Древние народы Крыма. Киммерийцы

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Древние народы Крыма. Киммерийцы.









Древние народы Крыма. Киммерийцы.



Тема урока: «Киммерийцы»

Цель:

  • Повторить ранее изученный материал;

  • Раскрыть новую страницу в истории родного края через знакомство с киммерийцами;

  • Охарактеризовать образ жизни, занятия и культуру этого древнего народа;

  • Создать ситуацию для проявления познавательных и творческих способностей учащихся;

  • Развивать умения учащихся работать с картой, источниками исторической информации.

Тип урока: комбинированный.

План урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Мотивация учебной и познавательной деятельности.

4.Изучение нового материала.

5. Закрепление новых знаний и умений.

6.Итог урока.

7.Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

J Игра «пароль»:

Поздоровавшись, не предлагая учащимся сесть, предложить не повторяясь, цепочкой, по одному от парты, назвать существенное для материала предыдущих уроков словосочетание, своеобразный пароль, который позволит каждому «войти» в урок. За каждый правильный ответ учащиеся получат красный квадратик. У кого к концу урока окажется больше трёх квадратиков заработают высокую оценку.

Ожидаемые варианты ответов: Каменный век; бронзовый век; матриархат и патриархат; неандертальцы и кроманьонцы; охота и собирательство; родовая община; соседская община; присваивающее хозяйство; производящее хозяйство; неолитическая революция; обработка металлов; зарождение неравенства; земледелие и скотоводство и т.д.

J «Текст с ошибками»:

Один мальчик был большим фантазёром. Он написал сочинение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно.

«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперёд челюстями они напоминали обезьян.

Три женщины устроили состязание - чей сноп будет больше. Победила самая юная - её связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.

- Нечестно! - заметил руководитель родовой общины, молодой парень, следивший за работой. - У тебя серп железный, а у них-то медные.

Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в посёлке не было - в те времена они ещё не стали домашними животными. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на посёлок двигалось стадо мамонтов. Ещё немного - они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли посёлок стороной.

Задание: Найти не менее пяти исторических ошибок и описать их.

Учитель:

Итак, вы только что вспомнили и назвали важнейшие изменения в жизни людей эпохи каменного века: овладение огнём, переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, зарождение ремесла и начало обработки металлов.

Теперь люди не зависели от капризов природы. В их семьях росли здоровые и крепкие дети. Роды и племена становились всё более многочисленными.

Наступил бронзовый век. На нашем полуострове он продолжался с середины 3 -го до начала 1-го тысячелетия до н.э.

Беседа с классом:

  • Почему этот период получил такое название?

  • Какие изменения в жизни люде произошли в бронзовом веке?

Ожидаемые варианты ответов: замена меди бронзой, переход от матриархата к патриархату, появление неравенства, отделение земледелия от скотоводства.

Работа с историческим источником:

Авель пас стадо, а Каин пахал землю. И вот Каин принёс Богу жертву из плодов земли, а Авель принёс первый приплод из стада. И принял Господь жертву Авеля, а на жертву Каина даже не взглянул. И сильно обиделся Каин. И вот, когда были оба в поле, поднял Каин руку на Авеля, брата своего, и убил его.

Из Библии.

Беседа с классом:

  • Какие изменения в хозяйственном укладе жизни отразились в библейском предании?

  • Какие племена называются оседлыми, а какие кочевыми?

Сообщение учащегося: «Мир кочевников».

3.Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Таким образом, жизнь кочевых племён протекала в постоянных странствиях и военных схватках за скот и пастбища. В те далёкие времена в причерноморские степи поочерёдно вторгались с востока новые скотоводческие племена. Об этом свидетельствуют самые ранние упоминания древних авторов. Первым на страницы древних хроник попал народ, о котором и пойдёт речь на уроке.

J На доске не записана тема урока. Прослушав эпиграф- акростих, учащиеся самостоятельно определяют её.

Куда мы с вами держим путь?

Иль знаем, где в стране туманной,

Молчит суровый, тёмный лес

Мглой облаков покрытый будто тайной?

Есть там народ - загадочный и легендарный.

Разводит резвых диких кобылиц

И ужас сеет средь степей могучими клинками.

Явь это или сон - ответ ищите сами.

« Мозговой штурм»- создание проблемной ситуации.

