Рабочая программа по истории 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Общая характеристика программы:

Настоящая рабочая программа по истории для 8 класса к учебникам А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкина «История Нового времени 1800-1913» и А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России XIX век» составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;

  • Федеральный Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004.

  • Программы: «Новая история. 7-8 классы» Авторы: А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшина; «История России 6-9 классы» Авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина // Программы образовательных учреждений. История Обществознание 5-11 классы. М. «Просвещение» 2008г.

  • Рабочие программы по истории 8-9 классы Автор-составитель Н.И. Чеботарева М. «Планета» 12010г.

  • Учебный план ФГБС Спец.ПУ г. Астрахани на 2014 - 2015 учебный год;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885;

Рабочая программа, являясь нормативно-управленческим документом ФГБС Спец.ПУ конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта по истории с учётом методического, информационного и технического обеспечения учебного процесса, уровня подготовки обучающихся, с учетом психо-физических особенностей учащихся с девиантным поведением. Учтены низкий уровень общеучебных навыков учащихся: организационных, информационно-комуникативных, и логических.

Настоящая программа курса истории 8 класса является составной частью концентрической системы курса всеобщей истории в рамках основной общеобразовательной школы и имеет прочные внутрипредметные связи с историей Нового, Новейшего времени и историей России. Содержание курса определяется принципом преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Основные содержательные линии рабочей программы в 8 классе реализуются в рамках двух курсов - «История Нового времени 1800-1913» и «История России XIX вв.».

Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. Изучаемый в 8 классе материал позволяет формировать яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Изучая историю данного периода, обучаемые приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа, систематизируют знания об историческом пути и опыте человечества, составляют представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развивают навыки работы с различными типами исторической информации.

Изучение курса рассчитано на 70 часов в год, из расчета 2 часа в неделю, из них - 30 часов на изучение «Новой истории» и 40 часов - на изучение «Истории России».

Межпредметные связи:

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни. Использование межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Интегративная связь истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного языка. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство»

Цели и задачи курса:

Основной целью исторического образования на ступени основного общего образования является всестороннее развитие личности подростка, социализация учащихся, приобщение их к национальным и мировым культурным традициям, интеграция в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа необходимы и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Цель исторического образования на ступени общего среднего образования предполагает решение следующих задач:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к
    правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Основная цель курса истории 8 класса - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, противоположных точек зрения.

Задачи курса истории 8 класса:

Образовательная - приобретение целостного представления об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях всемирной истории, получение знаний об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX -начала XX вв., а именно:

  • периодизация Нового времени;

  • особенности ментальности человека Нового времени;

  • преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным;

  • причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества;

  • дальнейшее развитие индустриальной революции, оставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации;

  • бурное экономическое развитие стран Европы, США и России, приведшее к зарождению и развитию империализма;

  • новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как к средству разрешения социальных противоречий;

  • дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство

  • закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»;

  • использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй;

  • международные конфликты, приводившие к войнам;

  • особенности духовной жизни европейцев и россиян,

  • появление движения к секуляризации сознания, к религиозной терпимости;

  • важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их
    влияние на развитие личности человека;

  • изменения в повседневной жизни человека;

Воспитательная - воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

Развивающая - развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.









УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



История нового времени 1800-1913гг.

Первое полугодие.

30 часов.

№ части

Наименование части, темы.

Количество часов

I

Становление индустриального общества в XIX веке.

14

Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.

6

Тема 2. Строительство новой Европы.

8

II

Мир во второй половине XIX века.

15

Тема 3. Европа: время реформ и колониальных захватов.

5

Тема 4. Две Америки.

3

Тема 5. Художественная культура XIX столетия.

2

Тема 6. Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости.

4

Тема 7. Международные отношения в последней трети XIX в.

1

Резерв

1

Всего:

30

История России XIX век.

Второе полугодие.

40 часов.

№ главы

Наименование главы

Количество часов

1

Россия в первой четверти XIX века.

8

2

Россия во второй четверти XIX века.

9

3

Россия во второй половине XIX века.

22

Резерв

1

Всего:

40


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


История нового времени 1800-1913гг. (30 часов).

Часть I. Становление индустриального общества в XIX в. (14 часов)

Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху (6 часов)

От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация - процесс разрушения традиционного общества.

Основные черты индустриального общества (классического капита­лизма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. За­вершение промышленного переворота.

Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Пере­ворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.

Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концен­трации производства я капиталов. Возрастание роли банков. Фор­мы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополисти­ческий капитализм, или империализм, его черты.

Рост городов. Изменения в структуре населения индустриаль­ного общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развле­чения.

Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, фи­зики, химии, биологии, медицины. Наука па службе у человека.

Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерва­тизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социа­лизм - марксизм. К- Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Э. Бернштейн. I Интернационал.

