Рабочая программа по истории

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на авторских программ: А.А. Вигасин, Г.И. Годер Всеобщая история. Рабочие программы.

М., «Просвещение», 2014., А.А. Данилов, д.и.н., Л.Г.Косулина, к.и.н. Допущено Министерством образования и науки РФ. М., «Просвещение», 2011.

Рабочая программа составлена для учащихся 7 класса на 68 часов (2 часа в неделю).

Программа Новой истории охватывает период с начала эпохи Великих географических открытий и до Великой Французской революции и рассматривает процесс развития европейского общества в период раннего Нового времени. На её изучение отводится 26 учебных часа.

Программа истории России охватывает период отечественной истории с конца XVI-XVIII вв. на изучение данного курса отводится 42 учебных часа. Рабочая программа курс «История России» включает 2 часа на изучение региональной истории.

Программа конкретизирует содержание учебных тем, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цель изучения курса: показать раннюю Новую историю, её непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока об ушедших веках, а стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям, освоение учащимися знаний о важнейших процессах и событиях истории данного периода, формирование у учащихся терпимости, гуманизма, широты мировоззрения.

Задачи:

- сформировать у учащихся целостное представление о ранней новой истории как закономерном и необходимом периоде всемирной и отечественной истории;

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы, мира и России, показать их общие черты и различия;

- охарактеризовать наиболее яркие личности ранней Новой истории, их роль в истории и культуре;

- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина, уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ислам);

- развитие гуманитарной культуры, приобщение к ценностям мировой и национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

- изучая историю своего края, вызвать у учащихся любовь к своей родине, чувство сопричастности ко всему происходящему в городе, крае, стране.

Доступность предлагаемых для изучения тем соответствует возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Принцип системности направлен на формирование у учащихся ценностных ориентиров и убеждений, основанных на нравственных и культурных достижениях изучаемой эпохи. Последовательность обеспечивается хронологически и тематически выверенным подбором заявленных объектов изучения, дающих возможность учащимся ознакомиться с фактами, событиями и явлениями истории средних веков, особенностями менталитета, культуры, быта жителей рассматриваемых регионов. Принципы построения программы: преемственность, системность, наглядность, доступность, проблемно-хронологический принцип.

Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; пони­мать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; при­нимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддержи­вать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.










СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ИСТОРИЯ РОССИИ XVII-XVIII вв.

7 класс (42 ч)

ТЕМА 1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. (4 ч)

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ива­на Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Бо­рис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение динас­тии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 - 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная поли­тика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Вос­стание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский ла­герь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освобо­дительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Осво­бождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Основные понятия темы

Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, Семибоярщина.

ТЕМА 2. РОССИЯ В XVII в. (9 ч)

Политический строй. Первые Романовы: усиление само­державной власти. Ослабление роли Земских соборов и Бо­ярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская де­ятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Но­вые явления в экономике. Рост товарно-денежных отноше­ний. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667 гг.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смолен­ская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653-1667 гг. Русско-турец­кие отношения. Русско-турецкая война 1676-1681 гг. Крым­ские походы.

Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемя-кином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические по­вести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитекту­ра. Живопись. Симон Ушаков.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Бояр­ский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Пов­седневный быт и обычаи крестьян.

Основные понятия темы

Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слобо­ды, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, цер­ковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч)

Россия и мир на рубеже XVII- XVIII вв.

ТЕМА 3. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в. (9 ч)

Преобразования Петра 1. Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра. Великое посольство 1697- 1698 гг.

Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и при­казной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городско­го управления.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреж­дение Святейшего Правительствующего синода.

Утверждение абсолютизма. Провозглашение России им­перией.

Реформы в экономике. Политика протекционизма и мер­кантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ре­месленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. По­душная подать. Развитие путей сообщения. Начало строитель­ства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донско­го каналов.

Цена и последствия реформ Петра I.

Внешняя политика Петра I. Северная война 1700-1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский по­ход. Каспийский поход.

Итоги внешней политики Петра I.

