Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. Требования к уровню подготовки учащихся 7-го класса

Обучающиеся VII класса по истории и культуре Башкортостана должны знать:

- Участие башкир и других народов края в Крестьянской войне 1773-1775 гг.;

- Жизнь и творчество национального героя Салавата Юлаева, образ Салавата в произведениях фольклора, литературы и искусства;

- Произведения о Башкортостане, исторических событиях и личностях (С. Злобин, С. Аксаков, Н. Асанбаев, Гали Ибрагимов, Галимжан Ибрагимов);

- Основные типы школ и учебных заведений в Башкортостане до XX века, развитии печати;

- Особенности национальной одежды;

- Этапы развития театрального искусства в Башкортостане, образование и развитие башкирского драматического театра;

- Понятие «опера», особенности становления и развития башкирской оперы, творчество Г. Альмухаметова и З. Исмагилова, современное состояние оперного искусства Башкортостана;

- Этапы становления башкирского изобразительного искусства, творчество художников разных поколений (М.В. Нестеров, М. Елгаштина, А. Тюлькин, А Леженев, Д. Бурлюк, К. Девлеткильдеев, А. Кузнецов, Ф. Кащеев, Б. Домашников, А. Бурзянцев, А. Ситдикова).

Таким образом, учащиеся 7 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:

  • по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов;

  • по литературе: основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы;

  • по декоративно-прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.), о связи (общие моменты и различия) декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других художников, скульпторов РБ;

  • по музыкальному искусству: знать творчество ведущих композиторов РБ, иметь представления об основных жанрах музыкального творчества (песни, вокальные, хоровые, инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.), знать ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства (кураистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.);

  • по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета; знать природу, разнообразие народных танцевальных традиций, выдающихся мастеров народного танца и их наиболее известные танцы.