Тема 2. Строительство новой Европы (8 часов)

Франция в период консульства и империи. Режим личной вла­сти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французско­го общества в период империи. Причины ослабления империи На­полеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский поря­док. Решения Венского конгресса как основа повой системы меж­дународных отношений.

Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов. Революции 1830г. Кризис Июль­ской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.

Рабочая программа по истории 8 классРабочая программа по истории 8 классРабочая программа по истории 8 классРабочая программа по истории 8 классРабочая программа по истории 8 классАнглия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 Установление оконченного пар­ламентского режима. Чартистское движение. Англия - «мастер­ская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.

Борьба за объединение Германии. Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Об­разование Северо-Германского союза.

Борьба за независимость и национальное объединение Италии. К. Кавур. Революционная деятельность Д. Гарибальди и политика Д. Мадзини. Национальное объединение Италии.

Франко-прусская война и Парижская коммуна. Падение Второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объ­единения Германии и провозглашение Германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение Коммуны.

Часть II. Мир во второй половине XIX в. (15 часов)

Тема 3. Европа: время реформ и колониальных захватов. (5 часов)

Германская империя. Политическое устройство. Причины геге­монии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое разви­тие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оп­позицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» - социальные реформы. Вильгельм II - «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой полити­ке». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне.

Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избиратель­ная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лей­бористской партии. Д. Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Внешняя политика. Колониальные захваты.

Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организован­ному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического раз­вития. Демократические реформы. Франция - первое светское государство среди европейских государств. Коррупция государственного аппарата. Дело Дрейфуса. Движе­ния протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и под­готовка к войне.

Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституци­онная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эми­грация - плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра ли­берализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны. Культура и самосознания народов. «Национальное возрождение» сла­вянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Националь­ный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

Тема 4. Две Америки. (3 часа)

США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная ли­хорадка». Особенности промышленного переворота и экономичес­кое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал аме­риканского общества - фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джо­на Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн - президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

США в период монополистического капитализма. Экономиче­ское развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США.

Латинская Америка. Национально-освободительная борьба на­родов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».

Тема 5. Художественная культура XIX столетия. (2 часа)

Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Д. Байрон, В. Гюго, Г. Гейне, Ч. Диккенс, О. Бальзак). Натурализм. Э. Золя. Р. Киплинг. Воплощение эпохи в литературе.

Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков». Ф.Х.Гойя, Э.Делакруа. Реализм в живописи. О.Домье, Г. Кур бе, Ж. Ф. Милле. Импрессионизм. К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуар. Скульптура. О. Роден. Постимпрессионизм. П. Сезанн, П. Гоген, В. ван Го г. Музыка. Ф. Шопен, Д. Верди, Ж. Визе, К.Дебюсси. Ар­хитектура и градостроительство. Рождение кино.

Тема 6. Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости . (4 часа)

Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха мо­дернизации. Первые реформы. Новые черты экономического раз­вития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни обще­ства. Поворот к национализму. Колониальная политика.

Рабочая программа по истории 8 классКитай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов - попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Вос­стание 1899-1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индус­триальных держав.

Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насиль­ственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857 - 1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Ин­дийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.

Африка. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейски­ми державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенности колонизации Юж­ной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.

Тема 7. Международные отношения в последней трети XIX в. (1 час)

Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи. Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противо­речий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко русский союз. Англо-германское со­перничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балкан­ские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии Черногории и Румынии. Балканские воины - пролог Пер­вой мировой войны. Пацифистское движение. II Интернационал против войн и по­литики гонки вооружений.

Резерв (1 час)

История России XIX век. (40 часов).

1. Россия в первой четверти XIX в. (8 часов)

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.

Внутренняя политика в 1801 - 1806 гг. Переворот 11 мар­та 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Ре­форма народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государствен­ного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: при­чины и последствия.

Внешняя политика в 1801 -1812 гг. Международное по­ложение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение рос­сийского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главно­командующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполе­она. Освобождение России от захватчиков.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика Рос­сии в 1813 -1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия - мировая держава.

Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Уси­ление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815 гг. Аграрный проект А. А. Аракчеева. Проект кресть­янской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и тор­говли.

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские ор­ганизации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Север­ное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и II. М. Му­равьева. Власть и общественные движения.

Основные понятия темы: Непременный совет, Негласный комитет. Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, разделение властей, масоны, декабристы, военные поселения, промышленный подъем, рынок ра­бочей силы, крепостные предприниматели, расслоение крестьянства.

2. Россия во второй четверти XIX в. (9 ч)

Династический кризис 1825 г. Смерть Александра I и динас­тический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значе­ние и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государ­ственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. По­пытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Рос­сийской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйст­венного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Но­вые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления госу­дарственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов.

