Конспект урока Возникновение искусства и религиозных верований

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока 5

Предмет - история

Класс - 5

Тема - «Возникновение искусства и религиозных верований»

Тип урока - комбинированный урок

Цели: формирование у учащихся представлений о возникновении искусства и религиозных верований

Задачи урока:

  1. обеспечит усвоение понятий «религия», «искусство», причины их появления;

  2. продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями;

  3. продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ, формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека;

  4. продолжить формирование умений работать со справочным материалом.

Основные понятия: искусство, религия

Оборудование урока: презентация на тему «Возникновение искусства и религиозных верований»; учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. - М.: 2013; иллюстрации учебника

Оформление доски: число, месяц, тема, домашнее задание, план урока, основные понятия и даты

План урока:

1. Организационный момент. (3 минуты)

2. Повторение изученного, проверка домашнего задания. (10 минут)

3. Изучение нового материала. (20 минут)

4. Закрепление и подведение итогов урока. (5 минут)

5. Домашнее задание. (2 минуты)

План изучения нового материала:

1. Причины появления религии.

2. Появление искусства

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

I. Организационный момент

  • Приветствие

  • Отметка отсутствующих (в журнале отметить отсутствующих на уроке ребят)

  • Проверка готовности к уроку (пройти и проверить у ребят наличие учебников, тетрадей и прочих принадлежностей к уроку, записать кто не готов)

  • Проверка домашнего задания (письменного) (проверить в тетрадях сделанную домашнюю работу, записать кто не готов)

Дети стоя приветствуют учителя

Дежурный должен сказать, кто отсутствует на уроке и по каким причинам

Дети показывают в тетрадях сделанное домашнее задание

2

II. Повторение изученного, проверка домашнего задания

Индивидуальная карточка для устного развернутого ответа

Карточка по теме «Родовые общины охотников и собирателей»







Фронтальный опрос

1. Где расселились люди (территории)?

2. Когда появились люди на юге нынешней России?

3. Что помогло людям выжить в суровых климатических условиях?

4. Назовите важнейшие занятия древнейших людей?

5. Почему охота считалась важнейшим занятием?

6. На каких животных охотились люди?

7. Когда появился «человек разумный»?

8. Чем «человек разумный» отличался от своего предка?

9. Какие были сделаны изобретения?

10. Какими преимуществами обладали лук и стрелы?

11. Что такое родовая община?

12. Каков был обычай родовой общины?

Работа по карточкам

Родовые общины охотников и собирателей

А1. Первые стоянки древнего человека, найденные на территории современной России, датируются учеными:

1) 2 млн. лет назад

2) 1,5 млн. лет назад

3) 0,5 млн. лет назад

4) 5 млн. лет назад

А2. Что было главным орудием охоты в начале ледникового периода?

1) лук

2) гарпун

3) рубило

4) копье

А3. Самая желанная добыча древнего человека?

1) лошадь

2) корова

3) мамонт

4) зебра

А4. Какое оружие использовали древние охотники для ловли рыбы?

1) лассо

2) гарпун

3) дубинка

4) лук и стрелы

А5. Когда древний человек стал похож на нас?

1) 40 тыс. лет назад

2) 200 тыс. лет назад

3) 10 тыс. лет назад

4) 30 тыс. лет назад

Ученику дается карточка, в течение 5 минут он должен подготовить развернутый ответ по вопросу в карточке

За каждый правильный ответ дается жетон.

на территориях Европы и Азии

500 тыс. лет назад

огонь, одежда, жилища

охота, собирательство

мамонты, пещерные медведи, носороги

40 тыс. лет назад

Коллектив людей, связанных родственными связями

Один за всех и все за одного

Тестирование проводится на компьютере или по карточкам (дети получают индивидуальные карточки и работают в течение 8 минут).

3

III. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы. На помощь приходит религия.

Что такое религия? Почему она появилась?

1. Жизнь в суровых климатических условиях

Рассказ учителя

С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зарождалось искусство.

Долгое время, ученые не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Более 130 лет назад такие рисунки открыл испанский археолог Саутуола, когда он производил раскопки в пещере Альтамира в Северной Испании. Именно в этой пещере были найдены изображения бизонов. Вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, и во многих были найдены произведения первобытного искусства.

Посмотрите на рисунки на стр. 17,18,19.

Первобытные художники рисовали природными красками - красной, черной и коричневой. Кроме изображения животных, были также найдены изображения раненных животных или сцены охоты. Ученые пытаются понять, зачем художники помещали свои рисунки в глубине темных пещер? Для чего изображения раненных, истекающих кровью животных?

Люди боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озерах и реках исчезнет рыба. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни.

Посмотрите рисунок на стр. 24.

Задание:

1) Как была открыта пещерная живопись?

2) Кого изображали древние художники на стенах пещер?

3) Почему охотники изображали животных? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

2. Появление искусства

Рассказ учителя.

У человека зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он считал, что окружающий его мир населен невидимыми существами. Они могут быть злыми и добрыми, поэтому старались задобрить духов, приносили им жертвы.

Люди верили, что у человека есть бессмертная душа. Когда он умирает, она покидает тело и отправляется в «страну мертвых». Там душа так же живет, как и жил человек в своей жизни.

Когда человек спит и видит сны, значит душа покинула его тело. Будить спящего резко нельзя, иначе душа не успеет вернуться.

Поэтому хороня сородичей, люди клали в могилу все необходимое для путешествия в «страну мертвых» и для жизни в этой стране: пищу, одежду, обувь, оружие, украшения и пр.

Появившиеся у первобытных людей верования - называются религиозными.

Искусство - творческое отражение действительности.

Религия - вера в сверхъестественное и поклонение ему.

Записывают в тетради число и тему









Дети рассматривают иллюстрации.





Ребята рассматривают иллюстрации

Ребята рассматривают рисунок









Записывают в тетрадь.

3

IV. Закрепление изученного материала

С появлением человека разумного зародилось искусство и возникла религия.

Каким словом можно заменить следующие выражения:

1) Вера в богов и духов - …

2) Изображения почитаемых богов и духов - …

3) Подарки богам и духам - …

4) Поражение копьями нарисованного животного - …

5) Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей - …



религия

живопись

жертвоприношение

колдовской обряд

оборотни

4

IV. Домашнее задание

Прочитать § 3, ответить на вопросы в конце, знать понятия

Записывают в дневник

10


© 2010-2022