II. Содержание учебного предмета

Повторение пройденного материала (1 час)
Башкортостан в XVIII - XIX веках (2 часа)
Участие башкир и других народов края в Крестьянской войне 1773-1775 гг. Манифесты Е. Пугачева. Деятельность Кинзи Арсланова по вовлечению башкир в борьбу за свободу. Кинзя Арсланов как выдающаяся историческая личность, сподвижник Е. Пугачева, передовой представитель своего народа.
Переход отряда Салавата Юлаева на сторону повстанцев. Ход восстания: I, II и III этапы. Мероприятия Русского государства по подавлению восстания. Поимка, суд и наказание его предводителей. Итоги и историческое значение Крестьянской войны.
Образ Салавата Юлаева в фольклоре, литературе и искусстве (4 часа)
Биография батыра. Песни и легенды о национальном герое башкирского народа их разнообразие. Предания о его семье: «Сын Салавата Хасан», «Салават после поражения восстания», «Раньше запрещали петь о Салавате».
Стихи Салавата Юлаева. Р.Г. Игнатьев, Ф.Д. Нефедев об этих стихах. Темы Родины и свободы: «Мой Урал», «Стрела», кубаир «Вместе с Пугачевым».
Образ Салавата Юлаева в литературе. Стихи и кубаиры о Салавате. Роман С. Злобина «Салават». Драмы Ф. Сулейманова, Б. Бикбая. Трагедия М. Карима «Салават». Проблема ответственности личности перед народом.
Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре. Анализ картин «Поимка Салавата» А. Лежнева, «Допрос Салавата» А. Кузнецова, скульптур Т. Нечаевой («Бюст Салавата») и С. Тавасиева (памятник Салавату Юлаеву в Уфе).
Кинофильм режиссера Я. Протазанова «Салават Юлаев». Народный артист Арслан Мубаряков - исполнитель роли Салавата Юлаева в фильме.
Балет Х. Ахметова и Н. Сабитова «Горный орел».
Башкортостан в произведениях художественной литературы (4 часа)
С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. Памятные места, связанные с его именем. Отрывки из трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука». Учреждение премии им. С.Т. Аксакова.
С. Злобин. Жизнь и творчество. «Салават Юлаев» - один из первых исторических романов о совместной борьбе башкирского и других народов против феодального и колониального гнета в период восстания Е. Пугачева 1773-1775 годов. Отрывки из романа.
Н. Асанбаев. Жизнь и творчество. Драма «Красный паша».
Гали Ибрагимов. Жизнь и творчество. Отрывки из романа «Кинзя».
Галимжан Ибрагимов «Дети природы».
Просвещение и печать (4 часа)
Мектебе и медресе - основные типы национальных школ в Башкортостане до XX века. Известные медресе: Стерлибашевское, Каргалинское.
Духовная семинария.
Школьное образование в Башкортостане. Народные училища. Двухгодичные уездные училища. Открытие мужской классической гимназии. Оренбургский институт благородных девиц. Горнозаводские школы.
Оренбургское Неплюевское училище. Преподаватели училища Мирсалих Бикчурин, Салихьян Кукляшев и их просветительская деятельность.
Расширение сети мектебов и медресе: «Расулия» (1884, г.Троицк), «Хусаиния» (1889, г. Оренбург), «Гусмания» (1887, г. Уфа), «Галия» (1906, Уфа), европеизация мусульманского образования. Джадидизм. Уровень грамотности населения Оренбургской и Уфимской губерний к началу XX века.
Учительские семинарии в городах Благовещенске (1876), Бирске (1882), Уфе (1909), Оренбурге (1909), Челябинске (1910).
Первая типография в Уфе (1801), первая частная библиотека в Уфе (1885).
Зарождение и развитие издательского дела в Башкортостане. Первая газета в крае «Оренбургские губернские ведомости» (1838). Ее роль в развитии краеведения. Публикации В. Черемшанского, В.Юматова, В. Зефирова.
Национальные типографии в Уфе и Оренбурге. Значение периодической печати в развитии башкирской литературы. Творчество Р. Фахретдинова, З. Хади, С. Якшигулова, Ф. Туйкина, М. Гафури, Ш. Бабича.
Попытки создания письменности на башкирском национальном языке. Первые буквари на башкирском языке В. Катаринского (1898), А. Бессонова (1907), М. Кулаева(1919).
Материальная культура (4 часа)
Национальный костюм башкир. Влияние хозяйственно-бытового уклада и духовной жизни народа на характер декора и покроя одежды. Возрастные особенности. Излюбленные цвета материй. Региональные отличия (по форме и украшениям) башкирского национального костюма.
Женские и мужские головные уборы: кашмау, кушъяулык, шапочки, шали, тастар; колаксын, бобровые, из меха выдры, лисьи шапки.
Обувь: сапоги, башмаки, кожаные калоши, сарыки, ичиги.
Колоритные дополнения к любой одежде - ювелирные украшения. Декоративное оформление и орнамент одежды. Наиболее предпочитаемые материалы при изготовлении украшений: серебро, коралл, сердолик.
Нарядная праздничная одежда.
Возрождение традиций национального костюма в современных условиях.

