- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока истории на тему: Древнейшие люди (5 класс)
Технологическая карта урока истории на тему: Древнейшие люди (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Олемская Т.А. |
Дата | 04.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
слушателя курсов повышения квалификации
учителей истории и обществознания
по ДПОП
«Теория и методика преподавания истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»
Выполнил: учитель МКОУ СОШ №11
Лискинского района
Воронежской области
Олемская Татьяна Анатольевна
Проверил: проф. Б.Я.Табачников,
к.ф.н. И.А.Биневский,
к.ф.н. Е.О. Атланова.
ВОРОНЕЖ
2016год
Дата:
Класс: 5 «А»
Предмет: история
Учитель: Олемская Татьяна Анатольевна
Тема: «Древнейшие люди».
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цель урока: формирование представлений об эволюции человека, об особенностях древних людей.
Задачи урока: выяснить особенности жизни и совместного труда первобытных людей, создать условия для ознакомления с древнейшими орудиями труда и их ролью в процессе жизнедеятельности первобытного человека; развивать умение работать в группах.
Планируемые результаты обучения:
-личностные - осмысление исторического опыта предшествующих поколений, установление связи между целью учебной деятельности, её мотивом и результатом, формирование коммуникативной компетенции;
-предметные - овладение представлениями об историческом пути человечества; формирование способности применять исторические знания для раскрытия сущности событий и явлений прошлого;
-метапредметные - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать свои действия с меняющейся ситуации; готовность к сотрудничеству, коллективной работе.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Формы и методы работы: вводная лекция с элементами беседы, проблемные вопросы, учебные игры.
Предполагаемые риски: использование новых форм работы с учащимися и их результаты, работа с новым историческим материалом.
Этапы урока.
Цель каждого этапа.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1 Мобилизующий этап.
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.
Регулятивные, коммуникативные УУД: организация рабочего места, готовность к совместной работе.
2 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Знакомит с учащихся с содержанием учебного материала, формулирует проблемные вопросы:
- Как вы думаете, где и когда появился первый человек?
- Кто или что поможет нам ответить на этот вопрос?
Учитель начинает показ слайдов, предлагает сформулировать тему и цели урока.
Слушают и отвечают на вопросы учителя.
Делают предположения и выводы.
Регулятивные, познавательные УУД: способность прогнозировать, делать предположения, работать с информацией, воспроизводить информацию.
Регулятивные, коммуникативные УУД: умение формулировать цели урока, составление плана решения учебной задачи, организация совместной деятельности.
3 Актуализация знаний.
Учитель обобщает ответы учащихся, знакомит с темой и формулирует проблемное задание для работы в группах:
- Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?
- Почему орудия труда и останки древних людей не были найдены в тех странах, где были суровые зимы?
Подведение итогов работы в группах. Рефлексия.
Знакомятся с темой урока, получают задание для работы в группах.
Работа в группах.
Ответы учащихся.
Регулятивные, познавательные УУД: умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки, определение степени успешности выполнения своей работы и работы других; поиск и анализ информации,
Личностные, коммуникативные УУД: умение давать оценку ситуации, осуществление совместной деятельности.
4 Первичное усвоение новых знаний. Определение способов действий.
Древнейшие люди.
Рассказывает о происхождении человека. Организует работу с картой, иллюстрациями.
- Найдите юго-восточную часть Африки, места раскопок.
Объясняет значение понятий (с использованием слайдов): первобытность, человек умелый, человек прямоходящий, возраст человечества.
Описывает жильё, коллектив первобытных людей.
Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян.
Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей; сравнивают их с обезьянами.
Составляют рассказ-описание древнейших людей с опорой на текст учебника.
Познавательные, коммуникативные УУД: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, извлекают информацию из рассказа учителя, осуществляют сравнение, делают вывод; высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других.
Использование орудий труда как главное отличие людей от животных.
Рассказывает о первых орудиях труда, их использовании (показ слайдов). Работа с иллюстрацией.
Предлагает найти в тексте вывод.
- Что характеризует «человека умелого»?
Дополняют рассказ учителя об орудиях труда.
Называют характерные, существенные признаки «человека умелого».
Познавательные УУД: устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста.
Древнейшие способы добывания пищи: охота и собирательство.
Рассказывает о древнейших способах охоты, собирательстве (показ слайдов).
- В каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной?
-Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей?
Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.
Характеризуют первые занятия древнейших людей: охоту и собирательство.
Познавательные, коммуникативные УУД: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; выражают свои мысли, дают характеристику событий и явлений.
5 Первичная проверка понимания.
Проверяет усвоение нового материала. Предлагает учащимся выполнить мини-тест.
Выполняют тестовое задание. Взаимопроверка.
Регулятивные, личностные УУД: определение степени успешности выполнения своей работы, оценивание.
6 Первичное закрепление.
Овладение огнём.
Класс делится на группы.
Задание 1. Предлагает учащимся самостоятельно изучить фрагмент текста и ответить на вопрос:
- Как человек овладел огнём?
Задание 2. Опишите рисунок «Нападение саблезубого тигра» (см. с.11) по плану.
Работа в группах.
Рассказ-описание. Выводы учащихся.
Регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД: умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки, определение степени успешности выполнения своей работы и работы других; поиск и анализ информации,
Личностные, коммуникативные УУД: умение давать оценку ситуации, осуществление совместной деятельности.
Человеческое стадо - древнейший коллектив людей.
Объясняет, почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами).
Извлекают информацию о древнейшем коллективе из рассказа учителя и иллюстраций.
Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа.
7 Закрепление знаний и способов действий.
Организует работу в парах.
Предлагает поразмышлять над проблемными вопросами, выполнить творческие задания (см. Приложение).
Организует работу в рабочей тетради №1 (задания 2, 3).
Рассказывают устно об условиях и образе жизни, занятиях древнейших людей.
Познавательные, коммуникативные УУД: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера, умение работать в группе.
8 Информация о домашнем задании.
Комментирует домашнее задание.
П.1 (п.1-3), вопросы, основные понятия, термины. Задание 4 в рабочей тетради.
Воспринимают задание, уточняют.
Регулятивные УУД: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.
9 Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Проводит беседу по вопросам:
-Что вам понравилось больше всего на этом уроке?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Какова степень вашего участия в этом процессе?
- Что из услышанного было для вас самым ценным?
Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.
- Покажите на карте область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей.
- На каком материке они находятся? В какой части материка?
Благодарит учащихся за работу на уроке.
Отвечают на вопросы.
Показывают «смайлики».
Характеризуют место исторического события, читают историческую карту.
Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей.
Регулятивные, личностные УУД: осмысление своих действий и самооценка, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества; оценивание результата работы, осознание качества и уровня усвоения.
Приложение.
Задания для работы в группах:
-
Представьте себе, что вы провели несколько часов с древнейшими людьми. Что вы увидели? Опишите ваши наблюдения в группах.
-
Древнейшие люди не были знакомы с медициной, но знали много животных и растений. Знали они и травы, которые мы называем лекарственными. Этими травами они лечились. Каким образом у древних людей появились знания о лекарственных травах?
-
Благодаря археологическим раскопкам учёным удалось воссоздать внешний облик древнего человека. Перечислите характерные внешние признаки древнего человека, которые бы сближали его с дикими животными.
-
В период первобытной истории на Земле обитало много диких животных, которыми могли питаться древние люди. Однако они часто голодали. Как вы объясните причины частого отсутствия пищи у древних людей.
-
Археологические раскопки, проведённые учёными на местах стоянок древних людей, показали, что первобытные люди жили не поодиночке, а группами. Подумайте, почему древние люди не могли жить поодиночке?