Конспект урока на тему Олимпийские игры в древности по ФГОС (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока истории в 5 классе по ФГОС

Тема урока: Олимпийские игры в Древней Греции

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;

2. Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения.

3. Пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким- либо видом спорта.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

План урока:

1.История возникновения Олимпийских игр.

2.Пять незабываемых дней.

3.Легендарные атлеты.

Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, элементы здоровьесберегающей технологии.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: работа в парах и группах, коллективная, индивидуальная

Средства обучения: проектор, презентация, видеофрагмент мультфильма Олимпийские игры в древности, раздаточный материал к уроку, учебник, карта,

Основные понятия урока: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия

Предполагаемые результаты:

Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах и группах; формирование чувства самоуважения и взаимоуважения, оценка значения спорта для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ).

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия

Предметные: учащиеся получают представления об истории Олимпийских игр, а также дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями, документами, умение работать с учебником, овладение понятиями атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия, самостоятельной работы с информацией, умения находить её, осмысливать и использовать. Ход урока:

I.Организационный момент (УУД: умение организовываться к работе, планировать деятельность в учебной ситуации):

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас и начать очередной урок. Давайте создадим друг другу хорошее настроение - улыбнемся. Я желаю Вам плодотворно потрудиться.

II. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала (УУД - умение формулировать тему и цели урока):

Учитель:

Вопрос к классу:

1.Ребята, а вы любите спорт?

2. Поднимите руки кто любит уроки физкультуры? А занимаетесь ли вы в спортивных секциях.

3. Поднимите руки, кто делает зарядку?

( Молодцы ребята. вы любите заниматься спортом. А зачем мы занимаемся спортом?)

Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

? 1. С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Греция) Вы уже знаете о том, что где бы не жили греки, у них был один язык, письменность, религия и любимое занятие.

Учитель: Итак, тема нашего сегодняшнего урока…А впрочем, попытайтесь сами догадаться о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Слайд № 2 (эмблемы)

Перед вами разные изображения, взаимосвязанные между собой. Это событие играло важную роль в жизни греков, наследие Древних греков использует и нынешнее поколение людей, это событие связано со спортивными состязаниями.( в 2014 г. это грандиозное событие пройдет в нашей стране .

2. Итак, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?

Слайд № 3 ( Тема урока)

Учитель: Молодцы. Олимпийские игры в древности (запись темы урока в тетрадь)

Слайд № 4

2. Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?

(Узнать:

  • Когда и где проводились первые олимпийские игры;

  • Как проходили, кто принимал участие в первхе Олимпийских играх;

  • Какое значение имели Олимпийские игры;)

Но прежде чем мы начнем нашу работу, мы должны определить проблему урока. (читают мнения Антошки и ученого, определяют проблему)

Слайд № 5

3. Проблема урока: "Для чего проводились олимпийские игры?

II.Работа с понятийным аппаратом.

Ребята при изучении данной темы вы встретите новые понятия, давайте определим значение этих слов

Слайд №6

Атлет -участник состязаний человек крепкого телосложения.

Олимпия - городок в южной Греции, место проведения олимпийских игр.

Олимпионики- участники олимпийках игр

Пятиборье- пять видов спортивных состязаний.

Ипподром - место для проведения конных состязаний.

Учитель:

1. Ребята, а вы бы хотели стать участником олимпийских игр?

2. Только ли в спорте можно показать свои способности?

ученик :(В знаниях тоже)

Учитель: Я предлагаю вам померяться знаниями на Олимпиаде знаний.

Состязаться вы будете командами. Таблички с названием команды у вас стоят на столе. вы приехали из разных полисов Греции и их колоний. В ходе честной борьбы ,за правильный ответ вы будете получать оливковую веточку, кто наберет наибольшее количество веточек та команда и будет победителем. ( почему Оливковая веточка, вы узнаете в конце урока)

ИТАК В ПУТЬ.

4.Изучение новой темы.

Слайд № 7

Учитель: Мы перемещаемся в Древнюю Грецию.

В год Олимпийских игр, глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть

" Все в Олимпию дороги безопасны! да победит сильнейший.

В старину, в античном мире, 25 веков назад

Города не жили в мире, шёл войной на брата брат.

И мудрейшие решили: ссоры вечные страшны,

Можно в смелости и силе состязаться без войны.

Пусть в Олимпию прибудет, кто отважен и силён.

Для сражений мирных будет полем боя стадион для всего народа.

Эти слова написал древнегреческий поэт 2 тыс. лет назад. Олимпийские игры были любимым зрелищем всех греков. Каждые игры превращались в праздник.

Слайд № 8

Учитель: Что мы можем узнать из этого призыва

Ученик: Дни Олимпийских игр во всей Элладе объявлялись днями всеобщего мира. Всякие войны прекращались, и вчерашние враги состязались рядом за право называться самым ловким и быстрым. никто не мог появиться в Олимпии с оружием под страхом проклятия и немилости богов.

Учитель: Ну что, в путь дороги безопасны.

