Рабочая программа по предмету Всеобщая история (5-9 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа предмет «Всеобщая история для 5-9 класса (5 класс )разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) Историко-культурного стандарта (приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576), основной образовательной программой основного общего и среднего общего образования МАОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7», и авторской программы А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др. -М.: Просвещение, 2014.

Предмет «Всеобщая история» изучается в 5 классе в количестве обязательного предмета в общем объеме 70 часов (при 35 неделях учебного года).

Программа составлена на 1 год, в связи с переходом на линейную систему преподавания истории и разработки новых учебников по Всеобщей истории,

Знание национальной и мировой истории - современный показатель общей культуры человека. Главная задача школьного исторического образования - формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности. Реализация этой задачи лежит в основе современных образовательных программ по истории.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает оптимальное распределение учебных часов по разделам курса: «История древнего мира» (5 класс), определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Программа обеспечивает реализацию единой концепции исторического образования. Программа по всеобщей истории реализует три основные функции:

- информационно-ориентировочную функцию, обеспечивающую понимание и масштабность образовательного поля предмета, его место в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости конкретного курса всеобщей истории;

- организационно-методическую функцию, которая позволяет с учётом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение качества освоения учебного содержания; решать задачи социализации учащихся средствами учебного предмета «История»;

- социализирующую функцию, которая предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей всеобщей истории человечества. Это знание подготавливает школьника к восприятию, пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта человечества и созидающей новый опыт на основе прежнего.

Цель изучения курса История Древнего мира:

- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.

Общие задачи изучения предмета История Древнего мира следующие:

- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

- овладение знаниями о своеобразии эпохи древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История древнего мира»

- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

- формирование способности к самовыражению, само- реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей древнего мира;

- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ древней Греции, древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Рабочая программа по истории России представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку, планирование результатов освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Структура рабочей программы соответствует приказу Минобрнауки от 31.12.2015 г. № 1577 пункт 18.2.2 и Положению о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лянторская средняя общеобразовательная школа №7».

2. Планирование результатов освоение учебного предмета

«Всеобщая история»

5 класс

Выпускник научится:

  • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

  • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства

памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта,

произведений искусства;

  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться:

  • давать характеристику общественного строя древних государств;

  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

3. Содержание учебного предмета

«Всеобщая история»

5 класс

История Древнего мира (70 ч.)

Введение. 1 час

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Жизнь первобытных людей (7 ч.)

Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Счет лет в истории

Древний Восток (20 ч.)

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция (22 ч)

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим (20 ч.)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.

4 Тематическое планирование

5 класс1

8.

Изменение времени по годам

1

Древний Восток (20 ч.)

9.

Государство на берегах Нила

1

10.

Как жили земледельцы и ремесленники

1

11.

Жизнь египетского вельможи

1

12.

Военные походы фараонов

1

13.

Религия древних египтян

1

14.

Искусство древних егептян

1

15.

Письменность и знания древних египтян

1

16.

Повторение по теме: «Достижение древних египтян»

1

17.

Древнее Двуречье

1

18.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

19.

Финикийские мореплаватели

1

20.

Библейские сказания

1

21.

Древнееврейское царство

1

22.

Ассирийская держава

1

23.

Персидская держава «царя царей»

1

24.

Природа и люди Древней Индии

1

25.

Индийские касты

1

26.

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

27.

Первый властелин единого Китая

1

28.

Повторение по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру»

1

Древняя Греция (22 ч)

29.

Греки и критяне

1

30.

Микены и Троя

1

31.

Поэма Гомера «Илиада»

1

32.

Поэма Гомера «Одиссея»

1

33.

Религия древних греков

1

34.

Земледельцы Аттики теряют

землю и свободу

1

35.

Зарождение демократии в Афинах

1

36.

Древняя Спарта

1

37.

Греческие колонии на берегах

Средиземного и Черного морей

1

38.

Олимпийские игры в древности

1

39.

Марафонская битва

1

40-41

Нашествие персидских войск на Элладу

2

42.

В гаванях афинского порта Пирей

1

43.

В городе богини Афины

1

44.

В афинских школах и гимнасиях

1

45.

В театре Диониса

1

46.

Афинская демократия при Перикле

1

47.

Города Эллады под властью Македонии

1

48.

Поход Александра Македонского

на Восток

1

49.

В Александрии Египетской

1

50.

Контрольная работа по теме: «Древняя Греция»

1

Древний Рим (20 ч.)

51.

Древнейший Рим

1

52.

