Тема: «Развитие образования и науки в Казанской губернии XIX в. »

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тест по теме : Развитие науки и образования в Казанской губернии 19 в.

.Выбери верное утверждение

1.Казанский университет был основан в :

а)6 ноября 1805г. б)5 ноября 1804г. в) 14 февраля 1805 г.

2.Укажите количество первых студентов Казанского университета.

а)23 б)53 в)33

О чем идет речь?

3.По мнению реакционера Магницкого ,он подлежал уничтожению …»Он был первый в городе и четвертый в России . « …………………………..

4.Сколько колонн ионического ордера украшают архитектурный памятник - Казанский университет ?

а)21 б)22 в)24

5.Первый исследователь быта татарского народа , первый врач , которому татары доверяли лечить своих жен , первый профессор естественной истории и ботаники, ректор Казанского университета , автор первого исторического очерка города Казани.

а)К.Клаус б)К.Фукс в)Н.Вагнер

6.Выпишите соответствие :

а)Н.И. Лобачевский 1.родоначальник казанской школы геологов

б)Н.А.Головкинский 2.основоположник Казанской физиологической

школы.

в)Н.О.Ковальский 3.автор неевклидовой геометрии.

г)В.М.Бехтерев 4.основал в Казанском университете кафедру

офтальмологии .

д) Е.В.Адамюк 5.открыл при университете первую в России

психофизиологическую лабораторию.

7. Казанский Государственный музей был основан в :

а)1885г б)1895г в)1890г.

8. Продолжи фразу.

а)Казанский учительский институт и Казанские высшие женские курсы были

открыты в ………. году.

Б).Казанская татарская учительская школа была основана в …… году при участии

…….. и ……….. .

9.Кто из литературных деятелей не учился в КГУ?

а) Л .Н.Толстой б) И.Тургенев в)С .Аксаков

10. Представьте структуру развития образования в Казанской губернии в 19 в.



Интегрированный урок по истории Татарстана и химии 11класс.


Учитель истории- 1квалификационная категория Сараева Т.А.,

Учитель химии - 1квалификационная категория Гиниатуллина Л.Р.

СЛАЙД№1.

Тема :«Развитие образования и науки в Казанской губернии XIX в.»

Тип урока : обобщение с элементами предварительной самостоятельной работы.

Цель:

  • сформировать представления учащихся о развитии образования и науки

в Казанской губернии XIX в;


  • обобщить представления уч-ся об истории становления и развития Казанского Императорского университета;


  • познакомить с Казанской химической школой и основными открытиями, сделанными учеными родного края;


  • знакомство с выдающимися личностями, получивших образование в Казанском Императорском университете;

  • Содействовать формированию мотивации самообразования;

  • Воспитание патриотических и гражданских чувств к родному краю;


  • Сформировать у уч-ся общекультурные ценности и чувство патриотизма.

Оборудование: презентация (25 слайдов) : слайды с изображением КГУ , Лобачевского Н.И, Л.Н.Толстого, С.Т.Аксакова , аудитории №7, схемы развития образования в Казанской губернии 19 века, оборудование для опыта , макет КГУ, портреты ученых-химиков, представителей Казанской химической школы, модель молекулы анилина, эфирные масла, лабораторное оборудование.

Реактивы: нитробензол, алюминиевые опилки, едкий натр, известь.

СЛАЙД №2 План .


1.Развитие образования и науки : основание КГУ, Ветеринарный институт, Казанские высшие учительские курсы , Казанские татарские учительские курсы.

2.История становления и развития КГУ, ректорство Н.И.Лобачевского, формирование казанских физиологической , геологической , химической школ, офтальмологии, открытие психиатрической лаборатории Бехтерева.

3.Наука.Химическая школа КГУ: Бутлеров , Зинин, К.Клаус, Марковников и др.

4.Университетские годы Л.Н.Толстого, С.Т. Аксакова.



МИНИ -БЛОК

ИСТОРИЯ

1. СЛАЙД№3 Вступление.

В 19 веке важным знаменательным событием губернии явилось открытие Казанского Императорского университета. Во второй половине 19 века Казанская губерния становится центром культуры и науки всего Поволжья На базе университетских кафедр в

1874 году открывается Ветеринарный институт,

1876 год был особо примечательным - было открыто сразу три высших учебных заведений

Казанские высшие курсы ,

Казанский учительский институт ,

Казанский татарский учительский институт.

Развивалось и среднее специальное образование.

Были открыты:

Юнкерское пехотное училище

Промышленное техническое училище

Художественная школа

Музыкальная школа

В средней школе также были намечены тенденции развития ,открывались следующие школы:

4 муж. и 3 жен. гимназии

ремесленное училище

реальное училище

Начальная школа :

Русско- татарские школы

Церковно - приходские школы

Мектебе- медресе

Обобщение учителя:

Причем, мектебе и медресе являлись основой начального и среднего образования для татар .