Башкирское кузнечное ремесло. Художественная обработка металла - один главнейших видов башкирского декоративно-прикладного искусства в прошлом.
Вооружение башкир. Развитие искусства воинского снаряжения: поясные ремни, колчаны, налучники, кожаные щиты, сабельные ножны и рукоятки, позднее - различные футляры для дроби и пороха. Орнаментация кожи.
Убранство коня: седло, подседельник, чепраки, украшения ременных частей сбруи и прочее. Резной узор, серебрение, орнаментация насечкой, чеканкой, тиснение.
Секреты башкирского боевого лука. Боевые и охотничьи стрелы.
Башкирские рудознатцы: Исмагил Тасимов, Туктамыш Ишбулатов.
И. Тасимов - основатель первого горного учебного заведения в России. Рассказ Г. Хусаинова «Рудокоп Исмагил».
Освоение открытых нефтяных залежей. Отец и сын Уразметовы.
Театр (3 часа)
Театральная жизнь дореволюционной Уфы. Первые любительские театральные представления (конец XVII в.). Гастроли театральных коллективов. Выступления Ф. Шаляпина в Уфе (1890-1891).
Первые театральные здания. Здание летнего театра купца Видинеева. История строительства Аксаковского народного дома.
Национальные театральные труппы «Нур» актрисы С. Г. Гиззатуллиной-Волжской и «Ширкат» В. Муртазина-Иманского. Башкирская драматургия в репертуаре этих театров; Ф. Туйкин «Ватан 7а3армандары» («Герои Отечества»), «Тормош 7орбандары» («Жертвы жизни»). От любительских трупп к профессиональному театру.
Формирование башкирского драматического театра. Жизнь и творческая деятельность режиссера В. Муртазина-Иманского и заслуженной артистки РСФСР Б. Юсуповой.
Роль техникума искусств в развитии театрального искусства в республике. Творческие портреты его выпускников З. Бикбулатовой, А. Мубарякова. Творчество артистов Г. Карамышева, Г. Ушанова, Г. Мингажева, Т. Рашитовой, А. Зубаирова, Б. Имашева.
М. Магадиев как актер, режиссер, педагог, реформатор.
Значение звания «академический».
Башкирский государственный академический театр драмы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Башкирская драматургия и репертуар театра.
Выпускники ГИТИС. Творческие портреты И. Юмагулова, Ш. Рахматуллина, З. Атнабаевой, Г. Сабитовой, М. Суяргулова, Р. Каримовой, Х. Яруллина, Ф. Гафарова, Н. Ирсаевой.
Музыкальная культура (4 часа)
Зарождение и становление башкирской профессиональной музыкальной культуры.
Композиторы первого поколения Г. Альмухаметов, С. Габяши, Х. Ибрагимов, М. Валеев. Роль радиовещания и театра в развитии профессиональной музыки.
Предпосылки создания башкирской оперы. С. Саитов: «Башкирская профессиональная музыка зарождалась в стенах башкирского драматического театра». «Галиябану» М. Файзи, «Башмачки» Х. Ибрагимова, «Башкирская свадьба» М. Бурангулова.
Открытие национальной студии при московской консерватории, башкирского отделения при Ленинградском хореографическом училище. Воспитанники этих учебных заведений. Роль Г. Альмухаметова и Ф. Гаскарова в подготовке профессиональных артистов оперы и балета. Увековечение их памяти.
Жизнь и творчество Г. Альмухаметова, певца, композитора, педагога. Народные песни в его исполнении. Оперы «Эшсе» («Рабочий») и «Сания» (в соавторстве с С. Габяши и В. Виноградовым).
Исследовательско-собирательская и педагогическая деятельность Г. Альмухаметова. Нотирование народных песен и издание книги «В борьбе за создание башкирской советской музыки».
Организация Союза композиторов Башкортостана (1940).
Становление башкирского оперного искусства. Понятие об опере. Опера как крупное музыкально-драматическое произведение в сочетании драмы, музыки, хореографии, живописи. Смысл терминов «либретто», «партитура», «увертюра», «ария», «речитатив» и др.
Открытие в Уфе Башкирского театра оперы и балета.
Становление башкирского оперного искусства. Оперы М. Валеева «Сакмар», Х. Заимова и А. Спадавеккиа «Акбузат». Исполнители опер первого поколения.
Жизнь и творчество З. Исмагилова. Песенное творчество («Былбылым», «Матери», «Восхождение на Урал»). Оперы «Шаура», «Послы Урала» (прослушивание арий Ак-сэсэна «Не плачь, Урал-гора»).
Зрелость башкирской оперы. Опера З. Исмагилова «Салават Юлаев» как вершина башкирского оперного искусства. Прослушивание увертюры к опере, арий Салавата «Прощай, мой Урал», «На смерть Амины», арии Амины «Мой Салават».
Организация Союза композиторов Башкортостана (1940). Исполнители опер первого поколения (Х. Галимов, М. Хисматуллин, Б. Валеева, Н. Аллаярова).
Современное состояние башкирской оперы. Наиболее известные исполнители: Р. Гареев, А. Абдразаков, Ф. Кильдиярова, Р. Кучуков.
Живопись (4 часа)
Три поколения создателей профессионального изобразительного искусства Башкортостана: «старшее», «среднее», «молодое».
Роль художественного музея им. М. В. Нестерова в развитии профессиональной живописи.
Художники старшего поколения: М. Нестеров («Родина Аксакова», «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Чудо», ), Д. Бурлюк («Портрет юноши-башкира», «Татарская деревня»), А. Тюлькин(«Гортензии»), А. Лежнев («Поимка Салавата», «Штурм Уфы пугачевцами». «Пушкин среди башкир»), И. Урядов («Переправа Чапаевской дивизии…»), В. Сыромятников («Башкирка», «Гости на женской половине»).
Художники среднего поколения.
Образ башкира в картинах А. Кузнецова: «Динислам бабай», «Бурзянские женщины», «Бурзянский медвежатник».
Тема сельской жизни в картинах Ф.А. Кащеева: «Башкирский мед», «Башкирский кумыс». Новый поворот в его искусстве - портретные работы: «А.Э. Тюлькин в мастерской», «Портрет матери», «Художник и время».
Природа, архитектура и сама жизнь в творчестве Б.Ф. Домашникова: Серии «Старый Урал», «Ледоход», «Ностальгия», «Одиночество», «Дорога к храму».
Пейзажная тематика в творчестве А. Д. Бурзянцева: «Уральский городок», «В окрестностях Белорецка», «Ночная Уфа». Образ России в его картинах: «О Русь, заветный уголок», «Покровская церковь».Прикосновение к истокам, утверждение прочих духовных ценностей народной культуры и уклада жизни в натюрмортах А. Х. Ситдиковой: «Утренняя свежесть», «Чак-чак», «Оружие батыра», «Голубая шаль», «Скоро вечер».