Народные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религи­озные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библи­отеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенад­цати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Ко­робов.

Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Свет­ская живопись. И. Н. Никитин.

Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внед­рение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Основные понятия темы

Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекци­онизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, политес, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, голут-венное казачество, прелестные письма.

ТЕМА 4. РОССИЯ В 1725-1762 гг. (5 ч)

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.

Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение приви­легий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономиче­ская политика. Рост мануфактурного производства. Учрежде­ние Дворянского и Купеческого банков.

Внешняя политика. Основные направления внешней по­литики. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-швед­ская война 1741 -1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757-1762 гг. П. А. Ру­мянцев. П. С. Салтыков.

Основные понятия темы

Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.

ТЕМА 5. РОССИЯ В 1762-1801 гг. (11 ч)

Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики. Политика просвещенно-

го абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложен­ная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалован­ные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутрен­ней политики в 70-90-е гг. XVIII в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостни­чества.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пу­гачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост ману­фактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-про­мышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономи­ческого развития.

Развитие общественной мысли. Проникновение либе­ральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борь­ба самодержавия с вольнодумством.

Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворя­нство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для со­ставления законов Российской империи. Репрессивная по­литика.

Внешняя политика. Основные направления внешней по­литики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Се­верного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в раз­делах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Ук­раины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787-1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.

Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. От­крытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Рус­ской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.

Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Нови­ков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.

Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.

Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фо­мин. Русская народная музыка.

Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение рус­ской скульптуры. Ф. И. Шубин.

Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Пав­ловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Москов­ском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старое (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Основные понятия темы

Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дво­рянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комис­сия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентимента­лизм, деспотия.

НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV-XVIII в. (26 часов)

7 класс

Введение (1ч)

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хроноло­гические границы и этапы Нового времени. Человек Нового вре­мени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

Раздел 1. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. (12 ч)

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Геог­рафические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут: новые морские пути на Восток. Энрике Море­плаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка - встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.

Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.

Западноевропейская колонизация новых земель: Испанцы и португальцы в Новом Свете. -Значение Великих географических открытий. Изменение старых i географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значе­ние абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая си­стема государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх - помазанник Бо­жий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост горо­дов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые ком­пании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - капитали­стическое предприятие. Рождение капитализма.

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжниче­ство. Законы о нищих.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны. Продолжительность жиз­ни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи - меня­лась мода. Костюм - «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и её характерные черты. Рождение гуманизма.

Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершен­ном государстве. Ф.Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шек­спира, Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени. Му­зыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрож­дения». Леонардо да Винчи, МикеланджелоБуонарроти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусст­ва Испании и Голландии"ХУП в.; искусство Северного Возрождения.

Развитие новой науки в XVI^-XVH вв. и ее влияние на техни­ческий прогресс и самосознание человека. Разрушение средневе­кового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг -Солнца и вокруг своей оси» - ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важ­нейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого ор­ганизма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники фи­лософии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: че­ловек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер - вождь на­родной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, ос­новные события, значение.

Учение и церковь. Жана Кальвина. Борьба католической церк­ви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII - «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I - «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борь­ба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон - «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.

Раздел 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (3 ч)

Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерлан­дов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испа­нией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободи­тельной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голланд­ская республика - самая экономически развитая страна в Европе.

Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стю­арт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление рес­публики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламент­ской монархии. Права личности и парламентская система в Анг­лии - создание условий для развития индустриального общества. Международные отношения. Причины международных конфлик­тов в XVI-XVIII вв. Тридцатилетняя война - первая общеевропей­ская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация евро­пейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Гус­тав II Адольф - крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вест­фальского мира. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство - война за династические ин­тересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития меж­дународных отношений.

Раздел 3. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ч)

Просветители XVIII в.- наследники гуманистов эпохи Возрож­дения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся бур­жуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разде­лении властей. Идеи Ж.-Ж- Руссо. Критика энциклопедистами фео­дальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Вли­яние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Са­тира на пороки современного общества в произведениях Д. Свиф­та. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искус­ство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж- Б. С. Шарден.

Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произ­ведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославле­ние Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для фор­мирования новых гуманистических ценностей в европейском и се­вероамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталис­тического предпринимательства. Промышленный переворот в Анг­лии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фаб­ричных рабочих. Дети - дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена техническо­го прогресса.

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройст­во и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоз­зрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование севе­роамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин - великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Об­разование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.

Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Пози­ция России.

Историческое значение образования Соединенных Штатов Аме­рики.

Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-эконо­мического и политического развития. Людовик XVI, попытка прове­дения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо - выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.- начало революции. Плебейский террор. Революция охва­тывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглаше­ние республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: чер­ты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Лю­довика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Яко­бинская диктатура. Якобинский террор.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской дик­татуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Госу­дарственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление кон­сульства.

Раздел 4. Колониальный период в Латинской Америке (1 ч)

Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной систе­мы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бес­правие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.

Раздел 5. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (3 ч.)

Основные черты традиционного общества: государство - вер­ховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регла­ментация государством жизни подданных. Религии Востока: конфу­цианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Созда­ние империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика ре­форм. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции

и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отноше­ния. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая от­страненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «За­крытие» Японии. Русско-японские отношения.

Повторение и обобщение «Мир в эпоху раннего Нового времени» (1ч)



Календарно-тематический план


Истории России с конца XVI-XVIII вв. (42 ч.)


урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Дата

Планируемые предметные результаты

Примечание

план

факт

1

Введение

1

04.09

Читать историческую карту

Раздел 1. Смутное время (4 часа)


Описывать Личность и деятельность Бориса Годунова.

Раскрывать Противоречия в русском обществе в конце XVI в.

Объяснять Понятия Смута, самозванец, интервенция.

Объяснять Причины, участники. Направления Лжедмитрия I, под предводительством И. Болотникова.

Описывать Положение людей разных сословий в годы Смуты.

Характеризовать Последствия смуты.

Описывать Направления походов польских и шведских интервентов, движения второго ополчения.

3

Смута

1

11.09

4

Окончание смутного времени

1

13.09

5

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Смутное время»

1

18.09

Раздел 2. Россия в XVII в. (9 часов)


Описывать Экономическое развитие России в XVII в.

Объяснять Понятия мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право.

Характеризовать Причины и последствия новых явлений в экономике России.

Объяснять Понятие абсолютизма.

Характеризовать политическое устройства.

Описывать Функции отдельных представительных и административных органов в системе управления государством.

Объяснять Понятия церковный раскол, старообрядцы.

Раскрывать Сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола.

Показывать Территории и масштабы народных движений.

Объяснять Причины народных движений.

Описывать «Народные движения в России XVII в.»

Характеризовать Цели и результаты внешней политики России в XVII в.

Описывать Памятники культуры XVII в.; назначение, художественные достоинства культуры; новые веяния в отечественной культуре XVII в.

Показывать Территории расселение народов в Российском государстве XVII ., маршруты отрядов первопроходцев в Сибири и на Дальнем Востоке.

7-8

Территория и хозяйство. Политическое положение России в первой половине 17 в.

2

25.09-26.09

9

Власть и церковь. Церковный раскол.

1

27.09

10

Народные движения

1

02.10

11

Внешняя политика

1

04.10

12

Русская культура и быт сословий в 17 веке

1

09.10

13

Родной Под сенью двуглавого орла: наш край в 17 веке

1

11.10

14

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Россия в 17 веке»

1

16.10

Раздел 3. Россия в первой четверти XVIII в. (9 часов)


Характеризовать Географическое и экономическое развитие России на рубеже XVII-XVIII вв.

16

Начало царствования Петра I

1

23.10

Объяснять Предпосылки петровских преобразований.

17

Северная война

1

25.10

Объяснять Причины Северной войны.

18

Реформы Петра I

1

06.11

Описывать «Петровские преобразования».

Раскрывать Сущность царских указов о единонаследии, подушной подати.