Внешняя политика в 1826-1849 гг. Участие России в подав­лении революционных движений в европейских странах. Русско-иран­ская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Поль­ский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

Общественное движение 30-50-х гг. Особенности общест­венного движения 30 - 50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движе­ние. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К. С. Аксаковы. И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А.И.Герцен и Н.П.Огарев. Петрашевцы. Теория "об­щинного социализма».

Крымская война 1853 -1856 гг. Обострение восточного во­проса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы воины. Оборона Севастополя. 11. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г Итоги войны.

Культура и быт в первой половине XIX в.

Развитие образования, ею сословный характер.Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические от­крытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в раз­витие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Бел­линсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневос­точные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское ге­ографическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (ро­мантизм, классицизм, реализм).

Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. IO. Лермонтов. Критический реализм. 11 В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григоро­вич. Драматургические произведения А. Н. Островского.

Театр. П. С. Мочало и'. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкальной шко­лы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыж­ский.

Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.

Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казан­ский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой пло­щади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец. Оружейная палата). Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Основные понятия темы: Охранительная политика, теория официальной народности, обя­занные крестьяне, кодификация законов, майорат, славянофильст­во, западничество, крестьянский социализм, крестьянская община, революционная демократия.

3. Россия во второй половине XIX в. (22 ч)

Отмена крепостного права. Социально-экономическое раз­витие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Лич­ность Александра И. Начало правления Александра П. Смягчение

политического режима. Предпосылки и причины отмены крепост­ного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской ре­формы 1861г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская ре­формы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба кон­сервативной и либеральной группировок в правительстве на рубе­же 70-80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова.

Национальный вопрос в царствование Александра II. Поль­ское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Укра­ине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расши­рение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» пародов Поволжья.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и про­мышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленно­го переворота, его последствия. Начало индустриализации. Форми­рование буржуазии. Рост пролетариата.

Общественное движение. Особенности российского либера­лизма середины 50-х - начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Раз­ногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы М. Н. Катков.

Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционного народни­чества: М. А. Бакунин. П. Л. Лавров. П. Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860 - начала 1870-х гг. С. Г. Неча­ев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Пер­вые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная во­ля». Убийство Александра II.

Внешняя политика Александра II. Основные направления внеш­ней политики России в 1860-1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в осво­бождении балканских народов от османского ига.

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки реше­ния крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвеще­ния и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление па местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. Общая ха­рактеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое деся­тилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Социаль­ная структура пореформенного общества.Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринима­тельство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночин­ная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса рас­слоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни поре­форменного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение в 80 - 90-х гг. Кризис революцион­ного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление рос­сийского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сбли­жение России и Франции. Азиатская политика России.

Развитие культуры во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй по­ловине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и обще­ственных наук. Успехи физико-математических, прикладных и хими­ческих наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.

Критический реализм в литературе. Развитие российской жур­налистики. Революционно-демократическая литература.

Русское искусство. Общественно-политическое значение дея­тельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опе­ра. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального обра­зования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль рус­ской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населе­ния. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и го­родского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Основные понятия темы: Промышленный переворот, экономический кризис, индустриа­лизация, полицейское государство, социальная структура, общест­венное движение, либерализм, консерватизм, революционно-демо­кратическое движение, анархизм, народничество, марксизм, террор,

бюрократическая система, земство, суд присяжных, народное пред­ставительство, буржуазия, пролетариат интеллигенция, рабочее законодательство, антисемитизм, черта оседлости, русификация, меценатство, урбанизация, критический реализм, Тройственный союз.

Резерв (1 час).









ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

В процессе изучения курса всеобщей истории и истории России 8 класса учащиеся должны

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
    определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебники:

1. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.

История Нового времени.1800 - 1913, 8 класс -М.: «Просвещение», 2010г.

2. А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. Конец XI X век. 8 класс. М.: «Просвещение», 2010г.

Методическая литература:

1. К.А.Соловьев. Поурочные разработки по всеобщей истории.

К учебным комплектам:А.Я. Юдовская (М.:«Просвещение»)В.А.Ведюшкин С.Н.Бурина (М:»Дрофа») 8 класс М.: «Вако». 2013г

2.Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по истории России. Конец XIX век.8 класс К учебнику П.А.Баранова и др. (М.:«Вентата-граф») М.: «Вако». 2013г

Дидактические материалы:

1. О.И. Сурьмина, Н.И. Шильнова. Открытые уроки по истории России. 6-9 классы. М.: «Вако». 2011г

2. В.В. Кириллов. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.:«Эксмо», 2013г.

3. С.Л.Губина. Всемирная история в схемах, терминах, таблицах. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2014г.

4. А.А.Федосова. Военная история в таблицах и схемах. С-Пб. «Литера» 2013г.

Средства обучения:

Атласы по Новой истории.

Настенные карты по Новой истории.

Атласы по истории России.

Настенные карты по истории России.

Сравнительные хронологические таблицы.

Презентации по истории.



© 2010-2022