Учитель:

Сегодня наш урок посвящён киммерийцам. Что мы знаем об этом народе? Чрезвычайно мало! Сведения о нём доходят к нам из сочинений древних авторов Геродота и Страбона. Однако сами они с киммерийцами не сталкивались. Пожалуй, раньше всех о киммерийцах написал великий греческий поэт Гомер в своих произведениях «Илиада» и «Одиссея». Рассказывая о долгом, полном приключений путешествии Одиссея и его спутников, Гомер сообщает, что страна эта находилась где-то на краю света, где всё покрыто влажным туманом и мглой облаков, сквозь которые даже не пробивался луч света. Вот так уныло в глазах древних греков выглядела родина киммерийцев - Северное Причерноморье.

Как мы видим, даже в те далёкие времена упоминания о киммерийцах были редки и расплывчаты, подёрнуты легендарной дымкой. Наша задача - узнать как можно больше об этом исчезнувшем народе. Как лучше это сделать?

*** Предложить учащимся самим определить ключевые вопросы темы, которые должны помочь в решении проблемного задания. Результатом обсуждения под руководством учителя становится план изучения нового материала:

  1. Происхождение и расселение киммерийцев.

  2. Занятия и быт.

  3. Материальная и духовная культура.

4.Изучение нового материала.

& «Читальный зал»:

Класс получает карточки с исторической и литературной информацией, ознакомившись с которой должны ответить на вопросы и выступить с сообщением по предложенному плану.

«Общий проект»:

Устный отчёт учащихся. Занесение сведений, которые являются частью обобщающего текста, в таблицу на доске.Происхождение и расселение киммерийцев.

Занятия и быт.

Материальная и духовная культура.

- 8-7 вв. до н.э.

-Северо-Восточное Причерноморье.

- Степная часть современной территории Украины от Дона

до Днестра.

-Кочевое скотоводство.

- Разведение лошадей.

-Развиты кузнечное и оружейное ремесло.

- Войны. Боеспособное войско. Грозные, безжалостные воины.

-Вера в загробную жизнь.

-Социальное неравенство.

- Высокий уровень материальной и духовной культуры.



  1. Закрепление новых знаний и умений.

J «Волшебный карандаш»: предложить учащимся закрасить разными цветами ключевые слова новой темы.

Красный - происхождение киммерийцев, зелёным - занятия, синим - религиозные верования.

6.Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Как узнали, что помогло?

-Кто из ребят был самым активным?

-Кто больше всех получил красных квадратиков?

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

7.Домашнее задание:

- параграф 2.1

- составить кроссворд из 10-ти слов.

-«линия времени»: отметить столетия, связанные с расселением киммерийцев в Северном Причерноморье.



Карточка №1.

Задание:

  1. Прочитайте текст. Ознакомьтесь с картосхемой.

  2. Ответьте на вопросы:

  • Когда и где жили киммерийцы?

  • Где в Крыму сохранились следы жизни киммерийцев?

  • Как в древние авторы называли киммерийцев и представляли их родину?

  • Что случилось с этим народом?

  1. Подготовьте устное сообщение на тему « Происхождение и места расселения киммерийцев».

Киммерийцы - племена, населявшие Северо-Восточное Причерноморье в 8-7 вв. до н.э. Этот народ был известен Гомеру: в «Илиаде» упоминается земля «дивных доителей кобылиц - млекоедов, бедняков и справедливейших людей».

В «Одиссее», киммерийцы предстают как легендарный народ, живущий на краю земли, куда не проникают лучи солнца: « Там народ и город людей киммерийских, окутанных мглою и тучами».

«Отец истории» Геродот в 5 в. до н.э. писал: «Страна, занимаемая теперь скифами, первоначально принадлежала … киммерийцам. И теперь ещё есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийские переправы, есть и область называемая Киммерией».

В восточных хрониках упоминается народ гамирра (т.е. киммерийцы), которые совершали набеги на страны Малой и Передней Азии.

Название киммерийцы происходит от финикийского слова Kumar - тёмный.

Следы жизни киммерийцев найдены на Керченском полуострове. Пролив, на берегу которого сегодня стоит город Керчь, некогда называли Киммерийским. Постепенно племена киммерийцев заселили всю степную часть современной территории Украины от реки Дона до Днестра.