Объяснять Понятия и термины протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне.

Характеризовать Социальная политика власти.

19

Экономика России в первой четверти XVIII в.

1

08.11

20

Народные движения первой четверти 18 века

1

13.11

Показывать Районы народных движений.

Характеризовать Причины, Участники, итоги восстаний.

Описывать Основные события и итоги северной войны.

Объяснять Цели Прутского и Каспийского походов.

Раскрывать Внешнеполитическая деятельность Петра I.

21

Русская культура эпохи Петра I

1

15.11

Объяснять Основные преобразования в области культуры и быта.

22

Русская культура эпохи Петра I

1

20.11

23

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Россия при Петре I»

1

22.11

Характеризовать политику Петра I.

Оценивать итоги реформаторской деятельности Петра I.

Раскрывать Значение деятельности Петра I для российской истории.

Раздел 4. Россия в 1725-1762 гг. (5 часов)


Описывать Даты и участники дворцовых переворотов.

Объяснять Причины и последствия дворцовых переворотов.

Характеризовать Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.

Описывать Исторический портрет Анны Иоановны, Елизаветы Петровны.

Объяснять Участие России в семилетней войне, сражения и итоги.

25

Дворцовые перевороты

1

29.11

26

Внутренняя политика в 1725-1762 гг.

1

04.12

27

Внешняя политика в середине 18 в.

1

06.12

28

Обобщающий урок по теме: «Россия в 1725-1762 гг.»

1

11.12

Раздел 5. Россия в 1762-1801 гг. (11 часов)


Раскрывать Сущность понятия просвещённый абсолютизм.

Характеризовать Основные мероприятия и особенности политики просвещённого абсолютизма в России.

Характеризовать (исторический портрет) Екатерины II и её деятельности.

Характеризовать личности Е. Пугачёва.

Объяснять Причины восстания и его значение.

Характеризовать Экономическое развитие России.

Описывать Положение крестьян во второй половине XVIIIв.

Характеризовать Экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екатерине II.

Объяснять Цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIIIв.

Объяснять Причины, которые способствовали победам русских войск.

Описывать Исторические портреты А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова и оценить их деятельность.

Характеризовать Основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I.

Описывать отдельных памятников культуры XVIIIв. Характеризовать Вклад народов России в мировую культуру XVIII в.

30

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва

1

18.12

31

Экономическое развитие России во второй половине 18 века

1

20.12

32-33

Внешняя политика Екатерины II

2

25.12-26.12

34

Россия при Павле I

1

27.12

35

Русская культура второй половины 18 века

1

36

Литература, искусство второй половины 18 века

1

37

Жизнь и быт второй половины 18 века

1

38

Родной край в 18 веке

1

39

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Россия в 1762-1801 гг.»

1

40

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Россия в 1762-1801 гг.»

1

Характеризовать Вклад народов России в мировую культуру XVIII в.

Резерв - 2 часа

Новая история (1500-1800) - 26 часов

урок

Название раздела и темы

К-во часов

Дата

Планируемые предметные результаты

Примечание

план

факт

43

Введение

1

Раскрывать Понятие, хронологические рамки и периодизация Нового времени. Источники по истории Нового времени.

Раздел 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (12 часов)


Описывать Новые изобретения и усовершенствования в кораблестроении, мореплавании, книгопечатании.

45

Великие географические открытия и их последствия

1

Характеризовать Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты.

Описывать Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет.

46

Усиление королевской власти в 16-17 вв. Абсолютизм в Европе

1

Объяснять Понятие абсолютизма.

Описывать Экономическое и социальное развитие европейских стран в 16-начале 17 вв.

Характеризовать Создание национальных государств и национальной церкви.

47

Дух предпринимательства преобразует экономику

1

Описывать Развитие экономической сферы, Возникновение мануфактур.

Характеризовать Расширение внутреннего и мирового рынка.

48

Новые ценности преобразуют экономику. Повседневная жизнь европейцев

1

Объяснять Роль предпринимательской деятельности в жизни общества.

