- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории для 6 класса
Рабочая программа по истории для 6 класса
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пашкова О.Б. |
Дата | 07.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
для 6 класса
на 2016 - 2017 учебный год
Ступень образования: основное общее образование
Учитель:
Тольятти, 2016
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и авторских программ А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы «Всеобщая история», М. «Просвещение», 2014 г. и А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России», М. «Просвещение», 2014 г.
Особенности программы - ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
-
Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2015
-
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016
Цели курса:
-
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
-
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся
5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю). Предмет «История» в 6 классе включает два курса: курс «История России» изучается 40 часов, «Всеобщая история» (история Средних веков) 28 часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов.
II. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ/
Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV - начале XVI в.);
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России/
III. Содержание курса.
Всеобщая история. История Средних веков (28 часов).
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий. Средневековое европейское общество. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Государства Европы в XIV-XV вв. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Культурное наследие Средневековья. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История России. История России с древности до XV в. (40 часов).
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Древнерусское государство (IX - начало XII в.) Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.). Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы. Борьба с внешней агрессией в XIII в. Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.). Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Завершение образования Российского государства в конце XV - начале XVI в. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Русская культура второй половины XIII-XV вв. Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва - Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
IV. Учебно- тематический план
Всеобщая история. История Средних веков (28 часов)Феодалы и крестьяне.
2
Тема 5.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
2
Тема 6.
Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.
2
Тема 7.
Образование централизованных государств в Западной Европе в XI-XV вв.
6
Тема 8.
Славянские государства и Византия в XIV-XV веках
2
Тема 9.
Культура Западной Европы в Средние века
3
Тема 10.
Страны Азии, Америки и Африки в Средние века
2
Повторение и контроль
1
Итого
28
История России. История России с древности до XV в. (40 часов)Русь Удельная в середине ХII - начале XIII в.
9
Тема 3.
Московская Русь в XIV - XVI веках
15
Тема 4.
Культура Руси XIV - XVI веках
3
Повторение
2
Итого
40
V. Перечень учебно-методического обеспечения
Программно-нормативное обеспечение:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.: «Просвещение»,2011.
-
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
-
Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (минобрнауки.рф/документы/3483).
-
Историко-культурный стандарт (минобрнауки.рф/документы/3483).
-
Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.
Учебно-методический комплект:
-
Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2015
-
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016
Состав учебно-методического комплекта:
-
Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.
-
Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.
-
Рабочая тетрадь. История России. 6 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.
-
Комплект карт. История России. 6 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.
-
Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.
-
Хрестоматия. История России. 6-10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.
-
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
-
Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.
Технические средства:
1.Проектор
2.Компьютер
3.Экран.
Настенные исторические карты
-
Русь в IХ в.- начале ХII в.
-
Борьба русского народа против иноземных захватчиков в ХIII в.
-
Российское государство в ХVI в.
-
Северо-Восточная Русь в первой половине ХIV в.
-
Древняя Русь-Русь Удельная- Московская Русь
-
Великое княжество Литовское в ХIII-ХV вв.
-
Киевская Русь в IХ-начале ХII в.
-
Арабы в VII-IХ вв.
-
Франкское государство в эпоху Каролингов
-
Индия и Китай в средние века
-
Итальянские государства в ХIV-ХV вв.
-
Столетняя война 1337-1453 гг.
-
Византийская империя и славяне в VII в.
-
Восточная Римская (Византийская) империя при Юстиниане I (527-565гг.)
-
Развитие ремесле и торговли в Европе а ХVII в.
-
Византийская империя в IХ-первой половине ХI в.
-
Западная Европа в ХI-начале ХIII в. Крестовые походы
Интернет - ресурсы
-
fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
-
school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
-
ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
-
pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
-
1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов
-
it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
-
pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
-
his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
-
fipi.ru - ФИПИ
-
uchportal.ru/ - учительский портал - по предметам - уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
-
russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
-
historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал
Список литературы для учителя.
-
Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории . 6 класс », М., «Русское слово», 2005 г.
-
Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков», М., «Просвещение», 2004 г.;
-
Задания по курсу истории Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 2005 г.;
-
Петрова Н.Г. « История средних веков. Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское слово», 2006 г.;
-
Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.». М., 2000 г.;
-
«Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2005 г.;
-
«Энциклопедия для детей. Всемирная история ». Т.1, М., «Аванта+», 2004 г.;
-
«Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 2004 г.;
-
«Я познаю мир. Города мира», Энциклопедия. М., 2000 г.;
-
«Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2002 г.