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

III. Тематическое планирование


Дата по плану

Дата по факту

7 А

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Повторение пройденного материала (1 час)

1

Повторение пройденного материала Хозяйство и быт башкир. Легенды и предания


Башкортостан в XVIII - XIX веках (2 часа)

2

Участие башкир и других народов края в Крестьянской войне 1773-1775 гг.


3

Участие башкир и других народов края в Крестьянской войне 1773-1775 гг.


Образ Салавата Юлаева в фольклоре, литературе и искусстве (4 часа)

4

Биография С.Юлаева. Песни и легенды о национальном герое башкирского народа их разнообразие.


5

Стихи Салавата Юлаева. Р.Г. Игнатьев, Ф.Д. Нефедев об этих стихах.


6

Образ Салавата Юлаева в литературе


7

Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре


8

Контрольная работа по теме «С. Юлаев - герой башкирского народа»


Башкортостан в произведениях художественной литературы (4 часа)

9

Анализ контрольных работ. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. С. Злобин. Жизнь и творчество. Роман «Салават Юлаев»


10

Н. Асанбаев. Жизнь и творчество. Драма «Красный паша».


11

Гали Ибрагимов. Жизнь и творчество. Отрывки из романа «Кинзя».


12

Галимжан Ибрагимов. Отрывки из произведения «Дети природы».


Просвещение и печать (4 часа)

13

Мектебе и медресе - основные типы национальных школ в Башкортостане до XX века


14

Школьное образование в Башкортостане


15

Зарождение и развитие издательского дела в Башкортостане


16

Первые буквари на башкирском языке


Материальная культура (5 часов)

17

Национальный костюм башкир. Ювелирные украшения.


18

Контрольная работа по теме «Башкирские писатели».


19

Анализ контрольных работ. Башкирское кузнечное ремесло


20

Вооружение башкир


21

Башкирские рудознатцы: Исмагил Тасимов, Туктамыш Ишбулатов


Театр (3 часа)

22

Театральная жизнь дореволюционной Уфы.


23

Формирование башкирского драматического театра.


24

Роль техникума искусств в развитии театрального искусства в республике


Музыкальная культура (6 часов)

25

Композиторы первого поколения. Г. Альмухаметов, С. Габяши, Х. Ибрагимов, М. Валеев


26

Жизнь и творчество Г. Альмухаметова, певца, композитора, педагога


27

Жизнь и творчество З. Исмагилова.


28

Исполнители опер первого поколения (Х. Галимов, М. Хисматуллин, Б. Валеева, Н. Аллаярова).


29

Современное состояние башкирской оперы


30

Контрольная работа по теме «Композиторы Башкортостана»


Живопись (4 часа)

31

Анализ контр. работ. Художники старшего и среднего поколения


32

Образ башкира в картинах А. Кузнецова. Тема сельской жизни в картинах Ф.А. Кащеева


33

Творчество Домашникова, Бурзянцева, Ситдиковой


34

Итоговый урок. Повторение пройденного



© 2010-2022