Но, около 700 г. до н.э. им пришлось испить чашу страданий народа побеждённого. Киммерийцы были изгнаны со своей родины пришедшими с востока сколотами-скифами. Вот как описаны эти события в древней легенде:

…Тысячи беженцев шли на запад. На берегу реки Днестр состоялся народный

совет. Как быть? Дать бой врагу и погибнуть со славой или покинуть родные края? Большинство совета высказалось за уход в Малую Азию, где находилось киммерийское войско. Но не все вожди подчинились этому решению. Киммерийские воины разделились на две части и вступили в сражение между собой. Они хотели умереть, как, и положено мужчинам, в бою. Всех павших похоронили в братской могиле, над которой по древнему обычаю, насыпали огромный курган. После этого киммерийцы покинули свою страну.

Крым в 11 - 8 вв. до н.э.

Древние народы Крыма. Киммерийцы.









  1. Территория занятая киммерийскими племенами.

  2. Страна тавров.

  3. Античные поселения.



Карточка №2.

Задание:

  1. Прочитайте текст. Ознакомьтесь с иллюстрациями.

  2. Ответьте на вопросы:

  • Какое занятие было главным в хозяйстве кочевников-киммерийцев? Почему?

  • Какую роль в их жизни играли войны?

  • Можно ли считать киммерийцев одними из лучших воинов в те времена?

  • Каких успехов добились киммерийские оружейники?

3) Подготовьте устное сообщение на тему: « Занятия и быт киммерийцев».

Основой хозяйства киммерийских племён было кочевое скотоводство, в котором главным являлось разведение лошадей. Коневодство не только обеспечивало киммерийских воинов и пастухов «средствами передвижения», но снабжало их продуктами питания. Продукты земледелия и ремесла киммерийцы иногда приобретались в результате мирного обмена с оседлыми земледельцами. Но чаще всего силой, посредством венных набегов на соседние народы.

Войны играли важную роль в жизни кочевников-киммерийцев. Поэтому их войско было хорошо обученным и боеспособным. О могуществе киммерийского войска образно говорится в Библии:



Превосходство киммерийцев перед лучшими армиями того времени состояло, прежде всего, в том, что их конное войско практически не имело обоза (домашней утвари, продовольствия, кибиток). Такое войско было необычайно подвижно. Стрельба из лука велась, в основном, не через голову коня, а назад по ходу скачки. Кони, летящие табуном в сторону опасности, почти не нуждались в управлении.

Военно-кочевая жизнь киммерийских племён отразилась и на их внешнем виде. Одевались в удобные для верховой езды узкие штаны и приталенные рубахи с расширяющимися полами, на ноги надевали мягкие сапожки с короткими голенищами, а головы покрывали высокими островерхими шапками-балыками.

Военное своеобразие киммерийского быта выразилось в умении изготавливать первоклассное для своего времени оружие. Мастера владели искусством выплавки и

обработки железа, более прочного и гибкого металла, чем медь. Луки, копья, кинжалы и длинные узкие мечи были грозным оружием в руках храбрых и безжалостных воинов.

Древние народы Крыма. Киммерийцы.

Древние народы Крыма. Киммерийцы. Древние народы Крыма. Киммерийцы.



Карточка №3.

Задание:

  1. Прочитайте текст. Ознакомьтесь с иллюстрациями.

  2. Ответьте на вопросы:

  • Какая наука помогает в изучении вещественных исторических источников?

  • Какой вывод можно сделать и того факта, что киммерийцы проводили обряд захоронения?

  • Где в Крыму были обнаружены киммерийские захоронения? Опишите их.

  • О чём свидетельствуют находки в могильниках? Можно ли по ним получить представление о социальном положении, которое занимали их хозяева в обществе?

3) Подготовьте устное сообщение на тему: «Культура киммерийцев».

Получить представление о материальной и духовной культуре киммерийцев помогают археологические находки. Главными из них являются погребения и поселения.

В Крыму к киммерийским памятникам относится погребение у села Целинного в Северном Присивашье. Умерший лежал в сильно скорченном положении на боку головой к востоку. В могиле найдены: спиральные подвески из бронзовых гвоздей, обложенные золотым листом, обломок железного кинжала. В насыпи кургана обнаружена каменная стела, которая в своё время была установлена над погребением.

Другое захоронение раскопано в кургане у села Зольного, близ Симферополя. Здесь обнаружили предметы вооружения: железный меч, железные и костяные наконечники стрел. А также, детали конского снаряжения: бронзовые удила с кольчатыми концами, бляхи в виде розеток, украшенные резным орнаментом и инкрустацией, глиняный сосуд, чашу и прочее.

Древние народы Крыма. Киммерийцы.Древние народы Крыма. Киммерийцы.





Погребение, с. Целинное

Каменная стела изображает воина.



© 2010-2022