Завоевание Римом Италии

1

53.

Устройство Римской республики

1

54.

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

55.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

56.

Рабство в Древнем име

1

57.

Земельный закон братьев Гракхов

1

58.

Восстание Спартака

1

59.

Единовластие Цезаря

1

60.

Установление империи

1

61.

Соседи Римской империи

1

62.

При императоре Нероне

1

63.

Первые христиане и их учения

1

64.

Расцвет империи во II веке н.э.

1

65.

Вечный город и его жители

1

66.

Римская империя при Константине

1

67

Взятие Рима варварами

1

68.

Контрольная работа по теме: «Древний мир»

1

69-70

Итоговое повторение «Древний мир»

2


5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект курса

Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник. 5 класс.

Годер Г. И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.

Годер Г. И. История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс.

Вигасин А. А., Годер Г. И. Электронное приложение к учебнику (CD). 5 класс.

История Древнего мира. Интерактивные модели, игры, тренажёры. Электронное пособие (CD). 5 класс.

История Древнего мира. Электронное картографическое пособие для средней школы (CD). 5 класс.

Исторические карты

«Древние государства мира», «Рост территории государств в древности. 3000 г. до н. э. - 200 г. н. э.», «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», «Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. - III в. н. э.)», «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», «Древняя Греция (V в. до н. э.)», «Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.», «Древняя Италия», «Рост Римского государства в период республики и империи», «Рост Римского государства в III в. до н. э. - II в. н. э.», «Римская республика в III - I вв. до н. э.», «Римская империя в I - III вв. н. э.», «Римская империя в IV - V вв. Падение Западной Римской империи».

Дополнительная литература

Бадж У Древний Египет. Духи, идолы, боги / У. Бадж. - М., 2009.

Бонгард-Левин Г. М. Древняя Индия / Г. М. Бонгард- Левин. - М., 2008.

Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, Г. А. Стратановский. - М., 2008.

Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре / М. Л. Гаспаров. - М., 2010.

Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. - М., 2005.

Древний мир. Книга для чтения по истории / под ред. В. П. Будановой. - М., 2006.

История религий / под ред. А. Н. Сахарова. - М., 2007.

Жерне Ж. Древний Китай / Ж. Жерне. - М., 2004.

Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).

Низолм Д. Древняя Греция: энциклопедия для детей / Д. Низолм. - М., 2001.

Новое время. Книга для чтения по истории / под ред. В. П. Будановой. - М., 2007.

Электронные обучающие программы

История Древнего мира. Мультимедийный учебный комплекс. 5 класс (DVD, «1С»).

История Древнего мира. Модели, игры, тренажёры. (DVD, «Просвещение»).

История Древнего мира. Обучающая компьютерная программа-игра. 5 класс (CD, «МедиаХауз»).

Репетитор по истории Древнего мира. Мультимедийное пособие по изучению истории (CD, «Акелла»).

Электронная библиотека «Просвещение». История. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 5 класс (CD, «Просвещение»).

Интернет-ресурсы по курсу «Всеобщая история»

school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

eor.edu.ru/ - официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

shm.ru - официальный сайт Государственного исторического музея.

rsl.ru - официальный сайт Российской государственной библиотеки.

shpl.ru/ - официальный сайт Российской государственной исторической библиотеки.

hist.msu.ru/ER/index.html - сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

vostlit.info/ - сайт-хранилище исторических источников Средневековья.

historic.ru/ - сайт электронной библиотеки по всеобщей истории.

arts-museum.ru/ - официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

hermitagemuseum. org/html_Ru/index. html - официальный сайт Государственного Эрмитажа.

artchive.ru/ - сайт-хранилище живописи художников разных эпох.

history.rin.ru/ - сайт-хранилище электронных материалов по всеобщей истории (исторические карты, источники, мемуары, иллюстрации, биографии исторических деятелей).

ellada.spb.ru/ - интернет-проект «Древняя Греция» (история, искусство, мифология, источники, литература).

ancientrome.ru/ - интернет-проект «История Древнего Рима» (история, искусство, мифология, источники, литература).

rulers.narod.ru/ - интернет-проект «Всемирная история в лицах» (биографии деятелей всемирной истории).

his.1september.ru/urok/ - электронная копилка методических материалов для учителей истории.

lesson-history.narod.ru/ - сайт учителя истории А. И. Чернова (электронные презентации к урокам истории).

Материально-техническое оснащение

1. Аудиоколонки.

2. Мультимедиапроектор.

3. Персональный компьютер.

4. Принтер.

5. Экран.


7

© 2010-2022