файл интерактивной доски

Работа с картой: на интерактивной доске

Учитель:

Ребята мне нужен помощник, чтобы подробнее узнать о местонахождении Олимпии. ( ученик работает с картой на интерактивной доске).

??С каким географическим названием ассоциируется у вас название Игры- Олимпийские? ( г.Олимп)

карта интер

Но в Греции есть ещё и город с похожим названием - Олимпия на Пелопоннесе. В этом городе не было дворцов и хижин бедняков, здесь были только храмы и святилища.

2. Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?

(Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение)

учитель:

Учитель: У вас на столе табличка с указанием города откуда прибыла ваша команда.( остров .Итака, Милет, Афины)

найдите город на карте ( работа с интерактивной доской) и обозначьте его (точка, звездочка).Продолжите наиболее оптимальный маршрут из своего города до Олимпии. Объясните, как и на чем вы добрались до Олимпии.

( Учащиеся отмечают путь на интерактивной доске. рассказывая как и на чем они добирались до Олимпии)

СЛАЙД № 10 задание.

Учитель: Ребята , а сейчас вы посмотрите внимательно фрагмент мультфильма и ответите на вопросы:

1) В честь какого бога устраивались Олимпийские игры?

2)Когда состоялись первые Олимпийские игры?

3) Что стало символом Олимпиад?

4.) В каком году были прекращены Олимпийские игры ( 394 г. до н.э)

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА.

слайд № 11

Слайд № 12

Учитель: Так в честь какого бога устраивались Олимпийские игры? (Зевса)

Когда состоялись первые Олимпийские игры?( 776г до н.э.)

Что стало символом?

слайд № 13( тема урока)

776 г до н.э -состоялись первые Олимпийские игры ( запись в тетрадь)

Слайд № 14 ( миф)

Олимпийские игры были посвящены Зевсу олимпийскому. Однако вопрос о том, кто основал игры, и что послужило причиной их появления, имеются расхождения.

Слайд № 15 (причины появления)

(ответы учащихся

?какие причины появления олимпийских игр. (1.Поклонение богам. 2. Показать силу и ловкость жителей Греции)

Учитель: Причины появления игр мы выяснили. А кто же был их участником

А теперь ребята мы с вами должны выяснить как проходили Олимпийские игры:

слайд № 16 Работа по группам:

I команда( остров Итака

II команда( Афины)

III команда ( Милет)

Слайд № 17 ( наши первые итоги)

Учитель: ребята мы выяснили с вами, что Олимпийские игры проходили летом и продолжались 5 дней.

Слайд № 18 ( жертвоприн.)

Учитель: Итак состязания начинались. Порядок проведения Олимпийских игр был строгим: сначала было открытие Олимпиады. Атлеты приносили жертву богам.(Зачем?). А так же атлеты приносили клятву.

Слайд № 19. Археологами была найдена клятва древнегреческих атлетов, но вот часть слов разобрать очень трудно, подумайте, как могла звучать клятва, и допишите недостающие слова!
Клятва чести
«Я - …………… полиса…(название)…… - подтверждаю перед ………..…, что тренировался, как требуют древние …………… великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы буду ……………………..…».

1 минута. Прочитайте приведённый выше текст, в котором пропущен ряд слов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1. боги
2. статуей Геракла
3. статуей бога Зевса
4. гражданин
5. соблюдать правила
6. подкупать судей
7. обычаи

ответ «Я - гражданин полиса Афины - подтверждаю перед … статуей Зевса, что тренировался, как требуют древние обычаи………… великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду … нарушать правила ..». (Выходит по одному игроку и записывают правильные слова. Затем все команды зачитывают текст клятвы вместе)
(каждая команда, справившаяся с заданием и зачитавшая свой вариант, получает по одному призовому жетону).

слайд № 20

Учитель: После того, как принесли жертву Богам, атлеты и судьи дали клятву. В храме зажигали священный огонь. ( Ребята эта церемония дошла и до наших дней).

Первый и последний дни в основном были посвящены торжественным церемониям, второй, третий и четвертый включали только разного рода соревнования.

Учитель: Следующие три дня отводились состязаниям. Ребята, в Древней Греции атлеты перед началом соревнований проводили разминку, давайте тоже разомнёмся.(звучит музыка для разминки)
Попрошу всех встать и приготовиться к разминке. (Читаю сама)

Слайд № 21 Учитель: Ребята, а скажите, как мы сейчас называем место, где проходят спортивные соревнования? (стадион)

Правильно , стадион - место для состязаний. Это слово зародилось именно в Древней Греции при проведении олимпийских игр. Именно на стадионах проходили основные соревнования, и именно на их трибунах занимали зрители места задолго до начала состязаний. Никто не хотел пропустить такое событие.

Слайд № 22

В следующие три дня проходили игры. Представьте себе: лето, конец июля, жарко. С первыми лучами солнца раздался звук трубы. На стадионе появились судьи в пурпурных плащах и с венками на голове. За ними идут атлеты из всех городов Греции. Атлеты по очереди выходят на середину арены, чтобы представиться зрителям. Глашатай громко объявляет имя и родину каждого и трижды спрашивает: «Все ли вы, счастливые гости Олимпии, согласны, что этот атлет является свободным и достойным гражданином?» Зрители приветствуют участников игр громкими криками и рукоплесканиями. Затем начинаются соревнования.

