• Преподавателю
  • История
  • Урок интегрированный: история, литература: «Образ княгини Ольги в повести временных лет»

Урок интегрированный: история, литература: «Образ княгини Ольги в повести временных лет»

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Беляева И.В., Валова Н.В.

МАОУ «Лицей № 3» г. Перми

История + литература

6 класс

Тема урока:«Образ княгини Ольги в повести временных лет»

Цель: углубить представления учащихся о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжить изучать личность княгини Ольги.

2. Совершенствовать навык смыслового чтения с целью извлечения информации.

Развивающие:

  1. Совершенствовать умение работать с историческим документом.

  2. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.

  3. Развивать познавательный интерес учащихся.

Воспитательные:

  1. Формировать гражданский патриотизм.

  2. Воспитывать устойчивый интерес к истории и литературе.

Универсальные учебные действия:

Коммуникативные: выступать с развернутыми сообщениями, обобщающими наблюдениями, умение работать в группе, уметь аргументировать свою точку зрения, эффективно сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками

Регулятивные: уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия, самостоятельно формулировать цели деятельности.

Личностные: формировать гражданский патриотизм, сформировать мотивацию к учению и воспитывать чувство ответственности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Актуализация знаний.

Положительно настраивает на урок.

Литератор

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок: во-первых, к нам пришли гости, во-вторых, урок сегодня будет связан с историей и литературой.

Направляет на постановку темы и целей урока. Посмотрите на экран. Кого вы видите? Кто это? (монах, летописец, Нестор)

Как вы узнали? Когда он жил? В чем его историческая и литературная заслуга?

- Опишите внешность летописца, каким вы его представляете? Вам помогут картина Виктора Васнецова и скульптура Марка Антокольского.

Историк

- О чем «Летопись временных лет?»

- Назовите первых князей, которых описывает Нестор?

- Как вам кажется, кому мы должны посвятить сегодняшний урок?

- Какие вопросы можно задать по этой теме? (Вопросы записывает на доске)

- Так какова же тема нашего урока?

Приветствуют друг друга.

Отвечают на вопросы, заслушивают доклад о Несторе, определяют значение слова «летопись»,

Описывают летописца

определяют тему и цели урока,

Положительный настрой.

Знание термина.

Тема и цели урока.

Проверка домашнего задания.

Литератор

Организует просмотр видеоролика, чтение и пересказ текста

Просматривают видеоролик,

читают и

пересказывают текст

Выявить знание текста: полнота ответов на вопросы учителя, могут поделить текст на смысловые части

Объяснение нового материала

Литератор задает проблемный вопрос: Нестор пишет: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи»

- Так кто же она святая или…?

Историк и литератор

Организуют работу в группах (по ходу работы направляют учащихся, руководят работой)

Делятся на группы

1 группа: внутренняя политика княгини Ольги

2 группа: внешняя политика княгини Ольги

3 группа: отражение фольклора в легенде об Ольге

4 группа: языковые средства, раскрывающие характер Ольги и древлян.

Поисково-исследовательская работа в группе.

Закрепление материала

Прослушивают отчеты о работе в группах.


Подводят итог.

Выступают с отчетами о работе в группе.

Содержательные выступления и взаимодействие групп.

Рефлексия.

Историк

Заполните карточку

Сегодня на уроке у меня получилось,

Я узнал…

Осталось непонятным…

Оценивание.

Историк

Предлагает алгоритм самооценки

Алгоритм:

1.участие в уроке(мои ответы)

2. готовность дом. задания

3. моя роль в группе

4. выступление с отчетом

5. поведение.

Домашнее задание

Просмотр слайда: дать письменный ответ на вопрос: «Каким правителем была княгиня Ольга?»; проиллюстрировать отрывок «Повести…» о княгине Ольге

Запись в дневники.

Интегрированный урок истории и литературы по теме

«Образ княгини Ольги в «Повести временных лет» в 6 классе

Беляева Ирина Викторовна, Валова Наталия Валерьевна

Свой урок мы строили в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

В основе нашего урока лежит системно-деятельностный подход, ученики на уроке максимально самостоятельны в своих действиях.

На этапе актуализации знаний делаем попытку сформировать у детей регулятивные действия: формируем у детей целеобразование (учащиеся видят картину и понимают, что будут говорить о Несторе и его «Повести…»). Мы передаем словесно всем учащимся учебную информацию, используем фронтальную форму работы.

На этапе мотивирования к учебной деятельности формируем личностные УУД (положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания, формируем мотивацию к учебной деятельности): ученики формулируют вопросы: Какова внешняя политика, проводимая Ольгой? Какова ее внутренняя политика? Каковы черты ее характера? Внешность? Возраст? Семья?...Используем фронтальную форму работы.

На данном этапе просим сформулировать тему урока, формируя регулятивные УУД (дети принимают учебную задачу), познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание)

На этапе постановки цели урока создаем также условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (отвечают на вопрос, чему они хотят научиться на уроке).

На этапе восприятия и усвоения теоретического учебного материала мы формируем познавательные УУД. Готовность к саморазвитию (учащиеся просматривают видеоролик, читают и пересказывают отрывок из «Повести…» о мести княгини Ольги, формируют первичное восприятие образа княгини). При работе с текстом формируем познавательные действия: логические действия анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, умение обобщать и делать выводы (дети в группах отвечают на вопросы: какова внутренняя политика княгини Ольги; какова ее внешняя политика; как отражается фольклор в легенде об Ольге; какие языковые средства, раскрывающие характер Ольги использует автор «Повести…». Коммуникативные (готовятся к выступлению с развернутыми сообщениями, аргументируют свою точку зрения, сотрудничают, строят продуктивное взаимодействие со сверстниками). В основе данной работы лежит деятельностный подход с элементами поискового метода.

Ученики распределяют роли командира, секретаря и оратора в группе. Продукт работы группы - построение схемы, таблицы или кластера (вид продукта дети выбирают сами). На данном этапе мы формируем умение создавать и применять модели и схемы на основе полученной информации об изучаемом явлении для решения задач, то есть дети учатся овладевать элементами знаково-символического моделирования.

На этапе обобщения усвоенного и включения его в систему ранее усвоенных УУД учащиеся выступают с отчетами о работе в группе, отвечают на вопросы одноклассников, оценивают свою работу. Своё отношение к уроку и пониманию нового материала дети выражают в ответах на вопрос: какими чертами характера, по-вашему, обладала княгиня Ольга.

На этапе рефлексии деятельности учащиеся анализируют, удалось ли ответить на вопросы, сформулированные в начале урока, заполняют карточки, продолжая предложения: «Сегодня на уроке у меня получилось…», «Я узнал…», «Осталось непонятным…». При выполнении домашнего задания (учащиеся письменно отвечали на вопрос: «Каким правителем была княгиня Ольга?»; иллюстрировали отрывок «Повести…» о княгине Ольге) дети показали, что материал был усвоен.

Урок прошел в атмосфере психологического комфорта, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке мы учитывали индивидуальные особенности учеников, давали только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повысило результативность урока.



© 2010-2022