. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVIII в. - М.: Просвещение, 2008.

Короткова М.В. История России IX-XVIII вв.: дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2011. Брандт М.Ю. История средних веков. 6 класс.-М.:Дрофа,2010.

Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков-М: Дрофа, 2012

Давыдов О.В. Задания и тесты по истории средних веков/ О.В. Давыдов. - М.: Экзамен, 2010.

Девятайкина Н.И. История средних веков: источники, задания, игры: учебное пособие для школ.- Саратов: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга», 2009.

б) Оборудование и приборы.

Настенные карты по истории Средних веков: «Крестовые походы », «Четвертый Крестовый поход», «Арабы VII- IХ вв.», «Англия и Франция в ХI- ХIV вв.», «Империя Карла Великого», «Османская империя в ХIV-ХVвв .», «Англия и Франция во времена Столетней войны», «Англия и Франция в ХI- ХIV вв.».

Атласы и контурные карты.

Мультимедийное оборудование.

в) Дидактический материал (раздаточный).

Карточки.

г) Образовательные диски.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия: Новая история







VI. Календарно-тематическое планирование

6 а класс

п/п

Тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

по плану

фактически

по плану

фактически

1.

Введение. Что такое Средние века?

1




Раннее Средневековье

8



2.

Второй Рим

1



3.

Век Византии

1



4.

Завоеватели- германцы

1



5.

Рождение новой силы

1



6.

Мир ислама

1



7.

От Хлодвига к Пипину

1



8.

Император Карл

1



9.

Северная Европа

1




Средневековая Европа

14



10.

Земля и власть

1



11.

Вечные труженики

1



12.

За стенами замков

1



13.

Наследники Каролингов

1



14-15.

Крестовые походы

2



16.

Возвращение городов

1



17.

Средневековый город

1



18-19.

В поисках знаний

2



20

Во главе христианского мира

1



21-22

Страны и государи

2



23

Тяжкие времена

1




Дальние страны

9



24

На востоке Европы

1



25

Во владениях Великого хана

1



26

Индия: раджи и султаны

1



27

Поднебесная империя

1



28

В стране Сипанго

1



29

Очень разная Африка

1



30

Мир совсем неизвестный

1



31

И снова Европа

1



32

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Эпоха средневековья»

1




Русь Древняя

11



33.

Восточные славяне

1



34.

Соседи восточных славян

1



35.

Формирование Древнерусского государства

1



36-37.

Первые киевские князья

2



38.

Владимир Святославич. Принятие христианства

1



39-40

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

2



41

Культура Древней Руси.

1



42

Быт и нравы Древней Руси.

1



43

Повторение. Русь Древняя.

1




Политическая раздробленность на Руси

10



44.

Начало раздробления Древнерусского государства

1



45-46

Главные политические центры Руси

2



47-48

Нашествие с Востока

2



49

Борьба Руси с западными завоевателями

1



50.

Русь и Золотая Орда

1



51

Русь и Литва

1



52.

Культура русских земель в XII-XIII веках

1



53

Повторение. Политическая раздробленность на Руси.

1




Русь Московская

15



54

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

1



55-56

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

2



57.

Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV века

1



58

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

1



59.

Московское государство в конце XV-начале XVI века.

1



60.

Церковь и государство в конце XV-начале XVI века.

1



61-62.

Реформы Избранной рады

2



63-64

Внешняя политика Ивана IV

2



65

Опричнина

1



66.

Просвещение, устное народное творчество, литература в 14- 16 веках

1



67

Архитектура и живопись в XIV-XVI веках.

1



68

Повторение. Русь Московская

1



69-70.

Резерв

2











VI. Календарно-тематическое планирование

6г класс

п/п

Тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

по плану

фактически

по плану

фактически

1.

Введение. Что такое Средние века?

1




Раннее Средневековье

8



2.

Второй Рим

1



3.

Век Византии

1



4.

Завоеватели- германцы

1



5.

Рождение новой силы

1



6.

Мир ислама

1



7.

От Хлодвига к Пипину

1



8.

Император Карл

1



9.

Северная Европа

1




Средневековая Европа

14



10.

Земля и власть

1



11.

Жизнь крестьян в средневековой Европе

1



12.

За стенами замков

1



13.

Наследники Каролингов

1



14-15.

Крестовые походы

2



16.

Возвращение городов

1



17.

Средневековый город

1



18-19.

В поисках знаний

2



20.

Во главе христианского мира

1



21-22.

Страны и государи

2



23.

Тяжкие времена

1




Дальние страны

9



24.

На востоке Европы

1



25.

Во владениях Великого хана

1



26.

Индия: раджи и султаны

1



27.

Поднебесная империя

1



28.

В стране Сипанго

1



29.

Очень разная Африка

1



30.

Мир совсем неизвестный

1



31.

И снова Европа

1



32.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Эпоха средневековья»

1




Русь Древняя

11



33.

Восточные славяне

1



34.

Соседи восточных славян

1



35.

Формирование Древнерусского государства

1



36-37.

Первые киевские князья

2



38.

Владимир Святославич. Принятие христианства

1



3-40

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

2



41

Культура Древней Руси.

1



42

Быт и нравы Древней Руси.

1



43

Повторение. Русь Древняя.

1




Политическая раздробленность на Руси

10



44.

Начало раздробления Древнерусского государства

1



45-46

Главные политические центры Руси

2



47-48

Нашествие с Востока

2



49.

Борьба Руси с западными завоевателями

1



50.

Русь и Золотая Орда

1



51

Русь и Литва

1



52

Культура русских земель в XII-XIII веках

1



53

Повторение. Политическая раздробленность на Руси.

1




Русь Московская

15



54

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

1



55-56

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

2



57.

Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV века

1



58

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

1



59

Московское государство в конце XV-начале XVI века.

1



60.

Церковь и государство в конце XV-начале XVI века.

1



61-62

Реформы Избранной рады

2



63-64

Внешняя политика Ивана IV

2



65

Опричнина

1



66.

Просвещение, устное народное творчество, литература в 14- 16 веках

1



67.

Архитектура и живопись в XIV-XVI веках.

1



68.

Повторение. Русь Московская

1



69-70

Резерв

2











VI. Календарно-тематическое планирование

6д класс

п/п

Тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

по плану

фактически

по плану

фактически

1.

Введение. Что такое Средние века?

1




Раннее Средневековье

8



2.

Второй Рим

1



3.

Век Византии

1



4.

Завоеватели- германцы

1



5.

Рождение новой силы

1



6.

Мир ислама

1



7.

От Хлодвига к Пипину

1



8.

Император Карл

1



9.

Северная Европа

1




Средневековая Европа

14



10.

Земля и власть

1



11.

Жизнь крестьян в средневековой Европе

1



12.

За стенами замков

1



13.

Наследники Каролингов

1



14-15.

Крестовые походы

2



16.

Возвращение городов

1



17.

Средневековый город

1



18-19.

В поисках знаний

2



20.

Во главе христианского мира

1



21-22.

Страны и государи

2



23.

Тяжкие времена

1




Дальние страны

9



24.

На востоке Европы

1



25.

Во владениях Великого хана

1



26.

Индия: раджи и султаны

1



27.

Поднебесная империя

1



28.

В стране Сипанго

1



29.

Очень разная Африка

1



30.

Мир совсем неизвестный

1



31.

И снова Европа

1



32.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Эпоха средневековья»

1




Русь Древняя

11



33.

Восточные славяне

1



34.

Соседи восточных славян

1



35.

Формирование Древнерусского государства

1



36-37.

Первые киевские князья

2



38.

Владимир Святославич. Принятие христианства

1



3-40

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

2



41

Культура Древней Руси.

1



42

Быт и нравы Древней Руси.

1



43

Повторение. Русь Древняя.

1




Политическая раздробленность на Руси

10



44.

Начало раздробления Древнерусского государства

1



45-46

Главные политические центры Руси

2



47-48

Нашествие с Востока

2



49.

Борьба Руси с западными завоевателями

1



50.

Русь и Золотая Орда

1



51

Русь и Литва

1



52

Культура русских земель в XII-XIII веках

1



53

Повторение. Политическая раздробленность на Руси.

1




Русь Московская

15



54

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

1



55-56

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

2



57.

Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV века

1



58

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

1



59

Московское государство в конце XV-начале XVI века.

1



60.

Церковь и государство в конце XV-начале XVI века.

1



61-62

Реформы Избранной рады

2



63-64

Внешняя политика Ивана IV

2



65

Опричнина

1



66.

Просвещение, устное народное творчество, литература в 14- 16 веках

1



67.

Архитектура и живопись в XIV-XVI веках.

1



68.

Повторение. Русь Московская

1



69-70

Резерв

2











VI. Календарно-тематическое планирование

6е класс

п/п

Тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

по плану

фактически

по плану

фактически

1.

Введение. Что такое Средние века?

1




Раннее Средневековье

8



2.

Второй Рим

1



3.

Век Византии

1



4.

Завоеватели- германцы

1



5.

Рождение новой силы

1



6.

Мир ислама

1



7.

От Хлодвига к Пипину

1



8.

Император Карл

1



9.

Северная Европа

1




Средневековая Европа

14



10.

Земля и власть

1



11.

Жизнь крестьян в средневековой Европе

1



12.

За стенами замков

1



13.

Наследники Каролингов

1



14-15.

Крестовые походы

2



16.

Возвращение городов

1



17.

Средневековый город

1



18-19.

В поисках знаний

2



20.

Во главе христианского мира

1



21-22.

Страны и государи

2



23.

Тяжкие времена

1




Дальние страны

9



24.

На востоке Европы

1



25.

Во владениях Великого хана

1



26.

Индия: раджи и султаны

1



27.

Поднебесная империя

1



28.

В стране Сипанго

1



29.

Очень разная Африка

1



30.

Мир совсем неизвестный

1



31.

И снова Европа

1



32.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Эпоха средневековья»

1




Русь Древняя

11



33.

Восточные славяне

1



34.

Соседи восточных славян

1



35.

Формирование Древнерусского государства

1



36-37.

Первые киевские князья

2



38.

Владимир Святославич. Принятие христианства

1



3-40

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

2



41

Культура Древней Руси.

1



42

Быт и нравы Древней Руси.

1



43

Повторение. Русь Древняя.

1




Политическая раздробленность на Руси

10



44.

Начало раздробления Древнерусского государства

1



45-46

Главные политические центры Руси

2



47-48

Нашествие с Востока

2



49.

Борьба Руси с западными завоевателями

1



50.

Русь и Золотая Орда

1



51

Русь и Литва

1



52

Культура русских земель в XII-XIII веках

1



53

Повторение. Политическая раздробленность на Руси.

1




Русь Московская

15



54

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

1



55-56

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

2



57.

Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV века

1



58

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

1



59

Московское государство в конце XV-начале XVI века.

1



60.

Церковь и государство в конце XV-начале XVI века.

1



61-62

Реформы Избранной рады

2



63-64

Внешняя политика Ивана IV

2



65

Опричнина

1



66.

Просвещение, устное народное творчество, литература в 14- 16 веках

1



67.

Архитектура и живопись в XIV-XVI веках.

1



68.

Повторение. Русь Московская

1



69-70

Резерв

2







© 2010-2022