Технологическая карта урока истории на тему: Древнейшие люди (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»



КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ







ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

слушателя курсов повышения квалификации

учителей истории и обществознания

по ДПОП

«Теория и методика преподавания истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

Выполнил: учитель МКОУ СОШ №11

Лискинского района

Воронежской области

Олемская Татьяна Анатольевна

Проверил: проф. Б.Я.Табачников,

к.ф.н. И.А.Биневский,

к.ф.н. Е.О. Атланова.

ВОРОНЕЖ

2016год

Дата:

Класс: 5 «А»

Предмет: история

Учитель: Олемская Татьяна Анатольевна

Тема: «Древнейшие люди».

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель урока: формирование представлений об эволюции человека, об особенностях древних людей.

Задачи урока: выяснить особенности жизни и совместного труда первобытных людей, создать условия для ознакомления с древнейшими орудиями труда и их ролью в процессе жизнедеятельности первобытного человека; развивать умение работать в группах.

Планируемые результаты обучения:

-личностные - осмысление исторического опыта предшествующих поколений, установление связи между целью учебной деятельности, её мотивом и результатом, формирование коммуникативной компетенции;

-предметные - овладение представлениями об историческом пути человечества; формирование способности применять исторические знания для раскрытия сущности событий и явлений прошлого;

-метапредметные - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать свои действия с меняющейся ситуации; готовность к сотрудничеству, коллективной работе.

Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Формы и методы работы: вводная лекция с элементами беседы, проблемные вопросы, учебные игры.

Предполагаемые риски: использование новых форм работы с учащимися и их результаты, работа с новым историческим материалом.



Этапы урока.

Цель каждого этапа.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1 Мобилизующий этап.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Регулятивные, коммуникативные УУД: организация рабочего места, готовность к совместной работе.

2 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Знакомит с учащихся с содержанием учебного материала, формулирует проблемные вопросы:

- Как вы думаете, где и когда появился первый человек?

- Кто или что поможет нам ответить на этот вопрос?

Учитель начинает показ слайдов, предлагает сформулировать тему и цели урока.

Слушают и отвечают на вопросы учителя.



Делают предположения и выводы.

Регулятивные, познавательные УУД: способность прогнозировать, делать предположения, работать с информацией, воспроизводить информацию.

Регулятивные, коммуникативные УУД: умение формулировать цели урока, составление плана решения учебной задачи, организация совместной деятельности.

3 Актуализация знаний.

Учитель обобщает ответы учащихся, знакомит с темой и формулирует проблемное задание для работы в группах:

- Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?

- Почему орудия труда и останки древних людей не были найдены в тех странах, где были суровые зимы?

Подведение итогов работы в группах. Рефлексия.

Знакомятся с темой урока, получают задание для работы в группах.


Работа в группах.

Ответы учащихся.

Регулятивные, познавательные УУД: умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки, определение степени успешности выполнения своей работы и работы других; поиск и анализ информации,

Личностные, коммуникативные УУД: умение давать оценку ситуации, осуществление совместной деятельности.

4 Первичное усвоение новых знаний. Определение способов действий.

Древнейшие люди.

Рассказывает о происхождении человека. Организует работу с картой, иллюстрациями.

- Найдите юго-восточную часть Африки, места раскопок.

Объясняет значение понятий (с использованием слайдов): первобытность, человек умелый, человек прямоходящий, возраст человечества.

Описывает жильё, коллектив первобытных людей.

Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян.

Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей; сравнивают их с обезьянами.





Составляют рассказ-описание древнейших людей с опорой на текст учебника.

Познавательные, коммуникативные УУД: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, извлекают информацию из рассказа учителя, осуществляют сравнение, делают вывод; высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других.

Использование орудий труда как главное отличие людей от животных.

Рассказывает о первых орудиях труда, их использовании (показ слайдов). Работа с иллюстрацией.

Предлагает найти в тексте вывод.

- Что характеризует «человека умелого»?

Дополняют рассказ учителя об орудиях труда.


Называют характерные, существенные признаки «человека умелого».

Познавательные УУД: устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста.

Древнейшие способы добывания пищи: охота и собирательство.

Рассказывает о древнейших способах охоты, собирательстве (показ слайдов).

- В каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной?

-Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей?

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Характеризуют первые занятия древнейших людей: охоту и собирательство.

Познавательные, коммуникативные УУД: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; выражают свои мысли, дают характеристику событий и явлений.

5 Первичная проверка понимания.

Проверяет усвоение нового материала. Предлагает учащимся выполнить мини-тест.

Выполняют тестовое задание. Взаимопроверка.

Регулятивные, личностные УУД: определение степени успешности выполнения своей работы, оценивание.

6 Первичное закрепление.

Овладение огнём.

Класс делится на группы.

Задание 1. Предлагает учащимся самостоятельно изучить фрагмент текста и ответить на вопрос:

- Как человек овладел огнём?

Задание 2. Опишите рисунок «Нападение саблезубого тигра» (см. с.11) по плану.

Работа в группах.

Рассказ-описание. Выводы учащихся.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД: умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки, определение степени успешности выполнения своей работы и работы других; поиск и анализ информации,

Личностные, коммуникативные УУД: умение давать оценку ситуации, осуществление совместной деятельности.

Человеческое стадо - древнейший коллектив людей.

Объясняет, почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами).

Извлекают информацию о древнейшем коллективе из рассказа учителя и иллюстраций.

Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа.

7 Закрепление знаний и способов действий.

Организует работу в парах.

Предлагает поразмышлять над проблемными вопросами, выполнить творческие задания (см. Приложение).

Организует работу в рабочей тетради №1 (задания 2, 3).

Рассказывают устно об условиях и образе жизни, занятиях древнейших людей.

Познавательные, коммуникативные УУД: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера, умение работать в группе.

8 Информация о домашнем задании.

Комментирует домашнее задание.

П.1 (п.1-3), вопросы, основные понятия, термины. Задание 4 в рабочей тетради.

Воспринимают задание, уточняют.

Регулятивные УУД: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

9 Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Проводит беседу по вопросам:

-Что вам понравилось больше всего на этом уроке?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Какова степень вашего участия в этом процессе?

- Что из услышанного было для вас самым ценным?

Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.

- Покажите на карте область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей.

- На каком материке они находятся? В какой части материка?

Благодарит учащихся за работу на уроке.

Отвечают на вопросы.

Показывают «смайлики».




Характеризуют место исторического события, читают историческую карту.

Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей.

Регулятивные, личностные УУД: осмысление своих действий и самооценка, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества; оценивание результата работы, осознание качества и уровня усвоения.



Приложение.

Задания для работы в группах:

  1. Представьте себе, что вы провели несколько часов с древнейшими людьми. Что вы увидели? Опишите ваши наблюдения в группах.

  2. Древнейшие люди не были знакомы с медициной, но знали много животных и растений. Знали они и травы, которые мы называем лекарственными. Этими травами они лечились. Каким образом у древних людей появились знания о лекарственных травах?

  3. Благодаря археологическим раскопкам учёным удалось воссоздать внешний облик древнего человека. Перечислите характерные внешние признаки древнего человека, которые бы сближали его с дикими животными.

  4. В период первобытной истории на Земле обитало много диких животных, которыми могли питаться древние люди. Однако они часто голодали. Как вы объясните причины частого отсутствия пищи у древних людей.

  5. Археологические раскопки, проведённые учёными на местах стоянок древних людей, показали, что первобытные люди жили не поодиночке, а группами. Подумайте, почему древние люди не могли жить поодиночке?



© 2010-2022