Таким образом , из представленной схемы видно , что в 19 веке в образовательной сфере , как впрочем и в других сферах российского общества происходил процесс демократизации .

Объясните с чем это было связано ?

Какое событие происходит в истории Отечества?

(отмена крепостного права.-1861г.)

Свидетельством того являются и такие факты :

В начале века было только одно высшее учебное заведение , в конце их уже 5.

Татары , благодаря усилиям татарского просветителя и преподавателя Казанского университета Фаизханова , были приняты в 1816 году в университет ,общее число их составляло 20 человек .

В пореформенный же период увеличивается число студентов среди татар , их можно было встретить не только в Казанском университете , но и в Ветеринарном институте, в Московском и Петербургском университетах.

Ежегодно татарский учительский институт выпускал несколько десятков специалистов.

СЛАЙД№4.

Казанский университет !

Краса и гордость Татарстана

Сейчас тебе уж 200 лет

Ну а стареть тебе так рано! ( автор Винокуров Андрей.)

В конце 19века в жизни нашего города , губернии происходит очень важное и торжественное событие - открытие городского музея ( ныне Государственный музей РТ).

Выступление докладчика.

Обобщение учителя: Первоначально под музей предлагалось отвести часть Александровского пассажа , подаренного госпожой Александровой -Гейнс. Но комиссия пришла к выводу , что он не подходит для размещения музея и рекомендовала думе занять часть Гостиного двора. Под коллекцию Лихачева был выделен целый отдел, помимо него было еще 4 отдела .Музей работал 6 дней в неделю . Вход был 5 - 10 копеек , а для студентов и солдат был бесплатным. Работали в музее профессора из университета , которые избирались Думой на 4 года.

За порядком следили надзирательницы , которых принимали на работу с учетом интеллигентного вида и наличия среднего образования .

Какое учебное заведение в 19 веке являлось центром науки , культуры , играло важную роль в развитии образования ?Ответ обоснуйте.

СЛАЙД№5 -10

Рассказ докладчика об истории становления и развитии Казанского Императорского университета.:

-подписание Уставной Грамоты Александром I СЛАЙД№7

-формирование и развитие университета, строительство университетского городка в годы ректорства Н.И.Лобачевского СЛАЙД №8,№9,10

- формирование казанских научных школ в стенах университета:

Адамюк - кафедра офтальмологии , глазная больница.

Бехтерев- первая психофизиологическая лаборатория в России.

Васильев - физико- математическое общество, пропагандировал идеи Лобачевского

Головкинский - основатель школы геологов

Бутлеров - основатель новой органической школы химии.

Более подробно с становлением и развитием казанской химической школы, развитием химической науки познакомит нас следующая группа докладчиков.









МИНИ-БЛОК ХИММИЯ

Тема : Наука. Казанская химическая школа.

Гордость университета -в этом году КГУ отмечает свое 200 - летие, за эти годы из его стен вышло огромное количество специалистов , в будущем многие из них приобрели мировую известность и славу. Это писатели Панаев , Хлебников , Л.Н.Толстой, С.Т.Аксаков.

Твоя история полна

Науки магов и искусства

Больших ученых имена

Весь город , вся республика , страна

Гордятся их бессмертными дарами!

СЛАЙД№22 рассказ докладчика о казанском периоде жизни Л.Н.Толстого

Д.И.Мейер:

«… У него такие выразительные черты лица, умные глаза , что я убежден , что при доброй воле и самостоятельности он мог бы сделаться замечательным человеком.»

Л.Толстой:

«.. Я был бы несчастливейшим из людей , если бы не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной .Теперь же жизнь моя будет вся стремлением деятельности и постоянным к этой одной цели.»

С такими словами Лев Толстой покидает в 1847году университет.

СЛАЙД№23 рассказ докладчика о первом студенте Казанского Императорского университета -Сергее Аксакове.

«..Все , что сохранилось во мне дорогого, - считаю себя обязанным гимназии , университету , общественному учению и тому живому началу , которое я вынес оттуда…» С.Т.Аксаков

Обобщение.

Оцените вклад в развитие отечественной науки казанских ученых.

Каково было значение открытий Лобачевского, Бутлерова, Клауса?

В 19веке в Казанской губернии бурно развивается образование и наука. Центром науки и культуры в Поволжском округе выступал Казанский Императорский университет. При активном участии казанских профессоров открывались училища и гимназии в Пензе ,Астрахани и в других городах Поволжья. В стенах университета свершены открытия мирового масштаба. Казанские ученые внесли весомый вклад в развитие отечественной науки.

«Здесь науки . здесь искусства , просвещения очаг!»

Словами татарского писателя Г.Тукая мы завершаем тему урока.

Тестовый опрос.(прилагается)

Д/з параграф 39, уч.Мустафиной параграф 11, 12, 29, написать эссе от имени студента 19века.




© 2010-2022