Описывать Положение крестьян в новое время.

49

Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в литературе и музыке

1

Раскрывать Основные черты, присущие личностям эпохи Возрождения.

Описывать Литературные и музыкальные произведения эпохи Возрождения.

50

Высокое Возрождение. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы

1

Описывать Произведения изобразительного искусства в эпоху Возрождения.

51

Рождение новой европейской науки

1

Описывать Новую картину жизни.

Характеризовать Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество.

52

Начало Реформации в Европе

1

Раскрывать понятия Реформация и контрреформация.

Объяснять причины Начало Реформации. М.Лютер.

Описывать Развитие Реформации и крестьянская война в Германии.

53

Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации

1

Объяснять Распространение протестантизма в Европе.

Характеризовать Борьбу католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.

54

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

1

Объяснять причины Начало контрреформации.

Характеризовать Укрепление английской церкви Елизаветой I.

55

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

1

Объяснять Причины, предпосылки, итоги религиозных войн.

Раздел 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (3 часов)


Объяснять Предпосылки, причины, события Революции в Англии.

Характеризовать Реформы Парламента.

Объяснять причины Установление республики.

58

Международные отношения в 16-17 вв.

1

Описывать Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир.

Раздел 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований (8 часов)

Характеризовать Предпосылки, участники, основные события войны. Образование США. «Отцы-основатели».

64

Франция в 18 веке. Причины и начало Великой французской революции

1

Объяснять Французскую революцию: причины, участники. Начало и основные этапы революции.

Описывать Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.

65

Великая французская революция. От монархии к республике

1

Характеризовать Конституцию 1791 г. Законодательное собрание. Провозглашение республики.

Описывать Основные события Великой Французской революции.

66

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

1

Характеризовать Империю Наполеона во Франции: внешняя и внутренняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи.

Раздел 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2 часа)


Характеризовать Религию и хозяйственную жизнь государств Востока. Описывать Империя Цин в Китае.

Объяснять причины Образование централизованных государств и установление сёгуната Токугава в Японии

68

Повторительно-обобщающий урок. Первые уроки Нового времени.

1








Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:

По окончанию изучения курсов «Новой истории (1500-1800)» и «История России с конца XVI-XVIII вв.» ученик должен знать:

- основные даты важных исторических событий изученного периода,

- исторические понятия различной широты обобщения,

- локализованные во времени и пространстве исторические факты,

- людей - участников исторических событий.

Ученик должен уметь:

- в связной монологической форме пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного, составлять связный и чёткий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана),

- составлять характеристику исторического деятеля,

- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям, высказывая при этом собственные суждения,

- спорить и отстаивать свои взгляды,

- анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики,

- изучать основные исторические источники, извлекать из них новые знания, оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений,

- читать историческую карту, использовать её как исторический источник.

Ученик должен владеть навыками:

- определения на карте географического положения страны,

- сравнения двух и более карт,

- монологического связного воспроизведения информации,

- выявления сходных и отличительных черт в исторических явлениях,

- составления синхронистических таблиц,

- презентации собственных суждений, сообщений,

- составление простого плана,

- самостоятельно формулировать несложные выводы, обосновывать их фактами (из учебника, исторического источника и иллюстрации).





Список литературы:

Анисимов Е. Анна Иоанновна. - М, 2012.

Анисимов Е. Елизавета Петровна. - М., 2012.

Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - пер­вой половине XIX века. - М., 2010.

Булдаков В. Красная смута: природа и последствия рево­люционного насилия. - М., 2010.

Введение христианства на Руси. - М., 1987.

Великие социальные революции XVII-XVIII вв. - М., 2010.

Горский А. А. Древнерусская дружина. - М., 1989.

Горский А. А. Москва и Орда. - М., 2005.

Гумилев Л. П. От Руси до России: очерки этнической ис­тории. - М., 2012.

Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). - М., 2011.

Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.). - М., 2011.

Деникин А. И. Очерки русской смуты. - М., 2011.


© 2010-2022