? Учитель: Почему только богатые греки могли себе позволить участвовать в соревнованиях, гонки на колесницах ?( учебник стр. 158.- 4 абзац стр.159

Слайд № 23

В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды. Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатаи объявляли имя атлета и называли его родной город, а зрители восторженно кричали «Слава победителю!» Олимпиоников награждали оливковыми венками, пурпурными лентами. Слава о них пережила века.

Домашнее задание . Как звали самых знаменитых атлетов: Расскажите от имени каждого из этих атлетов о своих победах.

слайд № 24 Учитель: Ребята давайте подведем итоги:

слайд № 25 (работа с лентой времени)

IV ЗАКРЕПЛЕНИЕ

А теперь, самое время вернуться к нашему вопросу:

Слайд № 26

Для чего проводились Олимпийские игры?

Слайд № 27

В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец

Учитель: ребята у меня на столе лежат кольца разных цветов. К каждому кольцу прикреплен вопрос......1- Реши задачу (синий)

2 - ) Чем отличаются древнегреческие Олимпийские игры от современных? (красный)

3 - что запрещалось на время проведения Олимпийских игр

(воевать)

4 - какие виды состязаний были на Олимпийских играх

5- когда, и где состоялись первые олимпийские игры?

- Кто знает, что изображают эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют ( дружбу континентов) объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный- Африка, красный- Америка, желтый - Азия, зеленый- Австралия .

Олимпийские игры - грандиозный праздник, на который съезжаются спортсмены из разных стран и континентов. Он символизирует мир и взаимопонимание людей. Идеи мира, дружбы и взаимопонимания между народами планеты, имеют большое значение для всего человечества. «Главная цель олимпийского движения, , -- посредством выступлений выдающихся атлетов привлечь внимание общественного мнения, народов и правительств к необходимости создания всех возможностей для вовлечения в спорт как можно большего числа людей».

Слайд № 28,29 сравнение

Слайд №30

-Ребята, а , когда в нашей стране будут проходить Олимпийские игры? (Столицей ХХII зимних Олимпийских игр и ХI Паралимпийских зимних игр в 2014 году выбран город Сочи. Период проведения с 7 по 23 февраля 2014 года. (- Все граждане нашей страны рады тому, что городу Сочи выпал счастливый шанс стать столицей зимних Олимпийских игр 2014 года. Надеемся, что Олимпиада в Сочи принесет нашей стране много наград, а город Сочи войдет в историю олимпийского движения

Настало время узнать победителя. Команды, подсчитайте свои баллы. Прошу выйти команду города……., победившую в честной и упорной борьбе. Победителю аплодисменты. В отдельных видах состязаний победу одержали следующие ученики…… и награда для них «5». И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.

Тест для закрепления материала Слайд №31

Рефлексия: Слайд №32. Конспект урока на тему Олимпийские игры в древности по ФГОС (5 класс)

Домашнее задание: Параграф 33, творческое задание: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя.











Представление команд


1.Наша команда прибыла из красивого города Афины. Мы проехали на лошадях через всю Аттику, пересекли Коринфский перешеек и прибыли в священную Олимпию.

Представление команд

2.Мы прибыли из города Милет, который располагается на берегу Эгейского моря. Нам пришлось переплыть на корабле Эгейское море. И только через месяц мы достигли берегов Греции и добрались до Олимпии. но трудности не испугали нас, и вот мы здесь и готовы состязаться.

Представление команд

3.Наш путь до Олимпии был короче. Мы прибыли с известного всей Греции острова Итака, где царствовал Одиссей, воспетый поэтом Гомером. Сев на корабль, мы достигли полуострова Пелопоннес и дошли до Олимпии пешком

1 команда: Афины

Задание 1: Представьте ваша группа получила задание приготовить программу проведения Олимпийских игр в Древней Греции, используя текст учебника и презентацию.

Программа

  1. Участники____

  2. Девиз Олимпийских игр____

  3. Как часто проводились Олимпийские игры____

Задание 2: Какие виды состязаний входили в пятиборье? Чему был посвящен пятый день? И что такое ипподром? Почему только богатые греки могли себе позволить участвовать в соревнованиях-гонки на колесницах? (пункт3,стр.156-157)

2 команда: Итака

Задание 1: Выяснить все ли свободные граждане могли участвовать в Олимпийских играх. Кому и почему запрещалось присутствовать на Олимпийских играх. ( Пункт2,стр.155-156)

Задание 2: Чем награждали победителей? И как награждали?

Как встречали победителя в родном городе? (пункт 3,4,стр159-160)

3 команда: Милет

Задание 1: Выяснить: За сколько дней до начала Олимпийских игр все участники должны были прибыть в Южную Грецию? Кто мог стать участником игр? (пункт2,стр 156)

Задание 2: Как звали самых знаменитых атлетов: Расскажите от имени каждого из этих атлетов о своих победах.(пункт 4.стр.159-160)


© 2010-2022